Воспоминания печорского князя

Листая Летопись

    
Князь слышал про Марлинского (А.А.Бестужеве), чуть помнил о А.Грибоедове и лично видел А.Пушкина, когда жил в Тифлисе. Тогда он был очень молодым юношей, с ограниченным, как грузин и тифлисский житель, наблюдательным кругозором, как описал его Сергей Васильевич Максимов, когда имел с ним беседу в 1850 году. Е.О.Палавандов где остался жить в Поморском крае после ссылки.
    Всех яснее у Евсевия Осиповича, запечатлелся образ А.С.Пушкина.
О нашем любимом поэте мы можем слушать и  читать,  и не устаём узнавать, улавливать новую и новую информацию.

     И вот, что рассказал писателю,  знатоку простонародной России. С.В.Максимов представлял собою сокровищницу наблюдений и знаний в этой области. В каждом произведении  Максимова была  видна  оригинальность, новизна, жизненность произведений.  Его имя почти всегда упоминается в ряду других деятелей русского народоведения (П.И. Якушкин, И.Г.Прыжов) и даже из многочисленных литераторов-этнографов. Но, это будет отдельный рассказ. Обо всём сразу не расскажешь.
 
 О чём же поведал печорский князь Евсевий Осипович Палавандов?
   

  - Наша грузинская аристократия любила блеск пышность. Княжеский титул – превыше всего. Многие роды вели своё происхождение прямо таки от царей Вахтанга V и Георгия,  внуков последнего, отдавшего России со всею страной в 1800 г., особенно ласкали и баловали. Попасть в княжеские дома было нелегко.
      На встрече нового поместника, графа  Паскевича, за почётным обедом, между прочим, для парада прислуживали
сыновья самых родовитых фамилий в качестве пажей. Так вот и я числился в пажах и присутствовал.
   Я был поражён и не могу забыть испытанного мною изумления: резко бросилось в глаза на этом обеде лицо одного
молодого человека – я его как сейчас вижу перед собой в подробностях.
Он показался мне с растрёпанной головою, не причёсанным, долгоносым. Он был во фраке и белом жилете. Последний был испачкан так, что мне показалось, что он нюхал табак! Он за стол не садился, закусывал на ходу. То подойдёт к графу, то обратится к графине, скажет им что-нибудь на ухо – те засмеются, а графиня просто прыскала от смеха.
   Эти шутки составляли потом  предмет толков и разговоров во всех аристократических кружках: откуда взялся он, в каком звании состоит и кто он такой – смелый, весёлый, безбоязненный?
Всё это казалось тем более поразительным и загадочным, что даже генерал – адъютанты, состоявшие при кавказской армии, выбирали время и добрый час.
    А тут  помилуйте! – какой-то господин безнаказанно  заигрывает с этим зверем и даже смешит его.
    Когда узнали, что он русский поэт, начали смотреть на него, по нашему обычаю, с большею снисходительностью.
Готовы были отдать ему должное почтение как отмеченному божьим перстом, если бы только могли примириться с теми странностями и шалостями, какие ежедневно производил он, ни на кого и ни на что не обращал внимания.
    Любил армянский базар – торговую улицу, узенькую, грязную и шумную. Отсюда шли о Пушкине самые поражающие вести: там видели его, как он шёл, обнявшись с татарином; в другом месте он переносил открыто целую стопку чурехов.
На Эриванскую площадь выходил в шинели, накинутой прямо на ночное бельё, покупал груши и тут же, в открытую и, не стесняясь никем, поедал их.
    Из Тифлиса езжал он и подолгу гащивал в полковой квартире Раевского, откуда привозили подобные же вести: генерал принимает подчинённых в мундирах, вытянутыми в струнку, а из соседней комнаты в ночном белье пробирается этот странный человек, которого по всем правам обязаны почитать. А он вот этого-то самого от наших грузин и не хочет, несмотря на  то, что все хорошо знали, что он народный поэт. Не вяжется представление: не к таким привыкли. Наши поэты степеннее и важнее самых учёных.
    - Наш (грузинский) поэт должен сидеть больше дома, и придя в гости, молчать, он обязан ценить каждое своё слово на
вес золота и на площадях и на ветер речи  свои не выпускать. Каждое его изречение непременно должно выражать собою практическое правило, и чем лучше и красивее та форма, в которую оно облекается, тем поэт почётнее и уважение к нему больше.
   Пушкин пробыл в Тифлисе одну неделю, а заставил говорить о себе и покачивать многодумно головами потом не один год.
Это я очень хорошо помню.


                2
           О Грибоедове, тёзке  А.С.Пушкина, у него было другое впечатление. А.Грибоедов в Тифлисе жил гораздо дольше, и жил он  раньше Пушкина.
            А.С.Грибоедов – тогда был секретарём персидской миссии, исполнил поручение - переселял из Персии армян в Россию;  чиновник по дипломатической части при великом  генерале Ермолове, - чего ещё больше?
 Когда арестовали Рылеева декабриста, в его бумагах нашли письма А.Грибоедова. Поэтому  его  ночью тайно схватили и увезли в Петербург. Грибоедов  успел оправдаться и вернулся назад с рассказами. Шёпотом  толковали о том, что в Петропавловской крепости сидел он, отделённой дощатою перегородкой, рядом с тем жидом, который  держал по подряду почту для сношений соединённых славян южного общества с северным тайным  петербургским обществом.  Жид до того явно трусил, неистовые порывы его оробелого духа не только были смешны, но и надоедали соседу. Грибоедов стал высказывать всем своё твёрдое намерение написать комедию «Жид в тюрьме», исполнил  ли?
   Перед близкими людьми А.Грибоедов шутливо оправдывал свою невинность и непричастность к заговору тем,  что написал «Горе от ума» с прозрачными намёками, которые не умели-де  понять, а в Чацком (герой рассказа) могли бы заподозрить любого либерала из вернувшихся из-за границы молодых гвардейцев того времени.
    По возвращении в Тифлис Александр Сергеевич Грибоедов выпросил у  наместника Паскевича позволения жениться.
Ему, на счастье, досталась красавица Чавчавадзе, за которую раньше сватался племянник Ермолова, но суровый и строгий генерал не любил, чтобы в боевой армии его находились женатые офицеры и  расстроил брак.
   Вот почему и уцелела для Грибоедова красавица Нина Александровна, которую он увёз  с собой в Тегеран, отправившись туда посланником и на смерть.
   Сестра А.С.Грибоедова желала иметь землю с могилы брата, так  я  её в мешочке вручил ей в Москве, через  которую провожали меня в ссылку в финляндские батальоны.

                3
     Теперь, мой дорогой читатель,  можно узнать немного и о печорском князе, которого отправляли в ссылку и  за что?

      Евсевий Осипович Палавандов действительно был в опале и ссылке, обвинённый за участие в заговоре Грузии против России (1801 г), о котором было мало известно, но организация,  которого не лишена интереса. Сам участник не любил об этом рассказывать ( о чем нас предупредил  писатель С.В.Максимов). Не вспоминал он и не сетовал даже на то суровое время, которое привелось ему провести в исправительных финляндских батальонах, отличавшихся не только строгостью, но и жестокостью в обращении с жертвами дисциплинарных взысканий. Незлой, добрейший человек вычеркнул из своей ссыльной жизни эти годы и постарался забыть о них.  Для него Финляндии не  существует, а есть вот прямо перед глазами облюбованная  им Печора и застилающаяся в памяти милая, родная, роскошная и цветущая Грузия.

            
               4

     Не мудрено, что время было молодое. А. Пушкин сам вспоминал  это время , когда писал свои воспоминания " Путешествие в Арзрум", в 1829 году.  В Тифлисе Пушкин надеялся найти Раевского, но, узнав, что  полк его уже выступил в поход,  решился просить  у графа Паскевича позволения приехать в армию. В Тифлисе пробыл он около двух недель и познакомился с тамошним обществом.

Когда в Арзруме уже развивались русские знамёна над арзрумской цитаделью, в русском лагере находились пленные.Один из пашей, увидев Пушкина во фраке, он спросил, кто этот челочек. Пущин дал своему другу  титул поэта. Паша сложил руки на грудь и поклонился ему, сказав через переводчика: "Благословен час , когда встречаем поэта. Поэт брат дервишу. Он не имеет ни отечества, ни благ земных; и между тем как мы , бедные, заботимся о славе, о власти, о сокровищах,  он стоит наравне с властелинами земли и ему поклтняются". Восточное приветствие паши всем  очень полюбилось.Около лагеря Пушкин увидел молодого человека, полунагого, в бараньей шапке, с дубиною в руке и с бурдюком за плечами. Он кричал во всё горло. Ему сказали, что это был брат его, дервиш, пришедший приветствовать победителей.

 
    На обратном  пути  Пушкин вновь остался  в любимом Тифлисе несколько дней в любезном и весёлом обществе.

Грузия прибегнула под покровительство России в 1783 году, что не помешало славному Аге-Мохамеду взять и разорить Тифлис и 20 тысяч жителей увести в плен (1795 г.) Грузия перешла под скипетр императора Александра1в 1802 г.

Да, в этом же путешествии Пушкину пришлось повстречаться с грузинами, которые сопровождали арбу в Тифлис с телом убитого Грибоедова.

"Не думал я встретить уже когда-нибудь нашего Грибоедова! Я расстался с ним в прошлом году в Петербурге пред отъездом его в Персию. Он был печален и имел странные предчувствия" - вспоминал Пушкин.

Евсевий Осипович Палавандов не всё рассказал о А.С.Грибоедове, а может быть, и не знал, что Грибоедов погиб под кинжалами персиян, жертвой невежества и вероломства.




   









         


Рецензии
)))
У нас в Кишинёве Пушкин вёл себя ещё интереснее - всё порывался стреляться на дуэли.
Если Вы внимательно прочитали мою публикацию - я привела ссылки - помещик Инглези вместе с женою был вынужден уехать в Лондон немедленно, чтобы больше не повторялась дуэль. Инзов распорядился и выслал его. А Пушкину всё сходило с рук... Всего лишь на 10 дней домашнего ареста его посадили...

Галина Римская   04.06.2015 22:18     Заявить о нарушении
Галина, да, да,внимательно прочитала,поэтому и вспомнила Тифлис.

Галина Белякова   05.06.2015 15:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.