О судьбе самого старейшего работника Министерства

У моих сверстников еще есть уникальная возможность: мы можем встретиться с ветеранами войны, с тружениками тыла, послушать их рассказы – этим и живет народная память. Сегодня ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 годов принимают активное участие в воспитании молодого поколения. Несмотря на возраст, они готовы часто общаться с молодежью. Ведь в России нет людей, которых события этих годов не затронули напрямую или косвенно. Ни одна другая страна, я думаю, не знала такого количества разрушений, жертв и погибших. 5 мая 2010 года я пришла в Министерство Финансов, чтобы поздравить с 65-летием Дудакова Александра Пантелеевича, ветерана Великой Отечественной войны, директора музея истории Министерства Финансов, председателя Совета ветеранов войны и труда Минфина России. Встретились мы с ним в музее, который Александр Пантелеевич может по праву считать своим детищем. Именно благодаря его настойчивости и целеустремленности 19 лет назад здесь появились первые экспонаты.

Шмидт Юлия (далее Ш.Ю.): -Александр Пантелеевич, во сколько лет Вы пошли на фронт?
А.П.: -Мне было лет 20. Я уже окончил Военное училище. Мне присвоили звание младшего лейтенанта. Направили нас, 4 человек, на Западный фронт. Оттуда зачислили нас по распоряжению Московского военного округа на Московский фронт. Там я пробыл всю войну.

Ш.Ю.: -Что Вы можете рассказать о войне?
А.П.: -Было очень сложное время. Потери большие были. Немцы напали на нас в самом начале войны. Они, собственно говоря, оккупировали нашу страну. Это длилось с начала войны и до конца. Я до сих пор не могу понять, как можно взять и оккупировать страну? Зачем? Почему? Что она плохого сделала? Я могу сказать, что ничего плохого наша страна не сделала. И, тем не менее, немцы оккупировали Россию. Они дошли почти до Дальнего Востока. Поэтому это было одним из самых тяжелых периодов времени для нашей Родины. Нашим солдатам приходилось делать все возможное, чтобы защитить страну от фашистов. Я тоже участвовал в защите Родины.

Ш.Ю.: -В каких сражениях Вам пришлось принять участие?
А.П.: -Видите ли, я был заместитель начальника Оперативной Разведывательной части. Поэтому в отдельных боях я не принимал участие. Все время работал в этой части.

Ш.Ю.: -Вспомните одно наиболее яркое событие на фронте?
А.П.: -Один эпизод трудно выделить. Немцы взяли в свои руки всю территорию страны. Ушло много времени, чтобы избавиться от них. Слишком много потерь было, горя и страданий.

Ш.Ю.: -Был ли ужасающий страх за Родину? Было ли отчаяние, что победы не будет?
А.П.: -Нет. Никакого отчаяния не было. Конечно, война была тяжелым и трудным моментом для страны, но люди были мобилизированы со всей территории России для того, чтобы защитить страну от немцев. Мы верили только в победу.

Ш.Ю.: -Мы знаем, что советские солдаты на фронте проявляли массовый героизм. Можете ли вы рассказать о подвиге, которому Вы были свидетелем?
А.П.: -Безусловно, вся война с немцами была подвигом. Боролись с немцами на пределе сил и возможностей, не щадя энергии, чтобы не покориться им. Война была не на жизнь, а на смерть. Это был очень долгий период времени. Более 4 лет. Поэтому все солдаты советской армии для меня – герои.

Ш.Ю.: -Имеете ли Вы награды? Какие?
А.П.: -У меня 2 ордена: «Орден Отечественной войны» и «Знак Почета», 16 медалей. И недавно выданные медаль 65-летия войны и орден «Защитнику Отечества».

Ш.Ю.: -Какое событие для Вас было самым радостным на войне?
А.П.: -Это, конечно, новость о победе, о том, что мы разбили немцев.

Ш.Ю.: -Расскажите, пожалуйста, о своих командирах. Кто из них больше всего запомнился?
А.П.: -Все, кто добросовестно выполнял приказы нашего правительства, заслуживают уважения.

Ш.Ю.: -На фронте были люди разных национальностей. Случались ли взаимное непонимание, конфликты на национальной почве?
А.П.: -Да, армия была многонациональной. Но конфликты не ощущались. Все были едины. Все сражались за Родину, за Сталина!

Ш.Ю.: -На фронте часто складывалось тяжелое положение. Как удавалось не падать духом, поддерживать воинскую дисциплину?
А.П.: -Был отдан приказ: «За Родину!». Все силы были направлены на защиту страны. Все желали в то время одного – не сдаться, не покориться фашистам. Люди были в то время очень самоотверженны.

Ш.Ю.: -Ваше отношение к немецким солдатам. Какими Вы их воспринимали?
А.П.: -Русские солдаты испытывали к ним лишь ненависть, глубокую неприязнь. Никакого сочувствия я к ним не испытывал. Никто его не испытывал. Как можно было такое чувствовать? Они оккупировали нашу страну, убивали наши семьи и близких, жгли дома и деревни, издевались над людьми.

Ш.Ю.: -Сталкивались ли Вы со случаями дезертирства и предательства в армии?
А.П.: -Нет.

Ш.Ю.: -Расскажите о бытовых трудностях на фронте? Как Вы их преодолевали?
А.П.: -Снабжение армии на фронте было превосходнейшее. И питание, и обмундирование было. Правда, зимой очень сложно было воевать. Холод был, конечно, ощутим.

Ш.Ю.: -Как Вы отдыхали на войне во время затишья?
А.П.: -Приходилось мне слышать выступления артистов, концерты фронтовых бригад. Они делали все, что могли, чтобы поднять боевой дух солдат.

Ш.Ю.: -Была ли любовь на войне?
А.П.: -Конечно, любовь была и всегда будет. Однако в то время она ассоциировалась как любовь к Родине, стране.

Ш.Ю.: -Получали ли Вы известия из дома? Писали ли сами?
А.П.: -К сожалению, моя семья была оккупирована, поэтому письма не доходили.

Ш.Ю.: -Вы были ранены? Были в плену?
А.П.: -Нет, я не был ранен. И не был в плену.

Ш.Ю.: -Чувствовалась ли какая-нибудь помощь от союзников СССР?
А.П.: -Они, конечно, старались для советской армии. Помогали, чем могли. В основном, поставляли продовольствие.

Ш.Ю.: -Какой фильм о войне Вы посоветуете посмотреть молодежи?
А.П.: -«Офицеры», «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие».

Ш.Ю.: -Как складывалась Ваша послевоенная жизнь?
А.П.: -Я окончил Ростовский педагогический институт. В то время страна нуждалась в классифицированных финансистах. Я, как и многие мои ровесники, откликнулся на призыв Родины и поступил во Всесоюзный заочно-финансовый институт. Выпускников этого вуза с удовольствием приглашали на работу в центральный аппарат Минфина СССР. Так я оказался сначала в Главном Управлении государственных трудовых сберегательных касс Министерства финансов, а позже и в управлении кадров и учебных заведений Министерства финансов СССР. В общем, проработал я в Министерстве более 60 лет. Я являюсь ветераном труда. Теперь стало редкостью, чтобы в одном учреждении, тем более в министерстве, человек работал такой срок.

Ш.Ю.: -Александр Пантелеевич, чем отличается молодежь нашего времени от молодежи Вашего времени?
А.П.: -Мы за Родину больше болели, готовы были все отдать, в том числе и жизнь. А сейчас молодежь проще смотрит на жизнь. Она более ветрена.

Ш.Ю.: -Что Вы могли бы пожелать современной молодежи? Может быть, какое-то напутствие?
А.П.: -Надо любить Родину. Все за нее отдавать, несмотря ни на какие трудности и преграды.

Ш.Ю.: -Александр Пантелеевич, спасибо Вам огромное за встречу и за увлекательную беседу.

9 мая – это праздник со слезами на глазах. Вечная память тем, кто не вернулся с поля боя, кто до последней капли крови сражался с врагом, кто без страха с победоносным возгласов «За Родину!», шел вперед под вражеские пули. В этот день вся страна скорбит вместе с матерями, недождавшимися сыновей, женами, потерявшими мужей. День Победы – это доказательство того, что русский народ – удивительно сильная, мужественная и храбрая нация. И сколько бы слов, наполненных уважением и гордостью, не прозвучало, молодое поколение всегда будет благодарить ветеранов. Низкий поклон Вам!


Рецензии