Почтовая сумка

               
     Пожилая чета ,Филипп и Марта ,решили приобрести дом в пригороде большого города.
   Они устали от шума дорожных магистралей, толчеи в супермаркетах, тонких панельных стен квартиры, через которые были слышны ссоры и храп соседей, вечного звука перфораторов и сверл с разных этажей. Они ушли на пенсию и хотели тишины и покоя. Маленький домик с небольшим садом – это было именно то, что нужно.

   В старом деревянном доме скрипели половицы, хлопали ставни, завывала печная труба. Казалось, что порой он вздыхает по-стариковски, порой ухает, как филин, а порой, задремав, затихает. Но Марте и Филиппу это даже нравилось – им казалось, что дом живой, настоящий, не то, что их прежнее равнодушное панельное жилище. Они с удовольствием наводили порядок в доме – мыли, чистили, меняли рамы…И с каждым днем дом становился все уютнее. Оставалось только починить крышу.

   Наутро, взяв ящик с инструментами, Филипп поднялся по лестнице на чердак. Тот встретил его полумраком ,запахом пыли и паутиной. Через маленькое чердачное окошко пробивался лучик света, освещаюший кучи старых ненужных вещей, бог знает сколько времени хранившихся здесь.

   -Пожалуй, надо сначала выбросить отсюда весь хлам,- решил Филипп.

   Он возился полдня, спуская с чердака стопки старых газет и журналов, колеса от велосипеда, лыжи, удочки, коробки со старыми башмаками…Наконец, добравшись до дальнего угла, он увидел большую сумку. Ухватившись за длинный ремень, служивший ей ручкой, он потянул сумку к себе, но она оказалась тяжелой.

  - Наверное, тоже набита старыми журналами,- подумал Филипп.

    Наклонившись, он раскрыл замок сумки и высыпал ее содержимое на пол. Он не сразу понял, что это. Включив фонарик, он направил его луч на белую горку на полу и ахнул. Это были письма, десятки писем. Подняв опустевшую сумку с пола, он начал вертеть ее в руках, ощупывая и рассматривая  со всех сторон.

    Это была самая настоящая почтовая сумка. Такие раньше носили на длинном ремне, перекинутом через плечо, почтальоны, развозившие почту на велосипеде от дома к дому.

  -Марта, иди сюда скорее! - позвал он жену.
   -Что, клад нашел?- весело откликнулась Марта, готовящая обед. Бросив все, она все же поднялась на чердак.

   Подойдя к мужу, она удивленно спросила: »Что это?»
 -  Не знаю, что и думать, но это настоящая почтовая сумка, и  из нее высыпались самые настоящие письма.

  -Боже мой, сложи их немедленно назад в сумку! – испуганно воскликнула Марта.

   Когда письма были собраны и полная сумка вновь закрыта на замок Марта и Филипп долго стояли около нее в замешательстве, пытаясь понять, как эта сумка оказалась здесь и, что могло случиться с почтальоном. И еще они понимали , что не знают, что с этим делать.

 -  Давай оставим все как есть. Пойдем вниз.
Они спустились с чердака в дом, сели за стол и стали молча обедать.

   Следующие пара дней прошли необычно тихо. Марта и Филипп занимались каждый своим делом и почти не разговаривали. Лишь порой каждый из них, задрав голову вверх, посматривал на чердак.

   Через несколько дней, когда вечером в садовой беседке они, как обычно, пили чай ,Марта нерешительно сказала:
   -Интересно, сколько времени они пролежали на чердаке?
   -Это можно узнать лишь по почтовым штемпелям,-ответил Филипп.
   -Но для этого надо вновь открыть сумку…
   -Ну, мы только вытащим пару-тройку конвертов и посмотрим даты на почтовых печатях.
   -Господи, ну давай уже это сделаем!- воскликнула Марта, которой сама мысль доставать письма казалась кощунственной и ,в то же время , ее неумолимо влекло туда, на чердак.

   Они поднялись по скрипучей лестнице , открыли замок сумки и достали стопку конвертов.
 -  Давай спустимся вниз, здесь темно,- предложил Филипп.

   Марта, бережно прижав письма к груди, спустилась по лестнице. Они вернулись в беседку и разложили конверты на столе. В свете керосиновой лампы конверты казались не белыми, а желтыми, но ведь так оно и было ,бумага пожелтела от времени. Почтовые штемпеля и адреса на конвертах были еле различимы.
   Филипп сбегал в дом за лупой и, поднося поочередно конверты к лампе, стал рассматривать даты на почтовых печатях.
   -Марта!- взволнованно воскликнул он ,- Ты только подумай, все эти письма были написаны 15 лет назад!

   Марта растерянно посмотрела на Филиппа, потом на письма. Некоторые конверты были приоткрыты – вероятно, клей отсырел от времени и заклеенные когда-то края отогнулись. Она протянула руку и медленно вытащила одно письмо из приоткрытого конверта.

   -Что ты делаешь? - прошептал Филипп.
   -Не знаю,-так же шепотом ответила Марта и бережно развернув листок тихо начала читать письмо вслух. Письмо было от дедушки,  который писал своим внучкам из маленького таежного хутора:

   «Я думал вернуться домой этой осенью, но дела на моей пчелиной пасеке идут очень хорошо и грех бросать все это. Здесь, в тайге цветут липы, растет гречиха и множество цветов на полянах, аж дух захватывает.

   Я вспоминаю свое детство в деревне,  как мы с мамой и братишками ходили в лес собирать малину, морошку, черемуху. Я брожу по тайге и  радуюсь березкам, соснам, папоротникам, всему зеленому чуду, окружаюшему меня. Но ,главное, это то, что пчелы трудятся вовсю. У меня уже много канистр душистого меда – липового, гречихового, цветочного. В воскресенье я повезу его сдавать в заготовительную контору и сразу же вышлю вам деньги. Их должно хватить на пару лет вашей учебы в университете. Ну а следующий медовый урожай покроет окончательно все расходы на обучение.

   Вы знаете, что сам я не смог получить образования из-за военной юности. Но вы  должны закончить университет. Сейчас другое время и без высшего образования нельзя удачно построить свою жизнь.
   Дорогие внученьки, я очень скучаю по вас, пишите мне чаще.
                Ваш дедушка Федор».
 
    Дрожащими руками Марта сложила письмо в конверт. Филипп  нерешительно протянул ей следующее. Оно было с множеством необычных ярких марок, так как пришло из-за границы, из далекой Турции.

   «Милая Олеся!- писал  Юсуф с восточной витиеватостью: »Хочу написать тебе о любви самой красивой, самой настоящей, которую трудно выразить словами.
   Как песни ветра радость у меня внутри и, я тебя как утренний рассвет увидел. Жизни, любви, радости для себя захотел.
   Красивая ,прекрасная Олеся, любимая Олеся, тебя я умоляю, нас пожалей, сделай выбор в нашу пользу. »Я,-говорит цветок жасмин,-Мое место где? На землю ли буду падать?»
   Я возможно сделал ошибки, но не много, огонь не соприкасался с динамитом. Олеся, я тебя умоляю, если есть любовь внутри тебя, то пусть она останется до могилы.
   Перед нами встали огромные препятствия и это, прежде всего, разница культур. Ты усомнилась в любви, я же огонь любви несу тебе, и сердце мое открыто тебе навстречу. Будущее будет зависеть только от тебя.   
                Твой Юсуф»

   Марта бережно положила письмо на стол. Из ее глаз текли слезы. Филипп растерянно переводил взгляд с Марты на письмо. Оба они понимали, что только что прикоснулись к большому и светлому чувству. Они долго сидели молча, больше не открывая ни одного конверта.

   Предрассветный ветерок шуршал пожелтевшими листочками писем, где-то в саду маленькими ножками протопал ежик, с веток на землю упали яблоки, прокукарекал петух, проснулись и защебетали синицы…

   Филипп потушил керосиновую лампу. Конверты…они лежали на столе, и еще больше их было там, на чердаке. И в каждом все еще хранились чьи-то судьбы, несбывшиеся надежды, ожидания любви, встреч, признания, невозвратные потери и неуслышанные кем-то жизненно важные  слова.
 
   Прошло пятнадцать лет. Возможно, некоторых адресатов и нет в живых. И все же, все же… Возможно, кто-то из них, оглядываясь в прошлое, сильно о чем-то сожалеет и мысли о чем-то непонятом в своей судьбе мучают и не дают покоя.

   Марта посмотрела на Филиппа и увидела, что он решился на что-то, и ей показалось, что она поняла его. Поэтому, когда Филипп, сходив в дом, принес клей, она молча стала помогать ему заклеивать конверты. Потом Филипп разложил их по карманам и решительно вышел за калитку.

   Марта поднялась на чердак и вынула из почтовой сумки еще одну стопку писем. Она спустилась с крыльца, закрыла дом и медленно пошла по улице, вглядываясь в адреса на конвертах.

   Они разносили почту все лето, ведь писем было много и некоторые адресаты жили не в поселке, а в городе, куда приходилось ездить на электричке. И в каждом доме, в котором они побывали, им приходилось вновь и вновь рассказывать о почтовой сумке, затерявшейся на целых пятнадцать лет на чердаке. Но это стоило того. Люди ,неожиданно получившие письма из далекого прошлого, плакали и смеялись ,они в нетерпении открывали конверты прямо на пороге и читали, читали…

   Когда почтовая сумка опустела, у Марты и Филиппа появилось чувство, что они сделали что-то очень важное и необходимое.
                ***
               
   …Наступила осень. Они снова стали жить размеренной жизнью . Марта занималась хозяйством, Филипп покрасил беседку, забор, а потом вырезал из дерева флюгер в виде почтового голубя и установил его на крыше дома в память об их почтовом происшествии. Ни он, ни она еще не знали, что оно будет иметь неожиданное продолжение.

  А пока они продолжали возиться в саду, в котором за это время произошли значительные перемены. Этим летом все свободное пространство в саду Марта засадила цветами, еще не успевшие отцвести, они качали разноцветными головками, на которые жужжа садились пчелы, собирая последнюю летнюю дань. В это лето Филипп расставил по всему саду пчелиные домики и теперь с наслаждением вдыхал запах меда, разливая его в большие фляги. Вечерами они все так же пили чай в беседке, которую теперь окружали посаженные ими кусты жасмина.

   Однажды, когда листья в саду уже пожелтели, а с кустов жасмина упал на землю последний цветок, кто-то робко постучал в их калитку. Марта бросила грабли, которыми сгребала опавшие листья и по садовой дорожке поспешила к калитке
.
   Открыв дверцу калитки она увидела женщину, которой судя по мелким морщинкам вокруг глаз было за пятьдесят. Но она все еще была красива , ее карие глаза светились завораживающим светом.

   -Простите меня за беспокойство, -робко начала женщина,-Я – Олеся. Вы принесли мне письмо от Юсуфа. Скажите, а та почтовая сумка еще сохранилась?
   -Да,- с удивлением ответила Марта,- Она все еще лежит на чердаке, но в ней нет больше писем.
   Женщина смущенно достала из сумки новенький конверт.
   - Извините меня за странную просьбу, но не могли бы вы положить это письмо в почтовую сумку?
   -Простите, я не понимаю…- растерянно сказала Марта.

   -Я объясню,- Олеся взволнованно теребила конверт в руках,- Тогда, пятнадцать лет назад, Юсуф предложил мне выйти за него замуж, но я улетела из Стамбула домой, чтобы подумать, смогу ли я жить в стране с чуждой мне культурой. Я любила его и , как теперь понимаю, буду любить его до самых моих последних дней.
 Ах, если бы тогда, пятнадцать лет назад, я получила бы это письмо, все сложилось бы по-другому. Позже я искала его, но его телефоны были отключены. Потом я узнала от его друзей, что он пропал, просто пропал в один день, пятнадцать лет назад, никто его больше не видел, ни кто не знает жив ли он. Прошу вас, положите мое письмо к Юсуфу в почтовую сумку. Я понимаю, что это звучит глупо, но у меня будет хотя бы иллюзия о том, что я поговорила с ним.

   Женщина торопливо всунула конверт в руку Марте и быстро, почти бегом поспешила прочь. Филипп, стоявший за спиной Марты и слышавший этот разговор, взял конверт из ее рук и, поднявшись на чердак, положил его на дно пустой почтовой сумки.

   Прошла неделя и в калитку постучали две молодые женщины.
   - Помните нас?- спросили они у Филиппа,- Вы приносили нам письмо от дедушки. Он умер, то письмо от него было последним, но мы не  ответили на него, потому что так и не получили его тогда. Пожалуйста, положите в почтовую сумку наш ответ ему, здесь в конверте  кроме письма копии наших университетских дипломов и фотографии правнуков, которых он не успел увидеть.

   Люди шли к дому Филиппа и Марты всю осень, легко находя его по деревянному почтовому голубю на крыше. К калитке приносили конверты те, чьих близких и любимых людей уже не было в живых.

   Марта и Филипп складывали  письма в прошлое в почтовую сумку, которая все еще лежала на своем месте на чердаке. К зиме она была вновь полной и Филипп закрыл ее на замок.

   Он увидел ее вновь лишь в начале следующего лета, когда расцвели нежные белые цветки жасмина. Он поднялся на чердак за лопатой, чтобы взрыхлить землю в саду. Филипп  посмотрел в угол, где стояла почтовая сумка и замер на месте. Сумка вновь была пуста.

   - Неужели кто-то украл письма? – подумал он с отчаянием,- Не может быть, ведь чердак был закрыт всю зиму! я сам вешал на люк чердака большой амбарный замок!

   Филипп рассеянно теребил сумку в руках. От неожиданной догадки его лоб покрылся испариной, сердце застучало в бешеном ритме:

   - А вдруг… они улетели к своим адресатам, улетели, как почтовые голуби?  А эта сумка просто… тоннель между прошлым и настоящим?
  Конечно, эта мысль казалась нереальной, но как было бы хорошо, если все в самом деле случилось именно так.

   В конце концов, нам не дано понять, как души  живых и навсегда ушедших близких людей разговаривают друг с другом…
               



   
               
 


Рецензии