73. В. Агошков. Тросна-Ефратово. Протоиер. Крючков

73. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.

ПРОТОИЕРЕЙ КСЕНОФОНТ КРЮЧКОВ

Итак, в деревнях Соборовка и Красавке в 1903г были по-строены церковно-приходские школы, по ходатайству Синодаль-ного миссионера протоиерея Ксенофонта Крючкова, на средст-ва святого Синода. Кто же такой Ксенофонт Крючков?! И можно ли найти в Интернете о нём сведения? Да, можно.
 
Так, Ягудина О.В., канд. ист. наук, ст. преподаватель каф. отечественной истории ГОУ ОГУ напечатала статью «Миссионерская деятельность протоиерея Ксенофонта Крючкова на территории Оренбургской епархии в 80-х гг. XIX века».
Старообрядчество как общественно-религиозное явление российской ис-тории является также неотъемлемой частью истории Оренбургского края, так как данная территория являлась местом проживания большого числа староверов.

В современное время, когда общество воспитывается в духе толерантности, можно объективно подойти к вопросу роли старообрядцев в жизни края. Царское прави-тельство всегда акцентировало внимание на оренбургских староверах. Связано это было с тем, что раскол, получивший распространение, по большей части, в среде оренбургского казачества, мог нанести существенный удар по позициям царизма на юго-восточных рубежах государства. Ведь староверческая идеология во многом противостояла основам самодержавия и возникла, первоначально, как реакция на ухудшение материального положения низших слоёв государства.

На борьбу с расколом был поставлен весь государственный аппарат – это было «профессиональное занятие церковных властей, в котором государствен-ному управлению приходилось служить лишь карательным орудием» Главная роль в этом вопросе отводилась целому штату миссионеров, который был сфор-мирован только лишь при Александре III, и это несмотря на то, что история рас-кола к этому времени насчитывала около 200 лет. Основные методы, используе-мые миссионерами для борьбы со старообрядчеством, являлись миссионерские беседы – публичные и частные, а также распространение книг и брошюр проти-вораскольнического характера.

Одним из выдающихся синодальных миссионеров был Ксенофонт Ники-форович Крючков, деятельность которого связана с историей Оренбургского края. Родился Крючков в семье богатых крестьян-старообрядцев в 1840г. Выдающиеся способности и отличное домашнее образование позволили ему занять среди единоверцев лидирующее положение. После беседы с московским митрополитом Филаретом молодой Ксенофонт Крючков решает принять православную веру на началах единоверия в 60-х гг. XIX века. В 1880г он был принят в сан священника, а уже через несколько лет был назначен епархиальным, а затем синодальным миссионером. Столь стремительный взлёт его духовной карьеры связан с исклю-чительными ораторскими способностями, энергичностью, трудолюбием, стрем-лением к самосовершенствованию.
 
Миссионер был любимцем К.П. Победоносцева, и тот неоднократно на-хваливал его перед Императором, что было вполне заслужено. В письме к Нико-лаю II Обер-прокурор Синода даёт следующую характеристику Крючкову: «… С расколом, до последнего времени у нас не умели обращаться… путем убеждений и бесед. Последнее труднее, потому что для того, чтобы действовать на души, надобно войти в душу народа, говорить с ним его языком и иметь то знание, ко-торым дорожит народ. К этому немногие способны. Посчастливилось найти спо-собного к этому человека священника Ксенофонта Крючкова…

Он сам из кресть-ян, бывший раскольничий беспоповец и обладает вполне искусством говорить с народом. …Он очень умён и искусен, – говорит мастерски, просто, образно ясно, приковывая к себе внимание, и действует неотразимо на всех, кто его слышит».


см. далее.

(C)  В.И. Агошков.


Рецензии