Средство концентрации действительности...

Успех либо крах произведения во многом зависит от композиции. Удачная композиция позволяет добиться максимума смысловой и эмоциональной нагрузки при минимальном объёме текста. Михаил Веллер. // Любовные сцены обычно монтируются. Снимаются в течение дня, а потом склеиваются в одну короткую сцену. Сильвия Кристель, голландская актриса. // Действие повести «Раковый корпус» продолжается в общей сложности месяц. Для малой прозы Солженицына случай исключительный. Он всегда до предела сгущает повествование. В одни сутки вмещена повесть «Адлиг Швенкиттен», в один день – рассказ о лагерной эпопее Ивана Денисовича, часа в три – «Случай на станции Кочетовка», в рассказе «Правая кисть» и часу нет. В большом романе «В круге первом» менее трёх суток, от вечера субботы до дня вторника. // Я вовсе не стремлюсь блеснуть вымыслом. Просто средство концентрации действительности, страсть к уплотнению. Первой характеристикой всякого литературного произведения считаю художественную плотность содержания, мысли, чувств. Мне лично неуютно, если у меня материал в романе слишком просторно располагается. Александр Солженицын. // Сжатее, как можно сжатее (учиться у Пушкина). Второстепенностям отводить место незначительное, а действие совокупить около героя. Фёдор Достоевский. // В литературе важно не только, что ты рассказываешь, но, как в жизни, – что за чем следует. То есть очень важно именно чередовать вещи, не давать им затягиваться. Полезные для литературы уроки композиции даёт музыка, демонстрирует некие основополагающие принципы. Скажем, строгая трёхчастная структура «кончерто гроссо»: одна быстрая часть, две медленные – или наоборот. Всё, что хочешь выразить, изволь вместить в отведённое время. Иосиф Бродский. // Великий художник концентрирует впечатление, отбрасывая ненужные детали. Как полновластный хозяин своих владений он размещает и устанавливает, добавляет одно, отшвыривает другое, использует нужные ему предметы на свой лад. Посредственный художник никакого воздействия на скопление заимствованных материалов не оказывает, он не властен ни над чем. Эжен Делакруа. // При всех превосходных качествах Альфонса Доде, вот в чём маленький недостаток его произведений. Ничем не умеет пожертвовать, не может решиться выбросить ничего. Хочет использовать всё, что видел, чувствовал, испытал в жизни, даже если оно с трудом укладывается в рукопись. Эдмон Гонкур.


Рецензии