Высшая Математика

Степан Фомич Ковтун на вид был простым пенсионером.
Обычно он носил черный костюм, рубашку без галстука и туфли со скрипом. На улице он никак не выделялся среди остальных, но стоило ему войти в аудиторию, мы все сразу замирали. Могу точно сказать, его боялись все. Может кто меньше, а кто больше, однако стоило ему остановить свой взгляд на любом из нас, как несчастный  начинал чувствовать, по крайней мере, замешательство.
Конечно, во многом наши переживания были связаны  с предметом, который он преподавал. Но согласитесь, преподаватель всегда мог сделать свою дисциплину либо простой, либо сложной.
Степан Фомич сделал высшую математику, кровавым эшафотом, на который мы взбирались три раза в неделю.
Урок  начинался с того, что преподаватель надевал очки, открывал журнал, и проверял все ли на месте.  Зачастую он безжалостно коверкал наши фамилии, и мне всегда казалось, что это доставляло ему какое-то удовольствие. Правда он нередко извинялся, но это было как-то между прочим и по театральному - в сторону.
Закончив перекличку, он немного откидывался на своем стуле, снимал очки и обводил взглядом присутствующих. В глаза ему было лучше не смотреть, это всегда было отличным поводом к непосредственному приглашению на эшафот, хотя и потупленный взгляд тоже не мог служить стопроцентной гарантией безопасности.
В течение всей своей учебы я так и не понял, его своеобразного поведения, хотя мой староста неоднократно говорил, что загадка  Степана Фомича скрывалась в его армейском прошлом. Проще говоря, наш преподаватель был военным в отставке. Конечно я, как и многие другие, смеялся после армейских анекдотов. Однако все как есть, я понял немного позже, когда непосредственно загремел в армию. 
Впрочем, это будет потом, а тогда я просто ходил в институт и старался как то выживать рядом с теми чудесами, которые мне преподносил Степан Фомич и его высшая математика.

Поверьте, если бы я смог показать вам наш журнал по «вышке», вы бы, по меньшей мере, удивились.
В то время как во всем Советском Союзе, существовала  пятибальная шкала оценок, у нашего преподавателя, шкала была совершенно иной. Начиналась она непосредственно с ноля. Круглую и ничего не обозначающую цифру, Степан Фомич  выводил в журнале, когда жертва эшафота не могла ничего ответить по существу.
Вначале нашего знакомства, мы удивились этому, но преподаватель обвел своим жестким взглядом присутствующимх и кратко пояснил.
«Если ничего не знаешь - значит – ноль»!
Большого выбора у нас не было, и все мы потихоньку стали свыкаться с тем, что «Единица» - это когда человек, в курсе темы, но не более.
«Двойку» нужно было заслужить, решить пример или задачу, но с незначительными ошибками.
«Тройка», ну это была вообще хорошая оценка, для того, чтобы её заработать студент должен был все решить, но как - то неуверенно и без пояснений.
«Четверка» - от Степана Фомича была в высшей степени, отличная оценка. На моей памяти её заслуживали только два человека и то пару раз. 
Сами понимаете, что о «пятерке» мне сказать нечего, поскольку обладателя этой загадочной оценки, я ни разу не встречал.
Но и это ещё не все, Степан Фомич любил экспериментировать со своей шкалой, если можно так выразиться, он иногда усовершенствовал её, раздвигая диапазон.
Хорошо помню, как однажды Сашка Егоров решал пример, и в ответе у него получилась дробь - «семь шестнадцатых». Ответ был неправильный, но преподаватель, вместо того, чтобы сразу поставить несчастному  «единицу», вдруг сдвинул очки на нос и стал пытать жертву,  в надежде направить её на путь истинный.
Тем не менее, все старания были напрасны, и Степан Фомич, крякнув с досады, аккуратно вписал в журнал напротив сашкиной фамилии ту же дробь - «семь шестнадцатых».
На какое-то время Сашка стал известным человеком. Думаю, что ему  можно было бы подать заявку в книгу рекордов Гиннеса, как единственному  человеку, получившим оценку – «Семь шестнадцатых». Однако такая слава его не прельщала, и вскоре он сам вызвался исправиться. Поступок был более чем дерзким, поднять руку на уроке Степана Фомича означало владеть вопросом в совершенстве. Преподаватель посмотрел на моего приятеля и молча кивнул.
Помню, Сашке досталась какая-то огромная дробь, с которой нужно было разобраться. Почти весь первый час он упражнялся над ней, в то время как Степан Фомич разъяснял нам новую тему. В конце концов, когда доска была исписана полностью, преподаватель повернулся и стал внимательно смотреть, на запечатленную Сашкой мысль. Все было правильно, единственное, в конце примера мой приятель перемудрил. Вместо того, чтобы сразу написать ответ, который равнялся нолю, Сашка почему то выпендрился и написал дробь – в числителе которой был ноль, а в знаменателе двойка.
Пробежав ещё раз взглядом по всей доске, Степан Фомич хитро улыбнулся и спросил у Сашки.
- И как же так? У тебя ведь был ноль… 
  Егоров нервно кивнул.
- Ты его разделил на два… 
  Сашка кивнул опять…
- И что, ничего не осталось? Как же так?
Степан Фомич повернулся к нам с улыбкой на лице. По всему было видно, что ему понравилось решение, но он не хотел просто так отпускать жертву.
-Это дробь…- непонятно к чему начал Сашка
-Да я вижу что дробь, ты мне скажи, я никак не пойму…у тебя был ноль…ты его разделил на два и что?
Сашка сглотнул.
- Ну что ты молчишь? - продолжал настаивать Степан Фомич.
Сашка шарил взглядом по доске, в надежде найти несуществующую ошибку. И тогда Степан Фомич спрятал улыбку, повернулся к доске и произнес.
-Смотри,  -преподаватель расставил руки, - вот у тебя есть ноль.
Сашка внимательно посмотрел на руки Степана Фомича, буд-то он и вправду держал средней величины ноль.
- Теперь я его разделю на два, - преподаватель рубанул рукой воздух.

На мгновенье мне показалось, что Сашка увидел, как из живого ноля брызнула кровь. 

-Почему же у тебя такой ответ? - Степан Фомич откинулся на спинку стула.
Сашка тупо посмотрел на пол, где  валялся  разрубленный пополам ноль, затем перевел взгляд на преподавателя и быстро выпалил.
-Если любое число разделить на два- получится ноль.

Я уткнулся в свою тетрадь. Остальные слегли тоже. Помню, смеялся  даже Степан Фомич, но Сашка исправил в тот день свои «семь шестнадцатых» на обычную «тройку».

 Вообще, за все время обучения я ни разу не сдавал экзамен по «вышке» в сессию. Степан Фомич постоянно отсылал меня, по его выражению – «на переподготовку». С приближением экзамена меня начинали мучить кошмары от всех его тангенсов и логарифмов. Я писал конспекты, брал у соучеников шпаргалки, но это не помогало. Списать у Степана Фомича – было проблематично, а отвечать, под его гипнотическим взглядом, было ещё сложнее.
Усугублял проблему пересдачи, обязательный поход в деканат за "хвостовкой", как я уже рассказывал, наш декан Иван Яковлевич – имел отвратительную привычку, постоянно увеличиваться в размерах, стоило только мне переступить порог его кабинета. Однако у него был зам. Александр Александрович, в просторечии – Сан Саныч, с которым  решать вопросы переэкзаменовок было куда проще.  Я всегда старался попасть именно к нему, хотя в последствие, у меня возникло впечатление, что это была просто игра в «доброго и злого следователя».
Как бы там ни было, в конце концов, я все - таки писал объяснительную и брал "хвостовку". Но весь этот процесс был до того нервным, что мне до сих пор сняться сны с участием Степана Фомича и не только.
Впрочем, все на свете когда- нибудь кончается, однажды в мае кончились и мои уроки по «высшей математике». 
Последний  экзамен у нашего оригинального преподавателя остался позади, и я почувствовал от этого неописуемый восторг. Некоторым могло показаться, что скромный  «удовл»  вряд ли может принести столько радости.
Однако это могло случиться лишь с теми, кто никогда не был знаком со Степаном Фомичем и его шкалой оценок. 


Рецензии
Лихой препод. У нас был чем то похожий,не поставивший за все время пока мы его знали ни одной пятерки."Студент не может знать материал на 5 " -утверждал профессор. И возможно он был прав...

Александр Гринёв   16.01.2014 20:44     Заявить о нарушении
Похоже это брат Стапана Фомича)

Николай Волга   16.01.2014 20:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.