Акимыч

 В день Ленька проснулся позже обычного, посмотрел прищуренным глазом в окно и, нырнув головой под подушку, провалился в прерванный сон. Но уснуть ему так и не удалось. 
- Ленька, вставай!  – услышал он за окном возмущенный голос закадычного друга. -  На рыбалку пора!   

Ленька нашел глазами будильник, сорвал с крючка непросохшие брюки и, засунув запазуху кусок вчерашнего пирога, выпрыгнул в прохладное утро.

- Ну, ты  и дрыхнешь, – недовольно пыхтел Петька, пиная ногой приготовленное для рыбалки ведро, - глянь, солнце как высоко, теперь точно ничего не наловим.
- Еще как наловим, - передернул плечами Ленька. - Во-о-о-т таких карасей, - и для убедительности расставил в стороны руки.
- Как же наловим, - Петька ковырнув пальцем в носу и, закинув удочку за плечо, пошел вниз по тропинке.
 Ленька поднял закатившееся под лавку ведро и поскакал следом за ним.
 "Солнце красит нежным светом стены красного кремля, просыпается с рассветом вся советская страна",- голосил он, стуча по ведру сорванной веткой.
- То же мне рассвет, - продолжал бурчать Петька,- ты бы еще в десять встал... ведь пообещали Акимычу… а сами… дрыхнем не в зуб ногой... - он ткнул Леньку в живот: - А вот не наловим, чего тогда делать? Его рыжее веснушчатое лицо окрасилось в малиновый цвет. 
- Тогда и будем думать, – улыбнулся Ленька и, толкнув его в спину, гремя ведром, поскакал к реке.

***
 Несмотря на преклонный возраст и кучу болезней, дед Аким или Акимыч, как его звали в деревне, был человеком добрым, отзывчивым и очень веселым. Считая уныние самым великим грехом, как бы тяжело не было, он старался гнать от себя грустные мысли, а чтобы тоска-злодейка ненароком в душу не заползла, с  утра и до позднего вечера занимался каким-нибудь делом: чинил, латал, строгал, возился в саду, сарае, на огороде... В редкие часы отдыха вырезал фигурки из бересты, это было его любимое занятие, так сказать для души, которое отвлекало от грустных мыслей и вдохновляло на лучшую жизнь.
 
 Внешне Акимыч ничем отличался от других стариков, разве что длиннющей окладистой бородой, да мясистым носом, исчерченным фиолетовыми прожилками, который он отморозил во время войны, просидев в тридцатиградусный мороз в окопе несколько часов кряду.
 
 Жил Акимыч на краю деревни, состоящей из пятнадцати дворов, где доживали век такие же немощные, как он, старики. Жил скромно, как все, на скудную пенсию, да на то, что родит огород, который он героически обрабатывал лежа на пузе.

Подспорьем к скудному столу была рыба, которой снабжали его два закадычных друга Ленька и Петька. Рыбешка, правда, была мелкая, в основном караси да плотва, но зато свежая и такая духмяная, что соседский кот, живший на другом краю деревни, чуть ли ни каждый день прибегал к старику полакомиться свежатинкой. Акимыч варил из рыбешек уху, жарил, коптил, а, если случался большой улов, то еще и вялил на зиму.
 
 Старик относился к мальчишкам, как к родным внукам, и был привязан к ним всей душой. С ними он мог и чаю попить, и душу излить, и побалагурить, и жизни их научить. Когда-то, давно, и у старика была большая семья: жена, трое детей, невестка, две внучки и внук. Все рухнуло в один день. Ладно, если б война… больно, страшно, но не так сильно обидно, а то ведь гроза… обычная, летняя, с раскатистым громом и мелким, как просо, дождем. Налетела, загромыхала и одним махом уничтожила восемь домов. Спаслись все, кроме его семьи. Да и сам он почти месяц был на грани жизни и смерти. Но, то ли на счастье, то ли на беду, судьба распорядилась так, что старик остался жив, правда, лишился ног, которые местный фельдшер на всякий случай отхватил ему выше колена.

 Сельсовет выделил ему в безвозмездное пользование дом у реки, в котором когда-то было правление, а по весне присылал на подмогу колхозный трактор, чтобы распахать участок земли, где старик выращивал картошку, помидоры, лук и огурцы.

 На первых порах Акимычу по хозяйству помогала бабка Анисья, живущая недалеко от реки, но вскоре и она померла. Остался Акимыч один одинешенек, и стали его посещать мысли о смерти: "Чего без пользы небо коптить?"

 Однажды он скрутил в жгут старенькую простынку, привязал ее к спинке кровати и, сделав внушительную петлю, сунул в нее голову... но в последний момент, когда руки готовы были соскользнуть с прутьев решетки, за окном раздался душераздирающий крик. Акимыч сорвал с шеи петлю и пополз в сени, где стояла инвалидная коляска, которую он когда-то собственноручно соорудил. Обычно коляска стояла во дворе, но накануне был сильный дождь, и старику пришлось закатить ее в дом. Костылями, которые ему, как инвалиду, купило правление, Акимыч пользоваться не мог, потому что при такой высокой ампутации ног передвигаться на них было невозможно. А протезы... где ж их возьмешь? Конечно, можно было бы поехать в центр, поскандалить, потребовать. А кто повезет? Председатель на своей раздолбанной колымаге? Так у него самого дел по горло, а тут еще он со своими обрубками…  В общем, Акимыч решил сделать коляску самостоятельно, из подручных средств. Кое-какие детали нашел в старом сарае, кое-что раздобыл на заброшенной свалке, так и слепил колымагу...      

 Запрыгнув в коляску, Акимыч «помчался» спасать паренька. Тот сидел на земле, уткнувшись носом в окровавленные коленки и, подвывая, ревел. Неподалеку валялся двухколесный искореженный велосипед.
 
Так судьба в очередной раз заставила Акимыча жить. С того злополучного дня они стали неразлучны – Петька и дед. А, когда в деревню на каникулы приехал Ленька, они стали дружить втроем, в прямом смысле этого слова. Друзья приходили к старику на вечерние посиделки, варили уху, слушали захватывающие истории о войне, непростой, наполненной событиями и приключениями жизни.
 Познакомившись с ребятами, Акимыч ожил  и словно помолодел, и больше не просил бога о смерти. А, когда молился, благодарил за жизнь и за новых друзей. Акимыч с удовольствием  передавал мальчишкам свой  жизненный опыт, учил их преодолевать трудности, радоваться каждому дню, быть честными и порядочными людьми. А, когда видел, что у него получается, душа его ликовала от счастья. Не зря, видно, он задержался на этой земле. А что еще нужно одинокому человеку? Почувствовать, что он кому-то нужен и все.

 Когда Акимыч умер, Петьке с Ленькой было по четырнадцать лет.

 В тот день, когда это произошло, друзья, как всегда, пошли на рыбалку. Но караси в тот день не ловились, хоть плачь, а если и попадались, то словно по-волшебству срывались с крючка и мертвяками шлепались в воду. Петька тогда подумал, что надо бросить это бесполезное занятие, потому что сегодня Акимыч все равно не будет варить уху, даже в том случае, если они что-то наловят. Он сказал об этом Леньке, но объяснить, почему не надо ловить, не смог. Просто он так чувствовал, вот и все объяснение.  Ленька на него за это сильно обиделся, но оказалось, что зря. Когда они с единственной рыбкой пришли к старику, тот лежал вниз лицом, белый и холодный, как лед.
 
С тех пор прошло много лет. Петька с Ленькой выросли и обзавелись семьями, но про Акимыча до сих пор не забывают. Как только выдается свободное время, они приезжают в деревню, в заброшенный старенький дом. Сначала идут на могилку, потом на рыбалку, варят уху, вспоминают рассказы Акимыча о жизни, поговорки, которыми изобиловала его речь, и ненавязчивую науку жить, несмотря на лишения, боль и потери.
 


Рецензии
Здравствуйте, Галина! Живым и трогательным получился образ Акимыча. Дружба с Петькой и Лёнькой поддержала его на склоне лет, но и для них она не прошла бесследно.
С уважением,

Дмитрий Гостищев   12.05.2023 16:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий! Жаль, что сейчас утеряна связь молодежи со старшим поколением:(
Хороших вам выходных, с теплом,

Галина Балабанова   12.05.2023 17:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.