Тени прошлого 37

Екатеринбург. Россия.
30 марта 1917 года

     Сойдя с поезда, доставившего его в Екатеринбург, Свердлов сразу же отправился к Янкелю Юровскому. Старые приятели тепло обнялись…

     Плотно отобедав, уединились в большой зале, куда Юровский велел никому из домашних не входить.
 
     - Рассказывай, как ты жил все эти годы, Янкель! – сказал Сверлов, пристально глядя в глаза Юровского.

     - Как ты наказывал, я в 1905-м ушел в подполье. Затем уехал в Берлин и через твоего брата Беню встретился с нужными людьми, наладил контакты. Следуя твоему совету там же, в Берлине я принял лютеранство и сменил имя и отчество: теперь я не Янкель Хаимович, а Яков Михайлович…

     - Так мы с тобой полные тёзки! – воскликнул Сведлов. – Ну-ну, продолжай!

     - Беньямин дал мне денег, чтобы я сделал себе прикрытие в России в виде ремесленной мастерской или лавки. Вернувшись в Россию с деньгами, я открыл свой часовой магазин в Томске и стал заниматься революционной работой, но жандармам я был, что тебе кость в горле. И меня выслали в Екатеринбург. Здесь я сделался фотографом и открыл свою фото-студию. Это было удобно - жандармы и полиция частенько наведывались ко мне, заставляя делать фотографии подозрительных лиц и заключенных. Одновременно, их частые посещения служили мне прикрытием, позволяя делать в  моей  лаборатории паспорта и другие документы для наших боевиков. В девятьсот шестнадцатом меня «забрили» в армию, но я подкупил военное начальство и сумел попасть на фельдшерские курсы, окончив которые, получил звание ротного фельдшера. Служил в одном из екатеринбургских лазаретов. После февральского переворота дезертировал, как и все остальные. Боевая работа упала после переворота, и я выступал на митингах и натравливал солдатские массы на офицеров. Да, с Беньямином состою в постоянной переписке. У меня есть его письма к тебе. Принести?

     - Потом! – отмахнулся Свердлов. – Скажи мне, кто из наших соратников по БОНВ  сейчас здесь, в Екатеринбурге? Кого мы можем собрать в течение максимум двух дней?

     - Шая Голощекин уже работает над этим, - ответил Юровский. – Я же лично предупредил о твоем приезде Александра Авдеева…

     - «Сашку-пьяницу»? – перебил его Свердлов.

     - Он не пьет сейчас! – покачал головой Юровский. – Весь ушел в революцию, с головой! Петра Ермаков предупредил, Чуцкаева Александра…

     - О, Чуцкаев! – воскликнул Свердлов. – Как он пережил расправы над боевиками? За ним же серьезная охота была!

     - А он уехал отсюда! Был хроникером в газете «Уральская жизнь» в Оренбурге. Во время войны был секретарем Челябинской уездной, а потом Оренбургской губернской земских управ. Ты не поверишь, Яков, - Юровский хитро прищурился, - но сейчас Чуцкаев городской голова Екатеринбурга!

     - Это хорошо, что наши люди уже вошли во власть! – Свердлов потер ладони в знак удовлетворения. – Продолжай!

     - Еще Николай Крестинский. Ты не знаешь его, он недавно к нам примкнул. Образованный человек, юрист. Он тоже желает работать с тобой, ибо много наслышан о твоих делах. Ну, и Лейба Сосновский – его ты должен помнить. Ему пришлось скрываться после первой революции – был в Ташкенте, в Москве, в Баку. Все же попал под арест и отбывал ссылку в Челябинске. После февральских событий вернулся в Екатеринбург. Эти люди готовы встретиться с тобой.

     Свердлов молчал некоторое время, что-то обдумывая…

     - Вот что, Янкель, - наконец сказал он. – Я поживу у тебя несколько дней, пока мы все здесь не организуем. Потом мне нужно будет ехать в Петроград. Со мной поедут те, кого мы отберем для участия в партийной конференции.

     - Яков, что ты задумал? – в голосе Юровского прозвучало беспокойство. – Какой партийной конференции? Мы же только прикрывались вывеской социал-демократов, верша свои дела! Ты серьезно решил связаться с какой-то партией?

     - Да, Янкель! – Свердлов встал со стула и потянулся. – Мы должны легализоваться, и мы сделаем это под вывеской партии большевиков. Станем сражаться под водительством вождя партии товарища Ленина.  Мы не можем идти дальше в революцию, оставаясь, по сути, «лесными братьями». Иначе, мы окажемся вне закона и для новой власти, а нам это уже не нужно! Царизм побежден, но царь и его выводок все еще живы! Мы не можем спать спокойно, пока не доведем свое дело до победного конца!

     - Во-первых, кто такой этот самый Ленин? Во-вторых, что ты видишь в этом «победном конце»? Какое знаковое событие?

     - Во-первых, Ленин – это, как я тебе уже сказал, наше прикрытие! Как охарактеризовал его член ЦК партии большевиков Нахамкис, «Ленин совсем не марксист», «вождь реакционного крыла партии», «узурпатор», «диктатор», превращающий социал-демократов в послушные «винтики». Понял теперь? Именно такой вождь нам и нужен на первом этапе! А во-вторых, Янкель, с помощью этого вождя мы должны прийти к власти в новой, нашей России! Понимаешь, о чем я?! Именно мы должны стать в ней главными! И Ленин нам в этом поможет!

     - Не широко ли ты замахнулся, Яков?! – Юровский смотрел на Свердлова с явным испугом.

     Свердлов взглянул на товарища, не скрывая насмешки…

     - Ты, верно, думаешь, что Яков Свердлов сошел с ума? А-а, Янкель?! – его голос, и так мощный, загудел трубой. –  Не волнуйся! Я в добром здравии и в трезвом рассудке, товарищ ты мой боевой! И мы станем первыми в этой стране, я тебе это обещаю! Ладно, к делу!

     Яков снова уселся на стул.

     - Кто из наших товарищей может заняться оформлением партии в юридическом плане? Мы должны подготовить это до нашего отъезда на партийную конференцию!

     - Крестинский может! Он ведь  юрист и работал в профсоюзах. Насколько я знаю, входил и социал-демократическую фракцию в Государственной думе. Думаю, ему это по силам.

     - Вот и славно! Ты организуй мне встречу с ним, до того как мы соберем общее собрание. Есть вопросы, которые я должен обсудить с ним заранее.

     Два дня прошло в непрерывной кипучей деятельности. К исходу вторых суток Свердлов, Юровский и Голощекин валились с ног, но не успевали решить все организационные вопросы до общего собрания боевиков. Поэтому дату сбора Свердлов вынужден был назначить на 4-е апреля. До Апрельской конференции РСДРП(б) оставалось двадцать дней.

     В большой зале дома бывшего присяжного поверенного Бибикова собрались все приглашенные.

     Свердлов рассказал о своей встрече с членом ЦК РСДРП, фракции большевиков Стекловым (Нахамкисом) и предложил войти в партию всем бывшим членам БОНВ. Он долго объяснял платформу партии, ее задачи, всё, что узнал от Нахамкиса. Но видел по реакции слушателей, что принимают его настороженно.

     - Что нам даст членство в партии? – спросил Петр Ермаков, рывком головы отбросив со лба длинные волосы. – Зачем нам это, товарищ Андрей?

     - Давайте уходить от конспирации! – воскликнул Свердлов. – Это главное, за чем мы идем в партию большевиков. Нам нужно легализоваться, как вы не понимаете?! Будущее за большевиками, и мы рискуем упустить момент, оказавшись за бортом, если потеряем время и нынче же не встанем в партийные ряды! Мы должны прямо здесь, прямо сейчас оформиться в партию и ехать на конференцию уже партийными товарищами.
 
     - Извините, Яков! – перебил его горячую речь Крестинский. – Мы можем поехать в Петроград только в качестве делегации уральских рабочих, поддерживающих линию большевиков, коль скоро членство в партии у нас еще не оформлено официально. А вот на конференции мы станем уже официальным крылом партии на Урале, если конференция наше положение в партии утвердит. Все решения, которые мы сейчас примем, должны будут утверждаться на конференции. И я хочу поддержать товарища Свердлова – будущее за большевиками! Если мы это поймем здесь и сейчас, с конференции мы вернемся с властными полномочиями от большевиков. Иными словами, власть на Урале окажется в наших руках! Кто этого не понимает, верно сказал Яков Михайлович, останется за бортом! Сейчас мы можем стать легитимными хозяевами Урала! Неужели это непонятно?!

     - Понятно! – Голощекин поднялся. – Нечего обсуждать! Давайте займемся делом и изберем руководящие органы партии, а так же товарищей, которые будут представлять Урал на конференции. Пора уже заняться делом, товарищи!

     Членами Уральского областного комитета РСДРП были избраны Свердлов, Белобородов, Крестинский, Голощекин и Сосновский.  На ключевые позиции на местах были назначены представители «старой гвардии» боевиков - Чуцкаев, Ермаков, Быков, Вайнер, Жилинский, Парамонов, Павлов, Юровский, Герцман.

     - Я думаю, нужно ввести в состав обкома и Федора Сыромолотова, все вы его знаете, товарищи! – сказал в завершение собрания Свердлов. – Он назначен сейчас руководить партийным комитетом в Троицке, но мы будем настаивать на том, чтобы вернуть его в Екатеринбург. Согласны?

     Бывшие боевики дружно проголосовали «за»…

     Был ли Свердлов «со товарищи» на тот момент большевиками? Ответ может быть только отрицательным, поскольку делегация от Урала была допущена к участию в Апрельской конференции РСДРП(б), которая состоялась в Петрограде 24-29 апреля 1917 года, не как большевистская, а как «представляющая интересы уральских рабочих»…

     Тем поразительнее выглядит тот факт, что в Центральный Комитет партии большевиков в составе девяти человек на конференции  тайным голосованием  были избраны Ленин, Зиновьев, Сталин, Каменев, Милютин, Ногин, Смилга, Фёдоров,… и Свердлов!..
 

Продолжение следует -


Рецензии
Это уже ни в какие рамки не укладывается...
И характеристика Ленина просто сразила...
Спасибо, Игорь! Работа очень серьёзная,
читаю дальше. Удачи Вам!

Эльвира Гусева   30.01.2014 09:40     Заявить о нарушении
Два с половиной года ушло только на подготовку материалов для первой книги...

Причем, из множества источников приходилось выбирать то, что совпадало с реальными документами - письмами, дневниками, архивными записями и т.д.

Игорь Срибный   01.02.2014 11:17   Заявить о нарушении
Я очень хочу посмотреть на
эти архивные документы.

Эльвира Гусева   01.02.2014 11:51   Заявить о нарушении
Это все есть в открытых публикациях, Эльвира.

Нужно только время, чтобы все систематизировать, ну, и найти, конечно.

Игорь Срибный   01.02.2014 11:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.