Космическая философия Циолковского и Чижевского

 Религиозные истоки космической философии К.Э.Циолковского и А.Л.Чижевского
Русский космизм, как философское явление, невозможно представить без трудов таких мыслителей как К.Э. Циолковского (1857-1935 гг.) и А.Л. Чижевского (1897-1964 гг.). Именно они являются продолжателями космических идей Н.Ф. Федорова, поэтому, будет совершенно справедливо, оценить их труды как фундаментальные, в патриархальном значении, в философии русского космизма. Влияние идей одного мыслителя на другом носило непосредственный характер, по случаю личного знакомства, поэтому рассматривать учения К.Э. Циолковского и А.Л. Чижевского под одним заглавием, в данной работе, будет логически уместным, тем более, что сам А.Л. Чижевский писал о Циолковском так: «В моей личной научной деятельности Константин Эдуардович сыграл очень большую роль» . Характерна эта цепочка непосредственной личностной преемственности общения мыслителей-космистов, которая идет от Н.Ф. Федорова к К.Э. Циолковскому, а от последнего к А.Л. Чижевскому. Придерживаясь принципа в изучении идей данных философов-космистов – от старшего к младшему, - целесообразно начать с К.Э. Циолковского.
Циолковский у нас в стране известен, буквально, всем как отец космонавтики, изобретатель ракеты. О том, что он был еще и мыслителем, развивавшим некую «космическую философию», знают немногие. Впрочем, даже в книгах и статьях, посвященных его личности и вкладу в отечественную и мировую науку, на протяжении длительного времени мало что писали о его собственно философских взглядах, игнорируя все то «странное», фантастическое, что не приличествовало «отцу» и основоположнику большой позитивной отрасли знания и деятельности. Многие из его философских брошюр, в тоненьких книжечках, выходящих одна за другой в 1920-е годы в Калуге, Циолковский излагает способы преображения Земли, подтверждая их математическими расчетами и таблицами. О нем, как о философе, стало известно лишь спустя 70 лет, в конце 80-х начале 90-х гг. прошлого столетия. И не менее важен тот факт, как замечает В.В. Казютинский в своей работе «Человек, мир, Бог в космической философии К.Э. Циолковского», что: «…сам он – Циолковский – считал своим главным достижением отнюдь не теорию ракеты, а космическую философию, раскрывающую смысл жизни, цели и перспективы человечества на путии в космос к достижению «совершенного и прекрасного» будущего» .
На формирование его философских идей, как было выше упомянуто, оказал огромное влияние Н.Ф. Федоров, по случаю личного знакомства в Румянцевской билиотеке в Москве, где Циолковский, как и Федоров занимались самообразованием, первый – как ученик, второй ; как немногословный учитель. Федоровские идеи борьбы со смертью и всеобщего воскресения как дела каждого человека, молодой Циолковский не только перенял, но и развил их, скрепив точной математической расчетностью. Циолковский, при реализации проекта «общего дела» Федорова, видел следующую проблему: если воскресить всех когда-либо живших на земле, то не станет ли вопрос их расселении на Земле острым, потому что наша планета не сможет вместить всех. Отсюда у Циолковского появляется идея освоения космоса, как возможного, в перспективе, пространства для жизни воскресшего и преображенного человечества. В “Философии общего дела” мы не найдем такой научно-фантастической увлеченности, гипнотизирующей своим единственно возможным воплощением грядущего. Федоров вырабатывает лишь основную схему, план “общего дела”, ставит в общей принципиальной форме главную задачу человечеству. И в этом смысле он более философ, чем Циолковский, для которого характерна особая художественно-образная детализация предвосхищающей мечты.
Для Циолковского космизм - естественное мироощущение и потому выход человека в космос, по его мнению, предопределен, и срок его зависит лишь от решения чисто технических задач.
Идеи взаимосвязи человека и космоса особенно выделялась в работах К.Э. Циолковского, который даже называет одну из них «Космическая философия». «Весь космос обусловливает нашу жизнь, - писал он, - все непрерывно и все едино» . Циолковский не просто указывает на взаимосвязь человека и Космоса, но и подчеркивает зависимость человека от него. «…трудно предположить, чтобы какая-нибудь его (космоса) часть не имела рано или поздно на нас влияние» .
Циолковский был первым идеологом и теоретиком космической экспансии человечества. Он считал, что космос, населенный разумными существами, которые взяли на себя ответственность за ход эволюции, является обиталищем счастья. Земля же с ее муками биологического и социального развития – своего рода генетический заповедник. Когда человечество, которое недалеко ушло от животного, осознает свое скромное место на эволюционной лестнице и отставание от разумной жизни в космосе, оно преобразует Землю и себя. Совершенно необходимо заняться судьбой Земли, так как ее будущее и есть судьба Вселенной.
Он с научной тщательностью разрабатывает идею освоения человеком плодородных тропических земель, преобразования природы и климата, борьбы с экваториальными стихиями, которые должны вестись многомиллионными трудовыми армиями. Он в подробностях расписывает, как люди должны быть одеты, где работать, что сажать, какими должны быть их жилища с блестящими цилиндрически изогнутыми крышами, отражающими солнечные лучи и спасающими людей от перегрева, в то время как получаемая от них энергия будет использоваться для работы паровых двигателей. Так же подробно он разрабатывает планы преобразования пустыни, покорения буйной стихии морей и океанов, использования их энергии отражения .
Циолковский планирует и проведение целого ряда евгенических мероприятий. Размножение человечества идет стихийно лишь до того, как достигнет предела. После этого необходимо позаботиться о качестве населения. Люди с различными недостатками лишаются права на потомство. Население совершенствуется, а поскольку его прирост продолжается, то избыток - наиболее совершенные люди - отправляются за атмосферу и заполняют солнечную систему. Человечество создает жилища в эфире, они окружают Солнце, и богатства людей увеличиваются в миллиарды раз. «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за советом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»  - таковы его футурологические идеи в судьбе человечества.
Выйдя из своей колыбели - Земли, люди “истратят” ее на нужды эфирного человечества. Произойдет полная биохимическая перестройка земных существ, вместо них образуются разумные животно-растения, парящие в эфирном околосолнечном пространстве и питающиеся солнечными лучами. Тем самым Циоковский конструирует очередную утопию - создает утопический идеал лучистого человечества: “Пройдут миллиарды лет, и опять из лучей возникнет материя высшего класса и появится, наконец, сверхновый человек, который будет разумом настолько выше нас, насколько мы выше одноклеточного организма. Он уже не будет спрашивать: почему? зачем? Он это будет знать, и, исходя из своего знания, будет строить себе мир по тому образцу, который сочтет наиболее совершенным” .
Но не только эти фантастические представления исчерпывают космическую философию Циолковского. Наиболее перспективно в ней – ее активно-эволюционное ядро: убежденность в восходящем развитии мира и самой природы человека, когда его разум становится орудием такого восхождения. Для Циолковского отрыв сознательных существ от своей планеты, освоение и преобразование космоса - неизбежный эволюционный момент в развитии цивилизации: «Какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром?» .
Осуществление таких грандиозных задач Циолковский видит возможным через развитие науки и техники, которые призваны наделить человека качествами на несколько уровней выше обыденных бытовых возможностей. Отсюда появляется «…потребность создавать все более изощренные машины, расширяющие мощь человека, его власть над материей и пространством» .
 Идеи Циолковского проникают в общественные, культурные круги, питая довольно распространенный тогда пафос космизма, покорение стихийных сил природы как высшей задачи новой творческой эпохи как открытой революцией.
Космизм Циолковского имеет конкретную социальную цель - идеальное устройство жизни человечества. Ученый мечтал “достигнуть совершенства и изгнать всякую возможность зла и страданий в пределах солнечной системы” . Основой его утопических построений была вера в прогресс, в то, что мир - грандиозный поток развивающейся материи, где разум человека - высшее ее звено, а более поздний этап развития является и более совершенным.
Идеи глобального переустройства человечества на разумных началах, создание нового человека, культ будущего и отрицание прошлого - все это неожиданно обнаруживает точки соприкосновения с марксистской философией и официальной идеологией победившей революции. Их сближает идея переделки природы в целом и природы человека на благо всех людей. У марксистов в основе перестройки природы человека лежат социально-экономические предпосылки. У Циолковского естественнонаучные выкладки приводят к выводу, что в будущем прекрасные эфирные люди будут рационально переделывать собственную природу, выходя на высший уровень развития.
У тех и других индивидуальность человека растворяется, подчиняясь высшему единству. Общество имеет безусловный приоритет над индивидуумом, который может быть уничтожен во имя общего блага в процессе движения к вселенской гармонии. Сходятся они и в идеях жесткой организации общества, создании централизованного управления, строжайшей нравственной дисциплины и регламентации, трудовых армий, которые на практике должны осуществить высокие идеи.
Заслуга К.Э. Циолковского как философа-космиста состоит в том, что он осуществил переход от объяснения Космоса к его преобразованию, что он предложил практические решения в освещении этой важнейшей для человеческой цивилизации цели. Имеется ввиду, прежде всего, его план, который включал в себе следующие этапы:
1. Полное преобразование Земли для обеспечения потребностей человечества.
2. Освоение околоземного пространства.
3. Колонизация других планет и дальнего Космоса, распространение ударной волны разума по неживой материи.
4. Преобразование биологического вида человека, возникновение расы высоко организованных разумны существ, приспособленных к жизни в открытом Космосе.
Этот план подкрепленный открытием реальных способов преодоления человеком земного тяготения и осуществлением космических полетов, был равен открытию Коперника. Если Коперник разрушил представление об исключительности Земли во Вселенной, то К.Э. Циолковский преодолел для человека земное тяготение и открыл человеку дорогу во Вселенную, превратив его в фактор Космоса .
Оценим с православной точки зрения религиозные воззрения К.Э. Циолковского. Анализ первоисточников без труда раскроет неправославность «калужского мечтателя».
Учение о Боге Циолковского – чистый пантеизм , это напрямую расходится 1-ым членом НЦСВ. В статье «Есть ли Бог» он пишет: «Отсюда вывод: Бог (космос) не заключает в себе мучений и несовершенства, а добр к самому себе, а стало быть и к нам - его частям. Поистине его (космос) можно назвать отцом и он подходит к нашему определению Бога. Такой Бог действительно существует, так как нельзя же отрицать бытие вселенной, ее владычество, доброту и совершенство».
Учение Циолковского о душе и жизни в философии противоречиво. И в философии оно именуется пангилозоизм, хотя сам он свое учение называл «монизм». Душа не умирает, она перетекает в другие атомарные формы, считал он: «Я чистейший материалист. Ничего не признаю кроме материи... Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной» . Исходя из сказанного ни о каком анализе учения Циолковского  с точке зрения НКСВ речи быть не сможет – несовпадение по всем позициям.

Особый вклад в развитие русского космизма внес А.Л. Чижевский, выдающийся ученый, основатель гелио - и космобиологии. Космическая биология изучает зависимость всех функций живого от деятельности Солнца и шире - от состояния космоса.
А.Л. Чижевский создал гелиоцентрическую концепцию мировой истории, в которой прослеживалась неразрывная связь между процессами, происходящими на Солнце, и социокультурными процессами, происходящими на Земле. В работе “Исследование периодичности всемирно-исторического процесса” (1918)  он выдвигает и обосновывает теорию гелиотараксии (от древнегреч. гелиос – солнце и тараксио – возмущаю), согласно которой все резкие сдвиги на Земле зависят от периодов солнечной энергетической активности. Влияние Солнца на человеческий организм перерастает в ходе исторического возрастания в многоуровневое воздействие на повороты и катаклизмы мировой истории. Так, Чижевский установил, что революционные события 1789, 1830, 1848, 1870, 1905, 1917, 1968 гг., равно как и начало обеих мировых войн, приходятся на периоды “неспокойного Солнца”, активного пятнообразования. По теории гелиотараксии, “обстрел” Земли солнечным излучением сопровождается воздействием на нервную и гормонально-эндокринную системы человеческого организма, что переводит “потенциальную нервную энергию групп” в кинетическую, требующую скорейшей разрядки в действии. Когда в таком случае нет каких-либо стимулирующих и организующих начал (определенных социальных, религиозных, культурных идеалов), наблюдается вспышка немотивированной агрессивности, массовой истерии, анархии и т. п. Выход из подобной ситуации мыслится Чижевским в разумном преобразовании земной природы с целью повышения устойчивости человеческого (а значит, и социального) организма к воздействию солнечной радиации, на что и была направлена научно-экспериментальная деятельность Чижевского.
Ученый исходил из того, что единые закономерности присущи всему мировому порядку: движению светил, звездному миру, живому организму. На основе научных выкладок и расчетов Чижевский пришел к выводу: органическая и неорганическая материя подчинена одинаковым законам, общим для всей Вселенной. Главный из них - правильная периодичность процессов: “Жизнь имеет свои импульсы, свои периоды и ритмы. Наука будущего должна будет решать вопрос, где зарождаются и откуда исходят эти ритмы” , - писал он в книге «Земное эхо солнечных бурь».
В концепции Чижевского человек - существо не биологическое (как утверждала естественная наука) и не социальное, а биосоциальное. Далеко не пассивную роль отводит Чижевский человеку в своих работах. По этому поводу, справедливо замечает С.Г. Семенова: «Что же остается делать человеку – созревать, познавать и покоряться? Вовсе нет! Вторгнуться в природу вещей с благодетельной для человека коррекцией: от воздуха, которым мы дышим (создать такой, который способствовал бы нашей жизнестойкости и долголетию), до вредоносной солнечной и космической радиации (найти способ защиты) – такова была практическая цель исследований Чижевского» .
Чижевский считал, что его теория имеет не только общенаучное, но и государственное значение. Носителям власти, прежде чем приступать к каким-либо государственным акциям, следует знать состояние солнца. По мнению ученого, его теория открывает возможность прогноза ближайшего будущего, позволяет предсказывать поведение отдельных социальных групп, народов и даже семей.

Религиозные взгляды Чижевского А.Л. следуют за взглядами его учителя Циолковского. Подобно учителю, Чижевский не раз заявлял о своем материализме. Но его «научный монизм» вполне религиозен, главным принципом вселенского монизма считает принцип всеобщего кругообращения — principium universale circulationis, которому подчинено все сущее. Это нельзя доказать – тем более в эсхатологической перспективе, в это можно только верить.  "Наблюдения, сделанные нами на земле, вечная мысль о своей собственной смерти — переносят и на весь Космос наши малодушные чувствования! Но широкий взгляд философа, по данным точных наук с величайшей убедительностью разуверяет нас в этом! Время, как некая самостоятельная сущность мало-помалу начинает утрачивать свое значение, становясь в прямую зависимость от пространства, вернее от движения в пространстве, создавая пространственное понимание времени. Начинает оправдываться прозрение Апокалипсиса (Апокал., X, 6) о том, что времени "уже не будет". Вечный Круговорот вещей, Вечное Вневременное Возвращение – великая идея Палингенезиса некогда станут объективным достоянием Науки. А пока человечество еще будет спорить, доказывая, или энтропию всего мира или неповторяемость событий или еще что-нибудь новое. Но уже и теперь самые крупные умы склонны к признанию вечного кругооборота материи или вещества и вечного повторения общих стадий эволюции. … Но бессмертие материи (не все ли равно возвращается она в эфир или нет, а если и возвращается она вновь из него и возникает), а также бессмертие протоплазмы неминуемо вносит в последующие циклы развития вселенной некоторые свои наследственные особенности. И, возможно, что именно это наследство – и есть та космическая эволюция, которая смутно угадывается нами. Однако вопрос этот настолько гипотетичен, что лучше на нем не останавливаться. Нам важно лишь установить факт той общности всех явлений в природе, каковая и приведет нас в конце концов к признанию вечного круговорота вещей — этого бессмертия Космоса, как Великого Целого"
Чижевский пишет о значении мировоззрения – монизма, которого он придерживался. По его убеждению, "вскоре должны будут отпасть все метафизические школы и ненаучный дуализм должен будет уступить место научному монизму" . Анализировать религиозные взгляды Чижевского в сравнении НКСВ нельзя – полное несовпадение, или строго говоря – атеизм.
ЛИТЕРАТУРА
1.   Цит. по: Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой; Вст. ст. С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой; Прим. А.Г. Гачевой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 316с.
2.    Казютинский В.В. «Человек, мир, Бог в космической философии К.Э. Циолковского» // Циолковский К.Э. Очерки о вселенной. - М.: 1992. - С. 238.
3.   Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной, М., 1992. - С.192
4.   Там же. С.194
5.   См.: Алексеева В.И. К.Э. Циолковский: философия космизма М: Самообразование, 2007, 320 с.
6.   Циолковский К. Э. Космическая философия. Сборник. М.: ИДЛи, 2004.
7.   Там же. С. 54
8.   Цит. по ст.: Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе: Научно-фантастические произведения. Тула: Приокское кн. изд-во, 1986.
9. Циолковский К. Э. Космическая философия. Цит. Соч. С. 89
10.   Там же. С. 428
11.   См. Емельянов Б.В., Любутин К.Н., Русаков В.М., Саранчин Ю.К. История русской философии. М.: 2005. С. 250.
12.   Циолковский К.Э. Космическая философия. М.: Исследовательский центр духовно-мистической культуры, 2004. С. 432.
13.   Там же. Монизм Вселенной. С. 30, 32
14.   Философская инноватика и русский космизм. Сборник научных трудов. Ростов н/Д.: Изд. СКАГС, 2011. С. 145
15.   Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1973. С 205
16.   Там же, С.14
17.   А.Л.Чижевский, Основное начало мироздания // Архив РАН, ф.1703, оп.1, д.1. С. 101
18.   А.Л.Чижевский, Электронная теория и генезис форм // Архив РАН, ф.1703, оп.1, д.2. С. 175.


Рецензии