Мать богов

(История, рассказанная в пригороде Катманду)

В Непал я ехать не собирался, но всё-таки попал прямо из Исламабада. Чтобы добраться до Филиппин, нужно было делать пересадку, и я выбрал Непал. Катманду, столица Напала, показалась мне игрушечной. Уж слишком неправдоподобным было соседство глинобитных домиков с роскошью главных проспектов и особенно королевской резиденции.
Походив по городу, полюбовавшись на всё и порядком устав, я присел на подвернувшуюся скамейку. На ней была табличка с изображением проводника-шерпа*, у которого вместо необходимого кислородного баллона был маленький ослик.
«Чудно», — подумал я.
В этот момент дверь магазинчика, расположенного рядом, хлопнула, и ко мне подошёл весь чёрный от солнца старик. Лицо его было непривлекательным: горбатый нос, узкие, сощуренные глаза, но фигура была ладная, с короткими и сильными руками и развитыми плечами.
— Давно здесь сидите, уважаемый? — заговорил он на довольно приличном английском языке.
— Да не очень. А вы проводник? — спросил я с интересом.
— Я шерп, и этим всё сказано.
— Вы давно спустились с гор?
— Пришлось. Стало тяжело дышать наверху.
— А почему Эверест называется ещё Джомолунгма.
— У нас её зовут Чомолунгма — Мать богов. Если хотите, я расскажу, откуда взялось это название.
Давным-давно на месте Гималаев была площадка с углублением в виде чаши. Сюда выходила дышать свежим воздухом сама Ашвари, сестра бога Брахмы. Ашвари была красива.
— А с кем её можно сравнить?
— Вы видели когда-нибудь южное звёздное небо ночью?
— Я понял, о чём вы говорите: она была похожа на звёздную ночь.
— Точно. А глаза её были подобны двум голубым карбункулам.
— Значит, её предки была арии?
Старик закивал головой.
— Ашвари полюбила пастуха-дравида из низшей касты. Вы спросите, за что полюбила? Не за красивые глаза, не за красивое тело, а за великодушие. Пастуха звали, как и меня, Камал, и у него ничего не было, кроме тростниковой дудки нассури. Когда он играл, замолкали птицы, прибегали белки и ламы.
Всемогущий Брахма узнал, что Ашвари влюблена не в бессмертного, а в обычного смертного человека, и ужасно рассердился:
«Как смеешь ты, бессмертная, любить такого!!!»
«Я люблю его», — твёрдо сказала Ашвари.
«Ты знаешь, какую кару я придумал для тебя?»
«Мне всё равно, что ты придумал!»
«Я превращу тебя в скалу!» — прогрохотал Брахма.
В ответ сестра промолчала, только улыбнулась.
Брахма сдержал своё слово. Но он был очень удивлён, когда скала с островком белого снега не вершине начала расти. И росла она семь лет, и стали называть её Мать богов за красоту и неприсиупность.
Брахма захотел покорить гору и бесследно пропал при восхождении. Поэтому каждый шерп  всякое утро, поглядев на Мать богов, восклицает: «Туджегей, Чомолунгма!», что переводится как «Будь благословенна, Мать богов!»
А пастух тоже окаменел от тоски, превратившись в Гору Камала, известную как вершина К2.
— Красиво, — сказал я. — Может быть, это было на самом деле.
— Может быть. Миф — это другая сторона правды. Правда может быть долгая или короткая, как память.
Я много думал над словами старика, находясь в самолёте, думал ночью в кровати рядом с Кирой. Наконец, под утро выплеснул всё на бумагу.

* Шерпы  — народность, живущая в Восточном Непале, в районе горы Джомолунгма, а также в Индии.


Рецензии
Очень интересный миф про Эверест.Написано в такой манере,
что верится,будто вы там были.
С уважением

Тамара Ивановна Киселева   01.07.2017 16:34     Заявить о нарушении