Развод не горе

Развод не горе

Ания, бывшая наша сокурсница, сообщила нам грустную новость, оказывается, от Сауле ушел муж. Мы решили проведать подругу, не знали, как утешить, какие сказать слова? И не пойти не могли, так как учились на одном факультете, гуляли на их свадьбе. У всех воспоминания об этой семье были очень теплыми и светлыми. Данияр — отличник и умница, долго ухаживал за нашей подругой, поженились они на последнем курсе.
Дверь открыла соседка. В просторном зале был накрыт стол, оттуда слышались голоса людей.
— Что скрывать, жизнь человека так устроена: он не знает, что его ждет. Каждый рождается со своей судьбой, и никто не может ее изменить, она расписана там — наверху, — назидательным голосом произнесла женщина. Это была родственница Сауле. 
Мужчины и женщины, сидевшие за столом, были ее родственниками и близкими. Подруга, увидев нас, расплакалась. От неожиданности мы растерялись. Тетушка поднялась из-за стола и властным голосом произнесла:
— Чего сидите, как на похоронах? Ушел — пусть уходит! Чего не жилось ему? Моя племянница — отличная хозяйка. Только сама виновата, устроила райскую жизнь ему. Жил, не знал ни забот, ни хлопот, она сама за рулем, детей в школу отвезет-привезет. В доме уютно, холодильник забит, на столе вкусная еда. Данияр, Данияр — все делалось в угоду ему. Чего  плачешь? Зачем взваливала на себя детей и квартиру? Муж с работы приходил и заваливался спать. Утром в накрахмаленной рубашке, в отутюженном костюме отправлялся на работу. Данияр жил, как на курорте. Даже слесаря вызывала ты. Вот теперь осталась за мужа и жену!
Мне стало жаль подругу:
— Зачем плохо отзываетесь о Данияре? Он замечательный специалист, делал карьеру, Сауле создавала условия ему. Чего ругаете ее? — вступилась я за подругу.
— Делал карьеру, замечательный специалист, откуда тебе известно это? — грозно спросила тетушка и встала из-за стола.
Я не на шутку испугалась:
— Он с моим мужем работает в одной фирме, Абай хвалит его.
— Сидишь, хвалишь чужого мужа, а почему твой от тебя не уходит? Может, секрет, какой  знаешь? — мертвой хваткой вцепилась тетушка в меня. Я испугалась, еще обвинит, сообщницей его являюсь, и решила рот больше не открывать.
Ания, мягкая, красивая, добрая женщина произнесла:
— Сауле, в жизни всякое бывает, может, вернется назад, а может, судьба даст еще один шанс...
Тут разъяренная тетушка перекинулась на нее:
— Как спокойно к горю подруги относитесь? Не такие слова говорить надо!
— А какие? — буквально хором спросили мы.
Зейнеп долго молчала, слушала тирады тетушки, не выдержала,  встала пунцовая, видать эмоции переполняли ее:
— Вы — взрослый человек — говорите: горе. Данияр жив, не умер! Горе, когда человек умирает! Развод — беда семьи, еще неизвестно, насколько сильные чувства овладели им, может, вернется еще? Я думаю, страшнее физически потерять мужа. Ты не первая и не последняя, Сауле! Почти каждая из нас разведенная. Пережили, и ты переживешь!
Тетушка разозлилась:
— Если все вы разведенные, чего пришли сюда? Чтобы порадоваться. Вашего полка прибыло — радуйтесь! — от злости она не знала, как сильнее оскорбить нас. — Чего пришли? Если не можете помочь, вернуть мужа, не можете дать совета...
Сауле не выдержала:
— Тетя Зауре, подруги пришли не радоваться, а поддержать меня!  Они не меньше, чем я, расстроены. Если вы такая умная и мудрая, научите их, какие слова говорить? Не надо мне возвращения Данияра. Предав один раз, он еще предаст!
Но тетушку нельзя было удержать. Она накинулась на Анию, показалось, что собирает броситься на нее с кулаками.
И тут подруга не выдержала:
— Правильно, не могу дать совет, потому что когда родилась моя дочь и врачи сказали — церебральный паралич — неизлечим, мой муж молча сбежал от меня! Я осталась без мужа с больным ребенком. Спасибо родителям, они поддержали меня. Отец на руках носил мою дочь, называл: принцесса. А принцесса ни говорить, ни сидеть не могла. Позже, благодаря молитвам и врачам, она стала говорить, но лучше бы я не слышала этих слов. Она стала спрашивать меня: «Почему я не такая, как все? Я хочу учиться, бегать». А что могла ответить я? Сейчас моей дочери пятнадцать лет. Зере хочет быть счастливой, красиво одеваться, носить туфли на высоком каблуке, спрашивает: почему папа ушел от нас? Дочь много читает и ждет отца, как сказать ей, что ее отец — слабак. И даже это не называю я горем. Потому что дочь стала ходить, разговаривать. А вы считаете горем, что один влюбчивый мужчина сбежал к молодой любовнице, потому что ему хорошо жилось с первой женой.
Тетушка Зауре встала из-за стола, подошла к Ание поцеловала и попросила прощения.
Мы облегченно встали из-за стола, ни пить, ни есть не могли. И каждая из нас с восторгом смотрели на Анию. Уход мужа — не горе. Нет страшнее горя, когда болен ребенок, но, имея такую самоотверженную мать, ребенок обязан быть счастливым и будет!


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.