Воспоминания Олигофрена. Историческое собрание

Глава двадцать шестая ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБРАНИЕ В ШКОЛЕ НОМЕР ПЯТЬ. УРАЙ, 1989
Это собрание родителей в пятой школе мне не забыть до смерти.
На входе я посадил свою группу "Ермак" и они проводили практическое зачётное занятие на тему "Социологический опрос". Каждому входящему родителю показывали "Проект решения родительского собрания" и спрашивали, как он или она намерены голосовать: "За", "Против" или "Воздержаться". Когда все родители вошли в зал были подведены итоги:
260 были "Против", 9 - хотели бы "Воздержаться" и только 90 были "За".
Цифры эти не выдуманные. Это был реальный опрос реальных родителей перед реальным собранием. Каждая группа родителей предварительно была плотно обработана классными руководителями на классных родительских собраниях.
Это был самый критический момент всего эксперимента в Урае. Это был момент прохождения "точки невозврата". Общешкольное родительское собрание пятой школы могло либо не поддержать эксперимент по модульной организации учебного процесса, либо поддержать. Особую остроту моменту придавал вопрос об организации экспериментального модульного учебного блока на восемь классов, в которых вместо классного руководителя вводилась должность воспитателя параллели.
Предыстория вопроса была такова. Традиционно педагоги утверждали, что классное руководство их весьма тяготит, что они от этого сильно устают, что ничего хорошего ни им, ни классу от этого нет, и что мизерная надбавка за классное руководство по существу является простым издевательством над нищетой советского педагога.
И вот теперь, на собрании предстояло утвердить эксперимент, согласно которому классные руководители полностью освобождались от столь нелюбого их сердцам классного руководства.
Что тут началось! Задолго до собрания каждый классрук начал настраивать родителей против эксперимента вообще и против меня, как экспериментатора, в частности.
Сейчас мы можем уверенно сказать: классное руководство было необходимо им вовсе не из-за надбавки. Надбавка была простым прикрытием, внешне заявленным мотивом.
В реальности классное руководство - это ВЛАСТЬ! Власть над ребенком и родителями. Реальная страшная власть, силу которой реально испытывают наверное те, кто занимаются киднеппингом. Фактически классное руководство - это реальная возможность бесконечного шантажа и требования неограниченного выкупа. Но выкуп требуют строго индивидуально, предварительно исследовав реальные возможности родителей или опекунов. Рассказывать о механизмах всевозможных вымогательств можно долго.
Но сегодня речь не об этом. Сегодня я о том историческом собрании.
Два часа родители провели в зале со мной и моими игротехниками. И проголосовали:
"За" эксперимент - 260.
"Против" - 90!
"Воздержались" все те же 9 человек, но это были, похоже, уже другие люди. Вот это перевёртывание мнения родителей как итог проведенного собрания и является одним из самых потрясающих итогов эксперимента в Урае. Встаёт вопрос: что же там такого мы делали с людьми, собранными в зале на два часа, что смогли разрушить парадигму, сформированную прекрасно им известными на протяжении лет классными руководителями? Как удалось их переубедить? Что мы им такого сказали?* Какие аргументы перевесили общее антиэкспериментальное настроение?
Вот что на самом деле необходимо изучать и исследовать, рефлексировать и рефлексировать, прорабатывать и прорабатывать! Весьма самостоятельные. энергичные, порою очень и очень непростые родители, педагоги первого выбора, талантливейшие администраторы, годами вырабатываемая спайка - и всё вдруг рухнуло! За два часа!!  Не здесь ли секрет мгновенного распада Советского Союза? Не в этом ли анализе может быть вскрыто то, что уронило Империю? Я очень хотел бы об этом подробно рассказать. Пока живу и помню. Но кому это интересно? Каждый не только мнит сам себя стратегом, но и знает все ответы на все вопросы... А я всё вспоминаю и вспоминаю... Олигофрен.
____
* В связи с целым рядом легенд и мифов, распространявшимися обо мне самыми разными личностями и инстанциями, я должен здесь вспомнить одну историю с одним моим учеником. Даже не учеником, а, скорее, кандидатом в ученики. Его отчисляли из вуза (обоснованно). И тогда я сходил к его преподавателям на кафедру и в деканат. Встреча была недолгой. Несколько минут. Мы шли с ним обратно. Его оставили с рядом условий. Он задавал мне всю дорогу один вопрос: "Что Вы им сказали? Что же Вы им сказали? Что?"
Вот - пишу Воспоминания, где старательно рассказываю, что, кому и как сказал. Если прочтёте внимательно, у Вас такого вопроса может уже и не возникнет... Улыбка Олиго.


Рецензии