Зимнее солнце 2

Я просто шел рядом.

А он улыбался.

Такую улыбку я никогда раньше  не видел у своего друга. Причастную, не отстраненную. Он определенно, наконец, почувствовал себя частью этого мира.

Что же насчет меня, то я сам не понимал своего состояния. Ощущение, будто ты присутствуешь при зарождении новой эпохи.  Я воодушевлен, удивлен, растроган.
Как? Скажите? Как он знал? Это возможно? Но ведь… Да какие «ведь»? Вы видели это? Я видел! Собственными глазами! Это волшебство, магия? Как назвать эти события? Великолепно! Если он всесилен, то, сколько дел можно провернуть! Представьте себе! Мир без бедности, зла, лжи. Идеальное общество. Как вам такое? Доброта станет главным принципом. И мораль. Все живут в мире. Правительство заботится о гражданах. Все ответственны и толерантны. Сложно? Да, но ведь не невозможно! А с его помощью…

- Ты бог? Нет, нет, ты ангел? Ну же, скажи мне! Я должен знать! – Кажется, у меня началась истерика. Мои предложения прерывались на середине. Дыхание сбилось. Голос срывался.

Его улыбка в мгновение погасла. В глазах вновь появилось выражение непричастности, даже подавленности.

Что я сделал не так?

Мой друг взял такой темп, что идти с ним нога в ногу становилось сложно. Потом он перешел на решительный бег.

-Стой! Что произошло? Подожди. – Я определенно не понимаю его поведения. Откуда столь резкая смена настроения?

- Ты еще хочешь знать, где я взял ту конфету?

- Да! – Я вновь загорелся решимостью. – Ты покажешь мне, как это делаешь? Откуда черпаешь свои силы? Может, внеземной разум? Нет-нет божественные покровители?

- Да, почти.- Сказано это было без доли того восхищения, с которым я без умолку выдвигал свои версии, он произнес это скорее с горечью и насмешкой.

Мои объяснения в то время звучали одни невероятнее других.

Он побежал еще быстрее, сметая снег ступнями, завернул в темный переулок, схватился за угол здания и остался в тени. Я, тем временем, совершенно не ожидал этого и выбежал на людный проспект. Оглянувшись, пытался рассмотреть знакомую фигуру, но не успел. Вглядываясь, я наткнулся на что-то угловатое.

Стойка, накрытая старой затхлой тканью. На табурете за ней сидел мужчина. Мне кажется, он улыбался, но я не могу с точностью сказать, так ли это было на самом деле. Его подбородок, губы были закрыты густой бородой, на лоб надвинута обычная вязаная шапка. Глаз не было видно из-за темных очков. Он был облачен многослойно в какую-то грубую одежду. По виду, напоминал обычного нищего, коих сейчас в нашем городе много.

Но нет. Что-то отличало его от других бездомных.

Он не выглядел безнадежно или жалко.

В попытке рассмотреть встречного внимательней, я нечаянно повалил его вещи, стоящие на стойке.

-Молодой человек, прошу, осторожнее. – Меня удивила спокойствие и учтивость его голоса.  Нищий выражался  ясно и вежливо, так, будто мы встретились в театре, оба намеревались смотреть представление, а я наступил на носок его отполированного туфля.

- Простите. – Я начал поправлять неловко склеенные коробки, которые опрокинул.

На одной было написано неровным кривоватым почерком:

«Давайте  хоть накануне Рождества вместе сделаем мир лучше!
Возьмите сладость и поделитесь ею с тем угрюмым человеком рядом,
который не проникся праздничным духом!»

В коробке лежали насыпью те самые лакричные конфеты.

На второй была прорезь под банкноты, а сверху виднелась надпись :

«На поддержку акции».

- Не стоит поправлять. На сегодня я закончил.

В моей голове начало понемногу проясняться.

- Молодой человек, вы хотите конфету? – Бездомный, видимо, заинтересовался странным поведением незадачливого парня. Он сдвинул свои темные очки на переносицу и глядел на меня в упор.

- Да. Сейчас, секунду.- Почувствовав себя неудобно под его внимательным взглядом, я начал искать по карманам купюру.

Странно, что я нигде не мог ее найти, хотя, могу поклясться, с утра, полусонный точно вложил деньги в карман. Безуспешно вытянул оттуда кучу хлама, но не нашел ни копейки.

- Извините, не понимаю даже, куда она делась. – Я посмотрел на него с сожалением.- Правда, я сам не знаю.

Нищий раздался громким хохотом. Он ловко скрутил импровизированную скатерть, положил ее на коробочку для денег и приблизился ко мне.

- Вы такой смешной. Робеете передо мной, будто сами нищий и нуждаетесь в подачках. Возьмите лакричную конфету.- Он поднес ко мне коробку со сладостями и встряхнул, приглашая угощаться. – Знаете, они ведь полезны для здоровья. Эти конфеты делаются из корня солодки, говорят даже здорово помогают при кашле. Самое оно в такой холод.

- Спасибо. – Дрожащей рукой я взял одну и зажал в кулак.

Мужчина вновь усмехнулся.

- Я уверен, сегодня мне встретился сам Бог. Представляете? Как по чуду в эту коробку сегодня Всевышний опустил свое благословение – Нищий положил свою большую ладонь на прорезь для купюр.- Вы верите мне? Просто на моих глазах деньги появились из ниоткуда. А после исчезла одна конфета! Видите, сам Бог любит лакричные конфеты! А некоторые их терпеть не могут. Звучит невообразимо, да? Сэр, а вам нравятся  лакричные сладости? Молодой человек?..

- Да- да, простите, я должен уходить. – меня беспокоило, то, что я не мог разглядеть нигде своего мнимого пророка. Оглядываясь по сторонам, не видел привычного силуэта.

-Ну тогда,  до свидания. – мой собеседник сложил все свои вещи, улыбнулся мне напоследок и отправился в противоположную сторону.

- Удачи вам.- я побежал прочь, в надежде увидеть этого ловкача,  расспросить обо всем, что случилось  сегодня.

Потом вновь свернул в темный переулок, где мы расстались и начал искать его глазами. Но безуспешно. Спустя долгое время, я все же заметил темную фигуру в противоположной стороне от себя.

Мой друг сидел на холодном снегу, поджав под себя ноги, прикрыв лицо руками и молчал.

-С тобой все в порядке? – я осторожно прикрыл его плечо рукой. Подавленное состояние этого человека немного пугало.

Я все называю его в своих мыслях человеком. Но верно ли это?

-Да, все хорошо. -  Он резко встал и пошел в сторону парка.

Я последовал за ним. Желая немного оживить тишину, озвучил вполне резонный вопрос:

- Так и все же, как ты это сделал?

Мой друг внезапно сел на ближнюю лавочку и вновь закрылся от меня ладонями.

- Извини. – голос его звучал странно. В нем не стало былой живости, уверенности.- Прости, я обманул тебя.

- О чем ты? – В этот раз он меня действительно сильно напугал.

- Я не хотел. – Он срывался на полуслове, по щекам текли слезы.- Я не думал.

- Да объясни же ты, наконец, в чем дело!- честно говоря, я терял контроль над ситуацией и не знал что предпринять.

- Я не Бог! Не ангел! Вообще никто! Я даже не уверен, человек ли я! Не умею творить чудеса, не в силах предотвращать войны! – Он плакал уже навзрыд. – Я увидел рано утром, как отец и его сын проходили мимо нищего. Мальчик в восторге от лакричных конфет, а  мужчина вбросил в коробку для денег купюру, загреб ладонью сладости и отдал ребенку. Потом, встретив их во второй раз, прогуливаясь с тобой, я хотел произвести впечатление. Я так виноват. А главное, подталкивая тебя к тому магазину, я незаметно взял из твоего кармана деньги. Пока ты наблюдал за разыгрывающейся сценой, я сбегал к тому бездомному, вкинул купюру и взял конфету.

Я положил ладони на его плечи и слушал. Слезы неистовым потоком стекали по его лицу и капали ниц в снежные сугробы.

Полностью проникшись всем произошедшим, я осознал все, что случилось сегодня. Никакого волшебства или божественности. Но…

Но было кое-что гораздо лучше.

Я хмыкнул достаточно громко, чтобы не быть расслышанным, а потом рассмеялся.

Мне было так невообразимо легко и понятно, что, наверное, сейчас я просто не мог остановиться. Сквозь полузакрытые веки я наблюдал за его реакцией.

Кажется, он был напуган и удивлен. Еще бы.

Ну как можно быть таким  искренним и непорочным?

- Что за вздор? Объясни мне одно. Мальчуган. Тот, что любит сладости. Откуда ты знал, что он протянет отцу ту злополучную конфету? Это тоже был фарс? Или, может, ты в сговоре со всеми детьми этого миллионного города?

- Нет, я… - начало было говорить он, но я не смог дать ему высказаться. Я весь дрожал в предвкушении и осознании.

- Нет. Ты не знал. Ты именно верил. В этом и чудо.  Ты видишь искреннюю сущность людей и веришь в них. Какая разница, по сути, кем ты являешься?  Если ты так тонко чувствуешь нашу душу, умеешь показать это. Можешь открыть мне глаза на истину.

- Но, увы, я просто человек.

- А разве этого не достаточно? Скажи?  Разве ты упоминал мне о своем божественном происхождении? Обещал ли ты горы золота и признание? Нет, я лишь создал такой образ в своей голове. И не случайно. Ты показал мне, что может быть иначе, не так, как я думаю. Ты дал надежду! Какая разница между людьми и ангелами? Есть ли определенная граница, переступая какую, ты молниеносно становишься вестником Бога и добра?

- Я не слышал об этом.- К моему счастью, мой друг перестал рыдать. Его глаза стали вновь осмысленными.

- Тогда, откуда ты знаешь, что не являешься ангелом? Или Богом? Ты сидишь передо мной нагой на скамейке, истекая кровью! Ты не чувствуешь боли и стремишься показать истину.Ты плачешь над тем, что не в силах сделать это сам! Скажи, разве это не чудо?- Я стряс худые плечи в надежде вернуть огоньки в его взгляд. Пусть вернется свет. – Разве это не толчок к движению? Сколько раз ты вновь оживал в Рождество и возвращался в этот мир?

-Бесчисленное количество.

-А сколько людей за все это время могли тебя видеть и общаться?

-Не так и много… Пять человек.

-И какое количество раз у тебя получалось доносить свои мысли до этих людей?

- Никогда.

- Смотри! Ты вновь ожил в великолепное время! Я слышу тебя. Я писатель-неудачник.  Ты - идея, толчок, знаешь что писать, осведомлен в правде, но не умеешь преподнести. Я - приемник, создатель, не знаю, как изменить мир, но смогу подать идею в массы.

Я стал к собеседнику лицом к лицу, чтобы он увидел мои глаза. Полные решимости. Ведь все получится. Мы не первые, но у нас все выйдет. Двое в мире не смогут реформировать все, но они могут дать толчок. Высказать идею.
Я взял его ледяные ладони в свои руки и крепко сжал до скрипа суставов.

- Все получится! Просто нужно верить!

- Ты быстро учишься.- И тут он засветился. Более зрелищно смотрелось бы, только если, он вдруг засверкал на самом деле.

Мой друг весь встрепенулся. Он закрыл ладонями глаза, протирая от лишней влаги, потом поднял руки к волосам, заправляя их назад, посмотрел на меня прежним взглядом, полным смысла.
Вы видели когда-нибудь счастье на лице у своих знакомых? Я видел. Нет ничего прекраснее этого выражения. Увидев его в тот момент, вы бы назвали его ангелом, вне сомнений.

Снег падал на его ресницы и таял, смешиваясь со слезами.

- Да. – Произнес незнакомый мне прежде человек.- Ты прав.

Он вернулся. Даже не так. Перевоплотился.

- Спасибо. – Я смел сугроб с лавочки и сел рядом.

Мы стали смотреть на смеркающееся небо. Появились первые звезды. Стояла полная луна. Перед нами горел живой город. Славно то, что парк был не особо популярным, поэтому меня никто не принял за шизофреника, общающегося с самим собой.

- Меня интересует только одно, как ты провернул фокус с деньгами? – Я не желал вновь возвращаться в этой теме, но не мог унять свое любопытство.

- Прости, я не хотел. Я верну  как-нибудь.

- Да я вовсе не об этом. Сам хотел отдать нищему те несчастные бумажки, ты лишь меня опередил. Как скажи, ты уверил его в том, что эти деньги  отдает ему сам Бог?

- Ну… Я описывал траекторию летящей по ветру купюры, пока бездомный шептал молитву вслух.

Я засмеялся и испугал с дюжину ворон, сидевших на дереве недалеко.

- Траекторию? И часто ты таким занимаешься?- я говорил шепотом сквозь проступающие от смеха слезы.

- Частенько, если ты обладаешь такими способностями, почему бы не повеселиться заодно? - Он улыбнулся мне уголками губ.

Я согнулся на скамье и никак не мог успокоиться. Смех вырывался вновь и вновь.

А человек, сидящий рядом, ухмылялся, обращая на меня иногда свой взор, но больше наблюдал за людьми, за городом, сверкающим в канун Рождества разноцветными огнями. Он что-то бормотал полушепотом, и я не смог разобрать, пока не прислушался.

Как оказалось, мой друг повторял одну фразу, как мантру, задумчиво следя за дорогой и проезжающими по ней автомобилями:

- Все получится… Определенно, все получится.

Продолжение следует.


Рецензии