О школьных тетрадях замолвлю словечко

Большой проблемой является личное отношение ученика и преподавателя. А тетрадка-то подписана! И точно известно, чья это тетрадь. На листочке может быть проставлен шифр, код, наклеен штрих-код, напечатан девиз… Тетрадь содержит на первой же странице персональные данные о человеке. О его возрасте (ученик пятого класса в 17 лет? – Увольте!), о его фамилии, имени, отчестве, месте обучения, о дате написания последней – и всех предыдущих !– работы. К кому, как и зачем попадёт эта информация, и кто, как и когда ею воспользуется – это секрет за семью печатями. Но для чего все эти автораскрытия? Кому всё это на самом деле нужно? Самый банальный ответ – для идентификации автора контрольной работы. Но, для чего преподавателю знать автора? Его задача – определить – правильно или нет выполнена работа. Определил? Ставь, раз уж так не терпится, оценку. Но до оценки зачем-то нужно имя автора. А если преподаватель сомневается между Сциллой и Харибдой? И смотрит – а автор-то вот кто! И вместо Сциллы выбирает эту Харибду. Вы скажете: а не один ли…? Ну, отвечу я, когда Сцилла и Харибда – один! А вот если «отлично» и «хорошо» то уже не один, точно не один! Разница может быть между золотой и серебряной медалью. Между званием «отличник» и «хорошист». Субъективность оценки усугубляется полноформатным представлением в тетрадке. Хотя давно и прочно известны технологии, при которых имя автора категорически не раскрывается. Это мы еще не раскрыли тетрадку. Это мы еще только на её обложку смотрим.
И вот несет Марья Ивановна стопку тетрадок домой.
Тридцать тетрадок, и у каждой эта красивая обложка с персональными данными, да еще и полиэтиленовая оберточка. В сумме – вес полноценной общей тетради.
Зачем ей нести эту тяжесть?
Куда?
Для чего?
Но есть у тетрадок одно свойство, которым не обладают раздельные листочки.
Этим свойством не обладает корочка прав водителя.
Но если её упаковать в раскрывающуюся обложку, то тогда свойство незамедлительно откроется и снова закроется. И свойство это – способность удерживать вкладыш.
Вкладыш не великий, и не тяжелый.
Но удерживать…
В школе этим свойством не пользуются, насколько мне известно, не припомню ни одного случая.
А вот проверяющие на дорогах в свое время очень даже систематично пользовались.
И тут случаев вспомнить можно много.
И раскрывается любопытнейшая образовательная функция тетрадки.
Свойством она обладает и растущий человек с этим свойством знакомится.
То фотографию вложит, то открытку, то закладочку, то календарик…
А потом уже на дороге уверенно вкладывает совсем другие предметы.
Может ради изучения этого полезнейшего из свойств и держатся тетрадки так прочно?
Но посмотрим на самую важную надпись на обложке: "тетрадь по…" и далее идёт название школьной дисциплины (предмета, если угодно). Здесь проявляется систематизирующее воздействие организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Предметы качественно разные, а форма тетради одинаковая для всех. И для математики, и для физики, и для химии, и для биологии… Тетрадь, как средство самоорганизации умственного труда, мыслительной деятельности учяащегося. Все строго структурировано и тематически объединено. Мышление школьника тетрадизируется.
Только не подумайте, что это я к любимой тетраэдальной логике приблизился.
Ни на йоту!
Мышление школьника тетрадизируется и он начинает мысленно формировать «тетради» по всем аспектам своего думания.
Хорошо это или плохо?
Пока не знаю.
Знаю, что появилось конкурентное с тетрадкой наименование: «файл».
И вижу, что файлизированное мышление превосходит качественно тетрадизированное. Но об этом подробнее мы поговорим уже в следующей передаче мыслей на расстояние.


Рецензии