Про 35-минутный урок
Система у нас классно-урочная. В ней два четких основания: класс и урок.
О классе мы уже говорили, когда рассматривали проблемы семейной школы.
Теперь поговорим об уроке.
Урок - это 45 минут - контейнер времени. Вся жизнь в школе делится на уроки. Есть еще такие градации: учебный год, четверть, семестр, пара... но в школе основная единица измерения - именно урок.
Только в период перестройки мастера-педагоги усомнили продолжительность урока. Щетинин говорил о пятнадцати минутах, в Урае мы проверяли 35-минутный урок.
Ответ на вопросы в начале этой статьи один: из колокольных звонов.
Часы на руках двести лет назад были большой редкостью, как, впрочем и мобилки.
Поэтому время определялось по колокольному бою.
Колокола отмечали каждую четверть часа.
И было удобно! Три четверти часа занимаемся, пятнадцать минут отдыхаем.
Смотрите, как это просто и разумно! Или не совсем?
Вот, к примеру, сердечная мышца - 0,3 секунды работает, 0,7 секунды отдыхает...
И так три миллиарда раз подряд! Без остановки!!
Если бы мы именно так поделили час, то получили бы 18 минут урока и 42 минуты перемены!
Вот они откуда, щетининские пятнадцать минут!
Если брать "колокольный" алгоритм, то четверть часа - ближайшее к заветным 18-ти минутам результат. Наверное в таком режиме дети не должны уставать...
Мы исходили из других пропорций.
И в первую очередь из пропорции золотого сечения.
Как основы человеческой биоритмологии (наша гипотеза).
Если час поделить в этой пропорции, то мы обнаружим 37 и 23 минуты.
По отношению к часу следующим числом Корбюзье будет именно тридцать семь минут. С учетом реалий нашего времени удобно работать именно в тридцати пяти минутном режиме. Час, как выверенную веками золотосеченную единицу времени мы не трогаем (о нем можно пообщаться отдельно, в другом формате).
Принимаем его, час то есть, как есть.
Укажу еще на один тип аргументации, каковой, вероятно, удивит наших педагогических ретроградов: в футболе тайм - это 45 минут.
Те же три четверти часа, поскольку и родоначальники футбола пользовались теми же колокольными маяками. Но есть практики в различных видах спорта, которые показывают, что существуют усталостные пороги в любом виде и типе человечсеской активности. Как шахматный тренер, я знаю, что именно шахматные практики показывают усталостные пороги в учебно-познавательной деятельности, в интеллектуальной активности, в мыслительных упражнениях.
Не случайно ведь появились "быстрые" шахматы, где контроль времени - тридцать минут на партию. Добавив пять минут "на раскачку" или "адаптацию" мы и получаем вполне приемлемый результат.
Практика Урая показала, что 35-минутный урок не просто приемлем, он крайне необходим.
Десятки тысяч уроков, данных урайскими педагогами в тридцатипятиминутном формате - это бесценная кладовая бесценного опыта. И эти уникальные практики должны быть тщательно исследованы и по мере накопления итогового материала можно будет ставить вопрос о последовательных применениях и включениях в повседневные практики наших школ.
Свидетельство о публикации №214010602226