74. В. Агошков. Тросна-Ефратово. Протоиер. Крючков

74. В.Агошков. Тросна-Ефратово.

Протоиер.Крючков,

часть 2

Миссионерская деятельность Крючкова, во многом, осложнялась активно-стью старообрядческих наставников, которые отличались значительной начитан-ностью и хорошим знанием старопечатной религиозной литературы, при этом были активными пропагандистами своего вероучения. Достойным соперником Ксенофонта Крючкова был епископ Арсений (Владимирский крестьянин, Онисим Швецов), который высоко ценился даже православной церковью. Нередко сам К.П. Победоносцев сравнивал О.Швецова с о. Ксенофонтом, при этом, нисколько не принижая его ораторских способностей: «… Швецов, самый хитрый и ловкий агитатор, … тоже умная голова, но совсем иного типа – так иезуита фанатика. Мастер сбивать с пути и с толку всякого, кто с ним …».

Но, несмотря на все достоинства своего догматического противника, ак-тивная миссионерская деятельность о. Ксенофонта приносила зримые плоды. Публичные собеседования, проводимые миссионером, детально описываются в Оренбургских епархиальных ведомостях. Ксенофонт Крючков, сам бывший ста-рообрядец поморского толка, никогда «… не скупился на самые резкие выраже-ния по адресу всех поморцев…». Прибыв в Оренбург 25 ноября 1884г, сразу же развернул активную деятельность, направленную против староверов, в результа-те которой к православию было присоединено 11 человек…

Примечательно то, что, узнав о приезде знаменитого миссионера, не каж-дый старообрядческий начётчик решался вступать с ним в диспут. Заслугами К. Крючкова можно считать многочисленные присоединения староверов к едино-верческой церкви после беседы с ним. В начале 1880-х гг. в Уральской области, по сведениям К.П. Победоносцева насчитывалось более 20 единоверческих при-ходов, а в пределах Уральского казачьего войска в течение 4 лет были устроены 8 единоверческих храмов.

Но для того чтобы существенно ослабить позиции ста-рообрядчества в Оренбургском крае, деятельности одного миссионера было не-достаточно. Поддержка уральских и оренбургских староверов гражданскими вла-стями была существенным препятствием для продвижения миссии Русской пра-вославной церкви. Умер Ксенофонт Крючков в 1909г, в возрасте 69 лет. До по-следних дней не оставлял поприще миссионерства, удивляя всех своей энергич-ностью и непоколебимостью своих религиозных убеждений. (В сокращении).
*
Крючков Ксенофонт Никифорович – синодальный миссионер (1842 - 1909). Родился в семье раскольников-беспоповцев поморского толка; в 1868г присоединился к православию на началах единоверия; позднее получил сан священника. Его труды: ""Беседы с глаголемыми старообрядцами, бывшие в Санкт-Петербургской духовной академии"" (СПб., 1887), ""Беседы с глаголемыми старообрядцами в селе Тискадах"" (ib., 1889), ""Беседы с защитником австрийско-го лжесвященства Онисимом Швецовым, происходившие в городе Уральске в 1889г."" (ib., 1890), ""Противораскольнические собеседования с защитником так называемого австрийского священства Онисимом Швецовым, происходившие в селе Поиме в 1896 г."" (СПб., 1896) и др. - См. ""Двадцатипятилетие деятельности Крючкова"" (СПб., 1904); ""Церковные Ведомости"", 1909, № 24.

В интернете много материалов о деятельности синодального миссио-нера Ксенофонта Крючкова, но я нигде не нашёл сведения о том, а был ли он в Кромском уезде, в деревнях Соборовка и Красавка, или только включил эти населённые пункты в своё прошение для Синода. Когда я жил и работал в селе Гнилец, то вместе с завхозом школы В.В. Бувиным ездили на санях покупать свиней в близлежащие населённые пункты Курской области, населённые староверами.

В.В. Бувин показывал мне кладбища, которых даже в одном селе бы-ло несколько – представители каждой веры имели свои территории…


(С) В.И. Агошков.


Рецензии