76. В. Агошков. Тросна-Ефратово. Архит. Виноградов

76. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.


Архитектор Виноградов,

часть 2

Виноградов тиражировал «Окна РОСТА», будучи другом ху-дожника-инициатора их создания М.М. Черемныха (мужа сест-ры, вместе с которым он приехал в Москву учиться из Томска). Общался с В.В. Маяковским и др. деятелями культуры.
Как специалист по охране наследия Виноградов сотрудни-чал с А.В. Щусевым, принимая участие в обосновании гене-рального плана «Новая Москва» (в аспекте охраны наследия).

Он был инициатором обследования городской застройки для выяв-ления ценных деревянных зданий, число которых составило почти 500, и организовал выставку «Уходящая деревянная Мо-сква» (1921), которая привлекла внимание многих зодчих-практиков, работавших в условиях дефицита материалов и не-возможности применения новых технологий.

После почти полно-го сокращения штатов этой комиссии (1923) Виноградов создал при общественной комиссии «Старая Москва» секцию регистра-ции архитектурных памятников (1926), передав в неё собран-ные ранее материалы и списки московских зданий.

В центре внимания специалистов и любителей старины теперь оказались белокаменные палаты XVII века, которых бы-ло обнаружено и обследовано более 80-ти. С 1925 года Вино-градов занимался реставрацией Китайгородской стены, Сухаре-вой башни, Триумфальных ворот и Красных ворот, грота в Алек-сандровском саду и ограды сада. С 1931 года Виноградов за-нимался реставрацией стен и башен Московского Кремля, а также Благовещенского собора.

В то же самое время он стал свидетелем сноса внутри Кремля монастырей и др. старинных зданий. В середине 1930-х годов Виноградов был инициатором создания и ведущим сотрудником Музея Всесоюзной академии архитектуры, писал «паспорта» на памятники...
Перед самой войной и вплоть до эвакуации 1941 года он занимался организацией музея Московского архитектурного института, руководил студентами и аспирантами. В годы войны Виноградов (ранее член специальной комиссии по работам в Троице-Сергиевой лавре), возглавлял её реставрацию, начатую И.В. Трофимовым.

С 1947 по 1957 год Виноградов создавал Го-сударственный музей русской архитектуры при поддержке А.В. Щусева (ныне Государственный научно-исследовательский му-зей архитектуры имени А.В. Щусева) и был первым директором этого музея, вплоть до конца своей трудовой деятельности рабо-тал в нём как заместитель директора по научной работе. Много сил отдал реставрации здания эпохи классицизма (дома Талы-зина), отведённого под музей.

Наследие Виноградова представляет собой не только его историко-архитектурные исследования, но и многочисленные коллекции (пряников, игрушек, лубка, китайских народных кар-тинок, литографий мастеров авангарда и пр.). Важное место в его наследии занимает фотография, которой он увлекался с 1900-х годов. Помимо бытовых, семейных сюжетов, это вы-ставка лубка (1913), народные костюмы (1912), проекты его соучеников из Московского училища живописи, ваяния и зодче-ства (1913-15).

Архитектор сохранил архив комиссии по охране памятников Моссовета, включающий работы известных фото-графов своего времени (1919-21). Важное место в этом собра-нии занимают фотографии московских деревянных домов эпо-хи классицизма, разобранных на дрова в 1919-21 годах. Среди фотографий Виноградова экспозиция Пролетарских музеев (1918-21); монументы и их эскизы, выполнявшиеся по ленин-скому плану монументальной пропаганды и пр. (Из Интернета).


(С) В.И. Агошков.


Рецензии