Детям читают стихи

Все родители хотят, чтобы их дети любили читать. Потому что это очень полезно. Однако читающих детей становится все меньше. И особенно быстро теряет популярность поэзия. Между тем, именно стихи могут помочь ребенку полюбить чтение.

Что нужно делать, чтобы малыш полюбил стихи? Во-первых, нужно ему их читать. Это понимают все родители. Многие и в самом деле покупают ребенку многочисленные яркие книжки, старательно читают ему – а результат почему-то равен нулю. Почему так?
Есть несколько причин.

1) Родители часто читают детям то, что им самим совсем не кажется интересным. Понятно: это же совсем маленький ребенок. Что ему читать? То, что для таких несмышленышей предназначено.
Вот типичный пример: стишок из красочной, отлично иллюстрированной книжки для детей (автора не называю: это неважно – подобные «поэтические шедевры» у всех авторов совершенно одинаковые):
                Улитка.
Улитка устала. Труден был путь.
Тяжел ее домик-ракушка.
Улитка устала. Пора отдохнуть
На мягкой пуховой подушке.

А можно чаю с вареньем попить,
Сыграть в «домино» или «шашки».
А можно еще телевизор включить –
Смотреть целый вечер мультяшки.

И т.д., и т.п.
Почему это – для детей? Потому что про улитку. Для детей надо писать о зайчиках, белочках, улиточках. Умильно, бессмысленно и скучно.
Понятно, что самому взрослому человеку это тоже скучно. Но он верит, что раз это для детей издано, значит ребенку может понравиться. Ничего подобного!
Так что запомните 1-ю ЗАПОВЕДЬ стихового воспитания: читать детям надо только то, что нравится ВАМ САМИМ.

2) Родители часто думают, что главное – это ПОНИМАНИЕ ребенком того, что они читают. Разумеется, речь идет об элементарном понимании СЛОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ: их значения и смысла – а не о каком-то «понимании поэзии». Поэтому, во-первых, выбирают такие стихи, которые, по их мнению, детям понятны: то есть максимально примитивные и опять же «детские». А во-вторых, не просто читают, а все ребенку растолковывают: как на уроке в школе.
На самом же деле – как это ни странно – ПОНИМАНИЕ НЕ ИМЕЕТ ОСОБОГО ЗНАЧЕНИЯ. Главное не понимание, А ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРОЖИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.
Известно, что Корней Чуковский (именно он разработал основы «стихового воспитания» в раннем детстве, и именно его взгляды лежат в основе и этой статьи) читал своим совсем маленьким детям ОТНЮДЬ НЕ ДЕТСКИЕ СТИХИ. Так, например, его дочь, Лидия Корнеевна Чуковская, воспоминала, как отец читал им стихотворение Баратынского «Пироскаф»:
Дикою, грозною ласкою полны,
Бьют в наш корабль средиземные волны.
Вот над кормою стал капитан:
Визгнул свисток его. Братствуя с паром,
Ветру наш парус раздался недаром:
Пенясь, глубоко вздохнул океан!
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Это он читал, катая детей в лодке по морю.
Понятно, сам Баратынский очень удивился бы, если бы узнал, что это стихотворение можно читать маленьким детям – и им оно понравится при этом. Однако было именно так. Причем, Чуковский ничего не объяснял. Он просто читал стихотворение, передавая голосом восторг человека, который влюблен в море, который отправился в долгожданное плавание. И дети понимали: не слова – а эмоции.

3) Многие родители читают своим детям только прозу, так как им кажется, что прозаические тексты может читать любой человек, а читать стихи надо уметь – и вот именно они не умеют. К тому же они убеждены, что стихи вообще не любят.
На самом деле, если человек хорошо читает стихи, это, конечно, помогает увлечь ими ребенка. Но если вы совсем не умеете читать стихи, это не помеха. Важно НЕ УМЕНИЕ, а УВЛЕЧЕНИЕ. Именно увлеченность взрослого заражает малыша.
А что касается нелюбви к стихам, то все, что мы теперь любим, когда-то нам было неизвестно – и мы этого не любили. Стихи полюбить можно. Большинство тех, кто уверен в своей нелюбви к стихам, к сожалению, подобны герою известной серии анекдотов – мальчику Вовочке.
Как-то учительница музыки спросила Вовочку, любит ли он Бетховена. «Нее, не люблю!» - ответил Вовочка. «И какие же произведения Бетховена тебе не нравятся?» - поинтересовалась учительница. «Так я его не слушаю: я же сказал, я его не люблю!» - логично ответствовал Вовочка. То есть он ни одной вещи Бетховена толком не слышал – и поэтому его «не любит».
Так и многие взрослые никогда не прочли ни одного стихотворения ПРОСТО ИЗ ИНТЕРЕСА, для себя. Стихи они читали и заучивали в школе, по заданию учителя. Потому их и «не любят».
На самом же деле всякий нормальный человек может какие-то отдельные стихи любить, а какие-то другие ему не понравятся. Просто надо их читать. Тем более чтение стихов не требует много сил и времени.
И если вам нравится, то можно это и малышу прочесть. Даже если это малопонятно для него. Важно, чтобы ЭМОЦИИ, которые передает стихотворение, были переданы при чтении, чтобы ребенок их почувствовал – и тогда все будет хорошо.

4) Многие думают, что стихи несут некую информацию. И именно эту информацию надо донести до ребенка. Ничего подобного! Информацию несут учебники, статьи в газетах и пр. А у поэзии иная роль.
Возьмем стихотворение «Веселый гном» Жени Усовича (автор стихотворения – сам еще школьник):

В ветхом домике без печки
Жил веселый старичок.
Кипятил он чай на свечке,
Заварив травы пучок.

Жарил ягоды на солнце,
Одуванчики солил,
И под вечер на оконце
Комаров чайком поил.

На сосне искал иголку,
Чтоб латать себе штаны.
Вместо зеркала на полку
Ставил краешек луны.

Ночью звездные дорожки
Бородою подметал.
То, что падало, в лукошко
Осторожно собирал.

Ну а утром звезды эти
Сеял дома, под окном:
Чтобы знали все на свете,
Где живет Веселый Гном!

Почему это нравится детям? Им понятно (даже и трехлеткам), что это шутка. Не может никто подметать небо бородой. Это смешно, забавно. Поэтому и интересно.
К сожалению, многим взрослым непонятна специфика этого искусства – поэзии. Дело в том, что поэзия – искусство пограничное: между музыкой и литературой. Иногда – ближе к музыке.
То есть содержание в стихах выражается в значительной мере РИТМОМ и МЕЛОДИЕЙ – независимо от слов. И вот дети как раз особо чувствительны именно к ритму и мелодике стиха. Это отмечает опять же Чуковский.
Некоторые детские «стихи» (самими малышами сочиненные) он называл «экикики», потому что они совершенно бессмысленны, но ритм в них есть. И вот малыша привлекает именно этот ритм.
Некоторые маленькие дети способны часами громко повторять такие «экикики», явно получая от этого большое удовольствие. Тем самым ребенок сам себя воспитывает: прививает себе любовь к поэзии. Но взрослых это часто почему-то раздражает.

Если вы хотите, чтобы ваш малыш полюбил чтение, начинайте со стихов. Любой маленький ребенок способен их полюбить. И добиться этого несложно. Соблюдайте такие простые правила:
1. читайте малышу только то, что вам нравится;
2. ничего не объясняйте, не растолковывайте: важно, чтобы малыш эмоционально «прожил» стихотворение, а остальное значения не имеет;
3. читайте так, чтобы показать свою увлеченность, то, что вам нравится это стихотворение, - заражайте ребенка своим увлечением, покажите, что стихи – это весело и интересно, что они поднимают настроение;
4. если ребенок, как вам кажется, ничего не понял, не может пересказать стихотворение, искажает его смысл, - не обращайте внимания: важно, чтобы малышу было интересно;
5. не обязательно читать детям только те стихи, которые написаны специально для детей; и если это именно для детей написано, то не обязательно должно детям нравиться: читайте все, что, по вашему мнению, ваш ребенок может эмоционально воспринять;
6. делайте это достаточно регулярно, но не в виде уроков, не дидактически: лучше, если это будет выглядеть просто как общение, как приятное совместное времяпровождение;
7. не рассчитывайте, что увлечь вашего ребенка чтением может какой-то наемный педагог: то, что читает мама, и то, что читает чужой человек, - далеко не одно и то же: стихотворение может понравиться малышу уже потому, что он его услышал впервые С МАМИНОГО ГОЛОСА.


Рецензии