Маленький колдун

Как известно, дети психологически подобны первобытным людям. В частности, тем, что верят в магию. Можно сказать, что все дети в возрасте от 2 до 5 лет (а многие – и до 7-8 лет и даже более), - маленькие колдуны. Почему же это так? И как нам, взрослым, к этому относиться?

Когда Виталику было три с половиной года, к нему стала приходить Кукарямба. К сожалению, не удалось выяснить, как она выглядит, хотя и очень интересно, конечно. Дело в том, что Кукарямба приходила только по ночам. Днем, при солнечном свете, Кукарямба, наверное, спала. Что неудивительно: всякая нечистая сила предпочитает шататься по дому и пугать людей именно тогда, когда темно и все спят.
Мы с мамой Виталика даже просили мальчика нарисовать Кукарямбу, однако он боялся это делать, как он объяснил, потому, что его рисунок может ожить и превратиться в настоящую Кукарямбу. Правда, потом я убедил его, что в мой кабинет Кукарямба войти побоится, потому что у меня есть «кляксы Роршаха». Это такой метод изучения личности, придуманный швейцарским психологом Роршахом. Человеку показывают бесформенные пятна – кляксы – и просят сказать, на что они похожи. У меня листы с этими кляксами висят прямо на стене. И вот, оказывается, Кукарямба их очень боится.
Виталик в это поверил и нарисовал таки Кукарямбу. Увы, она у него похожа просто на перепутанный клубок ниток.
И вот Кукарямба приходит по ночам: конечно, за Виталиком. Она хочет забрать Виталика! Мальчик ее очень боится и зовет маму. Когда мама приходит, Кукарямба сразу дает деру. Но потом может вернуться.
В итоге или маме, с трудом приучившей сына спать без нее, приходится все же брать его к себе в постель; либо мама не спит вообще, так как вынуждена 3-4 раза за ночь «гонять Кукарямбу».
Я сказал Виталику, что есть один верный способ избавления от любых Кукарямб. Нужно, когда ложишься спать, скатать в трубочку край одеяла или простыни и лечь на этот скатанный край. Тогда Кукарямба не придет.
Виталик, что интересно, сразу мне поверил. Да и как не поверить: такой солидный дядя, педагог с высшим образованием и большим опытом, уж наверное знает, как именно бороться с Кукарямбами.
Прибегнув к этому способу, малыш стал хорошо спать. Правда, если он все же просыпался ночью и оказывалось, что край простыни, который он старательно скатал в трубочку, распрямился, то наш герой в ужасе звал маму. К счастью, мама догадалась подарить сыну заколку, которой он скалывал скатанный край простыни, так что тот уже не мог распрямиться. И так Кукарямба была окончательно побеждена!

Папа четырехлетней Эли (Эльвиры) работает геологом. Он бывает в длительных экспедициях, иногда они продолжаются более двух месяцев. Девочка обожает отца и очень тоскует, когда его долго нет. У нее ухудшается аппетит, настроение, она становится раздражительной, часто плачет.
Из разговора с Элей и мамой почти сразу стало понятно: она боится, что папа больше не придет. Никогда. Именно это ее мучает. То есть, если бы она была уверена, что папа придет наверняка, что он не может не вернуться домой, - все эти неприятные явления сгладились бы или даже совсем прошли.
Но как же этого добиться? Мама уже много раз убеждала дочь в том, что папа придет непременно и обязательно. Не помогло. Рациональные доводы на малышку не подействовали.
Тогда я спросил: а есть ли у них дома такой предмет, который папа очень любит? Оказалось, что есть: это зеленая лампа, стоящая у него на столе. Когда он приходит, то прежде всего включает эту лампу.
Тогда я очень серьезно объяснил Эле, что, действительно, раньше могло быть всякое: папа мог придти, а мог и не придти. Но теперь она, Эля, может сделать так, что папа совершенно точно вернется домой.
Эля раскрыла на меня огромные, как блюдца, глаза. И рот тоже раскрыла, как будто хотела меня проглотить.
Да, да, это можно сделать! Надо поставить в комнате Эли на окне ту самую папину любимую лампу и каждый вечер ее включать. Если не забывать это делать КАЖДЫЙ ДЕНЬ, то папа точно вернется домой.
Девочка задумалась. Думала она довольно долго: минуты полторы. Мы с мамой терпеливо ждали, что она решит. Наконец, Эля спросила:
- А ее боком каким поставить?
Вот она о чем, оказывается, размышляла! В самом деле, это же очень важно! Поставишь не тем боком – и все: никакого эффекта не будет.
Я объяснил Эле, каким боком нужно ставить лампу. После чего они с мамой отправились домой. И, представьте себе, Эле значительно полегчало. Она сама включала лампу, которая теперь всегда стоит у нее в комнате на подоконнике. Интересно, что такая малышка НИ РАЗУ НЕ ЗАБЫЛА этого сделать, хотя обычно не отличается ни аккуратностью, ни пунктуальностью.
Эту магическую процедуру с лампой Эля проделывала два с половиной года! И только, когда пошла в школу, постепенно отвыкла от нее и уже не боялась, что папа может не вернуться домой, если не включить зеленую лампу на окне.

Что же это такое – магия, магизм?
Магия основана на вере в то, что – по выражению Сент-Экзюпери – «всё связано со всем». Разумеется, у детей эта вера неосознанная, но очень прочная. Между всем, что существует: мыслями, чувствами, воображением, материальными предметами, событиями и пр. – есть непосредственная связь. Переставив лампу на другое место или скатав простыню в трубочку, мы что-то меняем в этом мире – и тем самым воздействуем на другие вещи, людей и события.
Вторая составляющая магизма вот какая: дети верят, что все существующее имеет душу. Все вокруг одушевлено. И есть такие особые – правильные – способы воздействия на Духи Предметов и Явлений. Если их знать, то можно задобрить этих духов и добиться чего угодно. Допустим, если сказать «правильное» заклинание, то может прекратиться (или, наоборот, пойти) дождь.
Я уже упоминал о сходстве детской психологии с психологией примитивного человека. Так вот, известно, что шаманы и прочие колдуны обладают особыми секретами по вызыванию дождя или обеспечению удачной охоты (для чего, скажем, рисуется на земле то животное, на которое будут охотиться, и это изображение многократно протыкается копьями, при этом еще нужно исполнить ритуальный танец и какие-то песнопения – и тогда все будет хорошо). Еще в средние века в некоторых странах Европы для вызывания дождя в землю зарывали живого осла, а армяне с той же целью бросали в воду жену священника.
Собственно, то, что «все связано со всем», - это действительно так. Другое дело, что связи эти вовсе не такие простые и прямые, как кажется дикарям и маленьким детям. На самом деле существуют способы, скажем, увеличить вероятность успеха на охоте. Надо знать повадки животного, иметь хорошее оружие и пр. Но это не магические способы. Можно даже искусственно вызвать дождь, правда, не посредством бросания в воду бедной жены священника или зарывания в землю еще более бедного осла.
Магизм – это, кроме того, еще и эгоизм. Тот, кто прибегает к магизму, хочет подчинить весь мир своим желаниям. Хочет, чтобы все вещи, явления, люди и природа служили его корыстным интересам.
Интересно, что в этом смысле современное человечество все еще находится на уровне магического мышления. Правда, только в области целей, а не в области средств. Средства используются рациональные – а вот цели остались иррациональными.
Вообще взрослые люди тоже не чужды магизма. Постучать три раза по дереву, чтобы отвратить беду. Вернуться назад, если дорогу перебежал черный кот. Побрызгать помещение «святой» водой, чтобы дом долго стоял, а его хозяева жили счастливо. Магизмом пронизана практика всех мировых религий, в том числе и христианства (и православия).
Когда человек верит в то, что изменив имя вещи, мы изменим тем самым ее суть, - это не что иное как магия. Допустим, сегодня у нас «милиция», а завтра – «полиция». Сегодня мы были одними, завтра – только от перемены названия – станем другими.
Так что дети не одиноки.
Человек верит в магию и прибегает к ней от слабости, неразвитости. Потому что чего-то не понимает, чего-то боится. Не чувствует себя в силах совладать с чем-то – в себе или вне себя. Тогда ему нужно убедить себя в том, что, совершив некие магические действия, он овладеет ситуацией.
Еще магизм связан с одной интересной особенностью детей (и примитивных людей): их неумением отличать воображаемое от реального. Магическое овладение ситуацией – это воображаемое, иллюзорное овладение ею. Своего рода самовнушение, самоуспокоение. Зрелому человеку такой способ недоступен, так как он четко различает, где плоды его фантазии, а где реальность.

Как нам относиться к склонности детей к «колдовству»?
Во-первых, как к тому, что совершенно естественно. Ни в коем случае нельзя высмеивать малыша, который таким образом пытается справиться со своими проблемами. Это пока единственный доступный ему метод.
Чтобы «отучить» детей от магизма, их нужно развивать. С самого раннего возраста читать ребенку детские энциклопедии: благо, что сейчас их очень много, они прекрасно иллюстрированы. На прогулке объяснять, что такое дождь, почему листья на деревьях желтеют и опадают, почему вода замерзает зимой и т.д., и т.п. Рассказывать о действительных связях между явлениями и событиями в реальном мире. Дать возможность малышу экспериментировать с водой, снегом, песком, что-то строить.
Магизм нельзя запретить или «прогнать». Он исчезнет сам собой, когда перестанет быть нужным. Зрелому, развитому, образованному человеку – он не нужен. А ребенку очень нужен.
Как мы видели выше, склонность детей к магии можно даже использовать, чтобы избавить малыша от каких-то страхов, решить какие-то его психологические проблемы. Иногда это единственный выход.
Правда, злоупотреблять этим методом не стоит. Лучше его использовать только тогда, когда иначе никак не получается решить проблему ребенка.

Итак.
1) Если вы заметили, что ваш малыш занимается какой-либо «магической практикой», не удивляйтесь, не смейтесь над ним и не запрещайте это делать (если это не что-то опасное для его здоровья или этически неприемлемое);
2) Постарайтесь догадаться, для чего это малышу нужно: какую проблему он таким способом пытается решить;
3) Если ребенок чего-то боится и рациональные доводы на него не действуют, вы сами можете предложить ему магический способ овладения ситуацией;
4) Поощряйте интерес крохи к волшебным сказкам, не пытаясь их «разоблачать» (то есть не убеждайте малыша, что на самом деле так не бывает);
5) В то же время уже с самого раннего возраста – с 2-3 лет – рассказывайте ребенку как можно больше о реальном мире, о реальных связях и закономерностях в природе, в мире простейших физических явлений, у животных и людей; объясняйте ему то, что происходит вокруг него, если его это интересует: почему собака лает, почему летом тепло, а зимой холодно, почему камень, если его бросить вверх, падает обратно на землю – и т.п.; старайтесь, чтобы малыш заинтересовался и сам искал реальные объяснения того, что он видит вокруг себя;
6) Постоянно укрепляйте уверенность в себе ребенка, давая ему возможность быть в какой-то мере самостоятельным, проявлять инициативу, считайтесь с его мнением, - тогда склонность к магии постепенно сама сойдет на нет, так как «колдовство» - это удел слабых и неуверенных в себе людей.


Рецензии