Искусство дарить

Обычай дарить друг другу подарки, судя по всему, существует уже многие тысячелетия. И, конечно, родители часто дарят подарки своим детям. Увы, это не всегда педагогически полезно для них.
Как же дарить малышам подарки так, чтобы это их воспитывало, делало лучше – а не портило, развращало?

Ксюше только пять лет. Это чрезвычайно хорошенькая девочка: у нее длинные реснички, как у куклы; карие глаза – как шоколадки; каштановые вьющиеся волосы – тоже как у дорогой куклы. Подвижное смазливое личико.
На Новый год бабушка обещала подарить Ксюше мобильный телефон. Трудно сказать, какое имеет отношение сие чудо техники к Новому году. Но вот именно такова была просьба любимой внучки: она заказала бабушке мобильник.
Вы только не подумайте, Боже упаси, что у Ксюши нет мобильника. Конечно, есть! Как можно серьезному человеку жить без мобильника?! Но у Ксюши мобильник старый (куплен почти год назад). Дешевый. Им нельзя фотографировать, а в памяти не умещаются все те игры, в которые любит играть Ксюша, когда нечего делать (например, когда она едет куда-нибудь на машине с папой и мамой). Ксюша еще не умеет читать, но буквы все знает, и не только русские, но и английские! Она очень развитая современная девочка. И с техникой – на ты.
Вообще Ксюша уверена, что мобильники, телики и компьютеры были всегда. Как воздух, вода и деревья.
Итак, новый мобильник «от бабушки». Бабушка Ксюши – отнюдь не древняя старушка-Божий одуванчик. Ксюшиной бабушке 52 года, она коммерсантка, владелица большого книжного магазина в центре города. И бабушка постаралась!
Телефон, который она купила, называется – по словам самой бабушки – «Сонечка Эриксон». Ксюша думает, что это имя (что такое название фирмы, ей непонятно).
- А, что ли, телефон – девочка? – спросила она бабушку, когда та в первый раз сообщила, какой именно телефон она купит любимой внучке.
Бабушка весело засмеялась.
- Да, твой телефон – это девочка, потому что ты ведь девочка.
Такое объяснение полностью удовлетворило Ксюшу.
И вот – Новый год. Но Ксюша не хочет водить хоровод вокруг елочки и вообще ничем не интересуется. Она ждет свою «Сонечку Эриксон». Угрюмая, надутая, ни с кем не хочет разговаривать, даже с двоюродным братом, которому уже 8 лет, и обычно Ксюша с ним напропалую кокетничает.
Наконец, является телефон… Ой, простите, бабушка – с телефоном! Ксюша выбегает к ней в прихожую, бросается на шею (обычно Ксюша менее сентиментальна) и, забыв поздороваться, спрашивает про долгожданную вещь.
И вот он – счастливый момент! Бабушка – как добрая волшебница – извлекает из складок своей шубы блестящий предмет. О, радость! Ксюша в страшном восторге. Она прижимает к груди любимую «Сонечку» и бежит в свою комнату. Бабушка же только после этого начинает раздеваться, в чем ей помогает ее зять: папа Ксюши. Самой Ксюше некогда: она осматривает «Сонечку».
Конечно, Ксюша пока еще недостаточно хорошо разбирается в мобильных телефонах. Но, в общем, разбирается. Она даже знает слово «пиксели». Правда, она говорит не «мегапиксели», а «мои пиксели». Но какая разница? Ведь телефон, подаренный бабушкой, дорогущий: им, конечно, можно фотографировать, и фотографии получаются отличного качества – хоть бы и фотоаппарату впору.
Налюбовавшись заветной «Сонечкой», Ксюша снова прилипает к едва успевшей со всеми поздороваться бабушке, так как та должна объяснить владелице «Сонечки», как ею пользоваться. Собственно, фотографировать мобильником Ксюша умеет: натренировалась на мамином и папином телефонах. Давно еще. Но ее интересует и многое другое.
Мама пытается отогнать Ксюшу («Дай бабушке минуту посидеть спокойно!»), но из этого ничего не выходит. Бабушка очень любит внучку и горой становится на ее защиту.
Во всем разобравшись, Ксюша (кстати, она в розовом платьице с юбочкой колоколом, и все восхищаются ее внешностью) начинает порхать по комнате и всех «фоткать». После чего настойчиво требует, чтобы «сфотканный» как можно громче восхищался ее фотографическим мастерством. Правда, фотографирует она самым диким образом (режет людям ноги по пояс, руки и даже головы!), но это «фотохудожницу» ничуть не смущает. Таков ее творческий замысел! А, может, она футуристка?!
В общем, весь вечер взволнованная Ксюша не может ни о чем говорить, кроме «Сонечки». Она звонит своим подругам: Ане и Кире – и взахлеб хвастается подарком. Подругам завидно. Ксюша наверху блаженства.
Когда бабушка собралась уходить, Ксюша, увлеченная всеми этими переживаниями, этого совершенно не заметила. Мама привела дочку за руку попрощаться со щедрой дарительницей. Но Ксюша скорчила кислую мину, нехотя буркнула «Досиданя!» - и убежала к своей ненаглядной «Сонечке».

Вика и Света – родные сестры, но более непохожих друг на друга людей невозможно себе представить. Вика (старшая, ей 7 лет) – полненькая, крупная для своего возраста - внешне очень смахивает на цыганку: шоколадная кожа, черные, пышные волосы, зубы и белки глаз блестят, как у негритянки. Креолка, да и только. Дело в том, что в роду у них и впрямь была цыганка: то ли прабабка, то ли прапрабабка Вики и Светы. И ее кровь вот так сказалась в Вике. Любопытно, что и характер у Вики истинно цыганский: она страшно темпераментная, вспыльчивая, своенравная. Свете от старшей сестры порой изрядно достается.
А Света – чисто русская девочка: махонькая (ей 5 с половиной), тоненькая, светленькая, тихая и кроткая.
Обычно нетерпеливая Вика всячески помыкает младшей сестрой, командует ею, а иногда и бьет. Именно бьет: Света никогда ей не отвечает тем же – она безответная.
Мама Вики (кстати, она рыжая: ни одна из сестер на нее нисколько не похожа) постоянно ругает старшую дочь за террор в отношении младшей, даже шлепает, но это не помогает.
Правда, есть такое время в году, когда Вика и Света все-таки живут если не душа в душу, то мирно, по-хорошему. Это Новый год. Их любимый праздник.
У них в семье принято готовиться к празднику вместе, и даже папа, если он свободен (он морской офицер), принимает в этом участие. Мама Вики и Светы когда-то училась в художественной школе, и она не признает покупных подарков и игрушек: все нужно сделать своими руками. Целый день они клеят гирлянды и украшения из цветной бумаги, фольги и папье-маше. Это сложная, но увлекательная работа. Света лучше выдумывает новые украшения (повторять прошлогодние нельзя), а Вика гораздо быстрее вырезает и клеит. Но не ругает сестру и даже помогает ей.
Потом пекут в духовке огромный пирог с ягодами. Еще когда эти ягоды «брали» в лесу, только принесли домой – уже говорили: это для новогоднего пирога. В основном, кладут туда малину и землянику. Вика и Света помогают маме месить тесто, а потом следят, чтобы пирог не подгорел. То есть следит Вика, а Света сидит рядом на корточках и огромными глазами с восторгом смотрит, как печется пирог.
Это второй день подготовки. Но и это еще не все. На третий день (вернее, он обычно бывает вторым: пирог пекут перед самым 31-м числом) готовят подарки. Подарки дарят всем гостям, а также друг другу. Подарки для гостей делают вместе: из той же фольги, из бересты (мама умеет и это), лепят фигурки из глины (мама их потом раскрашивает), а иногда делают и украшения. Папа однажды был в Паланге, и ему посчастливилось найти на берегу моря янтарь, довольно большой. Ювелир, взяв себе часть камня за работу, выточил много крошечных бусинок с дырочками. А еще у них есть бусинки стеклянные. Вот из них-то и делаются роскошные украшения. Взрослым дамам, подругам мамы, их не дарят, а дарят девочкам, приятельницам Вики и Светы. И только для гостей-мальчишек иногда подарки покупают в магазине (пистолеты, хлопушки и пр.).
Когда мама и дочки приступают к изготовлению подарков друг другу, они расходятся по разным комнатам (мама идет на кухню, потому что комнат только две). Видеть эти подарки нельзя – до 24-00 31-го декабря.
Впрочем, удастся ли увидеть их и 31-го – это большой вопрос. Подарки еще надо найти. Подарки – это крошечные сувениры. Например, Света, когда ей было всего 4 годика, вылепила из глины (ее у них дома всегда в избытке: на кухне стоит целый ящик сырой глины, из нее можно лепить, когда вздумается) кота и покрасила его голубой гуашью – полосами. Полосатый голубой кот. Его она спрятала в Викином старом пальто, которое та уже не носила, но выбросить жалела, и пальто висело в шкафу. Вика не могла найти подарок два дня, нашла только утром 3 января!
То есть подарок можно сунуть в обувь, одежду, какую-то мебель, принадлежащую тому, кому этот подарок предназначен. Даже в старый носок! Папа, например, как раз любит прятать подарки в носки.
Один раз остроумная мама незаметно для Светы надела на нее ее новогодний подарок – бусы. Света два часа искала подарок, а Вика хихикала, но все равно не сказала. Только случайно (увидев свое отражение в черном полированном пианино) девочка все-таки обнаружила, что подарок-то на ней!
Один раз мне посчастливилось встретить Новый год вместе с Викой, Светой и их мамой – и их гостями. Это было действительно весело! Это был Настоящий Праздник.
Вика подарила мне рисунок, на котором был изображен я сам. Этот рисунок я нашел в кармане своей куртки. А Света подарила брелок для ключей. Его она прикрепила прямо к моим ключам. Этот брелок я ношу до сих пор: это мышь, зеленая. Очень симпатичная. Тоже глиняная, конечно.

Слово «подарок» образовано от слова «дарить», «даром». Это дается «даром», то есть не только не за деньги – но и бескорыстно.
Подарок – это материальный знак (или символ), выражающий отношение одного человека к другому. Дарить подарки – и получать их – так приятно именно поэтому. Может быть, мы и знаем, что этот человек хорошо к нам относится, но лучше иметь материальное подтверждение этого, посмотрев на которое, очень приятно вспомнить, кто и когда это нам подарил.
Вот почему дарить лучше что-то СОВЕРШЕННО НЕФУНКЦИОНАЛЬНОЕ. В этом смысле одежда (даже самая красивая) – а уж тем более мобильный телефон – малоподходящие новогодние подарки. Это вещи, которыми будут ПОЛЬЗОВАТЬСЯ. И это плохо. Это в значительной мере лишает подарок смысла.
Одежда сносится. Мобильник сломается или потеряется.
А если подарить сувенир, какую-то смешную мелочь, игрушку – то это надолго. И это не нужно ДЛЯ ЧЕГО-ТО, а только для того, чтобы свидетельствовать: МЫ К ТЕБЕ ХОРОШО ОТНОСИМСЯ, МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ.
А еще нефункциональность подарков важна потому, что праздник – только тогда Настоящий Праздник, когда он как бы вырывает нас из обыденности. Что-то вроде сказки наяву. Обычные же вещи, которые для чего-то нужны, наоборот закрепляют ощущение обычности происходящего.
Праздник – только тогда Настоящий, когда он сплачивает, объединяет людей. Человек – очень общинное, коллективное существо по своей природе. К детям это относится даже в большей степени, чем ко взрослым. Именно ОБЩИЕ (с самыми близкими людьми, прежде всего) ОСОБЫЕ, ПРАЗДНИЧНЫЕ дела, эмоции, переживания – и дают атмосферу Настоящего Праздника. В которой, кстати, дети очень нуждаются (да и мы, взрослые, тоже). Праздновать в одиночку – невозможно. Так что это неслучайно, что люди в праздник всегда ходят в гости, собираются вместе.
Увы, у Ксюши праздник не получился: она была как-то сама по себе – хотя и внешне со всеми. И испортил ей праздник – подарок.
Кстати, не стоит позволять детям ЗАКАЗЫВАТЬ себе подарки. Подарок должен быть сюрпризом. В подарке важно, насколько дарящий знает и понимает того, кому он дарит подарок. Способен ли подарить именно то, что понравится, что будет приятно получить, - или это будет случайная вещь. Важно, выбрано ли это с любовью, - или просто куплено то, что первое попалось под руку.
В воспитательном смысле очень опасно, если малыш только принимает подарки, а сам никому ничего не дарит. Даже крошечный ребенок – 2-3 лет – если он ПОЛУЧАЕТ подарки на Новый год, должен обязательно и что-то САМ ПОДАРИТЬ другим людям. Это может быть что-то, купленное родителями, но с ребенком обязательно надо заранее обсудить, что и кому он подарит. И так, чтобы малыш понял: ДАРИТЬ – НЕ МЕНЕЕ ПРИЯТНО, чем получать подарки. Чтобы он почувствовал, как это радостно: что-то бескорыстно дать другому человеку, сделать ему приятное.
При этом, не стоит заставлять ребенка делать подарки тем, кого он мало знает, к кому равнодушен. Пусть он дарит тем, кого любит: папе и маме, брату или сестре, бабушке и дедушке, другу из детского садика. Если взрослые вынуждают малыша «исполнить свой долг», даря подарок и поздравляя какого-то дальнего родича, седьмая вода на киселе, которого ребенок раньше и не видел никогда, то это уже будет воспитание лицемерия.
Помните, как там у ироничного Пушкина:
Родные люди – вот какие:
Мы их обязаны ласкать,
Любить, душевно уважать
И по обычаю народа
На Рождестве их навещать
Или по почте поздравлять,
Чтоб остальное время года
Не думали о нас они…
Итак, дай Бог им долги дни!
Ребенок – хотя и не читал Пушкина – так и поймет: это нужно для того, чтобы отделаться – и потом надолго забыть об этом человеке. И так и будет думать, что дарить подарки – это скучная, бессмысленная, навязываемая взрослыми процедура, которой лучше всячески избегать. Он и будет избегать, когда выйдет из-под Вашего влияния.
Хорошо, когда подарок не просто дарят, а используют какие-то интересные, забавные обычаи – например, обычай класть подарок в башмак, поставленный под елку, или засовывать его в носок (опять же – повешенный на елку: кажется, такой обычай есть у какого-то скандинавского народа). Это очень нравится детям, потому что это игра – и похоже на сказку, причем они сами – персонажи этой сказки.
Праздник – это дух веселья, радости жизни, братства, любви друг к другу и заботы друг о друге.
К сожалению, дух праздника основательно выветрился в «обществе потребления». И многие разучились праздновать. Но совместная веселая подготовка к празднику, интересные обычаи – могут помочь восстановить дух праздника.
Нам очень нужны праздники. Люди (все, независимо от возраста) любят, когда им дарят подарки, - а хорошие люди очень любят и дарить подарки. Пусть ваш малыш растет хорошим человеком. Новогодние подарки – это не только приятная традиция, но еще и одно из средств воспитания.

Итак.
1) Малыш не должен быть только «объектом задаривания»: пусть он сам тоже кому-то что-то дарит, причем важно сделать так, чтобы он делал это с удовольствием;
2) Дарите на Новый год то, что нельзя использовать в прагматических целях: не одежду, не обувь – а елочную игрушку, украшение (девочке) или сувенир, - то, что будет долго напоминать ребенку, что вы к нему хорошо относитесь;
3) Не заставляйте ребенка дарить подарки тому, кого он не любит;
4) Не допускайте того, чтобы ребенок хвастался подарком перед другими, как будто то, что ему подарено, - это его заслуга;
5) Дарите новогодние подарки не просто так, передавая малышу прямо в руки: используйте интересные народные обычаи – или придумайте что-то сами, чтобы сделать новогодний подарок особенным, чтобы внести в жизнь ребенка элемент игры и сказки.


Рецензии