Путь к успеху

Социальный успех – очень актуальная ценность для многих современных людей. При этом родители начинают заботиться о будущем успехе своего ребенка чуть ли не с самого его рождения.
Однако понимают ли эти родители, что для успеха на самом деле нужно? Конечно, если понимать под «успехом» не просто мещанское благополучие, а серьезные результаты в какой-то серьезной деятельности. Если не выдающиеся – то хоть какие-то подлинные достижения.
Что же на самом деле нужно маленькому ребенку, чтобы повысить его шансы стать по-настоящему успешным человеком?

Уже много лет я занимаюсь с детьми развитием речи. Это игровая творческая программа: мы вместе с детьми (часто - при участии родителей) что-то придумываем, фантазируем, смеемся, играем в языковые игры. Вот на такие занятия однажды пришел ко мне мальчик Саша, 7 лет.
Привела Сашу бабушка, довольно молодая и – сразу видно – очень энергичная дама. Она мне очень туманно объяснила, почему они с родителями Саши решили его ОТДАТЬ на развитие речи. Единственное, что из этих туманных объяснений было понятно: из Саши непременно должен выйти успешный человек. А для этого надо иметь хорошую речь!
Саша – беленький, пухленький мальчик. Держится скованно, выражение лица замкнутое, даже какое-то пришибленное. В глаза не смотрит.
На первом занятии он сидел с убитым видом, втянув голову в плечи. Другие дети хохотали, что-то говорили (а порой и кричали – от избытка чувств), бегали (есть у нас и такие игры). Саша – только отвечал на конкретные вопросы, если они именно ему были адресованы. Отвечал толково, старательно, но скучно. Хотя у него немалый словарный запас и видно, что его непрерывно развивают.
На втором занятии Саша стал оживать. Я было обрадовался: не ожидал, что этот явно жутко заорганизованный ребенок так быстро проснется. Но не тут-то было! Рядом сидела бабушка! Она еще на первом занятии с беспокойством смотрела на тот бедлам, что творится кругом.
И когда Саша впервые робко встал и неловко побежал с другими, выкрикивая шепотом (это не опечатка: он выкрикивал шепотом!) слова, какие полагалось говорить в этой игре, - бабушка поняла, что что-то надо делать. Ребенка надо спасать! Она строго окликнула Сашу и посадила его на место.
Саша покорно подошел к начальству. Бабушка что-то ему выговаривала. Я был занят другими детьми, поэтому ничего не сказал бабушке Саши. Да и игра уже кончилась.
Дальше у нас был рассказ по комиксу. Надо придумать рассказ как можно смешнее. Рассказывает каждый от имени одного из персонажей комикса.
И вот очередь дошла до Саши. Только он открыл рот – опять вмешалась бабушка. Она стала объяснять то, что было нарисовано на комиксе.
А нарисовано было вот что. Бабушка с внучкой пришли в зоопарк (это комикс Херлуфа Бидструпа). Подошли к клетке слона. Бабушка дала слону булочку, а девочка в это время залезла в клетку. Бабушка, заметив это, пришла в ужас и тоже полезла в клетку – спасать ребенка. Но застряла между толстыми прутьями. Ни туда, ни сюда. Слон вежливо взял девочку хоботом  и вынес за пределы клетки. Подошел охранник зоопарка – и видит такую картину: малышка тянет бабушку за ногу, стараясь вытащить застрявшую старушку, а слон отвернулся и улыбается.
И вот бабушка Саши говорит:
- Посмотри – что делает бабушка? Она кормит слона! Значит – какая у нас бабушка? Она добрая! Да, правильно? Посмотри внимательно, какая добрая бабушка…
И так далее, и тому подобное.
На лице Саши, только что живом и веселом, тут же появилось тупо-покорное выражение, и он, опустив глаза, стал ОТВЕЧАТЬ НА НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ бабушки. Остальные дети тоже как-то притихли.
Я вынужден был сделать новой преподавательнице замечание, попросив не вести занятие вместо меня. Однако Саша так до конца и просидел какой-то пришибленный. И рассказывал очень плохо.
После занятия Сашина бабушка подошла ко мне и поинтересовалась:
- И что, так и дальше они будут играть и играть? Я думала, что здесь будет что-нибудь серьезное…
И она поведала, что учительница в школе (это 1-й класс) задает детям – и Саше – такие задания по развитию речи: например, подготовить рассказ об обитателях водоемов Севера России. И Саша ищет в энциклопедиях – и готовит такой рассказ.
Я объяснил бабушке, что то, что мы делаем, вполне серьезно, хотя и не настолько противно и скучно, как только что ею описанное задание «по развитию речи».
Больше Сашу ко мне не приводили. Спустя неделю я позвонил бабушке, и она сказала:
- Нам это не подходит… Ребенок очень занят, некогда терять время на развлечения… Мы поищем что-нибудь другое, серьезное, развивающее…
Думаю, что что-нибудь они, наверное, уже нашли.
Пока мы с бабушкой Саши еще более-менее общались, она сообщила мне, как организована жизнь Саши. Я пришел в ужас – и задал только один вопрос:
- А когда же он гуляет?!
- Сейчас ему некогда гулять! – строго ответствовала деловая бабушка. – В этом возрасте надо многое успеть! Мы не собираемся ходить в аутсайдерах!!
И бабушка победно вскинула голову и посмотрела на меня твердым взглядом.
Я хотел сказать, что бесконечно счастлив тем, что у меня не было такой бабушки, как она, но… почему-то не сказал.

Генрих родился в Баку. Поскольку это реальный человек и я не собираюсь этого скрывать, то назову и его фамилию, и год рождения. Генрих Альтшуллер, так звали этого ребенка. А родился он в 1926 году.
Впоследствии бакинский мальчик стал прекрасным изобретателем, знаменитым писателем-фантастом и придумал ТРИЗ: теорию решения изобретательских задач. Сейчас эта теория всемирно известна; существует Международная ассоциация ТРИЗ; у Генриха Альтшуллера огромное количество последователей по всему миру; его книги переведены на десятки языков.
Это ли не успех?
Как же он был достигнут? Каким было его детство?
Сам Генрих Саулович вспоминал: «Большое влияние оказали родители… Они не занимались моим воспитанием. Им было некогда».
Родители были журналистами, очень увлеченными своей профессией. Очень любили друг друга и своего сына. И давали ему много свободы.
Например, когда мальчик увлекся плаванием, он стал целыми днями пропадать у моря. Мама выразила беспокойство по этому поводу. Папа пошел посмотреть, как сын плавает. Генрих устроил показательный заплыв (каждый день он заплывал все дальше). Папа остался доволен и, придя домой, сказал маме, что все в порядке. И сын продолжал устанавливать личные рекорды по плаванию: до тех пор, пока это ему не надоело.
У них, конечно, была дворовая компания, и было принято не отступать ни перед какими трудными задачами. И Генрих учился не отступать. Так, сам того не зная, еще в детстве он стал изобретателем.
Когда он написал письмо Сталину (это был 1950 г.) о проблемах изобретателей в СССР, его посадили: на 25 лет. Он не хотел подписывать признание, поэтому следователь не давал ему спать. Тогда он придумал: отклеил от папиросной коробки две полоски бумаги, нарисовал на них карандашом глаза. Придя с допроса, он садился у окна, опершись на матрас, закрывал глаза, а его сокамерник – такой же политзэк, как и он – приклеивал ему слюной на закрытые глаза эти бумажки. И тому, кто глядел в глазок, казалось, что глаза открыты. И ему давали спать, потому что думали, что он не спит. Так он провел следователя и ничего не подписал.
Подобных эпизодов в его жизни было много. Освободившись после смерти Сталина, он не мог найти работу – и решил стать писателем-фантастом. И под псевдонимом Генрих Альтов стал одним из известнейших фантастов Советского Союза.
Успешный ли это человек? По-моему, да.

Вот другой пример. Австралийский писатель Алан Маршалл. В раннем детстве перенес ДЦП (детский церебральный паралич). Итог: искривление позвоночника, одна нога осталась полностью парализованной, другая – полупарализованной. Но руки не пострадали.
Свои детство и юность Алан Маршалл описал в книге «Я умею прыгать через лужи». Он научился – сам: ходить на костылях, плавать, скакать на лошади. Ходил (или ездил на инвалидной коляске) на охоту, и вообще куда угодно, вместе с другими мальчишками. Дрался – и побеждал в драках, так как имел необычайно сильные руки и никогда не отступал.
Алан Маршалл – сын простого человека, объездчика лошадей. Но его отец был мудрый воспитатель. Он поощрял стремление мальчика быть «как все»: то есть как все здоровые люди. А так как Алан был калекой, ему для этого пришлось прилагать огромные усилия.
И вот этот калека из самой простой семьи – стал одним из известнейших австралийских писателей. Его книги – в том числе и повесть о детстве – переведены и на русский язык.
Это успешный человек? По-моему, да.

Конечно, есть разные критерии успешности.
Но если считать, что успешен тот, кто прожил свою жизнь интересно, со смыслом, многого достиг – причем, это не карьерные, а подлинные достижения – у кого много друзей, кто принес немало пользы людям и сам счастлив – то тогда для этого будущего успеха ребенку нужно вот что.
Во-первых, хорошая семья. Где есть настоящие любовь и дружба. Заметим: родители Алана Маршалла едва умели читать и писать. Но это были хорошие люди, они любили друг друга и любили своих детей. Это очень важно: расти в атмосфере любви и понимания. Это дает силы на всю жизнь, веру в себя, заряжает положительной энергией.
Во-вторых, нужна свобода. Свобода – это когда не кто-то решает за ребенка, что ему делать, а когда ОН САМ решает. Куда ходить. С кем общаться. К чему стремиться.
В-третьих, это трудные задачи, решение которых требует и изобретательности (стоит только почитать, как Алан с его «мертвыми» ногами ухитрился научиться скакать на лошади не хуже любого здорового человека!), и достаточно больших усилий. В решении этих задач взрослые могут и помогать ребенку, но все же решать их он должен сам.
Вот, собственно, и все.
Что обычно делают современные родители, когда они ставят себе задачу непременно воспитать СОЦИАЛЬНОГО ЛИДЕРА, УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА?
Во-первых, начинают общаться с ребенком очень жестко, строго, холодно и требовательно. Занимая при этом почти все его время разными «развивательными» делами, так что ему и некогда общаться – даже с папой и мамой. То есть лишают его любви.
Во-вторых, они ЗА НЕГО РЕШАЮТ, что, как и когда ему делать, расписывая его время буквально по минутам, лишая его всякой самостоятельности и инициативы. Жестко требуя беспрекословного подчинения, послушания (это они называют «дисциплиной»: надо приучаться к дисциплине, без нее не добьешься успеха). Лишая свободы, простых радостей детской жизни.
Наконец, задачи, которые стоят перед ребенком, - это исключительно тривиальные учебные задачи, школьного уровня. Которые не могут быть ему интересны, не могут никого увлечь.
То есть делают все, ПРЯМО НАОБОРОТ тому, что на самом деле нужно делать.
Что получится из Саши? Что вообще почти всегда получается из таких вот «заорганизованных» детей? Послушные ничтожества. Они умеют выполнять указания начальства, но не способны ничего придумать самостоятельно. Они могут хорошо учиться в школе, если у них хорошие способности, - но когда приступают к самостоятельной деятельности, то ничего не достигают.
Именно такие пополняют армию чиновников, которые умеют только душить живую жизнь, паразитируя на ней, но ничего не способны сделать полезного, ничего не могут дать людям.
Многие из них страдают различными комплексами, чаще всего – комплексом неполноценности. Большинство из них несчастливы.
Подлинный жизненный успех – не для них.
К тому ли нужно готовить своего ребенка? Ответить должен каждый из нас – сам себе.

Итак.
Если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос активным, энергичным человеком, уверенным в себе и имел все шансы стать социально успешным,
1) любите его как можно сильнее, нежнее, не балуя, но согревая этой любовью, внушая, что он – несомненная ценность для вас, что он для вас – неповторимый и единственный, что он вам очень интересен, что он очень важен для вас;
2) старайтесь, чтобы в вашей семье царили мир, любовь, понимание;
3) давайте ребенку как можно больше свободы – в разумных пределах: то есть дайте ему возможность как можно чаще САМОМУ РЕШАТЬ, что ему делать, чем заниматься;
4) в то же время дайте ему возможность увлечься чем-то стоящим, каким-то действительно важным и хорошим делом: искусством, спортом, еще чем-то – но это должен ВЫБРАТЬ он сам, а вы только предлагайте, дайте ему «попробовать на вкус» много разных видов деятельности, причем – как можно раньше;
5) поощряйте его активность, инициативу, проявляйте веру в его силы, в его способность справиться с трудностями; поддерживайте во всех начинаниях, которые его увлекают и могут быть интересны и полезны для него.

Вот так получаются успешные люди.
Генрих Альтшуллер верил, что творческой личностью может стать абсолютно каждый человек, каждый ребенок. Может быть, он прав?


Рецензии