Силачи и красавицы

Какое значение в развитии ребенка имеет внешность? А для мальчиков – еще и физическая сила? Многие родители считают, что никакого. Важно развить интеллект, вовремя научить читать. А сила? Внешность? Нет, это в наше время неважно! Мы же не пещерные люди! Мы – цивилизованные. Люди XXI века.
Однако те родители, которые так думают, во многом ошибаются.

Когда Дэвик (полное имя мальчика – Давид) родился, его бабушка, Тамара Нагапетовна, решила, что мальчика нужно закалить на всю оставшуюся жизнь. Однако бабушка Тамара плохо владела методикой закаливания, хотя и была человеком с идеями. Так, у нее была идея, что ребенка, пока он совсем маленький, надо вывозить в коляске на холод – и он закалится.
Такую штуку бабушка Тамара уже проделала со старшей сестрой Дэвика, Марьям, и все получилось хорошо. Марьям действительно никогда не болела простудными заболеваниями, росла на редкость крепкой и здоровой.
Однако Тамара Нагапетовна не учла того, что все люди – и все новорожденные дети – разные. Дэвик получил воспаление легких, правда, одностороннее. И все последующие годы: до семилетнего возраста – каждый год, зимой, аккуратно болел воспалением легких. То есть мальчик болел им шесть раз – за первые 6 лет жизни!
В результате Давид вырос физически слабым, но очень высоким и тощим (известный эффект: часто болеющие дети быстрее растут). Ни в садике, ни в школе он не занимался физкультурой.
Дэвик – умный, способный мальчик, с ним интересно разговаривать. Однако он на редкость застенчив и неконтактен. Девочек просто боится, даже не здоровается с ними. При этом он мальчик с воображением (сейчас Дэвику уже 15 лет) и, конечно, его девочки интересуют не только не меньше, но даже больше, чем его сверстников. Именно потому – больше, что они для него, при его застенчивости, совершенно недоступны. Ведь даже просто поговорить с нравящейся ему девочкой ему мучительно трудно.
Дэвик не играет в футбол, хотя очень любит эту игру: смотрит все матчи по телевизору, какие только показывают; знает все команды и футболистов. Он настоящий фанатик футбола, но сам не умеет даже ударить по мячу.
Дэвик никогда не дерется: не умеет и боится этого. Он добрый мальчик, во дворе к нему хорошо относятся – но никогда не приглашают принять участие в затеваемых мальчишками увлекательных приключениях: например, походах в подвал дома (где нет света и бегают полчища огромных крыс) или на ближайшее озеро. Поэтому Дэвик очень страдает от одиночества, но ничего не может с этим поделать.
Учится он хорошо, но не любит учиться, ходить в школу. Его любимые занятия: составление футбольных календарей (он их сам оформляет) и просмотр фильмов про индейцев и т.п., главные герои которых всегда нормативно мужественные, бесстрашные и необычайно сильные.
В общем, детство Дэвика мало что ему дало, было одиноким и не очень счастливым. Да и в 15 лет живется ему нелегко. Хотя родители его любят, очень заботятся о сыне. Но им не пришло в голову заняться его физическим развитием, так как они интеллигентные люди: с их точки зрения это неважно. Дэвику же не боксером быть или разнорабочим! Он будет ученым или врачом (как мама и папа).
Так зачем ему мускулы качать?

Лиине сейчас тоже почти 15 лет: они учатся с Дэвиком в одном классе. И оба в какой-то мере – изгои.
Лиина была до 7 лет совершенно нормальным и очень счастливым ребенком. От природы она красивая, яркая девочка. Отец Лиины – эстонец, а мама – кубинка. Как так вышло, долго рассказывать, но известно, что потомки таких браков часто бывают очень красивыми, с необычной внешность. Так вышло и с Лииной (или Линой, как ее чаще на русский лад называют): чертами лица, шоколадной – во всякое время года – кожей она больше похожа на маму. Мама ее не чернокожая, а, скорее, креолка: яркая, с блестящими зубами и глазами, пышными вьющимися волосами. Только мама полненькая, а дочь была до 7 лет очень изящная. При этом у Линочки довольно светлые волосы: единственное в ее внешнем облике, чем она обязана отцу. Она не блондинка, но светлая шатенка. Волосы у нее светло-медного оттенка: необычайно красивые и очень контрастирующие с цветом кожи.
Была она живая, шаловливая: общая любимица.
Однако в 7 лет, после перенесенного заболевания, у Линочки нарушился обмен веществ. Она резко располнела и внешне совершенно изменилась.
А вскоре изменилось и ее поведение. Девочка стала очень замкнутой, ранимой и обидчивой. Постоянно ссорится с одноклассниками и даже с домашними, даже с горячо любимым папой. Расплевалась со всеми подругами. Целыми днями сидит дома. Стала часто плакать.
Как будто какой-то другой человек. А что изменилось в ее жизни? Болезнь прошла. Да, осталось это осложнение – в виде нарушенного обмена веществ. Но, кроме полноты, никаких проблем это не создает, болей она не испытывает, ходит в школу.
Однако если раньше Лина была очень уверенной в себе, даже немножко дерзкой, то теперь растеряла всю уверенность, стала закомплексованной, почти неврастеничной. Она не ходит на школьные вечера и дискотеки (хотя прекрасно танцует: с 4 лет занималась аэробикой и делала большие успехи). Перестала заниматься многими прежде любимыми делами (той же аэробикой).
Зато Лина постоянно думает и говорит о своей болезни, бегает по утрам (пока темно), очень мало ест и только о том и мечтает, чтобы снова стать стройной и красивой, как прежде.

Дэвик и Лиина – это примеры того, как физические особенности могут сказываться на душевном состоянии и даже личностном развитии ребенка.
Правда, уточню: МОГУТ. А могут и не сказываться.
От чего это зависит? Прежде всего, от близких взрослых. К сожалению, родители ни Дэвика, ни Лиины не видят проблем своих детей и не пытаются помочь им.
Если говорить о Дэвике, который заболел, когда ему было несколько недель от роду и не помнит себя другим, то ему надо было помочь стать сильным и здоровым. Что было вполне возможно, так как никаких органических пороков у него нет, ребенок родился совершенно здоровым. Постепенное втягивание мальчика в физические упражнения, спорт (возможно, вместе с родителями, раз он стесняется сверстников) и, конечно, закаливание (только не по методу его бабушки, а нормальное, то есть, опять же, очень постепенное) – обязательно дало бы результат.
Видно, что Дэвик очень хочет стать Настоящим Мужчиной. Отсюда его тяга к мужественным киногероям и к футболу. Но он не знает, как это сделать, и у него нет возможности что-то изменить в своей жизни. В этом ему должны были помочь родители – но они не осознали этой проблемы и ничего не сделали.
Лина помнит себя красавицей и всеобщей любимицей. И это тем более ее психологически травмирует, потому что она невольно сравнивает себя нынешнюю – с собой, какой она была прежде. Девочка считает (вернее, чувствует – на уровне подсознания), что именно за привлекательную внешность ее раньше все любили, и вообще это единственное, за что люди всегда ценят друг друга, главное для успеха в жизни. И именно поэтому она так страдает.
Родителям нужно было бы разубедить Лиину, научить ее самоутверждаться другими способами. Например, научить дочь быть доброй, заботиться о других людях или животных. Помочь ей чем-то увлечься. То есть показать, что не только красавиц ценят и уважают. Что есть многое, более важное в жизни.
Но родители этого не сделали, потому что опять-таки не осознали, насколько эта проблема мучительна для дочери.
Но почему же для мальчиков так важно – быть физически сильными и крепкими, а для девочек – так важно быть красивыми? Ведь на дворе-то и в самом деле XXI век. А они прямо как будто в первобытные времена живут!
Как ни странно – в этом сравнении (детей – с первобытными людьми) заключается зерно истины. Дети действительно психологически очень похожи на первобытных людей. И это необходимый, неизбежный момент развития.
Сразу уточню: я отнюдь не вкладываю в понятие «первобытный человек» какого-то уничижительного значения (как часто бывает). Перво-бытный – это указание только на БЫТ, на его примитивность. Во многих же других отношениях первобытные люди были даже лучше нас.
Например, любой «начальник» и «руководитель» - какой-нибудь Главный Охотник, Вождь Племени – всегда впереди всех бился на войне, первым бросал копье в крупного зверя на охоте: делал то, что труднее и опаснее. Представьте себе современного президента или премьер-министра, который вел бы себя так же!
Первобытные люди ценили подлинные заслуги и настоящие человеческие качества: смелость, мужество, стойкость. И то же самое свойственно детям!
Но в то же время физическая сила – как в первобытной культуре, так и в детской субкультуре – играет очень большую роль. Слабых не уважают, часто – смеются над ними. И пока воспитание в большинстве семей таково, что очень слабо сглаживает эту психологическую особенность детей.
А для ребенка с определенного возраста (обычно уже лет с 4-5-ти) мнение о нем сверстников имеет огромное значение. Ребенок исключительно стремится к самоутверждению среди своих сверстников.
Физическая же слабость – именно у мальчиков – этому препятствует.
Вспомним и о том, что у детей нет полиции, прокуроров и судов. Поэтому свои конфликты мальчики (а иногда и девочки) частенько разрешают при помощи кулаков. И тут очень важно уметь постоять за себя. И если мальчику это не удается, он чувствует себя ущербным.
И вот это – очень опасно!
Я бы хотел, чтобы меня правильно поняли: я вовсе не хочу сказать, что САМА ПО СЕБЕ физическая слабость непосредственно влияет на личностное развитие. Прямой связи между физическим и духовным развитием действительно нет. Однако физическая слабость мальчика часто ведет к пренебрежительному отношению к нему со стороны сверстников – и в конце концов к тому, что сам этот мальчик начинает считать себя каким-то не совсем нормальным, ущербным. А вот это уже очень опасно!
Вот почему на самом деле очень важно, чтобы мальчик рос сильным и спортивным.
Почему для девочки так важно быть красивой?
Опять же это связано с особыми представлениями о ПОЛНОЦЕННОСТИ (мужской и женской), которые существуют у т.н. «примитивных» людей – и у детей. С точки зрения «племени детей» некрасивая девочка – не совсем нормальная, так же, как слабый мальчик – не совсем нормальный.
Возникает такое представление потому, что социальное окружение относится к т.н. «красивым» и т.н. «некрасивым» девочкам по-разному. Не всегда, конечно, – но очень часто. Именно красивые девочки чаще нравятся мальчикам (это случается и в детском саду). Именно красивые девочки более успешно строят отношения со взрослыми: даже с педагогами. Им больше прощается. Они более социально активны, среди них больше лидеров, так как они чувствуют общее положительное отношение к себе, внушающее им уверенность.
Конечно, можно было бы сказать так: если все станут правильно относиться к девочкам (в зависимости от их душевных качеств, прежде всего, - а не внешнего обаяния), то этого не будет. Правильно, это действительно так. Вот только «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».
Наше подсознательное свойство очаровываться женской красотой имеет слишком мощные инстинктивные корни. Сделать тут ничего нельзя: это естественно.
Ведь и в цивилизованном обществе женское обаяние ценится очень высоко: оно ничуть не девальвировалось как ценность.
Однако тут есть лазейка. Если с тем, что такое физические сила и здоровье, все предельно ясно, то с «красотой» нет. В самом деле: ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА? Помните, этим вопросом завершается гениальное стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка»? Что красиво и что некрасиво – это очень спорный вопрос.
На мой взгляд, любая девочка может быть красивой. Но если некоторым девочкам это искусство (а это именно особое искусство) дается без всякого труда, то многих других этому нужно СПЕЦИАЛЬНО УЧИТЬ. Учить умению держать себя, двигаться, танцевать, говорить (есть такой предмет в театральных вузах: сценическая речь или постановка голоса – он был бы полезен не только актерам). Умению одеваться. Понимать свои внешние достоинства и недостатки.
И начинать этому учить девочку можно довольно рано: лет с 5-6-ти, иногда даже раньше.
Вспомним: дело не соответствии «стандартам красоты» (которых вообще-то не существует: красота – это нечто по определению нестандартное, сугубо индивидуальное) – а В УКРЕПЛЕНИИ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ. Именно на это должны быть направлены все усилия.
Внешность сама по себе действительно не имеет особого значения. Это правда. Но иногда именно особенности внешности провоцируют появление комплекса неполноценности – а иногда даже и неврозы. А вот это уже серьезно!
Так что очень желательно, чтобы КАЖДЫЙ МАЛЬЧИК РОС СИЛАЧОМ – а каждая девочка КРАСАВИЦЕЙ. По крайней мере – в собственном представлении!


Рецензии