Про мощный одуван

Многие дети в 2-3 года, и даже в 4-5 лет, говорят довольно плохо. У них небольшой словарный запас. Они не умеют строить предложения. Часто их просто трудно понять.
Между тем, проблемы в развитии речи в раннем возрасте могут серьезно повлиять на интеллектуальное, речевое и даже личностное развитие человека, оставить след на всю жизнь.
Фатальны ли такие проблемы? Почему они возникают? Каждый ли ребенок может хорошо говорить к 5-ти годам – или только отдельные, особо одаренные дети?

Детская площадка. Довольно большая. Вокруг огромные панельные дома. Воскресенье, начало лета. Народу полным-полно.
На ярко-зеленой траве – сотни одуванчиков. Они здесь крупные, сочные. А один и вовсе какой-то аномальный вырос: чуть не с блюдце величиной.
Гуляют две молодые мамы с детками: у одной девочка, крошечная, ей на вид года полтора. У другой мальчик, тоже примерно такого возраста.
Первая мама – дочке (девочка идет рядом, держась на мамину ногу: видимо, она тут впервые и пока боится):
- Детки играют… Видишь, как детки играют… Солнышко светит… Скамеечка, ска-аамеечка… Цветочки. Да, это одуванчики… А вот какой большой, да? Ой, какой большой цветочек…
Это мама произносит с явно фальшивым удивлением. На лице у нее выражение терпения и покорности судьбе. Раз есть ребенок, что поделаешь?! Приходится все объяснять. Девочка совсем маленькая, глупенькая, ничего сама не понимает. Это ужасно скучно, но куда же денешься?
Иногда она с тоской посматривает на весело щебечущих на скамеечках мам, но, видимо, наша героиня -  человек долга: продолжает «выгуливать» дочку и называть ей все, что попадается по пути. Это что-то вроде лекции, как в университете.
Девочка на слова мамы, конечно, не отвечает и никак не реагирует. Даже огромным одуванчиком она не заинтересовалась. Секунду постояла, посмотрела – даже ручку не протянула, чтобы потрогать. На физиономии у малышки выражение недоверия и даже некоторого испуга.
А вот вторая мама. Сын ее, хотя он такой же кроха, не идет рядом с ней и вообще ведет себя гораздо смелее. Отходит далеко, все трогает. Добрались и до знаменитого одуванчика. Мальчик остановился в удивлении.
А мама – ему:
- Ух ты! Мощный одуван!!
Это – с искренним изумлением и восхищением. Сын смотрит на маму, улыбается. Трогает цветок, хочет сорвать, но мама ему запретила. Садится рядом с ним, что-то ему говорит. Он ей отвечает. Потом оба смеются. Идут дальше.

Нетрудно догадаться: у мальчика все будет в порядке с развитием речи. У девочки – вряд ли.
В чем же дело?
Первая мама (у которой девочка) воспринимает задачу развития речи своего чада как скучную обязанность. У нее-то самой речь развита, она взрослая, умная. Что интересного – объяснять несмышленышу, как что называется? И надо признать: действительно – ничего интересного.
Вторая же мама воспринимает разговор с ребенком как ОБЩЕНИЕ, СОВМЕСТНУЮ РАДОСТЬ, ЕДИНСТВО (ОБЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ) с ним. Хотя ее малышу едва ли 2 года от роду, она общается с ним так, как мы общаемся со своими ДРУЗЬЯМИ. Ей весело и интересно с ним. И поэтому она импровизирует, творчески создает свою речь.
К сожалению, многие взрослые не знают о том, что РЕЧЬ по природе своей – это ТВОРЧЕСТВО. Не в каком-то переносном смысле – а в самом что ни на есть прямом. Это такое же творчество, как музыка, литература, живопись. Это творческий процесс.
Нам это не приходит в голову, потому что мы привыкли считать творчество какой-то элитарной деятельностью, доступной немногим. А речью-то мы пользуемся все.
Однако это именно так. Поэтому, чтобы развить речь, надо не читать ребенку лекции про то, как что называется, а ИГРАТЬ с ним – с помощью речи. ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ – опять же, с помощью речи.
Разумеется, все называть – тоже нужно. Я вовсе не хочу сказать, что от этого следует отказаться.
Просто не это главное. Важно, чтобы самому взрослому было с ребенком интересно. А чтобы было интересно, важно отнестись к делу творчески.
Посмотрите: первая мама говорит «большой цветок». Нет, она сама вряд ли такая примитивная. Она, конечно, знает и слово «мощный», и слова «громадный», «исполинский». Просто ей не приходит в голову их употребить в разговоре с такой крохой.
Таким взрослым всегда кажется, что, разговаривая с малышом, неизбежно надо ОПУСКАТЬСЯ ДО ЕГО УРОВНЯ. Максимально примитивного, конечно же. Ну что она понимает, от горшка два вершка? Дай Бог, чтобы поняла, что такое «большой – маленький». О прочем пока речи нет.
Понятно, взрослому в этом случае неизбежно будет скучно.
Но дело в том, что маленькие дети (в отличие от взрослых собеседников) воспринимают не столько содержание наших слов, сколько НАШИ ЭМОЦИИ. И если нам скучно говорить с ребенком, он понимает совсем не то, что мы ему хотим объяснить. Его «вывод» (подсознательный, разумеется, - но тем более прочный, часто остающийся на всю жизнь) будет таким: А ЭТО, оказывается, ОЧЕНЬ СКУЧНО – РАЗГОВАРИВАТЬ.
Если мы сами внушили ребенку, что это такое скучное занятие, то не надо удивляться, если ребенок не очень-то стремится к «речевому развитию». Любой нормальный человек, даже и взрослый, избегает того, что скучно.
Другое дело, если речь, общение – это весело и интересно. А чтобы стало весело и интересно ребенку, должно быть весело и интересно нам, взрослым.
Поэтому вторая мама (у которой мальчик) отнюдь не опускается до уровня малыша, а говорит: «Какой МОЩНЫЙ ОДУВАН!» Хотя тут всего два слова, - это сложная метафора, не сразу понятная и взрослому. «Мощный» - буквально «сильный». Цветок не может быть сильным. Но в нашем восприятии, тот, кто большой, крупный, тот должен быть и сильным. А словечко «одуван», мгновенно выданное мамой! Такого слова нет. Но ведь и в самом деле суффикс «чик» - уменьшительный (сравните: «палец» и «пальчик»). Поэтому, раз цветок очень большой, то это не «одуванчик», а ОДУВАН.
На первый взгляд, мама путает ребенка: он запомнит слово, которого нет в языке. На самом же деле дети осваивают язык именно так: творчески играя, экспериментируя с ним. Тех, кто еще не читал, отсылаю к классической книге К. Чуковского «От двух до пяти», где масса примеров такого рода. Вспомним хотя бы девочку, уверенную, что муж стрекозы называется «стрекозел».
Так что вторая мама правильно делает. Именно ЯЗЫКОВОЕ ТВОРЧЕСТВО помогает детям быстро освоить родной язык и развить свою речь.
В этом случае взрослый – не непогрешимый образец. Это вовсе не тот, кто уже всему научился, все умеет и все знает заведомо лучше малыша. Ведь в творчестве – все равны. И кроха, которой полтора-два годика, иной раз выдаст такое, что заткнет за пояс любого самого остроумного взрослого. И в этом случае надо что-то придумывать, надо все время самому двигаться и РАЗВИВАТЬ СЕБЯ. Именно в речевом смысле. ДВИГАТЬСЯ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ.
Повторяю, это очень интересно – причем, совершенно несложно. Почему же многие взрослые не хотят этого делать?
Дело в том, что позиция НАД РЕБЕНКОМ им очень нравится. Заняв такую позицию, они, правда, обворовывают себя и своего малыша – но об этом они часто не догадываются. А зато это очень удобно и приятно. Чувствуешь себя таким умным, таким непогрешимым.
Особенно привлекательна такая позиция для не совсем уверенных в себе людей, страдающих комплексом неполноценности.
Зайдите в любой детский сад – вы увидите стандартную картину: дети играют – воспитатели стоят и «их контролируют». Взрослым скучно – но они не хотят играть с детьми. Хотя это очень интересно (могу засвидетельствовать: я это с удовольствием делаю до сих пор, хотя мне почти 50 лет) – и дети обожают играть со взрослым, если он не снисходит до них, а играет по-настоящему, с увлечением. Но как же отказаться от своей взрослой важности? От своей роли Начальника? То же самое происходит и в ситуации речевого общения.
Интересно, что, хотя по форме речь такого взрослого «наставника» часто бывает примитивной, «опущенной» до уровня малыша (как его понимает этот взрослый), - зато по содержанию эта речь очень часто невыносимо абстрактна. А, значит, ребенком не может быть воспринята.
«Так делать нехорошо», «ах как некрасиво!», «мальчик не должен обижать девочку» - именно из таких фраз часто главным образом и состоит «общение» взрослых с маленькими детьми.
Между тем, дети дошкольного возраста, во-первых, хорошо воспринимают только что-то конкретное и яркое, богатое живописными деталями. Это прекрасно понимают хорошие детские писатели. Вспомните хотя бы Пеппи Длинныйчулок с ее волосами морковного цвета и более чем своеобразными манерами – или Карлсона, Который Живет на Крыше с его пропеллером за спиной.
Хорошо воспринимают дети конкретные ситуации, события и действия (желательно, необычные и увлекательные).
Плохо воспринимают абстракции, моральные наставления, всякого рода «философию» и длинные рассуждения и описания.
В этом смысле как раз нужно в какой-то мере применяться к психологическим особенностям детей, когда мы разговариваем с ними. Если вы что-то рассказываете ребенку, то тут важны детали, яркие и зримые. И их должно быть немного. Важны интересные события.
Например, если вы скажете, что видели на улице человека, высокого, как сосна, и худого, как червяк, то ребенок это запомнит. Правда, это небольшое преувеличение («гипербола», так это называется) – но дети это-то как раз и любят.
Кстати, не надо бояться рассказывать детям события своей жизни – или то, что происходит у вас на работе. Это им интересно. Только старайтесь рассказывать поярче: с интересными деталями и событиями. Если чуть-чуть приврать, это ничего. За это маленькие слушатели на вас не обидятся.
Не забывайте и о том, что ребенок – ваш равноправный партнер в общении. Даже если он толком еще не говорит. Он не только вас слушает, но и имеет право сам быть выслушанным. И видеть, что вам интересно его высказывание. Речь по природе своей диалогична, возникает как диалог. Монолог же (а мы в общении с детьми часто склонны именно к монологам) – это поздняя форма, которая нормально воспринимается только людьми, чья речь уже хорошо развита. Так что важно не только говорить – но и слушать собеседника. Интересоваться его реакцией.
Автор книги «Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми» А.В.Карпов (книга вышла в 2009 г. и сейчас продается), идеи которого, во многом, легли в основу этой статьи, сравнивает общение с детьми с СОВМЕСТНЫМ ТАНЦЕМ или СОВМЕСТНОЙ ИГРОЙ. Тут важно чувствовать партнера, добиться единства с ним.
Общаться с детьми по-настоящему – это значит вернуться в детство, оставаясь при этом взрослым. Сохраняя свои взрослые знания, опыт, свою уверенность. И в то же время снова научившись удивляться самым простым вещам. Играть и увлекаться игрой. Выдумывать, фантазировать, сочинять. Это очень здорово.
Между прочим, дети обожают, когда мы с ними шутим, вместе смеемся – и это тоже очень способствует развитию их речи.
Сейчас выпускается множество очень хороших энциклопедий для детей 6-8 лет – или еще старше. На самом деле эти книги можно рассматривать и читать с детьми уже с 2-3 лет. Правда, при условии, что это будет интересно вам самим. В этом же возрасте пора начинать читать и рассказывать ребенку классику детской литературы, народные сказки и даже читать стихи. Опять же, делая это так, чтобы ребенок почувствовал, как это интересно.
Так что не в детях дело – а в нас. Трудно развивающаяся речь ребенка – если у него нет каких-то врожденных органических проблем – как правило, свидетельствует о педагогических ошибках взрослых. О том, что ребенок живет в искусственно обедненной языковой среде. Что никто не разговаривает с ним с интересом.
Если же ребенок с раннего детства полноценно общается с близкими взрослыми, совместно с ними фантазирует, смеется, играет, слушает интересные рассказы, то и с речевым развитием у него будет все в порядке.

Итак.
Если вы хотите, чтобы речь вашего малыша развивалась хорошо и быстро:
1) разговаривайте с ним – как со своим другом: с интересом, непринужденно, на самые разные темы;
2) не бойтесь импровизировать, экспериментировать с языком, придумывая новые слова, которых нет в словарях, - ведь дети именно так осваивают родной язык;
3) не забывайте, что эмоции в общении с детьми важнее самих слов, поэтому нужно уметь быть искренними и разговаривать с детьми «по-настоящему», с интересом и уважением к маленькому собеседнику;
4) не только говорите, но и слушайте то, что вам хочет сказать кроха, даже если его «высказывания» вам не вполне понятны;
5) не воспринимайте свою речь как идеально развитую; речь – это творчество, а в творчестве можно совершенствоваться бесконечно и нельзя достичь предела развития, и это очень хорошо, потому что так интересней; так что, общаясь с детьми, мы развиваем не только их речь, но и свою;
6) избегайте абстрактных рассуждений, наставлений, длинных описаний; рассказывая что-то ребенку, чаще используйте яркие детали, описание событий и действий, шутки;
7) когда вы с ребенком, не бойтесь в какой-то степени вернуться в детство: это прекрасно и, более того, - педагогически очень полезно.


Рецензии