Симсим, открой дверь!

Лето было на исходе. Конец августа... К вечеру становилось прохладно, если не сказать больше, я даже мёрз. Небо было всё в бесконечных тучах, постоянно лил мелкий, нездоровый дождь. И настроение было такое же пасмурное и безрадостное. Я чувствовал себя больным и если бы тогда какой-нибудь внутренний голос мне шепнул: «Ты скоро умрёшь!..», я даже не стал бы спорить. Как я хотел в те августовские дни солнца, света, тепла!.. Как я хотел!.. Будь я верующим, я бы, наверное, обратился к всевышней силе с просьбой послать мне ещё несколько солнечных, тёплых, согревающих душу дней!.. Но у меня ещё не тот возраст, чтобы быть верующим, я ещё слишком молод для верующего и, может быть, глуп... Я считаю, что я ещё мало перенёс в жизни мук, но, впрочем, я уже начинаю мучаться... временами... Чаще всего это случается тёмными ночами, когда я просыпаюсь от каких-нибудь страшных мыслей, которые не дают ещё мне долго уснуть... Эти самые мысли – причина всех мук... Кажется, я начинаю умнеть. Был бы я совершенно глуп – я бы не страдал, но я человек, я чувствую – и сердце моё жестоко страдает... Тяжело ему переносить и мысли и само время... Время – сетуют, что его мало, а его ведь так много, что просто жуть!.. Время, капля за каплей – падает на меня и долбит моё сознание и подтачивает мои жизненные силы, как капли воды долбят твёрдый камень, который со временем разрушается...
Нет, я не жалуюсь... Некому жаловаться. И не на кого... Я думаю, я припоминаю... Был конец августа, лето истощалось, готово было умереть... Теперь оно умерло, оно лишь в памяти моей, теперь зима и снег белыми хлопьями ложится по всему пространству земли. Очень холодно нынче, но это даже лучше. Зимой должно быть холодно, так заведено. Значит, порядок. И я полностью спокоен, даже счастлив… даже счастлив!.. Это тихое счастье!.. Смотри, не спугни! Спугнёшь – улетит тихое счастье!.. Мечтатель!.. Теперь уж мне не кажется, что я болен, напротив – во мне здоровья столько... столько здоровья!.. Не буду хвастаться, но полагаю, что уж до весны рассчитываю дожить, если что-нибудь непредвиденное не случится... Но что может со мной случиться?..
Непредвиденное, непредвиденное может случиться со мной... Итак, был конец августа, дни стояли холодные, дождливые. И так было пасмурно, так было скверно на душе, как будто уходила жизнь, навсегда, и должно было остаться что-то неприветливое, мрачное, не имеющее к жизни никакого отношения...
Иногда случается чувствовать нечто такое, нечто такое... ну, впрочем, испытываешь состояние до такой степени подавленное, и кажется, будто жизнь проходит стороной, идёт мимо тебя!.. И в такие моменты я задумываюсь и, кажется, готов себя спросить: «Живу ли я так, как я должен жить?!. Не пожалею ли я потом о своей жизни?!.» Впрочем, это минуты слабости, они бывают у каждого... Я же человек! И я не могу иначе...
В ту пору, в те недобрые дни, я имел разговор... Не с собой, с другим человеком. Он сказал мне: «Ты умрёшь!.. Все умирают, и ты умрёшь!..» Я не хотел ему верить и ничего ему не сказал, мне только показалось, что я сижу напротив мертвеца... У меня было такое нехорошее чувство... Теперь я думаю, что мертвецам жалко, что они мертвецы, а ещё более жаль, когда они видят жизнь. Мне кажется, они ненавидят жизнь и хотят, чтобы её не было, а всё было мертво, чтобы весь мир был бы мёртв. И чтобы по улицам мёртвых городов ходили бы мёртвые люди!.. Бр-р!.. Как это неприятно!..
Я не верю, что я когда-нибудь умру... По-моему, я буду жить всегда и наступит такой миг, когда мне будет жить очень хорошо!.. Я буду весел, мне будет радостно от всего!.. Я буду замечать только хорошее вокруг, а плохое перестану замечать, или же оно тоже станет хорошим – и тоже будет радостно!.. Я верю, что так будет. Я буду необыкновенно добр ко всем людям, меня ничто не будет раздражать – меня и сейчас-то мало что раздражает, я буду покладист, не обидчив, ласков, на моём лице видеть будут только улыбку... Да, таким я буду... когда-нибудь... И когда я таким буду, я совершенно забуду, что где-то есть смерть! Я не буду бояться смерти, я не буду думать о ней, и она ко мне не придёт... Я знаю, что со мной будет именно так...
Теперь уже зима, тихо падает снег... Нет! Определённо я буду жить вечно, это теперь мне представляется яснее ясного... Пройдёт бог знает сколько времени, а я всё буду жить и радоваться, что я живу и что я радуюсь, и что счастлив... И я буду весел и добр, но это будет другая весёлость и это будет другая доброта...
Ко мне уже никто не придёт и не скажет, что я умру, а вот я буду приходить к людям и утешать их, я им буду говорить, что смерти нет, её выдумали, и они никогда не умрут!.. И тогда люди вместе со мной будут радоваться, чувствовать счастье...
Есть же и живые люди, и можно же и даже нужно говорить о том, что есть жизнь, чтобы знали и чтобы верили, как в бога!.. Пусть богом будет Жизнь, пусть ей поклоняются! Разве плохо, разве кто-то будет несчастлив?.. Вселять надежду и силу – не это ли назначение живого и живущего?.. Вот буду ходить и проповедовать Жизнь! Не было ещё такой религии – так будет, и будет самая правильная из всех религий!.. Ещё и много правды скажу, много истины, много добрых, утешительных слов – и мёртвые встанут из могил, а если живые в экстазе счастья и прозрения начнут лить слёзы – может случиться потоп!.. Я это знаю, я теперь много чего знаю...

Вот он сидит перед ним... Час сидит, два сидит – Человек, Который Не Верит В Жизнь. «Смерть! Смерть! Смерть!..» – твердит он. А он в ответ говорит ему: «Жизнь! Жизнь! Жизнь!» Человек, Который Не Верит в Смерть!..
Сошлись в одном месте Жизнь и Смерть – и борются: кто кого одолеет?!.
Ночь... Тишина...
Кто кого схватил за горло?..
Потом он, который будет жить Вечно, скажет: «Ко мне приходила смерть!..» Но он скажет это потом, а пока он сидит напротив Смерти и смотрит ей в глаза.
– Ты должен умереть! – утверждает Смерть. – Когда ты умрёшь, кончатся все эти муки!.. Тебе будет легко, хорошо, ты не будешь себя чувствовать!..
– Я не хочу умирать, потому что знаю муки! – произносит Жизнь. – Мне дороги мои муки, я их хочу помнить... И мне не подходит забвение Смерти...
– Ты захочешь ещё Смерти! – лукавит Смерть. – Без неё ты не обойдёшься! Без неё никто не может обойтись!.. Это такой сладкий отдых, такое благо!..
– Своего рода – да!.. Но что потом?.. Я забуду себя – и кто снова поможет мне обрести себя?.. Разве из Смерти кто-нибудь возвращался?!.
– Младенцы! – смеётся Смерть. – Маленькие младенцы!.. Они приходят из Смерти! Свежие, новые, чистые и безгрешные!.. Они окунаются в эту вашу Жизнь и первое время счастливы!.. Затем цепь мучений – и они умирают!.. Умрёшь и ты, как они!.. А потом возродишься в младенце!..
– Но у меня будет новый опыт!.. – возражает Жизнь. – А этот опыт я забуду!..
– А зачем тебе этот опыт?!. – фыркает Смерть. – Что в нём хорошего!?. Какая гадость!.. Его стоит зачеркнуть и забыть!..
– Нет, это неправильный взгляд, – задумчиво произносит Жизнь. – Чем больше Человек живёт, тем больше у него смысла жить...
– Ага!.. – передразнивает Смерть. – Чем больше Человек мучается, тем ему ещё больше хочется мучаться. Входит, так сказать, во вкус Жизни!.. Ха-ха-ха!.. Какой однако же блеф!..
– Это не такой уж блеф, если разобраться... Всё, что есть в Жизни – всё хорошо уже потому, что неотделимо от неё... И если бежать от Жизни при малейшей неприятности – то тогда и младенцев не будет!.. Нет! Я решил жить!.. Я не зачеркну своего опыта Смертью, ибо это не нужно никому!..
– Пойми! Это нужно другим, которые останутся после тебя!.. Ты уйдёшь, оставив им место, в котором они будут нуждаться!..
– Может быть, меня ещё силой кто-то заставит уйти?!.
– Может быть, и силой! – соглашается Смерть. – Тебя убьют – любыми способами!.. Когда ты станешь старый, общество пожелает, чтобы ты умер!.. Зачем ему старики, которые мешают его дальнейшему развитию?!. Ты будешь помехой и сам поймёшь, что пора вкусить высших благ, заключённых в Смерти!..
– Но разве я не принесу пользу обществу своим опытом?.. Ты пытаешься представить Жизнь как убийцу самое себя!..
– Она и есть убийца самое себя!.. То есть, самоубийца!.. Она возникает легко, чуть ли из ничего, затем избавляется от тех своих частей, которые ей не нужны!..
– Но я не хочу избавиться от самого себя!..
Идёт такой разговор. Жизнь и Смерть сидят напротив друг друга... Кто выйдет из них победителем?..
Сидят друг против друга два человека, две души, два убеждения, две философии... Потом, когда один уйдёт ни с чем, другой останется и подумает: «Они все хотят моей смерти!.. А я буду жить им назло!.. Пока меня не убедят в целесообразности Смерти!.. Но им не удастся этого... Я верю в Жизнь!.. Мой девиз – Жизнь!..»

Человек одолел Смерть!.. Он уверовал в целесообразность Жизни! Он решил, что никогда не умрёт и что всегда будет жить, пока есть зачем жить!..
Внешне даже он не очень постарел за несколько сот лет. Живёт, как и все, занимается своим делом... Зная, что прожил много, он не горбится, не притворяется слабым и немощным... Он распрямляет плечи, поднимает высоко голову и шагает уверенно и свободно...
Он никому не завидует, не желает никому зла, со всеми обходится, как с братьями и сёстрами!.. Всем говорит то, что надо говорить, не скажет ни одного праздного или глупого слова... Он не советы даёт людям, а учит их тому, до чего дошёл своим опытом, он прививает им добро и ум!.. И слушают его люди, думают над его словами, делают выводы, понимают, что можно жить иначе!..
Когда кто-нибудь вокруг умирает – он говорит:
– К нему приходила Смерть – и не зря приходила! – а сам думает: «Мало ли у неё приверженцев!..»

Человеческий ребёнок родился и заплакал!.. Такая трагедия и такое счастье случи-лось!.. Для родителей – счастье! А его, ребёнка, когда он станет Человеком, ждёт Испытание Жизнью и Смертью!.. Как он выдержит его?..
Расскажите ему, кто он был... до того, как у него отшибло память. Как муки перенёс – расскажите... Души своей травмированной пусть не боится...
И вы ничего не бойтесь...
А я не боюсь её. Ведь ко мне приходила Смерть...
Я отказал ей и она ушла...
И с тех пор я помню себя... всё помню, как будто это было вчера...
Я люблю воспоминания...
И люблю бывать в Прошлом...
Прошлое – это я...
7 мая 1980 г.

P.S.
Окружающий Мир вторгается в душу человека и заражает её Смертью... Учёные делали такой опыт. Они располагали поблизости друг от друга две живые белковые клетки, одна из которых была здорова, а другая – больна. Причём болезнь второй клетки была вызвана насильно, принудительно, извне, эксперимента ради. Учёные хотели посмотреть, как будет реагировать здоровая клетка на всё более ухудшающееся состояние своей соседки. И случилось вот что: здоровая клетка начала «сопереживать» больной клетке, в её жизнедеятельности появились опасные отклонения в сторону ухудшения самочувствия и приобретения того же заболевания, от которого страдала её напарница. Причём, условия эксперимента были таковы, что от больной клетки инфекция никак не могла перейти к здоровой. Клетки могли только «видеть» друг друга. И получалось так, что они «обменивались информацией» и эта информация никак не могла пойти на пользу здоровой клетке, что и показал опыт... И если провести аналогии между человеком и окружающим его обществом людей, то та же самая закономерность вредности информации о существующих болезнях и смерти проявится и здесь. Люди заражают друг друга смертью...
9 июля 1985 г.


Рецензии