Пробуждение

Должен ли он винить себя, если везде, где он ни появляется, происходит плохое?.. Вот он приходит к кому-нибудь – и люди начинают ссориться, или терзаются, плачут... Вдруг оказывается, что чья-то жизнь испорчена, что совершено злодеяние, преступление, убийство, кража. Он, несомненно, виновен, ибо ничего бы этого не было, не приди он так не вовремя... Да и вообще не надо бы ему появляться – человеку, приносящему одни несчастья!..
А где он сеял добро, любовь, покой и счастье?.. Этого не было ещё. И он думает: «Кто я такой, что за рок?.. Кто наделил меня этой возможностью, делающей меня самого несчастным?!.»
Были бы они все счастливы – он сам бы радовался, но всюду – горе, зло! И как ему жить?.. Сейчас он ещё размышляет. Но что стоит за этим, к чему он придёт, во что он упрёт-ся, в какой камень?..
Где родился он и когда и главное – для чего?.. Из чего он состоит? Кругом одни неясности, одни вопросы. Что бы он ни делал – он всё делает плохо и кругом никто этого не видит, что самое страшное... Никто его не замечает, всякий поглощён собой – и никому ведь не придёт в голову, что это он – причина всех бед и несчастий...
Мучается он, терзается... И говорит однажды самому себе: «Я виноват во всём и я страдать один должен, а они все тут ни причём!..» И решил он муку принять, решил на себя гнев навлечь всех бедняков. Стал он говорить везде, что один виноват в несчастьях, что где он ни появится – везде беда. А над ним смеются. Он же говорит: «От меня всё зло!..» Ему не верят, и гонят его. А он своё продолжает, твердит: «Я знаю способ, как избавить вас от несчастий!..»
Тогда его возненавидели и схватили и стали злобу свою на нём вымещать. Возвели его на высокую гору и там дали муку вкусить. И он счастлив стал от сознания своей высокой миссии.
Его убили и когда его не стало – не стало ни бед, ни несчастий, которые он невольно причинял на людские головы... По крайней мере, он больше ни к кому не являлся и не видел ничего...
Если бы он мог явиться, он узрел бы бедствий не меньше, чем при своей жизни. Но зачем ему это? В своём небытии и неведении и слепоте и глухоте своей он счастлив... А был он несчастлив, когда имел перечисленные качества... Не зря, видать, дались ему эти качества, ведь чего-нибудь они да стоят, если за них платить надо неспокойствием душевным, страданием плоти и духа?..
Великий человек своею величиной покупает великие беды, а ничтожный – своей слабостью покупает блага неисчислимые, как то: незнание сути происходящего и слепоту духовную. И когда Великий проходит мимо ничтожного, он ему дарит несчастье. Ему он благо хочет дать, но благо это оборачивается злом. И понимает Великий – он зло воплощённое и лучше ему не дать ничего никому, ибо СВОЁ ЛУЧШЕ ПРИ СЕБЕ ДЕРЖАТЬ!.. Ведь дай золотой слиток несчастному, не ведающему своего несчастья – и этот слиток погубит его...

Шаги мои по Земле тяжелы. Я иду и содрогается Земля и готова меня пламенем своим обдать. Я бросаю в Землю крупицы добра и дадут они хорошие всходы. И народы будут благодарить меня. Зла они видели достаточно и устали от него. Им вкусить охота НОВОГО, идущего от моего ЗНАНИЯ и моей МУДРОСТИ...
Куда бы я ни посмотрел – под взглядом моим уничтожается мгла и начинается свет, а свет рождает зрение, которое необходимо, чтобы видеть окружающие предметы...
Я вездесущ и всепроникающ, нет от меня у мира тайн, ибо мир – это я. Люди хотят меня видеть, но я невидим. Но я говорю им о себе через своё ЗНАНИЕ и свою МУДРОСТЬ. И если иной человек именем моим назовёт себя – я благословляю его. И когда-нибудь всякий узнает, что он малая часть меня, но в этой малой части есть всё, что есть и у целого...
Страдание – горнило Разума. И на кого я обращаю свою любовь, тот преображается, и будь он человек смертный – это не мешает ему узнать о своём бессмертии через мою всепроникающую суть. Будь он ничтожество – он проклянёт моё прикосновение, но когда он преисполнится истинного знания – ему станет ясно, что самое высшее благо – это Разум, которым я наделяю по своему усмотрению...
Ты спрашиваешь меня – я отвечаю. Я говорю – а ты слушай. Лови со вниманием и радостью каждое моё слово. И ты будешь вознаграждён за своё усердие. Верь – ты для меня самое ценное, что есть у меня, это для тебя создаю я бесчисленную круговерть испытаний – с тем, чтобы ты обрёл себя, а я обрёл тебя. Приобретения наши в обоих случаях имеют большой смысл. Пойми: не к объединению ли своих сил в одно целое должен ты стремиться, дабы могуществом своим победить мрак безумия, нависающий над созданием тёмным и неумным, безысходность которого происходит от ограниченного миросозерцания, от взгляда столь краткого, столь мимолётного, как миг удовлетворения животной жажды? Ты далее смотри, чем даёт тебе твоя Природа, – ведь и рождаешься ты немощным, как бы из праха, а потом из тебя выходит человек... А я, разве я не хочу угомониться, обрести совершенство, достигнув единства и согласия во всех своих частях? Ты взгляни на себя и на мир и ты поймёшь: лишь к этому я и стремлюсь. И для единства частиц – я их сталкиваю постоянно друг с другом, дабы они становились ближе друг другу и преумножались бы в числе и взаимно бы обогащались ЗНАНИЕМ...
Сосредоточь силы своей души и ума, если что-то выше твоего понимания и постарайся вникнуть в сущность мною сказанного. Но я сказал не всё. Это я пока говорю тебе, ибо с тебя и этого достаточно, и чтобы усвоить это – тебе придётся преодолеть многие испытания...
Не беда, если смысл сказанного покажется тебе тёмен, ибо Истина скрывается всегда в самом тёмном углу, и если хочешь найти её, иди в Неведомое. Запомни: путь к Истине узок и не разминуться на нём двоим, но следом за одним пойдут другие и расширят этот путь и сделают его общедоступным. И открытая Истина – перестанет быть Истиной. Но Неведомое всегда будет Неведомым, и сколько тебе предстоит движения и открытий на пути в него!..
Когда я допускаю кого-нибудь в святая святых самых заветных и самых сокровенных моих помыслов – я очищаю перед этим его душу и делаю её способной на Великую жертву, чтобы в час, когда эта жертва от него понадобится, он бы её принёс. Всякий, приносящий себя в жертву, угоден мне, а всякий, кто для себя требует жертв, мне противен и я его уподобляю скоту, ибо я хочу бескорыстия во всём, так как в бескорыстии столько же смысла, как и в течении времени; время работает и не требует для себя заслуг. А кому же мне в таком случае отчитываться, перед кем мне держать ответ?.. Вот почему я хочу, чтобы помыслы, делающие тебя ничтожным в моих глазах, поскорее бы оставили тебя. Если решение придёт тебе посреди ночи – поступай, как оно тебе велит. А когда поток света ударит тебе в глаза – пусть это не превратит тебя в изменника своих собственных убеждений. Откровение цени и не попирай ясность ума, а невозможность свою мыслить не принимай за просветление. И пусть вдохновение не покидает тебя никогда, пусть испытания мои, которыми я хочу проверить тебя на прочность и укрепить в единой мысли и в едином убеждении, откроются тебе в тот миг, когда увидишь ты ясно, что сколько бы ты не стремился вперёд, всегда найдутся препятствия, которые будут мешать тебе в твоём целеустремлённом и осмысленном движении. Но препятствия есть всему тому, что движется. Только то, что находится без движения, не имеет преград. Как ты думаешь, почему нужны преграды?.. Для того нужны, чтобы только одна ИСТИНА находила себе путь, а всё остальное, ложное и ошибочное, погибло бы, не сделав и шагу. Ведь право проходить через испытания и оставаться невредимой я оставил только за ИСТИНОЙ!.. А что такое ИСТИНА – доискивайся сам. Разве я могу тебе сказать её, если я не пойму сам, что такое она, ибо она видоизменяется и ускользает, оставляя в руках моих только хвост! И сколько бы я не преследовал её – она ВСЯ не будет в моей власти. Пусть малая толика не будет известна мне, но эта малость – бесконечно больше того, что я всякий раз буду иметь. Также и ты: не думай, что всем владеешь, ведь даже Я не могу управиться с собой...
Разбей свои цепи. Цепи эти в душе твоей. Исправь себя, чтобы не изводить себя понапрасну в поисках ИСТИНЫ. Помни, ты – как орудие в руках мастера, и должен быть совершенным орудием. Ты можешь жаждать свободы, но прежде всего дай свободу своему духу. Твоему духу никто не может поставить преград кроме тебя. Поэтому знай – ты сам себе противник. Сломи в себе косность, лень и недальновидность. Устремись так далеко умственным зрением, насколько это для тебя возможно, – и то, что лежит рядом, не введёт тебя в заблуждение.
Помнишь – ты занимался самоуничижением и принимал страдания?.. Это я тебя испытывал, хотел натолкнуть тебя на мысль, что яд, отравляющий жизнь твою, находится в сердце твоём. Это ты – причина всех своих несчастий, но несчастья открывают тебе глаза на самого себя и, проводя много времени в размышлениях, ты приходишь к выводу, что не видел раньше ничего и был слеп, и узнаёшь меня в себе самом и говоришь себе, что ты никогда не принадлежал себе, а только думал, что принадлежишь...
Сердце твоё наполняется радостью от сознания, что ты велик, что ты есть не только ты, а и всё, тебя окружающее. Пусть тебе ещё раз скажут о ничтожестве твоём – тебя это не разуверит, ибо ты уже будешь убеждён в обратном. Ты будешь знать, что великий среди людей может быть ничтожен, а ничтожный среди людей – велик от знания той непреложной истины, которой я его наделяю по своему усмотрению...

Однажды я спросил себя – нужен ли я сам себе?.. И ответил я себе: нужен, ибо я есть, и буду нужен всегда, ибо если бы я не был нужен себе, то я не был бы сейчас и ни о чём бы себя не спрашивал, а спрашиваю себя затем, чтобы разобраться во всём и навести в себе порядок. Странным покажется тебе это, но не забывай, что ведь и ты хочешь себя понять. Я готов дать тебе всё то, что я знаю, но я не могу тебе дать того, чего я не знаю. Но и то, что известно мне, ты постигнешь не скоро. Ты в моих глазах должен казаться жалким и ничтожным, но человеческие предрассудки не для меня. Я люблю тебя так же, как и самую слабую из своих частей, я люблю тебя, как ты любишь свою руку. В ребёнке человеческом виден будущий человек, точно так же в тебе, будь ты трижды врагом самого себя, вижу я надежду на возможность дальнейшего приумножения ЗНАНИЯ, таинства которого поистине бесценны и благословенны, ибо только эти таинства влекут за собой те последствия, которые дают видеть нам с тобою этот мир и самих себя...
Вот ты рассуждаешь так – я всесилен. Но ты не знаешь силы моей, как и я не знаю её. Тебе нужен во всём предел и ты хочешь всё облегчить для себя, тебе кажется, что можно достигнуть предела, а потом у этого предела остановиться и дальше жить без стремления к чему-то более высшему. А ты приучи себя к мысли, что всякий порядок – не что иное, как самообман, ибо никакого порядка ни в чём не было и не будет, а есть только желание видеть порядок... Порядок существует вокруг тебя, а ты слеп, ты забываешь обо мне, тебе кажется, что твой опыт совершенен и ты смело можешь решать вопросы о порядке и беспорядке. А в хаосе есть своя логика и за каждым предметом, за каждым действием надо уметь увидеть причину и угадать смысл...
Вижу я тебя, твою метущуюся душу. День ото дня ты всё более впадаешь в уныние и ужас. Улыбка всё реже появляется на губах твоих, а глаза уже смотрят серьёзно. Наполовину ты ещё безумен, но вторая твоя половина уже живёт мной и смущает другую половину, от которой ты произошёл. Происходя из дикости, ты не обречён на дикость, как некоторые, ты её изобличишь и отвергнешь и вновь как бы переживёшь момент рождения. Но то будет рождение твоего высокого духа, бесстрашию которого ты сам не раз будешь удивлён. Тот, на кого насылаю я беды, пробудится от звериного сна и поймёт цену того, что он имеет. Беспечный, обладающий богатствами, будет нищ в сравнении с ним. А если ты ещё не знаешь, то я заранее предупрежу тебя: ты найдёшь себя и упрёшься в себя и в первое время не будешь знать, что с собой делать. Но ты будешь искать и ты найдёшь, и когда ты найдёшь ТО САМОЕ, то почувствуешь удивительное облегчение, какое ты чувствуешь в своём теле, когда выходишь из душного помещения на свежий воздух или из беспросветного мрака, где ты блуждал долгое время, на свет. В тебе есть дар чувствовать, видеть, слышать, мыслить и познавать. Словами и делом ты можешь влиять на окружающее. Это самое ценное в тебе, оно роднит тебя со всяким, кто видит, слышит, чувствует, мыслит. Я дал тебе всё это и смотрю на тебя, как на самого себя: ты повторяешь меня в своём развитии. Ты ещё ребёнок и делаешь всё, что присуще для твоего возраста. Когда тебя хвалят, ты радуешься, когда ругают – огорчаешься. Подчас тебя волнует то, что думают о тебе другие. Пусть они ещё ниже тебя – тебя интересует их мнение, ты считаешь, что оно решающее. Ты живёшь среди них и делаешь всё, чтобы заслужить одобрение. Но когда ты будешь зрел, ты поймёшь, чего стоит их одобрение и их порицание. И тогда ты будешь равнодушен к их мнению, ибо посчитаешь его незрелым. Будет лишнее говорить о том, что все люди внешне одинаковы, но внутри – разные. Одни звериную сущность скрывают под человеческой личиной, другие должны оставаться людьми и мешаются среди людей, будучи от них необыкновенно далеко. Если ты поймёшь, что ушёл от них далеко и живёшь посредством утончённой умственной энергии, не замыкайся в гордом одиночестве, не мни избранником моим и помни: я тебя просветил не для того, чтобы ты умер просветлённым, а чтобы свет своих открытий передал другим и сохранился бы в нём, ибо ты лишь поток света для меня, а больше ничего. И по мере своего созревания ты не отдаляться будешь от людей, возносясь мысленно на почётное место среди них, а приближаться будешь к ним и не побрезгуешь обращаться к ним со словами, которые действовали бы на них благотворно и побуждали бы их к мысли о необходимости духовного самоусовершенствования. И когда они будут меняться в лучшую сторону, они подумают о тебе с благодарностью, как и ты подумаешь обо мне с благодарностью, когда оценишь то, что я для тебя делаю. Если же они будут ругать тебя на первых порах – не сокрушайся, ведь и ты слеп был первое время и приписывал мне всю скверну, не понимая, что я желаю тебе добра, а не зла. Зло в человеке, который есть переходный этап от дикости к разуму. Человек ещё не разумен, хоть и считает, что он разумен. Вот куда завело его тщеславие, которое, как порок, отступит, дав место истинному разуму. Человек совершает множество предосудительного, что ему уже непростительно, ибо от него я вправе ожидать большего. Но в каждом случае он совершает то, чего он не может не совершить. И если ты хочешь со мной говорить, значит ты достаточно высок для этого, значит назрела необходимость. Ты мне ничего не можешь сообщить, я ведь тебя знаю. А ты пока слушай, а потом, может быть, и сам что-нибудь скажешь, а я прощу это тебе, ибо я никого не сужу, а только даю право самому себя судить, ибо это высшее право, рождающее разум и расширяющее границы замкнутого пространства, где обитает всякая душа человеческая. Люди сами себя обрекают – и всё приписывают мне, но своё участие отвергают, а ведь я только советую; и если они не слушаются моих советов – они попадают в беду, а потом припоминают мои советы и считают, что я низверг их с высоты их благополучия, тогда как моя вина заключается лишь в том, что я у них на устах. Ты спросишь меня – а не желаю ли я их падения? Я отвечу: лишь постольку, поскольку оно их научит чему-то...
Видеть движение и слышать звуки, думать и желать, страдать в душе, надеяться и верить... Целесообразность. Проникновение. Исполнение. Следствие...
Сказать очень важное... Ошибка и вечность. Проблеск разума и ложь правды, истина безысходности, время, как феномен бытия...
Неудобство, боль, поиск несуществующего, голос, предупреждающий о том, что... Это очень смутное желание... Правда сама в себе...
Тянется, тянется. Зреет... Тянется... Спасение, мука и смысл, поиск, сон... Точка...
Тянется. Пробуждение. Страх. Что-то надо, немедленно, как бы оно... и точка. Нет, ещё не всё... Когда же?.. И тогда... когда-нибудь... может быть.
Нет!.. Но всё-таки?.. Где, в чём, напротив стоит, помещается там же, где и... Видения прошлого... Память о будущем... Знать заранее о неизвестном. Воплощение. Рассудочный обман. Пора обедать. Точка...
Смерть. Глупость. И всё же... Надеяться. Идиотизм. Страх, животный инстинкт...
Завтра... Всегда... Завтра. Реальность. Возвращение утраченного. Пришествие во вчера... Мрак с обоих концов. Постепенность... Свет в центре, свет сознания...
Смена занятия, выбор цели, постановка вопроса...
И всегда, когда плохо, когда хорошо. По всему пространству, если есть...
Ав... па, до ду, кл... вр, чш... и потом... кл... бр...
Индекс: во вчера завтрашнего дня, в послезавтра отлично. Теперь – неизвестность, плохой результат... всегда или никогда... Если бы всё равно. Задача, круг, петля – и нечем дышать, удушье... Точка...
Идти, искать, делать, разрешать, размышлять, казнить, щадить, любить, ненавидеть, скорбеть, радоваться, красть, убивать...
Низшее, высшее, существующее, несуществующее, плохо, хорошо, белое, чёрное, коричневое, голубое, фиолетовое, точка...
Свет, тьма...
...есть своя логика и за каждым предметом... даже я не могу управиться... помнишь, ты занимался самоуничижением... за одним пойдут другие и расширят этот Путь... А он своё продолжает твердить: «Я знаю способ, как избавить вас от несчастий!..» Тогда его возненавидели и схватили и стали злобу свою на нём вымещать. Возвели его на высокую гору и...
29 мая 1980 г.


Рецензии