Гильотина

Откуда берутся маленькие дети?!. Что за глупый вопрос!.. Их находят в Великой Сахарной Пустыне! Каждый, кто хочет иметь ребёнка, отправляется в эту Пустыню, там он блуждает по ней, пока наконец не выбирает подходящее место. Затем начинает копать...
Впрочем, мне ещё рано думать о потомстве, меня ещё самого недавно откопали... У меня сахарная голова, из чистого сахара! Когда меня лижут – говорят, что вкусно!..
Я вот о чём думаю: если мою голову хорошенько начинить мозгами, ко мне же ни один психиатр не подберётся. Меня спросят: «Какого цвета ватрушка?», а я скажу: «Никакого! Ватрушка бывает или с творогом или с повидлой! А цвета у неё нет! Цвет бывает на клумбе или в горшке, на подоконнике!» Много они о себе понимают, а меня им не раскусить, я ведь только даю полизать, да и то не всякому, а кому хочу приятное удовольствие доставить!..
Вот ты думаешь, я как тут очутился?.. А никак!.. Просто ты не понимаешь меня, а если бы понимал, я бы от тебя ничего не скрыл, всё бы рассказал – и про родню свою, и про всё остальное, что тебя интересует...
Пусть они шьют на меня досье, пусть пачкают бумагу, я ведь самим собой и останусь. Они меня не изучить хотят, а погубить. Пусть напишут про меня, что я животное, мне ведь всё равно. Лишь бы в зоопарк не отправили. Животных ведь держат в клетке или отстреливают по лицензии...
Как они мне надоели!.. Я им мешаю, я им на глаза попадаюсь, вот они и не любят меня. Они думают – а вдруг я что-нибудь сделаю! И им страшно, потому что руки у меня умелые... Сделаю я, например, какую-нибудь новую конструкцию – и обрету над ними власть. Они-то и не будут знать, что это такое, а я подойду к этой конструкции, нажму на какой-нибудь рычажок – и всё!.. Они боятся меня, потому что предполагают, будто я использую свои возможности во зло им!.. Они судят в меру своих знаний и своего ума! Я же их переделаю. Я их лучше сделаю! Вот создам конструкцию – и всех их исправлю!.. Уничтожить нетрудно... Чингиз-ханы, сверхчеловеки, кривые сабельки, тонкие ножки – всё это ерунда на постном масле!.. Я вот их ещё исправлю!.. Они на меня стряпню заводят, бумажки сочиняют, фантазёры!.. Только у них плоско, грубо! Им бы меня просто схватить – и на электрический стул водрузить, как на трон!.. А не могут, совесть не позволяет! У них гуманизм, принципы! Они сначала теорию создадут, себе внушение сделают, а уж потом и в клетку отправят, как подобает культурным, цивилизованным людям! Они ведь никогда совесть свою не замарают, они от благородных побуждений такие меры примут, что уж коли такое дело, лучше сразу сесть на электрический стул!.. Но у них много времени уйдёт, пока они свою совесть обхаживать будут, за это время я успею конструкцию создать – и тогда посмотрим, кто из нас сверхчеловек, а кто почва для его дальнейшего развития!.. Получается недурно, губа не дура... если сверхчеловек – значит, дурак, как бы ничего не понимает, идёт по головам, ибо нет времени прикинуть в уме, что это всё же головы... Куда уж там, тут ведь надо о высших вопросах подумать!.. или уж, на худой конец, терновый венец надеть на голову, да в гордом одиночестве предаться беспросветной печали!.. Тогда красиво...
Они одного не понимают, что коли человек – так, значит, тяни к себе за уши всякого осла или верблюда, или кого там ни есть... Тяни и всё тут – вот он, принцип благородного человека, вот он – и Чингиз-хан и сверхчеловек, вот она – сабля!.. Они рассуждают иначе, они человека – в пещеру сажают, в клетку! А ведь он даже не лев, не шимпанзе, не удав!.. Они готовы его в низшую тварь превратить!.. На низшей твари ездить можно, как на мерине, а им это и надо!.. И вот они уже меня окапывают, думают-гадают, как бы это ко мне удобнее подойти и уздечку на меня надеть!.. Тамерланы!.. Александры македонские!.. Да этому не бывать, у них ума для этого не хватит! От того, что дефицит ума – от того и мечутся, никак не могут согласиться с тем, что их кто-то больно схватит за уши и потянет!.. А ведь я конструкцию свою сделаю, у меня слова не разойдутся с делом... Уходёр – звучит несколько грубо, да зато назначение весьма пикантно!..
Какого, значит, цвета ватрушка?.. Это что такое – проверка на разумность?.. Ответы на подобные вопросы – это что? – своего рода пароль, служащий пропуском в благоухающее местечко, что в самом дальнем, заповедном уголке райского сада, где собирается элита высокоразумных существ, отмеченных божественным знаком?: у одного на лбу звезда, у другого ковш Медведицы, а у третьего и вовсе не поймёшь что – до того сверх всякого уровня, наверное, гарантирует свободный вход в святая святых самой сокровенной из всех уготованных нам Тайн!?. Боюсь, что если и есть такая элита, то её можно и должно пожалеть и поскорее пустить в ход Уходёр, дабы предупредить неумолимое падение меча эволюции сверху на эту тёпленькую компанию!.. Это уже будет тогда не жалкая сабелька Чингиз-ханов, но меч провидения, и не нашествие, а пришествие!..

Сам не понимаю, как случилось, такое совпадение... Я как раз шёл мимо забора, он был покрашен в зелёный цвет, – и вот я задержал взгляд на досках... Они были прочные, их держали надёжно толстые железные гвозди!.. Едва ли меня вы поймёте, если с вами такого не было, вам покажется это несколько преувеличенным!.. Но я не артист, я не продаю боль души, нет, я говорю по-человечески, это и право моё и долг мой!.. Верите ли, я ненавидел эти доски, эти гвозди, эту краску, этих бездушных людей, которые построили этот забор, эту немыслимую преграду, – её ведь не охватить до конца сердцем и душой, сколько ни живи! Тысячу лет живи, миллион – всё равно я буду ненавидеть, потому что эта тупость, эта преграда, какой-то зелёный, грубый забор – это ведь выше меня, в конечном итоге!.. Я мыслю, я чувствую, я знаю, что я должен быть выше – но я хожу под этим высоким забором, вечный арестант! Я жизнью своей приговорён!.. А кто его придумал!?. О, как я их ненавижу!.. Это разве люди!?. А может быть, это не люди придумали, а есть Идея такая. Идея, что должен быть забор, непробиваемый, толстый, прочный, как тупость?!. О, как это гнусно, гнусно! Можно помешаться, сойти с ума!.. Ведь если есть такая Идея и кто-то её выдумал, то ведь это – БОГ!?. И ведь если это БОГ, то, значит, так непременно нужно, чтобы был забор и чтобы я исходил в муке?!. О, я познал этот забор! Раньше я не знал, что он есть, а теперь знаю... Когда я стоял перед ним – я только ненавидел, я замирал от страха и отчаяния, – теперь я вдруг увидел большее... Тогда я не мог мыслить, так как страдал. Теперь если и страдаю, то иначе. Но теперь я мыслю!..
И вот я смотрел на эти зелёные доски и жалел о том, зачем я родился на свет, а в частности – зачем родился человеком!.. Человека, как ни корми – счастливым не сделаешь, человек не свинья... Если бы я родился у этого забора, если бы я располагал с первых дней своей жизни несколькими десятками квадратных метров – тогда бы я и не знал, что есть что-то другое и можно жить как-то иначе... А я ведь родился под большим небом, я ведь имел целый мир, целый мир! А потом я вдруг лишился этого мира и получил взамен его – забор! Это была непреодолимая стена и я жалел, что природа не наделила меня мощными кулаками, какими я мог бы разрушить эту величайшую мерзость!.. Нет, это не БОГ!.. Ведь это же не БОГ, поймите!.. А БОГ – он за это наказывает!.. Если ты терпишь, если он терпит, если я терплю и если все мы терпим, сколько нас ни есть, то мы терпим лишь в силу того, что помогаем возведению этого ужасного забора, или же, что самое преступное, сотворяем его, этот забор, чтобы заключить кого-то в неволю!.. А моё преступление – теперь я это вижу ясно! – состояло в том, что я не препятствовал устройству этого забора и, в своём неведении пребывая, даже не предполагал, что таковой вообще имеется!.. Вот в чём состояло моё главное преступление!.. Кстати, теперь я вижу, что это преступление ужасное, ужасное!.. Я ведь страдал тем мучительнее, чем отчётливее видел свою невинность!.. Преступник виновный принял бы наказание более согласно, чем я!.. А я же горел внутри, я умирал и не мог умереть! Я удивлялся, что я ещё жив, и не верил, что я ещё когда-то буду безмятежен или счастлив, хотя и хотел верить, ибо только вера эта могла спасти меня!..
Теперь, когда прошло некоторое время, я понимаю... я скажу вам, как это ни покажется вам невероятно, – самое тяжкое преступление ЧЕЛОВЕКА – не в убийстве, не в краже, не во лжи и ни в чём другом, но в НЕЗНАНИИ!.. В НЕЗНАНИИ!.. Я это понял!.. Я ведь НЕ ЗНАЛ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ ЗАБОР – и за это поплатился, справедливо поплатился! СПРАВЕДЛИВО!.. Может быть, вы будете в душе смеяться, но СПРАВЕДЛИВОСТЬ – СУЩЕСТВУЕТ!.. Да, СУЩЕСТВУЕТ!.. Все мы ходим под СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ, пользуемся от неё и терпим беды от неё, от СПРАВЕДЛИВОСТИ!.. Раньше я этого не знал, а сейчас вдруг до меня и дошло!.. Человек, видите ли, вообразил, что он может решать за кого-то и думать за кого-то... Поясню... Вот он столкнулся с таким явлением, как преступление... Преступление – мерзость, преступление – зло, я не спорю!.. И вот человек решил, что человек, совершивший преступление, должен быть наказан!.. И вот он стал судить и стал осуждать на всё, на самые жестокие беды!.. И он осудил на ЗАБОР, он построил ЗАБОР, воздвиг его, как монумент своей глупости и своему жестокосердию!.. И мы в этом все повинны, ибо никто из нас не выступит и не скажет, что осуждение преступника, то есть зло, возведённое в закон, а потому рассматриваемое как добро, есть зло ещё большее, нежели зло незаконное!.. Никто не выступит, не скажет, ибо и не понимает этого, не знает, что говорить, и зачем, и кому, особенно, говорить – КОМУ?!. Это пожалуй, непреодолимое препятствие!.. Никому не докажешь, что осуждать на муки, на лишения – зло самое злое!.. Человек, судящий другого – злораден, чувствует в себе власть, силу, право!.. А какое у него право, кто ему это право дал!?. Он! Он сам себе дал!.. Он, маленький человек, который сегодня судит, а завтра согрешит, убьёт, украдёт, словом – согрешит и будет судим таким же человечком, который подвержен человеческим страстям и тоже в пылу чувств совершит зло!.. Человек, он возвёл себе в право судить! А ведь он не совершенен, он ведь НЕ ИМЕЕТ ПРАВА СУДИТЬ И ОСУЖДАТЬ И УЖ ТЕМ БОЛЕЕ ПРЕДАВАТЬ ЛИШЕНИЯМ КОГО БЫ ТО НИ БЫЛО НА ВИДУ У ВСЕХ!!! Преступника-то ещё можно оправдать!.. Он действовал скрытно, не подавал никому мысли о зле, о преступлении, не волновал общество, да и он слаб, он что волк, жаждущий насытится! Он ворует – хочет быть богат, хочет блага себе! Он убивает – или мстит, или от дикой злобы на первого встречного, или невольно! Виноват ли он, что страсти его обуревают, а разум в нём до того мал, что не может этим страстям противостоять!?. Виноват ли он, что явился причиной смерти в результате случайности, которая иногда бывает как бы роком, как бы каким-то высшим словом!?. Я не знаю, есть ли БОГ, но я думаю, что если бы он был – он бы не посмел взять на себя право карать и миловать, право рассматривать добро и зло, и он бы устыдился!.. А тут человек придумал себе такое право!.. Они в тайне молятся БОГУ, когда обращаются к кому-то с желанием и повторяют про себя: «Хоть бы пронесло, хоть бы не разразилась беда!..» А солдат, возле головы которого свистят пули?!. Разве он не понимает всю нелепость своего положения и всю свою нелепость?!. Что, он считает себя ЧЕЛОВЕКОМ, ВЛАСТЕЛИНОМ ПРИРОДЫ в этот момент, когда готов умереть от одного страха!?. Да он видит прекрасно своё ничтожество и, хотя не может выразить ни словом, ни мыслью, чувствует в глубине души, что он – подлец, негодяй, ибо пришёл сюда, на поле боя, чтобы решать чью-то судьбу!.. А решая чью-то судьбу – даёшь повод другому решать судьбу твою собственную!.. И видит он, что он уже отдал себя в руки провидения, потому что пули свистят возле его головы!.. И в тайне – молится он БОГУ!.. Он просит его, чтобы тот ему оставил жизнь!.. Когда человек надеется на случай и просит у СЛУЧАЯ, он, сам того не зная, просит у БОГА!.. Вот что я усвоил!..
Забор... если бы не этот самый забор – что бы я сейчас знал про него и про всё, всё, всё!?. Да ничего бы не знал!.. Как я благодарен ему!.. Проходит время – и я уже, кажется, начинаю его любить, хотя я его должен ненавидеть!.. Впрочем – любить, ненавидеть – всё это рассуждения от ума!.. А что я чувствую в тот или иной момент – разве я могу сказать об этом словами?!. Да и если бы я мог всё объяснить, всё знать – ну кто бы я был?!. Жизнь – она потому и жизнь, что в ней всё неясно, всё непонятно! Представьте, что бы это был за человек, который бы понимал любое движение в своей душе и тут же предупреждал его?!. Да разве это жизнь, разве это человек?!. Сомневаюсь! Я бы, например, не хотел быть таким!.. Может быть, это было бы и умно, не знаю, но я знаю точно, что это было бы неуместно!.. Человек постоянно чего-то ищет, чего-то хочет, но он живёт этим и сама жизнь его – блуждание в темноте, что-то от подсознания!.. А тут и желаний-то никаких не будет, а что-то будет мёртвое, холодное, как труп! Нет, я бы не хотел настолько хорошо понимать себя, чтобы быть таким безжизненным, как труп!.. В отдельные моменты я люблю жизнь, а в отдельные моменты – ненавижу! И это хорошо!.. А быть равнодушным ко всему, не уметь ни любить, ни ненавидеть... это, может быть, и какая-то высшая ступень, но это плохо... или же мне просто этого не понять и не оценить при моём уровне развития!..
Что я хотел сказать?.. Ах, да!.. Забор, забор!.. Этот забор, эта преграда, с которой я в первый раз столкнулся и которую всей душой возненавидел!.. Я ведь хотел рассказать об одном обстоятельстве, то есть о том, как я внезапно для самого себя оказался по ту сторону забора!.. Человек не знает никогда, что с ним будет хотя бы через минуту... И я всегда поражался и поражаюсь – и окружающему и себе, даже своим мыслям, своему настроению!.. Я никогда не устану поражаться!.. Впрочем, я становлюсь философом и философствую... Но и это неплохо! Стану я самодовольным скотом, которому всё ясно и понятно, и просто – это будет мой конец! А пока я ещё человек, пока я ещё живу!..
Итак – забор... Я уставился на него, как будто хотел каким-то способом преодолеть эту бездушную прочную преграду и как будто уже видел или предчувствовал этот способ... Дальнейшее всегда будет представляться мне фантастическим. Но судите сами... Вдруг меня охватило странное недоумение при взгляде на этот деревянный забор. Я смотрел на зелёные доски и думал: «Неужели они так прочно прибиты к забору?» Мне показалось в этих досках что-то необъяснимо-подозрительное... Как бы не веря своему зрению, я протянул руку к одной из досок... и вдруг она легко оказалась в моих руках!.. Сначала я растерялся, изумление моё до того было велико, что я хотел поставить доску на прежнее время, боясь, что меня могут увидеть с этой доской в руках. Но потом меня обожгла одна мысль: это ведь сделано для того, чтобы я мог бежать на свободу!.. Именно я!.. Тогда я, дрожа всем телом, ибо от моей быстроты теперь зависело всё, вся моя жизнь, положил доску рядом с забором, затем легко снял вторую и третью доску и передал их кому-то в руки, а на вопрос: «Ты хочешь бежать?!» ответил: «да! Поставь эти доски после меня на место, чтобы не было видно!..» Затем я перешагнул преграду, пролез в образовавшийся проход, обливаясь собственным потом, и рванул со всех ног, снимая на ходу футболку! Потом я забросил куда-то и кепку, но это уже после того, как я уже был слишком далеко от ненавистного зелёного забора...
Это мой друг ночью приходил к забору, вынул из него три доски, а затем поставил их на место так, что при одном прикосновении к ним они должны были оказаться в руках того, кто к ним прикоснулся бы. Давеча, когда я видел друга, он мне тихо сказал, что устроит мне побег – и я так сильно об этом думал, что у меня заболела голова, и я чуть был не убит от мысли, что побег мне не удастся, и выйдет какой-нибудь просчёт, и тогда я в этом «доме хи-хи» уже точно сойду с ума!.. Потом от отчаяния я забыл думать о побеге, а утром, после завтрака, когда нас вывели на прогулку, я по счастливой случайности оказался возле тех самых досок, через которые и должен был я вновь обрести свободу! О!.. Вы не знаете, что такое свобода!.. В первые минуты она потрясает и подавляет – свобода, обретённая неожиданно, вдруг, когда за минуту до этого ещё не знаешь о ней!.. Я должен был обрести её, это так же точно и справедливо, как то, что я должен жить, если до сих пор жив, и делать своё человеческое дело, если вплоть до этой минуты судьбе моей было угодно, чтобы я делал его!..
Я жив, я цел, но что готовит мне будущее?! Теперь, по крайней мере, я знаю, что существует ЗАБОР!.. И он меня кое-чему научил...

За ним придут внезапно, когда он этого меньше всего будет ждать, и схватят его, если он будет недостаточно проворен для того, чтобы скрыться. Он всё время ждёт, что к нему придут, у него есть основания опасаться за свою свободу и жизнь. Он представляет кому-то угрозу тем, что мыслит или, по крайней мере, пытается мыслить. Мыслящие люди всегда имели врагов, и бывало так, что этих мыслящих людей убивали. Потом, когда проходило некоторое время, сыновья убийц-инквизиторов сожалели о несправедливости, причинённой тем, кто своей верой в будущее, смелостью мечты приближали и будущее, и мечту. Но одной рукой кладя венок на могилу героя, они другой зажимали рты всякому, кто осмеливался хотя бы пикнуть что-то новое, которое ещё было непонятно, странно, а потому пугало их. Таким образом, притесняя свободу мысли, они, сами того не ведая, создавали новых героев, предавая смерти – они делали бессмертным и имя героя, и его дело. Когда же они пытались сломить дух героев, бросая их в тюрьмы с толстыми стенами и маленькими окошечками, загороженными ржавыми железными прутьями, – они уже подписывали своему будущему смертный приговор, ибо они не знали одной великой истины, которая гласит, что всякая система или власть, основанные на тирании и насилии, уже тем слабы и не состоятельны, что порождают тлетворный дух недовольства в народе и сами же боятся его и стараются устранить его, как всякий преступник, совершивший убийство или другое, такое же тяжкое преступление, пытается скрыть своё преступное деяние, какое всё равно рано или поздно выходит наружу, потрясая общество своим цинизмом и мерзостью... Идею не спрячешь под замком, даже если огородить её самыми толстыми стенами. Время разрушит металл замка, а мрачные своды наполнятся гулом возмущения – и Истина, которую бесподобные глупцы хотели укрыть от Мира (а глупость всегда бесподобна), станет однажды достоянием всех...
Истину не убьёшь!..
Но она приходит как палач всему тому, что отжило свой век и должно уйти!..

КОНСТРУКЦИЯ ПОЧТИ ГОТОВА ТЧК ДЕРЖИТЕСЬ ЗПТ СВЕРХЧЕЛОВЕКИ ТЧК ПРОБИЛ ВАШ ЧАС ТЧК ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЭВОЛЮЦИЯ ВОСКЛ ЗН
УХОДЁР
3 июня 1980 г.

P.S.
Да, за ним пришли и забрали его. Когда он меньше всего этого ждал. И опять он стоял у зелёного забора и пытался постигнуть его зловещий, таинственный смысл и думалось ему, что весь его жизненный опыт мало чего стоит, если он допустил до себя блажь расслабиться... Мир скрывался за зелёным забором. Можно было решить, что ему было стыдно его взгляда, точно этот Мир был неприятен для глаза эстетически развитого человека, полюбившего всем сердцем красоту... И действительно, герой нашего рассказа видел в Мире, в котором ему пришлось существовать, столько несовершенств, столько болезненных проявлений, уродливых отклонений от нормы!.. Впрочем, как всякий великий утопист, он предъявлял к реальной действительности слишком высокие требования...
15 июля 1985 г.


Рецензии