Бенджамин Уорфилд. Воплощенная Истина

ВОПЛОЩЕННАЯ ИСТИНА
Бенджамин Уорфилд (1893)

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины
Иоан.1.14

Очевидное сходство между прологом к Евангелию от Иоанна и предисловием Книги Бытия - не вопрос простой фразеологии и внешней формы. Как в первом кратком повествовании из нескольких стихов мы видим в красках всю историю создания Вселенной с той живостью, которая делает оживотворенное ею воображение свидетелем этого процесса, так другое столь же кратким образом прослеживает всю историю воссоздания мертвого мира к обновленной жизни. В обоих повествованиях нам указывается в глубь вечности, где пребывает только Бог. В обоих мы бросаем взгляд в хаотическую тьму бесформенной материи или беззаконной души, над которой в раздумии витает Дух. В обоих на наших глазах разворачивается огромная панорама, позволяющая увидеть Бога живого, и видеть в Нем свет и жизнь мира, разрушающие всякую тьму, и Автора всех благ. Однако и здесь Ветхий Завет является откровением, что готовит к лучшему в будущем. В нем мы видим Бога, как Бога силы и мудрости, Автора и Промыслителя всего, в Новом же - как Бога благодати и милости, Восстановителя и Искупителя потерянных.  Закон был дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа.
Как возвышенно то развертывание мысли, через которое апостол приводит нас к изумлению, когда он стремится рассказать нам, Кто есть Слово и что оно делает для людей! Он поднимает завесу времени , чтобы мы могли заглянуть в бездну неизменной вечности и видеть, как Слово, в тайне Своего существа, пребывает единым с Богом, в некотором глубоком смысле будучи Иным, в некотором, высшем - тождественным с Богом. Затем он показывает нам Божественную работу, которая была совершена во времени.  Слово есть Всетворец, «все через Него начало быть , и без Него ничто не начало быть , что начало быть». Это также "Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир". А теперь в эти последние дни Слово становится Всеискупителем, возвещенным пророками. "Он пришел к своим, и свои Его не приняли", но тем, которые приняли Слово, независимо от расы, народа или предварительной подготовки, "Он дал им власть быть чадами Божиими, верующим во имя Его , которые ни от крови, ни от хотения плоти , ни от хотения мужа, но от Бога". Кульминация этого великого рассуждения приходит нам, когда говорится, что Слово, пришедшее к своим, "стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины". Он пришел как Творец, как Дающий откровение и как Искупитель; как Творец Он подготовил тело для Своего обитания; как Дающий откровение Он окружил Себя облаком славы; как Искупитель Он принес благодать на благодать.
Понятно, что прежде всего, в аспекте данного ему откровения Бога, Иоанн здесь созерцает Воплощение. Соответственно он несет свое свидетельство о нем так: "Слово стало плотию, и обитало с нами, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца". Подобным же образом он говорит также о пророческом свидетельстве Иоанна Крестителя. Но вместе с тем он закрывает свое рассуждение заявлением о природе откровения и об отношении Воплощенного Слова к Отцу: "Бога не видел никто никогда; Сын  Единородный, Которые в лоне Отца, Он явил".
В том стихе, который мы взяли из нашего текста, мы особо отметили то, что назвали личным свидетельством Иоанна: "И Слово стало плотию, и обитало с нами, и мы видели славу Его". Он говорит нам то, что знает своим собственным непосредственным знанием, свидетельствует о том,  что он слышал, что он видел своими глазами, что осязал собственноручно. Очевидец величия Христа, он видел славу Его и готов свидетельствовать о Нем. Нам не должно казаться,  что он дает нам лишь свое субъективное мнение, говоря лишь то, человек Иисус был настолько полон благодати и истины, что апостол, ежедневно глядя на Него с восхищением, мог предположить, что Он нечто большее, чем просто человек. Он свидетельствует не субъективное мнение , но  объективный факт. Заметим, что его свидетельство состоит из трех утверждений. Во-первых, он говорит о Воплощении: «И Слово стало плотию, и обитало с нами". Во-вторых, у нас есть утверждение, подтверждающее славу Воплощения: «И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца". И, в-третьих, у нас есть характерные элементы, которые составили славу, что Он принес с неба и явил людям, а именно, что Он полон благодати и истины. Иисус Христос есть воплощенная Любовь и Истина. И то, что свидетельствует о Нем Иоанн, что Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины - это поистине пламя славы, побуждающее каждое око увидеть Его.
Теперь скажем, что, как нам представляется далее, у Иоанна было особое видение проявления любви и истины, прежде чем он смог написать эти слова. Он думает о завете Бога, Который провозгласил себя Моисею на горе, когда Он спустился на облаке, как "Господь, Господь, Бог щедрый и добрый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный". Он думает о молитве Давида о милости и истине, и его сердце горит в нем , как он видит их явленными сейчас. Мысль об искупительном деле Христа заполняет его ум и ведет его к тому, чтобы подвести итог откровения о воплощении в откровении любви и истины. Поэтому он говорит не просто о любви, но о благодати, о незаслуженной любви ко грешникам. А под истиной он имеет в виду прежде всего верность Христа Божественной славе, которая увенчала главу Господа более всего остального, и Его неизменную верность тем, кто неверен. Ибо во Христе Бог явил Свою любовь к нам тем что , когда мы были еще грешниками , Христос умер за нас.
Тем не менее , было бы серьезной ошибкой ограничить эти слова, как мы привыкли их понимать, одним этим смыслом. Это скорее кульминация их значения, чем весь объем его. Христос есть не только любовь, которая проявляется в благодати , но, как Бог любви, что явился во плоти, Он есть сама любовь во всей ее высоте и ширине. Не только высшая форма любви, любовь к недостойным, находит свой образ в нем, но вся любовь, которая есть в мире, находит свой источник и должна искать поддержку в Нем. Его любовь плакала на могиле друга и сострадала горю Иерусалима, стремилась к матери из Наина и брала на руки маленьких детей, чтобы благословить их, и это та же любовь, что предложила Себя в жертву за грех. Подобным же образом то, что Иоанн особенно имеет здесь в виду высшие проявления истины - надежность нашего Господа в великом деле спасения - ни в коей мере не отбрасывает иные, более низкие и простые смыслы его слов. Христос по-прежнему Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир, и вся истина, что есть в мире, исходит от Него и должна искать свою силу в Нем. "Мы видели славу Его ", говорит апостол, полной и совершенной, полной благодати и истины, и совершенство любви и истины явлено в Нем во всех их проявлениях. Этот Человек, Человек Христос Иисус , не мог действовать иначе, чем в любви, и не мог произнести ничего иначе, чем с любовью; Он чистый Источник всей любви и истины.
1. Мы ограничимся в настоящем случае последней из двух характеристик, которые мы упомянули. И в свете первой вести, о которой мы сказали, это само по себе настолько очевидно, что в условиях, отличающихся от тех, в которых мы сейчас находимся , казалось бы оскорблением для нашего интеллекта вообще обращать на это внимание. Иисус Христос, Господь наш, Иегова прославленный, как таковой есть воплощенная Истина, и ни одно заявление, исходившее когда-либо из Его уст, не могло содержать никакой примеси лжи. Это свидетельство Иоанна. Давайте напомним себе еще раз, говоря об этом свидетельстве, истину о Божественной природе, воплощенной в нашем Господе, но пребывшей до воплощения, и о полноте истины, которая обитает в Богочеловеке. И Слово стало плотию, и обитало с нами , и мы видели славу Его". Больше того - это свидетельство нашего Господа. Я есть Истина, заявил Он со Своей величественной глубиной и краткостью. Мы не дерзаем утверждать, что вся полнота истины исчерпывается в Его свидетельстве великих и вечных истин религии, тогда как дела земли и человека находятся вне Его досягаемости. Его собственной нормой суждения было то, что лишь тому, кто верен в малом, можно доверить великое. И это свидетельствовало о Нем не только то, что Он знал, откуда Он пришел и куда Он идет, но в равной степени , что Он знал всех и не имел нужды, чтобы свидетельствовать о человеке, ибо Сам знал, что в человеке. Сам Он утверждает Свою надежность в небесном на Своей надежности по отношению к земным вещам ! "Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим , что знаем , и свидетельствуем о том , что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете! Если Я. сказал вам о земном , и вы не верите, как поверите, если буду говорить вам о небесном?".
Разве мы лишь бьем воздух, когда напоминаем о таких вещах? О, если бы так! Мы живем в злые дни, когда мы должны защищать саму воплощенную Истину от клеветы даже ее исповедующих друзей! О невообразимая умственная гордыня людей! Что думают те, кто жуют надуманные фантазии относительно происхождения и состава некоторых книг Ветхого Завета и противопоставляют их свидетельству Иисуса об их авторстве и достоверности? Мы хладнокровно говорим, что как Учитель духовной истины, посланный от Бога и полный Богом, Он является универсальным, но Его логика и суждения принадлежат Его времени, и в Его мировоззрении есть то, что ограничено Его временем и поколением!  Почему, спрашиваем мы, Он должен быть знать науку о критике Ветхого Завета, которая начала существовать через столетия после Его смерти? Другие лелеют свои мнения по поводу толкования некоторых отрывков Ветхого Завета, которые кажется трудным согласовать со значением, которое им придает Христос. Они говорят нам, что "интерпретация является по существу научной функцией, и она обусловлена существованием научных средств, которые , по отношению к Ветхому Завету, лишь частично согласуемы со словами Иисуса"*. И разве нет других предубеждений, которые, например, касаются отношения Господа к бесноватым, которое нам непонятно? Нам напоминают, привычка приписывать болезни демоническому влиянию была универсальной во времена Иисуса, и что мы едва ли можем ожидать, что Он мог быть свободным от текущих "ошибок своего времени". Пойдем еще глубже. Когда человек желает иметь большую надежду для тех, кто умер нераскаянным, чем учение Христа может позволить, он предполагает, что в своем стремлении вести Своих слушателей к покаянию Иисус говорил привычно как популярный проповедник, и гораздо сильнее, чем Он мог бы себе позволить, если бы Он был точным богословом. Другой с тем рвением к моральным реформам, которое оказывается не по разуму, предполагает, что мы достигли такой стадии развития, когда мы обладаем "новым и большим восприятием истины" и соответственно "восприятием долга", чем то, которое было достижимо в дни Христа, и соответственно обязаны управлять нашей жизнью по более строгим правилам, чем те, с которыми Он обращался к людям в ту мрачную эпоху. Или, подводя итоги, вспомним, как некто недавно сказал прямо, что "Христос как человек не был равен Ньютону в знании математики, а Вельгаузену в литературоведении"** - ибо, как подразумевается, погоня за такими науками, требует "многих упражнений ума".
Так есть ли тот свет, что  просвещает всякого человека, приходящего в мир, и сияет ли он во тьме? Что остается нам от Истины? Как Он может провозглашать Себя путем и жизнью, если в Нем нет истины, если Его свидетельству нельзя доверять в отношении характера , происхождения , авторитета и значение Писания, которое Его вдохновило, или в отношении духовного мира, для которого Он является Создателем и Царем, характера будущего состояния, для которого Он есть Судия, или даже в отношении моральной жизни, которой Он является единственным Автором?  Тем не менее, эти набожные люди, которые распространяют такие учения, таковы, что каждый из них имеет, конечно же, свой способ спастись от сознательного кощунства в возведении собственной мысли над мыслью Богочеловека. Самый популярный в настоящее время из этих способов предполагает, что , когда Бог стал человеком, Он настолько отрекся от Своих атрибутов Божественности, что уничижил Себя до способностей человека и Его слабых сторон, и жил также с учетом ограничений чисто человеческой жизни в мире. Таким образом люди стремятся сохранить достоверность Господа за счет Его знания, его правдивость за счет Его истины. Но кто может не видеть, что , если бы это было правдой, мир остался бы в той же скорби, что и Мария, стоявшая в саду и плакавшая: куда унесли Господа моего? Где тогда был бы Христос, наш Пророк? Кто мог бы убедить нас в надежности Его свидетельства, в Его единстве с Богом, в Его миссии от Бога, в полноте Его дела для нашего спасения? Такая вера, как бы хорошо она ни была сформулирована, получила бы не просто смертельную рану; если мы хотим верить, что Иисус Христос мог быть обманут или мог вольно или невольно обманывать Сам, наша вера получит смертельный удар.
Давайте же благословлять Господа за то, что Он оставил нам немного оправданий для сомнения в столь важном вопросе. Обратимся к закону и откровению. Является ли человек Христос Иисус в чудесном драматическом повествовании, которая заполняет эти четыре Евангелия , как дитя своего времени, интеллектуально ограниченное его возможностями, или скорее как учитель веры, посланный от Бога больше как сила Божия, чем как мудрость Бога? Представлено ли то, чему Он учил людей, как то, что от человека, или как то, что, по Его свидетельству, от Бога? "Мое учение не Мое, но Пославшего Меня". "Я сошел с небес". "Тот, Кто послал Меня, истинен". "То, что Я слышал от Него, то и говорю пред миром". Разве Он даже в детстве не удивлял мудрецов в храме Своим пониманием (Лк.2.47)? Разве Он не научился Писанию, узнав его не от человека (Иоан.7.15)? Разве Он не видел Нафанаила, когда , под фиговым деревом ,  поклонился в тайной молитве (Иоан.1.47)? Разве Он не знал без людей то, что было в жизни самарянки (Иоан.4.29)? Разве Он не проникал в сердца людей так, чтобы видеть мысли Его врагов (Мтф.9.4), не знал, что один из двенадцати, которых Он избрал, был "дьяволом" (Иоан.6.70), разве Петр не воскликнул в горе своему Учителю:   "Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя" (Иоан.20.17)? Разве не было свидетельства Иоанна: "Он знал всех и не имел нужды, чтобы свидетельствовать о человеке , ибо Сам знал, что в человеке" (Иоан.2.25), а также свидетельств всех учеников , что они знали, что Он пришел от Бога , потому что Он знал все (Иоан.16.30)?
Но зачем нам вообще вдаваться в подробности, которыми изобилуют все Евангелия от начала до конца? В нашем тексте Иоанн свидетельствует, что полнота истины, которая обитает в Воплощенном Слове, так прославила всю Его жизнь, чтобы явить Его как Сына Божия. И Слово стало плотию, и обитало с нами, и мы видели славу Его, как единородного от Отца, полного истины". Поэтому нам не нужно бояться, чтобы свидетельствовать не только правдивость, но и истину нашего Господа. Мы, конечно, не должны уклоняться от той предельной простоты, с которой апостолы объемлют и провозглашают Его представление о Боге и вселенной, человеке и мире. Именно Он, сотворивший мир , так что без Него ничто не начало быть, есть Бог Творец. Кто стал бы учить Его законам мысли и мироздания? Он Сам возвестил, Кто учил Его тому, что подразумевается под словами, которые Он Сам дал через рабов Своих, пророков. Именно Он является как стандартом, так и Источником нравственного закона, и также Источником всего сострадания ко грешному человеку. Кто стал бы учить Его, как поступать правильно и как иметь дело с сынами человеческими? Нам не нужно бояться, чтобы когда Иисуса будут противопоставлять истине, мы могли полностью довериться Ему, потому что Он есть Истина.
2. Не будем делать это робко. Наша цель не такова. Просто потому, что Иисус есть Истина, мы можем безоговорочно принять каждое слово, которое Он говорил, провозглашать его и жить им, не опасаясь, что в конце концов это может оказаться ложным, и также с равной уверенностью мы можем принять, провозглашать и применять все истины, которые доходят до нас, не опасаясь, что через некоторое время они будут противоречить сами себе. Таким образом мы можем подойти к формулировке второй вести, к которой приводит нас этот текст: так как Господь наш Иисус Христос, Основатель нашей религии, есть воплощение самой Истины, никакая истина не может противостоять религии, которую Он основал. Иоанн говорит нам, что Он есть Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир, и мы можем прочитать это в том смысле, что в Слове Божьем есть все, что ведет человека к истине. Если так, то нет правды в мире, которая исходит не от Него. Не имеет значения, по какому каналу Он находит Свой путь в наш разум и убеждения, ибо наше зрение затемнено и лишь очень отчасти может уловить представление о Нем при свете природы, при свете разума, истории или критики. Это могут быть разбитые фонари, но тот свет, который в них есть, есть единый Свет, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Каждый фрагмент истины, которая открывается нам, приходит от Того, Кто есть Истина, и потому оказывается великим и святым, как откровение о Нем.
Как христиане мы не должны даже предполагать свой антагонизм по отношению к истинам разума, к истинам науки, философии, истории или критики. Как дети света, мы должны быть внимательны , чтобы держать себя открытыми для каждого луча света. Если это свет, его источник следует искать в Том, Кто есть Свет истинный, и если это истина, права на нее принадлежат Тому, Кто есть полнота истины.   Все природные истины должны быть - в разной степени, конечно, но все по-настоящему - в некотором смысле комментариями к сверхъестественно открытой истине и ими мы, возможно, получим более полное и точное понимание ее. Природа есть дело рук Бога в космосе, история отмечает свой путь сквозь время. И так и другая являются непогрешимыми учителями, как само откровение, но через него мы учимся читать их вести правильно. Это удручающе легко - неправильно истолковать их, но сопоставление их с Писанием есть принцип, близкий и аналогичный к толкованию одного места Писания другим, хотя бы они были написаны людьми с большим промежутком времени. Бог говорит через Свои инструменты; мы истолковываем пророчества, учения, доктрины и факты. Везде, где мы видим хотя бы отблеск света, он светит отраженным светом Света истинного.
Давайте же развивать мужество в постижении истины. Никто не может быть более ревностным к ней, чем мы. Никто не должен быть более острым, чтобы отличать истину в каждой области, более готовым получить ее, более преданным, чтобы следовать за ней везде, куда бы она ни вела.  Это не для христиан - быть теплыми в отношении исследований и открытий своего времени. Скорее последователи Истины должны заботиться о том, чтобы сохранить науку и философию в руках истины. Таким образом, наш долг как христиан - продвигать разум до его пределов, , быть лидерами в каждой науке ; стоять в авангарде критики, чтобы быть первыми в ней, и внимать голосу истины в каждой ее области. Ибо Открыватель истины есть также наш Искупитель. Проклятием Церкви было ее безразличие к истине, которую она слишком часто оставляла на произвол ее врагов, будь то изучение природы, истории и философии или же особое ее сокровище, Писание Божие, которое должно было быть ее главным достоянием. При этом Церковь часто была вынуждена учиться от случая к случаю или на свидетельствах ее врагов, чтобы защитить себя от их нападения. И таким образом она начала заимствование от них ложных теорий в философии , науке и критике, делая ненужными даже уступки им, и вредя самой себе там, где они уже изменили свою позицию, к нашему же позору. Вот к чему привело нежелание Церкви участвовать в подлинно научной работе! Ей нечего бояться истины, но у нее есть все, чтобы навести страх на невежество. Вся правда принадлежит нам , как последователям Христа. Пусть же вся истина войдет в наше наследие!
3. Мы уже несколько коснулись третьей вести, которую возвещает наш текст: что если Христос Иисус, наш Господь и Учитель, есть воплощенная истина, мы , как Его дети должны любить истину. Как Он, так и мы должны быть тверды в этом и искренни в слове, чтобы никакого лукавства не было найдено в наших устах. Философы по-разному стремились определить истину. Кант нашел ее среди обязанностей человека по отношению к достоинству его морального характера: лжец должен презирать себя, потому что ложь есть частичное самоубийство - это отказ от того, что мы есть, и замещение нас измышленным человеком на нашем месте. Фихте нашел ее в нашем чувстве справедливости по отношению к нашим ближним : лгать , чтобы ввести других в заблуждение, и отвергать их свободу ради наших корыстных целей - это в конечном счете уничтожить общество разрушая доверие между людьми. Из каждой из этих точек зрения могут быть выведены мощные мотивы в защиту истины. Лгать по-человечески невыносимо, это разрушает наше самоуважение и всю общественную жизнь. Но для нас как христиане не может быть более высокого авторитета истины, чем вытекающий из того простого факта, что как христиане мы от истины, что мы не от того, кто, когда говорит ложь, говорит свое, кто лжец и отец лжи, но от Того, Кто есть полнота истины, Кто есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Как дети истины мы имеем истину нашей сущностью, и всякая ложь есть грех против истины, воплощенной в нашем Господе и Искупителе, в Котором ложь не находит никакой доли.
Но простое избежание лжи еще далеко от выполнения наших обязанностей, если мы любим всю истину. Есть наши положительные обязанности, как и отрицательные. Мы уже отмечали тот импульс, который должен возникнуть из исследования. Если все откровение Господа нашего есть истина, то какое же рвение мы должны иметь, чтобы овладеть ею и лучше узнать ее! Как дети истины мы должны любить правду, истину во всех ее проявлениях, и следовательно, в особенности и выше всех остальных те истины, которые были явлены Богом для спасения мира. Какими цепкими мы должны быть в следовании им и настойчивыми в распространении их и свидетельстве о них! "С этой целью Я родился", сказал Сам Господь, " и на то пришел в мир для того, чтобы свидетельствовать об истине». И также мы, как служащие Ему, должны быть, каждый на своем месте, свидетелями истины. Это высокая миссия, которая дана нам как последователям Иисуса: как Отец послал Его в мир, так Он послал нас в мир, чтобы свидетельствовать о истине.
Мы все знаем, среди каких опасностей и смертей были те, кому до нас было оказано это доверие.  Мы называем их мучениками, и они действительно были таковыми. Мученики и есть свидетели, и они несли свое свидетельство о Кресте среди огня, меча и разъяренных зверей. И их свидетельство было столь долгим и постоянным, что хвалу им закрепило известное изречение: "кровь мучеников - семя Церкви". Они были нашими отцами, но унаследовали ли мы их дух? Если мы вообще христиане, должны ли мы быть мучениками и свидетелями? Не должны мы так же твердо нести свидетельство истины в наше время? Может быть, наша дрожащая плоть больше не испытывается огнем, но разве нет больше соблазнов слабости, уклонения и греховного молчания? Безусловно, свидетельство еще будет, и нам его нести. Популярные поэты воспевают наше время как превосходящее "суровое служение Богу в Иерусалиме", и весь мир идет вслед за ними. Но знаем ли мы, Кто есть Бог нашего спасения? Бог, Который в любви предопределил нас кусыновлению через Иисуса Христа , по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей ? Дай Бог, чтобы в такие времена , когда люди не будут терпеть здравое учение , мы могли быть по благодати Его включены в это непоколебимое свидетельство о славе Господа Бога Вседержителя, Который "сотворил все для Себя, и даже нечестивого блюдет на день бедствия".    
Нужно ли останавливаться перед уверенностью в том, что высшая форма любви к истине , любовь к Евангелию благодати Божией, способна обратить все вещи в творении к чистой радости, являющей богатство Божией любви к падшим людям?  Миссионерский дух является благородным плодом любви к истине, и простое провозглашение миссионера есть высшая форма свидетельства об истине. Этот дух не является чужим среди вас. И я убежден, что ваши сердца горят, когда вы чувствуете, что вам " эта благодать была дана, чтобы благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, от веков сокрытой в Боге". Дай Бог, чтобы вы могли спросить в изумлении, поскольку Вы рассматриваете работу вашего служения: кто способен к сему? - и могли быть в состоянии сказать, как и Павел: "Мы не повреждаем Слово Божие но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе". Дай Бог, чтобы это желание, горевшее в Павле, вспыхнуло и в вас!

* Pierson A.T. The Inspired Word: A Series of Papers and Addresses Delivered at the Bible-Inspiration Conference, Philadelphia, 1887. P.42
** Сэмюэл Ив Кертис (нам не удалось найти точную цитату). Автор работы: Curtis S. Moses and Deuteronomy. L.,1878

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии