Одиночество в жизни и в тексте

Назип Хамитов


ОДИНОЧЕСТВО В ЖИЗНИ И В ТЕКСТЕ
Опыт вживания в проблему

Самому одинокому философу посвящается


«Людям постоянно нужна акушерка и почти все
идут разрешаться от бремени в кабак,
в коллегию, где мелкие мысли и мелкие проекты прыгают, как котята.
Но когда мы полны нашими мыслями, то нет никого, кто помог бы нам,
кто бы присутствовал при трудных родах, и, сумрачные и тоскующие,
мы несем в какую-нибудь темную дыру наши новорожденные,
тяжелые, бесформенные мысли. Нам не хватает солнца, дружбы.»

Фридрих Ницше


«Что пользы в юности, ежели к ней примешана закваска старческой печали?»

Эразм Роттердамский


«Ты одинок, это правда, но не сам ли ты искал одиночества?»

Лисбет Ницше

               
Проблема

 С одиночеством принято связывать одиночество в жизни, родовую отчужденность, а уже потом отчужденность душевную. Но одиночество как бытие-вне-рода есть лишь прелюдия к более глубокому одиночеству – одиночеству наедине с собой.
            Это одиночество, как и одиночество родовое, реализуется в мире культуры. Культуру слагают тексты. Возможна ли еще большая эскалация одиночества – одиночество в собственном тексте? И если да, то как влияет на него одиночество жизненное?
 

 I. Одиночество и культура

1

           Наличие  текста – признак  одиночества. Одиночества  столь  же   древнего, как   и  сама    культура – в  тексте выражается  то, что  невыразимо в жизни. В жизни как общении. Текст  противостоит  общению.
            Конечно, мне  могут возразить: общение возможно и в самом тексте, и самим текстом.
            Но в первом случае это   само-общение, во  втором   его   характер   настолько  разорван,  что   напоминает обмен вещами. Диалог   есть  суррогат  общения; общение – отношение    в   деятельности, стремящееся  к    преодолению   дискретности. Общение   есть  общее дело.
             Однако  общее  дело   неосуществимо  без  культуры, культура  же  невозможна  без  текстов. Общение  как   опыт  соборности и  текст  как  опыт    одиночества   пронизывает  человеческую   жизнь, создают ее    удивительную   трагическую  напряженность.
             Культура  есть  общение.  Общение  времен и пространств. Нам предстоит понять теперь нечто менее очевидное – смысл    одиночества в культуре. И более конкретно: в чем смысл одиночества в тексте как атоме культуры?

2

            Текст есть дело одного.
            Это результат непонимания, иногда  насмешки. Полная адекватность себе  в общении замораживает способность создания  текстов.  Идеи становятся быстрыми  и слишком пластичными, ими  обмениваются, их  выбрасывают  пригоршнями, собеседник  дробит  их, они  теряют  форму. Диаложество  с   неокрепшими   идеями  часто    приводит  к   превращению  их  в   пустоцветы.
           В  тексте  оборвать себя  могу лишь я  сам. В   дописьменную  эпоху  необрывание обеспечивается  художественностью текста – вот  одна  из  причин    невозможности   науки   в   дописьменные  времена. 
           Культура  как    творчество   в    своих   началах  есть  поток  одиночеств, опыт и  результат  непохожести     на      большинство. Текст   возникает   как стремление быть иначе и дальше и, в то же время, как порыв   избавиться    от     одиночества.  И    это   стремление, и   этот  порыв   есть   желание   увидеть мир  похожим  на  себя.  Это   лечение   мира   самосовершенствованием.

3

           Испытание    мудростью есть  испытание  одиночеством.  Рождение  духовного – это  отрыв   от  вех,  от  вех как ориентиров. Необходимо уйти  в   себя,  чтобы  стать   значимым  для  других.  В  этом одиночестве   высшее  напряжение    и     устремленность, отрешенность от   социума, который  еще  не  создал  и  не  понял  тебя  и   твоего  образа.  Одиночество   здесь  есть первенство. Оно   имеет  возвышенный   характер.
            Это  одиночество-жертва.

4

          Культура – странный плод одиночества.
          Одинокий   сказитель   сочиняет  песню, сидя  у костра.   В   багровых  сумерках  округ – чуждое  племя, грызущее  кости, позади  в сумраке –  грубый  тотемный  идол.
           Сказитель сочиняет  сказку.  Он   забывает   о     родителях  и   братьях-каннибалах, о  вкусе  крови  во  рту… Племя   заворожено.  Перестают  жевать,  замирают,  лишь  треск  костра  и   слова,  объединенные  странным  ритмом – ритмом, которого  еще    никогда  не   было.
           И  блеск   глаз   странного  подростка, который  через   десять  зим  сам  станет     сказителем.  Когда   меня  уже   не  будет, он  станет  на    мои   плечи  и  смутная  зависть  и  вражда, терзающие  его сейчас,  уступят  место  грусти   и   любви. Мы    с  ним. Снова   будет  жующее  племя, треск  костра, новый  ритм  и    новое   Слово…
           Мы  оба  обречены на  одиночество. Мы   сдружимся  посмертно. Но   из нашего  одиночества    вырастает  единство  племени.  Наши   сказки  не   дают  грубому  идолу  превратиться   в    кусок  мертвого  дерева, они  вселяют  в него    дух  наших   предков.


5

           Каждое   племя   имеет  своего  мистика   и   своего  мага.  Мистик   творит  тексты, маг – действия.  Но   действия эти  не  равноценны  повседневной    деятельности   племени. Магическое   действие  основано  на  тексте,  и  только  текст  поднимает  магию  над  повседневностью. Мистик   сочиняет,  маг  интерпретирует, мистик    созерцает, маг  властвует.
          Это   самое  древнее   и   самое  глубокое  разделение творчества.

6

          Маркс хотел избавиться от мистики вообще и заменить ее магией. Созерцательность не нужна. Зачем созерцать посюстороннее? Его нужно менять.
          Это – стремление  убить одиночество. Одиночество  видения  трансцендентного. Но оно возвратится вновь бездуховным и отчаявшимся.
          Усмешка Маркса над Плотином есть усмешка шамана над сказочником.


II.  Одиночество как наслаждение

1

         Одиночество есть ценность. Оно переживается как наслаждение, если переходит в творчество. Это одиночество, добровольно принятое, осознанное и естественное. Можно ли назвать его отшельничеством? Нет. Отшельничество есть одиночество не в творчестве, а в жизни. И на всю жизнь. Творческое одиночество временно – на одно вдохновение, а потому всегда предполагает общение.
         

2

          Подобное общение означает, прежде всего, восприятие плодов творческого одиночества. Но общение возможно и в тексте. Это не просто диалог персонажей и автора с ними (а также с самим собой), – выше  было  показано, что   диалог  не  есть   полнокровное  общение – это  совместное   проживание, совместное бытие-оживание   персон-героев  и  персон-идей.
         Однако  не    каждый   автор  понимает  это  и  воспринимает  своих   героев  как  реальность, не  менее  значимую, чем  нехватка  денег  или   молчание  любимой  женщины. Часто   переживание  и  культивация  творчества   как  арт-бытия  превращается  в  нечто   вторичное  и  подчиненное  культу быто-бытия, раскрашенного, словно идол, экзистенциальными  красками.  Но  арт-бытие  имеет  свою  экзистенциальную  напряженность. Его  отличие от   быто-бытия   не   есть   отличие  культуры  от   жизни, отличие  возвышенно-статического  от   имманентно-динамического. Это   различие  тональностей  бытия, каждая  из  которых имеет  свое  становление   и свое  ничто. Абсолютное   общение   в   одной  может   обернуться  в другой    абсолютным  одиночеством.
          Но  как   ни парадоксально, принять  одиночество как наслаждение  можно  только с  точки   зрения провотоположной  тотальности. Внутри  нее  оно всегда будет трагичным, а потому  лишь допускающим наслаждение  как  апокалиптическую потенцию.
    Появление одиночества как наслаждения  внутри  всеобщности  бытия  означает  снятие одиночества. Но об этом  немного  дальше.

3

         Одиночество  создания  текста  есть  одиночество  свободы. Свобода  здесь  не просто  в  выборе  должного, а в выборе приятного,  гедонистически  значимого. Больше  того, человек  долга не способен  к  одиночеству; он  не остается  с  собой, он  постоянно  пребывает   в  мире   других   для  других,  долг – цель  и  причина, выносимая  во-вне  его.
            Внутренний  долг, долг  перед  самим  собой  есть  уже  не  долг, а  свобода. Человек  свободы  принимает  одиночество  наслаждаясь, он  реализует себя  для  других без самоотречения.
            Человек  долга, этот  винтик   коллектива, навсегда  одинок  с  самим  собой. Он  теряет  себя. Живя  для  других, уничижая себя  ради  их блага, он  уничижает это  благо – его  несвобода   станет впоследствии   их  несвободой и  их  страданием.
              Самоотречение – это  отречение  от  близких.
              Только  выбрав творческое   одиночество, одиночество   в  свободе, можно перестать  быть  одиноким. 

4

              С  появлением  монотеизма, а если  речь идет о европейской культуре – с появлением христианства, творческое одиночество  становится   одиночеством  только  для мира. Теперь это  общение с Богом, включенность в  поток   надмирового  процесса.  Одиночество становится не  просто  условием  выдумывания   текста, но и  способом изменения  писать  тексты  и  совершать поступки.

5

            Здесь  мы    подходим   к      различению  текста   и   поступка. Любой  человеческий  поступок тоже  есть  текст, ибо  обладает  своей   знаковой   системой, особыми  символами. Но и любой   текст  относится  к  сфере   поступков – действий, выбранных  свободной  личностью. Означает  ли  это, что  текст  переходит  в  поступок, а  поступок стремится  стать  текстом? Да, но  в окружающем  нас  мире   их   границы   гораздо  более четко определены. Может  быть, констатация  отчуждения   поступка  и текста –основной  признак мира, в  котором   мы   живем.
             Наверное, будет  корректным  определить  текст  как  поступок, значение   которого исчерпывается его   символической  природой. Это  последовательность  символов, имеющих  значение  для-другого.
             Поступок – феномен бытия, в  котором  символическое  нечто развивается  в  действие, приносящее  непосредственное  страдание  или  радость.
             Жизнь  есть  система  построения  поступков. Текст   есть  система  начертания  символов. Могут   тексты   слагаться  в  некое  подобие  жизни? Да – и  тогда  они   соединяются  в  мифологию, где  нет  различия  поступка  и  текста, действия  и его  символа, где  все   символическое  деятельно, а все деятельное – символично. Символическое становится   реальным, деятельное – одухотворенным. Жизнь  превращается в  создание текста, текст  поднимается до  жизни.
             В  этом – нарастание-победа  одиночества над одиночеством.
             Но  победа   эта     происходит   в мире    воображения, которому  еще  только  предстоит стать  мифологией. Противоречие   поступка  и   текста   в  окружающем  нас  мире  есть  отчуждение,  порой  переходящее  в  антагонизм, уничтожающий   и  поступок, и  текст. Возможна   ли  победа  чего-то  одного   в  этой  борьбе, не  настроенной  на  синтез,  отрицающий    его  идею как    бессодержательную  и  полную  возвышенной, а потому  опасной  наивности?…
             Современное сознание Запада, сделавшее теоретическое  рационализирование  своим  мифом,  отбрасывает  возможность  такого  единения. Ибо   оно   означает  то,  что   во  всех  культурах  именуется  магией  и    магическим  действом, которое  в  то  же  время  является  искусством, и   трансцендентальная   диалектика    которого  неприемлема  для  мыслителя, посвятившего   себя  категориям   диалектики  обыденности.
            Поступок – это  поступь  жизни. Можно  прожить, не  творя  текстов, но  никто  еще  не   прожил  без  поступков. Вместе   с  тем   живущий  лишь  Поступком   ежечасно   пользуется  волей  и энергией   творца  Текстов.
            Одиночество   создающего  тексты – это  одиночество   в мире   поступков. Незаметно   или   осознанно заменяет он  поступок  текстом, пытается  вместить  жизнь  в  свои  символы  без  изменения   сущности  символического. Творческое   одиночество   поэтому  может  быть феноменом  страдательным.

      
            
III. Одиночество  как страдание

1

             Одиночество  в  тексте  означает    включенность  автора  в  знаковый  и   символический  мир,  недоступный  другим  людям, принципиально  иную  семиотическую напряженность  бытия. Принятое  в качестве  высшей  ценности, это  бытие  становится  мифореальностью  одинокого. Таковы  миры  Ницше, Бердяева, Гегеля, Гете… Каждый  факт   интерпретации  и  со-понимания  тяготит,  хочется  со-чувствия, со-действия,  со-дружества. Хочется  любви…               
2

         Вместе   с  тем    одиночество  в  тексте  есть   одиночество  непонятного  и   непонимающего.  В  первом  случае  это  естественная  реакция на неадекватность    восприятия,  иную  его тотальность, во   втором – трагическое  чувство  чуждости  к  собственному  тексту. Это   одиночество  внутри  текста. Оно   может  перейти  от  автора  к   читателю, оно  стремится  стать  отчужденностью.
               

3

        Отчужденность  от  собственного текста  может  быть двоякой:  это чуждость тексту, написанному  под   воздействием  внешних  причин (как правило, это  результат  заказа   доминирующей  социальной  группы),  и чуждость  интимно-собственному  тексту – выношенному  и  рожденному  своей  волей.
         Первое  отчуждение  понятно  и не   вызывает   особых  вопросов. Отчуждение  второго    рода  более  таинственно.  Это  отчуждение  от  собственного  вдохновения.
           Его   причины   иррациональны  и  темны. Главная   его  особенность – объективация  персонажей  и  идей. Они   становятся  зависимыми   от  автора, им  не  даны  разомкнутость  и   свобода; эта   зависимость   приводит  к  потере  внутренней   связи, обретаемой  лишь  вне   зависимости.
             Автор   может   лишь  говорить  с   персонажем   и   идеей, предписывать  им развиваться  и  двигаться. Но  этот   разговор-предписание  так   и не  становится  жизнью. Он   односторонен  и не   допускает   совместного  переживания, пространства и    времени   общей   экзистенции, погруженной   благодаря   наличию  артефакта   в   вечности  культуры.

4

             Одиночество  возможно  и  в   диалоге, и  при   помощи  диалога.  Такой   диалог    есть   разговор   с  самим    собой,  самодовольный  и   замкнутый  для  других.  Я  удваивается, как амеба, происходит  арифметическое  суммирование   его     частей  или, точнее,  жонглирование   ими. Здесь  текст так    и  не    становится  онтологическим   феноменом, это   факт  гносеологический, нить  между  двумя   половинками  познающего Я. Переход     к    Другому   неосуществим.  Отношение    к    Другому   как   к  другу   невозможно; остается   лишь   само-влюбленность,  само-говорение  и  само-молчание.


5
    
                Автор  повелевает. Говорит, делает   паузы  и  снова  говорит… Но  вот  поток   его   сознания  и  воли    вздрагивает  и    останавливается.
                Одиночество победило. Он  не  смог   принять героя    как   реальность  близкую и   необходимую  своей   реальности, равноценную ей. Он  не   смог   принять  общения   с ним.





6

              Ученый  не   знает   одиночества, ибо  наука – дело  коллективное; отношение  к  объекту   всегда  опосредовано  группой  авторов, писавших  о  нем. Начиная  с  Нового   Времени  ученые-мастера  некой  конкретной  области   создают   бесконечную   коллективную  монографию…
             Сам   феномен   научного   цитирования    есть   принцип отрицания  возможности   одиночества  в   тексте.
               Ученому-первооткрывателю   так    легко    пережить   одиночество  потому, что  он  перестает  быть  ученым.

7

              Философия   отличается  от   науки  свободой  выбора  одиночества.               

8

             Рационализм  Нового  Времени, успешно   внедряющийся    в    европейскую    культуру, на  первый   взгляд, стремится  преодолеть   и   экзистенциальное, и  текстуальное    одиночество. Действительно, абсолютная   логичность   системы   поступков  и  знаков, отсутствие   недосказанности  приводят к однозначности   понимания. Но   эта   однозначность  исчерпывается  столь   быстро, что  порождает   одиночество   как  результат  слияния.
            Это   одиночество  в    коллективе, одиночество-тоска  по  чему-то  полифоничному и незавершенному,  одиночество-жажда  иррационального  и   потустороннего. Именно   последовательный   рационализм   приводит   к    мистицизму   в  его   крайних   формах.


9

             Особая   проблема – одиночество  и  обучение. Подавляющее   большинство    людей  способны      учиться  в   коллективе   и посредством  коллектива. Отсюда   неспособность   к    умножению  успехов, когда  остаешься  один  – за  пределами  школьной, студенческой  или    аспирантской  жизни.
              Самое   глубокое  обучение – это  обучение    в    одиночестве. Пусть   оно   проходит  через   страдание, – оно  дает  возможность   преодолеть   отчуждение   от    культуры   гениев   прошлого.
               Неспособность  обучаться в одиночестве  приводит  к   неспособности  писать  тексты…



IY. Воля  к   одиночеству

1

     Все   сказанное  выше  позволяет   говорить  об   особом   стремлении - воле  к   одиночеству. Эту    волю   можно  оценивать   в  этической  плоскости -  в    категориях  добра  и зла, но  ее   нельзя  осудить - она  является   необходимым   условием   осуществления  культуры.

2

     Стремление   к     замкнутости   для  обретения  свободы – вот  как   можно   определить  волю   к    одиночеству. Очень   часто  открытость  коллективу   приводит   к  растворению  несхожести   с   его   средним   типом, и   замкнутость-уединенность, пребывание   наедине    с    собой – единственная  форма  защиты.

3

            Разные  типы  культур    по-разному   относятся  к  этой  воле – от  полной   негации   до   безоговорочного    поощрения.
            Но  нет   ни   одной    культуры, которая  бы  выносила     практический  запрет   на   волю   к    одиночеству – такая  культура   теряет  своих  лидеров   и   перестает   существовать.

4
 
            Для   того, чтобы  быть великим, нужно стать  одиноким.

      

                Y. Одиночество   и    равнодушие

1

                Текст  создается   в   одиночестве. Но   для    того, чтобы   он  не   остался  в одиночестве, необходимо   ощущение   мира    людей   вокруг  меня. Точно   огромная   неясная   тень  стоит  над   автором – окружающее Мы, миллионы   и   биллионы  настоящих   и   будущих.
                Является   ли   ощущение их  присутствия   злом? Нарушает  ли   оно   чистоту   творчества?
                Чтобы   ответить  на   эти   вопросы, необходимо   осознать  возможные  формы   отношения  Мы к   автору   и   его   тексту.
 

2
 
             Одинокий   человек  вызывает    кратковременное  любопытство, которое  может  стать  постоянным  лишь в  том   случае, если он ведет  скандальный  образ жизни.
              Воля  к  одиночеству   для  большинства  чужда  и   неинтересна. Восприятие   ее    рождает   равнодушие. Множество   глубоких  текстов   появились  в    атмосфере    равнодушия. Это – первая  форма   отношения  МЫ  к   автору.
               
3

            Она  обволакивает    как  туман, и  пробиться  через  него  бывает  труднее, чем  преодолеть  открытую    вражду – здесь   противник  не   представляет   собой   персоны,   с   которой   можно  бороться. Равнодушие  принципиально   безлико.  Оно   не    требует   воли   для  своего    возникновения, а  потому  нужна    сверхволя  для  того, чтобы   вынести  это, особенно  если  это  касается  близких людей.

4

     Равнодушие    означает, что я  должен либо остаться   в  окружающей  среде – стать  таким  же   холодным  к  своим  проблемам,  либо  внедрить  небезразличие, интерес   к   себе, добиться  славы.

               
YI.  Одиночество     и  слава

1

         Одиночество, добившееся  успеха, – сделавшее   свои  занятия   общезначимыми, – порождает  вокруг  себя  целый  смерч  внимания  и   интереса. Пораженное   равнодушие  сгущается   в   плотную  и   подвижную субстанцию  и, наконец, исчезает  совсем.
        Критерием   успеха выступает покупаемость  произведений   в   демократическом   обществе   или   признанность   их  кастой   жрецов  в  обществе  тоталитарном. Принципиальное  значение  имеет  поэтому  реклама  в  самых  разных  ее  формах – от  кричащих    и   массовых  до   утонченных   и  персональных.
        Но  как    все  начинается?

2

          Каждый   автор  имеет  свою  среду. Рано   или  поздно  вокруг  него   образуется   группа  людей,  принимающих   его  творчество  и  верящих  в его    возможности. Десять   человек  убеждают  тысячу,  тысяча   влияет  на  сотни тысяч.
          Но  есть  еще   необъяснимые, сверхрациональные пути  успеха  гениальных   произведений…

3

         Обретя   славу, автор  попадает   в   зависимость   от  внимания   окружающих. Он  действует, неосознанно  пытаясь  угодить, постепенно теряя   одиночество-самость. Должности и  почести  не   даются  даром, как  писал  Ницше. Именно   поэтому  продолжения  нашумевших   произведений (особенно   это  касается романов  и   фильмов), как  правило, не  столь  интересны. В  них  отсутствует  энергия  изначального,   чистого замысла.


4

       Слава  может  растворить  границы    одиночества, но  может  сделать  одиночество  нестерпимым. Таково    одиночество  Мартина  Идена, ставшего  богатым   и   знаменитым. Утвердившись   в  жизни  при  помощи   своих     текстов, он   в  какой-то  момент  ощущает   иллюзорность  этого  утверждения; любимая  женщина, принявшая    его  славу, становится  чужда  ему, крушение  ценностей  приводит  к  самоубийству.

5

      Слава  порождает   подражание. Знаменитый   автор   получает  в   награду  десятки   последователей, пытающихся  копировать  его  манеру  и  стиль. Такое   покушение  на   одиночество приводит  лишь   к  его  развитию.
     Одиночество  отражает  во   множестве   кривых  зеркал, поток  его  бытия  теряет  целостность  и  становится   раздробленным, вынесенным  вовне.


YII. Одиночество  и  Бог

1

      Во  всех   культурах    одиночество  является    важнейшим  условием   общения  с  Богом. Чем   ярче  персона, тем  в  большей  степени   нуждается  она   в    единоличном  диалоге  с  Абсолютом. И  наоборот – низкое  сознание  не  может   общаться  с  ним  без  коллектива. Это   не   исключает    соборности, это  указывает  на    первичность   персонализма   по  отношению к  ней. Любое   религиозное   единение  перед  лицом  Бога   имеет  смысл  только   как  единение   в   свободе.

2

        Зачастую  идея  Бога  во  Мне   является     единственно   возможным   условием   остаться   одиноким   в  обществе    недостойных.
         Переживание   идеи Бога  есть   переживание   перехода   исторического  времени   во   Всеединство   времен,  в  Вечность, где    происходит  Абсолютное   преодоление   одиночества  как   отчуждения  от   любви  к  Самому   Себе.
           Идея   Всеединства   времен – как  высшего  разрешения  трагических   коллизий  жизни  и   единения   абсолютности  и    развития – проникает  в   текст   произведения   одинокого, и  лишь   она  сообщает   ему  ценность, которая  переживет   свое   время  и   одиночество  в  нем.
   
3

       До  конца  развернутая   вера  в  Бога   делает   одиночество  невозможным.

               
YIII. Одиночество  и дьявол

1

     Дьявол  приходит   к  одинокому. Акт    искушения  – акт   личностный, искушенный   расписывается   кровью    вдали   от     окружающих.
Дьяволу   нужна  аудитория    только  для   подготовки.

2

     Дьявол   приносит   с  собой   идею   смерти  как   абсолютного  одиночества  во  времени. Это  идея   невозможности  Вечности.


3

Дьявол   сам   одинок.
Одиночество  дьявола  в   неспособности   любить. Созданные  им   миры   чужды  ему.








IX. Одиночество   женское  и  мужское

1

         Мужчине  легче, чем  женщине,  развить  волю   к    одиночеству; женщина  стиснута   необходимостью   продлить  род    как  процесс  рождения  и  смерти, быть  при-роде,  за-мужем.
        Женщина  всегда  подавлена   одиночеством…

2

Женщина   продолжает    род   во  имя  рода  и  поэтому  всегда  зависит от   оценки  родом  ее   положения  при  мужчине.

3

      Пресловутое    одиночество   вдвоем   означает     сломленность  воли  к  одиночеству, отсутствие  мужества (и  женственности) быть  одиноким  для  того, чтобы  найти   истинное   преодоление   одиночества.

4

     Когда  мужчина  знакомится    с  женщиной, это не   обязательно  означает, что  он   хочет   утерять  одиночество; иногда  он   просто  желает  найти  красивую  оправу   для  своего  одиночества…

5

       Одиночество  женщины  и мужчины    исчезает  только   в    любви – чувстве, поднимающем   женщину  над   родом   в  его   тонической   мощи, а  мужчину – над  эгоизмом   власти   и   вдохновения.
        Любовь   как  свобода  без  одиночества  позволяет   мужчине  сохранить  все   достоинства   одинокого  бытия, а женщине  выйти   за  рамки    полноты   жизни   природы  и  материнства, не  теряя  их. На  этом  пути  женщина становится   Музой. Таковы    отношения  Шеллинга   и  его  Каролины…
          Но    возможно  и  одиночество   двоих – в  чуждой   или  враждебной  среде. Возникает  проблема   соборности, выходящей  за  пределы   любящей  пары.   






X. Одиночество    и    соборность:
рождение    персонализма


1

        Одиночеству   противостоит  соборность. Под   соборностью можно  понимать  объединенность людей    вокруг   некой   идеи.
         Идея  принадлежит   одному. Остальные – потребители  ее, исполнители, фанатически   отдающие   себя   служению ей. В  этом   служении – высшая  наполненность  их  бытия.
         На  таком   отрицании  одиночества    основана    оргиастичность  тоталитарных  культур   и  тоска    по  ним   в  мирах    демократии.
         Возможна   ли  творческая  соборность, единство, в  котором  единение  не  уничтожает  оригинальный  порыв? И   наоборот,  является   ли  творческое одиночество  вечным? Остается  ли   оно  всегда  безусловной  ценностью?

2

         Эти  вопросы   глобальны. В  них   высший   трагизм  мира    культуры, тайна ее  величия  и  несовершенства. Нужно   иметь  не   только   понимание, но  и  мужество, чтобы  отвечать   на   них. Мужество   и   последовательность  классического  сознания, принимающее онтологичность  трансцендентного.  Мужество   веры   в   трансцендентное (для  христианской  культуры – веры   в  бытие  Бога  и   бессмертие   души), ибо  единство  творческих  одиночеств   может  иметь  лишь  метаисторический  и   метакультурный   смысл,  в  противном  случае   оно   абсурдно.
        Сознание   неклассическое, истолковывающее  трансцендентное  как  исторический  символ,  оставляет эти  вопросы  безответными. Об  этом  свидетельствует   экзистенциальный  и   творческий опыт   Ницше, Кафки, Камю. Они    создают  в  своих  текстах  трагическую  галерею одиночеств  –от  Заратустры   Ницше до  Постороннего Камю. Безусловно, Фауст  Гете  тоже  одинок, но  одиночество  это лишено  безысходности  и  безумия, он   интимно  близок   трансцендентному   в   самых  разных  его   проявлениях, а  потому может  включиться во   всеобщность  одиночеств, созвучных   его  трансцендентному. Это  трансцендентное   в   силу    своей  возвышенности  (реальной, а  не  символической)   становится   интерсубъективным. Одинокий  человек  Фауст  объединяется  с  извечно  одиноким   нечеловеком  Мефистофелем  в  творческое   содружество, полное  игры  и  самоиронии, потому, что  над  ними  есть  реальность   Бога   и   бессмертия   души.
           Одинокий  Заратустра  сам   превращается  в  Мефистофеля, он  не  в  силах   вступить   с   ним   в  общение. Его    дух, замкнутый   в   тюрьму    телесного, эволюционного Я и  жаждущий    войны   и   рабовладения, а  также   творчества, находится  во власти   первых  двух  стихий. Развернуть  совместную  свободу   творчества   он   не  в  силах.
            Сверхчеловеческое   одиночество  превращается   в  нечеловеческую тоску, а воля к одиночеству – в волю к безумию.

3

Общение Фауста с Мефистофелем не есть творческая соборность, но  воскресающий  Фауст   уже  способен  к  ней…               

4

           Итак, творец  жаждет  одиночества   и  мучится  одиночеством. Он   может  найти  любовь   к  Богу   и  веру, а  также  любовь  и веру   в   земную   грешную  женщину.
              Но    остаются   среда, общество, нация, человечество. Слава   и  обожание односторонни и поверхностны. Они легко переходят в агрессию по отношению к творцу.
Такая агрессия принимает явные формы лишь в условиях пограничных   ситуаций.  Например, в   ситуации  выбора  между  культурой    и  жизнью,  где   культура   может  быть  увидена  как  смерть. Культура  становится  в  этот  момент  смертью  потому, что  жизнь   видит   в  ней    врага,  угрожающего   ее  целостности. Больше того, выбор  культуры   заставляет  ее  сойти  с  пьедестала  главной  ценности. Это   воспринимается  как  угроза. Агрессия   к  культуре-смерти  есть   мгновенное    пробуждение   затравленного   тысячелетиями  человеческой   истории   хтонического  зверя   с  его    нормальным   инстинктом   самосохранения. Являясь  защитником  жизни  как  рода – процесса рождения – зачатия – смерти – от культуры    как  жизни – процесса  и  состояния  бессмертия, этот  зверь-Хтонос принципиально  безлик, и поэтому главный объект   агрессии – личность  гения. 
        Победить  его   можно  лишь  еще  более  мощной    жизненностью – персональным    героическим   началом, сверх-волей  к   власти. Обузданный  и   личностно    возглавленный, ведомый  героем   до  момента    погружения   в  бессознательное, он   может  стать   энергией   пассионарного  порыва.
      
5

        Странная  ненависть    к    творческому  одиночеству   всегда   таится  в  бессознательном   обывателя. Под  маской  восторга   или   равнодушия    она   ждет   своего  часа. Отсюда  стремление  объединить  творческие  одиночества   в   цех    профессионалов. Это   стремление  жаждет     распространиться  на     процесс      творчества, но  еще   лучше –  и это  тайное  стремление   обывателя! – на  быт  и  «личную  жизнь». Ощущение  причастности   одинокого  к   собственным  порокам, стирание  его  несхожести   до   уровня «не  хуже  других» доставляет  ни  с  чем    не   сравнимое   наслаждение.
         Подобное   наслаждение   смертослужно  по  своей  сути. И  если   для   одного  это  лишь  вытесняемое  воображение (например, насилие  на  фоне  разрушенного   храма), извращение, то, становясь  массовым и    нормативным, оно  может  привести  к  необратимому   травмированию  культуры.

6
   
           Что   делает  общество  для  того, чтобы  уничтожить  одиночество? Тоталитарное – направляет    против   него   всю  систему   своих  отношений. Демократическое   действует  осторожней. Оно   не  наказывает  за  одиночество, оно  предлагает  бездну   вариантов     продать  его.
          Только   преодолев   давление  общества, можно  выбраться  из  одиночества.

7

           Большевики  прививали    интеллигенции  идею  резкости, геометрической  очерченности   в отношениях  друг  с  другом – такая  форма  больше  подходит  для  слияния   в  монолит. Геометрически   мыслящие   и  однозначно   чувствующие   новые   интеллигенты   разом   уходят  из  культуры     в   цивилизацию. Механическая  жесткость – условие  единства. Прежняя   интеллигенция  была  округла  и  мягка. Она    не    соединима   вплотную. Всегда   остаются   экзистенциальные   пустоты.
            И, как  ни  парадоксально, информационное  компьютерное   общество  Запада   ведет   к   такой  же   деперсонализации – в  профессионализме    аналитика  исчезает  национально  окрашенная   пластика    и   универсальность   философа ХIХ – начала ХХ  века.
  Слишком  тесное  слияние   интеллигенции превращает  ее  в  пластилиновую  массу,  механическую  и  вязкую  общность  ремесленников   информационного  цеха, из  которого  невозможно  выделить персону. Есть лишь мастера и подмастерья.
               Это   делает   понятным    стремление  называть  философию  наукой.
            Одиночество  автора  в  коллективной  монографии – это  одиночество  ребенка  в   заколдованном   лесу.


8

             Быть   или не  быть  одинокой  в   творении  своей  жизни – поступков  и  текстов  – личность должна   выбирать. Желание  освободить  ее  от этой   свободы   приводит   культуру   к  вырождению. Право   на  одиночество  – одно из неотъемлемых  прав    личности; столь  естественное  для  европейской  жизни, оно  мучительно  рождается  на  обломках   коммунистической   морали  и   социалистической законности.
            Задача  государства  грядущего – превратить  одиночество  в  проблему  личности.
9

            Право  на  одиночество  есть  право  на  принятие   решения   независимо  от  коллектива. Это  право усиливает   соборность  творческого содружества, ибо  приводит  к  возникновению  такой  полифонии  идей, что  соединение   их дает   оргастическое  переживание.
               

10

        Однако  все  это   применимо   к   талантливым  одиночествам, одиночествам-профессионалам.  Как  быть  с  одиночеством   гениальным? Одиночеством  универсальным, одиночеством-Вселенной? Единение  здесь   значительно    более    проблематично, ибо   каждый   из   гениев    имеет  собственный  метаязык  создания   собственного  мира,а  его  жизненный  мир     не   просто  сопоставим  с   жизненным  миром  человечества, но  и  превращается  в  его  новое  основание.
           Одиночество  гения  выступает   для  нас  чем-то   естественным. И  это  ощущение   вбирает   в  себя   трагический   факт, может   быть, самый  трагический  в  человеческой    истории (за  редкими  исключениями) – творческая   соборность  гениев   осуществляется  в   разных  слоях    времени  и  только     посредством  текстов…

11

          Итак,  под  творческой    соборностью   можно   понимать  такой   способ  единения, при   которой  (как  и в  половой  любви )  одиночество  исчезает, сохраняя  свободу  одиночества. Речь  идет  о   сохранении  свободы   становления   мировоззрения, а  также  стиля  его  выражения   в  той   или   иной   плоскости   культуры.  Вопрос  об    одиночестве  в  данном  случае – это   вопрос   о  творческой  толерантности, которая  становится  творческой  эффективностью.
         Общая  идея, творящая    соборность, не  является   здесь  императивом, призывающим  к  служению;  она  есть   результат  со-творчества  и  со-развития,  а  потому   не  только  начало,  но  и   исход.





12

           Только  творчество  объединяет  одиночество  в   соборность. Только  творчество проводит  бесконечную  пропасть  между   ними.  Разрешение   этой  антиномии – в идее  и   практике    мифотворчества, разрешающего   трагические   противоречия  мира  и    создающего  вне-трагический, трансцендентный  мир.               

13

        Мифотворчество   есть  дело  гения, интимное  и сокровенное. Независимо  от  его  воли, даже   вопреки  ей, оно  становится  делом   жизни  группы  людей.  Может  ли  мифотворец  желать  сопричастности  сотворенным  мифам, сопричастности  современников,  основываясь  на  иных  мотивах, чем  воля  к  власти?
     Да, если  он  найдет  людей   общей  с  ним  судьбы, общего  тепла, некий  духовный  орден,   где  его  мифы  будут  не  только  приняты, но   и  разовьются  в   кругу    дружественных  мифов.

14

          Творческая   соборность  поэтому –  необходимое  условие  перехода  творчества  в  жизнь. Одинокий   творец  наедине  с  мифом   становится  личностью  в  мире,  включается  в сферу  небезразличия, но  не   вампирически-слепого, односторонне-жадного,  а   со-творческого.
            Это  небезразличие, развиваясь   в   общение   и  игру, становится  общей  мифологией, общей Вселенной, в  которой  преодолеваются  трагические коллизии  судеб  и   которая  есть  не   просто     воображение, но  и  сама  жизнь. В   ней   герои  произведений   становятся   современниками, а  современники  превращаются   в   героев.   Она   снимает  одиночество  автора   в  его   собственном  нарождающемся  мифе – способствует   раскрытию  гениальности и даже еще  чего-то  большего, чем  просто  гениальность –  святой   и  героической  гениальности. Миф    становится  жизнью, жизнь  превращается  в  миф.
            Такое  мифоединство  как принцип   и  идеал  и  будет  персонализмом – принципом, собирающим  творческие  одиночества  для  возрастания  их  свободы.
             Вероятно, лишь  на  этом  пути  возможна  максимальная  полнота  бытия  и, может  быть, именно  это  стоит  называть счастьем.
         


Рецензии
Спасибо.
Так Вы считаете, что более верный путь - не бояться принять героя как реальность?
С уважением,
Марина Некрасова.

Марина Некрасова 3   20.02.2014 20:51     Заявить о нарушении
Вообще-то я имела в виду не Героя, а литературного героя)

Марина Некрасова 3   20.04.2014 15:48   Заявить о нарушении