По ту сторону окна

Действующие лица:
1-Оля
2-Соня
3-Ваня
4-Воспитательница, Алла Викторовна
5-Катя (сестра Коли)
6-Коля
7-Доктор, Екатерина Алексеевна
8-Мама Коли и Кати
9-Доктор Лариса Анатольевна

(входит доктор, ребята стоят в своих мизансценах, кто-то смотрит в окно, кто-то с куклой, а кто-то в углу)

Сцена 1
-Привет ребята!
1, 2-Здравствуйте Екатерина Алексеевна!
-Ну как ваши дела?
1-Всё так же
-Не болеете?
2-Нет мы здоровые и сильные.
-Ну, вот и хорошо
3-А чё хорошего?
-Ваня, у тебя, что-то случилось?
3-А чё вы из себя здесь ангела строите? Ну чё хорошего?
-Ваня
2-Ваня ты чего перестань!
3-Да не перестану я, все мы прекрасно знаем, что с этого детдома никуда мы не денемся. И никто нас не заберет на белом лимузине к себе домой, не  будет этого никогда!
-Ваня, ты сейчас говоришь плохие вещи. Подумай, что ты говоришь. Ты перечёркиваешь своими словами всё то, о чём ты раньше мечтал.
3-Да потому что проходит время и ничего не меняется, и я понимаю, что это светлое будущее просто мечты…(уходит в угол)
1-Ваня
-Не нужно, пусть. Он, наверное просто устал.
2-Екатерина Алексеевна, а как там солнышко, оно греет, оно улыбается?
-И ещё привет тебе передаёт!
2-правда?
-Правда!
1-А мне?
-И тебе!
2-А давайте и мы ему привет передадим?
1-А давайте! (подбегают к авансцене, ставят стульчик и начинают прыгать и кричать)
-Ваня, а ты солнышку привет передать не хочешь?
3-Ничё я не хочу!
-Оно ведь может и обидеться!
3-А мне всё равно!
2-Дурачёк, замолчи, оно ведь тебя слышит!
3-И пусть!
(входит воспитатель)
4-Ну что вы орёте постоянно! Вы вообще можете нормально себя вести? Не дети, а звери какие-то!
2-Он говорит, что ему солнышко не нужно!
4-И что теперь?
-Алла Викторовна, ну вы бы как-то повежливее что ли.
4-Ой, Екатерина Алексеевна, а я вас и не заметила! Всё в порядке?
-Да уж в полном.
4-Ну это же хорошо, а что вы уставились? Собрали игрушки обед скоро.
(Е.А и А.В в сторону отходят)
-Ну вы бы как-то повежливее с ними!
4-С кем, с этими зверьми?
-Детьми!
4-Да кому нужны ваши дети? Если с ними повежливее, как вы говорите, то они вообще на шею сядут и ножки свесят, да и вообще я воспитатель, сама решу - как и что мне делать!
-Вы просто подхода не знаете
4-Вы его можно подумать знаете! И вообще ваше дело маленькое, пришли, проверили, ушли, а я с ними чуть ли не живу, и знаю, что говорю, уж поверьте!
-Когда-нибудь вы меня поймёте!
4-Когда-нибудь и вы меня поймёте!
-До свиданья.
4-До скорого!
-До свидания ребята!
1,2-До свидания Екатерина Алексеевна! (ушла)
1-Алла Викторовна, а что у нас на обед?
4-Сейчас принесу, увидишь! (пошла за кастрюлей)
2-Злюка!
1-(кукле) Вот видишь, Асечка, так делать не хорошо! Я тебя ей в обиду не дам! Когда у тебя будут детки, никогда их не ругай, я же тебя никогда не ругала, вот и ты не ругай! И люби их, как я тебя люблю и даже сильнее!
3-Кончай дурака валять, иди руки мой.

Сцена 2
(достаёт тазик с водой все моют руки, и Катя моет руки ещё и кукле)
2-Вань, а ты чего злой такой? Не с той ноги встал?
3-Не тот глаз открыл! Не твоё дело короче!
2-Ты таким раньше не был!
3-Отстань я сказал!
1-Видишь Асечка, своим друзьям нельзя грубить.
2-Вань…
3-Ты глухая?
1-Не кричи на неё!
(входит воспитатель с кастрюлей)
4-Тарелки достали свои! (разливает кашу как попало)
4-И что б тихо и быстро! Поели и спать!
2-(к окошку) Но ведь на улице такое солнышко и так красиво поют птички, можно хоть минуточку посмотреть на него?
4-Через окно смотри, А будешь много хотеть, вообще не увидишь ничего. В чулане  тебя запру… Ешь!
(едят, Катя кормит куклу)
3-А, почему каша солёная такая?
4-Не нравится, не ешь!
3-Вы как будто готовить не умеете!
4-Закрой рот, я сказала жрать кашу, значит жри! А не хочешь…
(забрала кашу ушла)
2-Вань возьми, тебе силы нужны!
1-Хочешь ещё возьми…
3-Да отцепитесь вы от меня обе (ушёл в угол свой)
2-Да что с ним такое?
1-Я не знаю…
(расходятся, Катя идёт куклу расчёсывать, Соня подходит к окошку и разговаривает с солнышком,  Ваня сидит в углу, входит воспитатель)
4-Всё зверьё, на боковую. Я не ясно сказала?
1-А почитайте нам сегодня сказку, вы обещали! Ася очень ждёт сказку!
4-Мама почитает! (смеётся)
3-По-вашему это смешно?
4-Закрой рот
3-Я спрашиваю это смешно, издеваться над нами?
4-Да кому вы нужны вообще?
3-Нужны!
4-Я сказала закрой рот.
3-Почему вы к нам так относитесь, что мы вам такого сделали? Почему вы издеваетесь над нами?
4-Ты ничего не понимаешь и никогда не поймёшь… (вспомнила свою историю)  Короче, сегодня ты спишь в чулане! А если и вы будите возмущаться, очутитесь там же! Глаза закрыли и спать!
(уходит и уводит Ваню)

Сцена 3
2-Интересно как он там? Ему не страшно?
1-Наш Ванька ничего не боится!
2-А ты откуда знаешь?
1-Я так думаю. Он как наш папа! Храбрый и смелый!
2-Ты знаешь своего папу?
1-Ну совсем чуть-чуть!
2-Расскажи
1-Ну, он очень весёлый, добрый, и теплый как твоё солнышко! Он грел меня, когда мне было холодно! А ещё мы с ним в догонялки играли! Ой, а хочешь, я и тебя научу?
2-Хочу!
1-Слышала Ася, сейчас поиграем! Смотри, ты должна меня догнать!
(начинают бегать и смеяться, догонять друг друга, потом Соня останавливается у окна и замирает)
1-Ну ты чего?
2-Ты знаешь, что оно сейчас грустит!
1-Кто?
2-Солнышко!
1-Откуда ты знаешь?
2-Это оно сказало мне…
1-Ты с ним разговариваешь?
2-У каждого человека есть друг, у кого-то это человек, у кого-то собака или кошечка, у тебя Ася, а у меня солнышко. Мы подружились, когда я была ещё совсем маленькая, и с тех пор не расстаёмся.
1-У тебя была мама?
2-Я её совсем не знала, она была со мной только в детстве, и рассказывала сказки про солнце, и говорила, что нужно верить ему… И тогда оно поможет тебе, но только маме оно не помогло.
1-А может быть она не верила?
2-Я не знаю… Но я ведь верю… И я просила… Но однажды утром, когда меня привезли сюда, я спросила, а где мама? А они ответили, не приедет мама больше… Я спросила почему? А нет больше мамы твоей… Её поезд… Страшно… Я заплакала,  в тот день лил дождь, и я поняла, что и солнышко плакало, и ему было жалко маму, вот с тех пор и я живу с ним вместе.
1-(кукле) Я Асечка никогда тебя не брошу.
(входит воспитатель)

Сцена 4
4-И что это у нас за посиделки? Вам ещё чая не хватает. Чё смотрите? Тихий час для кого? Ладно, и хорошо, что вы не спите, у меня для вас хорошая новость. Теперь вас надвое больше. В ваш зверинец новое поступление. Входите, и будьте как дома!
(входит мальчик и девочка)
4-И что встали, проходим.
(воспитатель вышла)
(девочки начинают их осматривать)
5-Коля мне страшно.
6-Не бойся Катя, не бойся.
5-Коля, а я боюсь.
6-Не бойся катя, не бойся.
1-Вы значит новенькие?
6-Мы ненадолго!
1-Ты слышала Ася, они ненадолго.
6-Нас скоро заберут отсюда
2-Кто же интересно?
5-Родители!
2-Ну, какие родители, если вы здесь, то их у вас нет!
6-Ты ничего о нас не знаешь, зачем ты так говоришь?
2-Значит это правда!
6-Неправда.
1-Правда, правда!
(начинают дразнить его бегать по комнате, он за ними, споткнулся и упал, они замерли Катя к нему)
5-Коля, тебе больно? Коля, скажи что-нибудь… Колечка…
6-Всё хорошо.
(в комнату приводят Ваню)
4-Принимайте заключённого, ещё одна такая выходка там и останешься!
(ушла)
3-Ой, а кто это у нас? Пополнение? Как зовут?
6-Коля, а это моя сестра Катя…
3-Сестра? И чё это вас к нам кинули?
6-Тебе какая разница?
3-Зря, тебе ведь с нами ещё жить и жить.
6-Нет.
3-Ну, ну…
(уходит в свой угол, девочки расходятся, Коля укладывает Катю, Оля Асю, а Соня сидит у окошка, затем Коля подходит к окошку и садится рядом, и тихонечко напевает мелодию)

                Сцена 5
2-Что это?
6-Где?
2-Ты сейчас пел.
6-Это музыка.
2-А как ты этому научился?
6-А я не учился, она сама ко мне приходит, вот и сейчас пришла, а я её напел.
2-Как это?
6-Ну, я слышу разные звуки в голове, это с самого детства, например как журчит ручеёк, как шумит трава в поле, как, как плескаются волны о берег…
2-А ты слышишь солнце?
6-Солнце дарит нам своё тепло, но больше ничего…
2-(с грустью) жаль…  А  ему можно подарить тепло?
6-Конечно… Вот слушай
2-Ничего.
(Оля просыпается с Асей и подслушивает их)
6-Послушай ещё, маленькие звуки, они нас окружают, они повсюду. Везде, из всего, он, они волшебные, слушай их
1-Я слышу, слышу их…
2-И я слышу… Я слышу… Да, да это они!
6-Теперь их надо собрать вместе смотрите, вот например пол, стукни по нему
2-(стучит) и что?
6-А ты представь, что это колокольчик, и его звук
1-А мне скажи, мне!
6-А ты дёрни за занавеску…
1-(дёргает) я слышу звук ручейка.
6-Да получается, а теперь давайте вместе попробуем, вот видите - во всем есть музыка…
(начинают бегать по комнате и издавать звуки, улыбаются, и Катя проснулась, а потом все подходят к окну)
1-Асе понравилось…
6-Это ведь здорово, а представьте, сколько звуков на улице, там, за этим большим окном…
2-Я не могу поверить, сколько всего мы не знали…
1-Вот бы попасть туда, хоть на минуточку
3-(проснулся, им в спину говорит) жаль только, что у вас это не получится!
6-Ну вот зачем ты так говоришь? Откуда тебе знать?
3-И вся ваша мелодия это чепуха.
1-Это не чепуха… Не слушай его Асечка, он говорит плохие слова.
3-Да вы просто выдумали себе другой мир, в котором всё хорошо, а я живу реальностью.
6-Если ты думаешь, что жизнь есть только в этих стенах то…
3-Ошибаешься, в этих стенах как раз и нет никакой жизни!
6-Тогда, зачем ты сдаёшься раньше времени, нужно бороться, и пытаться хоть что-то сделать.
3-А что ты здесь тогда делаешь, раз такой умный, и сестра твоя, а?
6-За нами скоро придут…
6-Да? Я тоже так думал… Думал, что заберут,  но уже полтора года прошло… Чему верить?
(подходит к окошку, все отходят назад, пошёл дождь и громом)
3-Когда-то у меня было всё. Меня любили родители, мне покупали самые дорогие игрушки… Я рос, папа ходил играть со мной в футбол, детское счастье. Но счастье это в скором времени прошло, и больше не думало появляться. Я не знал, что происходит, почему так.  Родители стали уделять мне мало времени. Наступила пора школы, я пошёл в 1 класс, но не мама вела меня на линейку, и наша соседка… Мама ждала второго ребёнка. И родила, и ему перепала вся родительская любовь… А я тогда тоже престал быть таким как раньше. Они думали, отдав меня бабушке, я успокоюсь, ошибались, я стал ещё злее. Я стал превращаться в их кошмар, я сбегал от бабушки и прибегал ночью домой. И мне было страшно, но выхода не было… А потом спустя время нашёлся, они отдали меня сюда… И горя не знают, а я что? А что я сделал такого? Я ведь тоже хотел любить, хотел радовать их пятёрками как все дети… А получилось всё иначе. И ты говоришь про веру?
6-Но ты ведь знаешь, что рано или поздно тебя заберут.
3-Да не хочу я.
6-У тебя начнётся новая жизнь, ты забудешь про эти года, про них, про всё что здесь было… И нужно будет жить дальше. И только тогда, когда ты всё это отпустишь, наступит настоящая жизнь…
3-Да какая жизнь?
6-Настоящая, как у всех людей. Вот только нужно к этому стремиться, а музыка в этом поможет!
(начинает играть как в прошлый раз, девочки подхватывают, Ваня отходит в угол)
6-А ты не хочешь попробовать?
3-Нет…
(смотрит на них, и затыкается подушкой)
(после этого все на места, спят)
(потом наступает утро, входит Екатерина Семёновна)

Сцена 6
-Всем доброе утро!
1-Ой, Екатерина Алексеевна, вы пришли! Асечка поздоровайся.
-Здравствуй Ася.
2-Здравствуйте!
-Доброе утро Сонечка. Я вижу, что вас стало больше! Как вас зовут?
6-Я Коля, а это Катя, моя сестра!
-Екатерина Семёновна, очень приятно! Здравствуй Ваня.
3-Здрасте.
-Я рада, что твоё настроение поднялось. Как ваше здоровье?
1-хорошо.
-Чем сегодня будем заниматься?
6-А вы любите музыку?
-Музыку? Да люблю. А почему ты спрашиваешь?
1-А он слышит музыку постоянно!
-Правда? А почему так?
6-Не знаю.
-А я знаю, это тебе скорей всего от мамы передалось
6-Вы правду говорите?
-Я всегда говорю правду
6-А расскажите ещё что-нибудь о музыке!
(все подбегают к ней и садятся рядом, Ваня остаётся в углу)
-А ты Ваня не хочешь послушать?
3-Нет.
-Очень зря… На самом деле музыка родилась от звуков ещё очень много лет тому назад. Её придумала сама природа. Журчащий ручеёк, шум травки…
2-Ой, Коля это ведь ты мне вчера рассказывал!
6-Точно…
-Так вы знаете?
6-Немножко…
(в группу входит воспитатель)
4-Ну что же это вы Екатерина Алексеевна опять за своё?
-Я делаю свою работу.
4-Вы делаете больше чем свою работу.
-А что не так, вам не нравится, что ребята улыбаются? Они, по-вашему, должны постоянно сидеть в темноте и плакать?
4-Они этого не заслуживают.
-Да с чего вы это взяли?
4-Я ведь вам уже говорила!
-Бред, вы несёт, бред.
4-Зачем вы с ними так возитетесь? Для чего? Вы не понимаете, что вы даёте им веру и надежду.
-И любовь… Но к сожалению, настоящую любовь им дадут только родители…
4-Зачем она им?
-Вы что действительно ничего не понимаете или только делаете вид? Вы что думаете, ели они находятся по эту сторону окна, они больше не дети, они никому не нужны? На них можно наплевать, унижать и издеваться над ними? Возможно, так поступили их родители, я не знаю, но причём здесь они? Нужно воспитать их не такими, не убийцами и бандитами, а настоящими людьми, с целью, мечтой… Неужели вы этого всего не понимаете? Вот вы бы поступили так со своим ребёнком?
4-Они никому не нужны…
-Вы не ответили!
4-Они никому не нужны!
-Я спрашиваю не о них, а ваших детях, неужели вы бы поступали с ними так же, вот так низа что били их?
4-Это не ваше дело!
-Что вы скрываете?
4-Замолчите, я сказала, замолчите!
-Я хочу услышать правду.
4-Вы никогда ничего не услышите, это только моя правда, и я не позволю таким как вы, влезать в свою душу!  Убирайтесь вон! И эти дети, они никому не нужны, никому не нужны!
-Ещё раз, вы посмеете повысить на меня голос, или оскорбить этих детей, вы вылетите отсюда к чёртовой матери, Никогда, вы слышите, никогда больше не произносите этого!
4-Вон отсюда!
(доктор уходит, воспитатель за ней)
(через музыку и через мизансцены, показывается, что проходит неделя, с того дня, потом все замирают, и начинается действие)

Сцена 7
1-Екатерина Алексеевна, наверное, уехала куда-нибудь?
2-Уже целая неделя прошла!
6-Её больше не пускают к нам!
1-И что мы больше не увидим её? Асечка, ты слышишь, она больше к нам не придет!
2-Ничего, будем ждать!
1-А сколько?
2-Не знаю… И никто не знает!
3-Зато я знаю. Не надо больше ждать, ушла она от нас, правду Коля говорит! Надоели мы ей! Не любила она вас, а вы ей верили. Зачем вы ей? У неё и у самой свои хлопоты…
1-Не говори ерунду…
3-А это и не ерунда.
2-Я знаю, нужно у солнышка спросить, он точно знает, где Екатерина Алексеевна! Оно видит все, со своей высоты!
1-А как?
2-А вот так! Солнышко (кричит), Солнышко! Не видишь ли ты, Екатерину Алексеевну?
1-Что говорит?
2-Не слышит!
1-Давай вместе, Ася давай с нами!
1,2-Солнышко! Солнышко…
2-Катя помогайте, Коля, Ваня!
3-Ага конечно, я что на дурака похож?
6-Да перестанешь ты когда-нибудь? Тебе, что всё равно?
3-Да это ей на вас всё равно!
(кричат вместе)
1,2,5,6-Солнышко, Солнышко!
6-Я слышу! Я слышу мелодию, оно отвечает, вот, вот…
(напевает мелодию начала спектакля)
2-Ну, что оно говорит?
6-Я не понимаю… Но что-то хорошее, вы слышите? Это радость! Это переполнение звуков в моей голове, просто выплеск, я не знаю, что происходит, очень много энергии!
(начинает бегать по комнате, скачет от счастья)
1-Не томи, скорей рассказывай!
6-Это невозможно передать словами, это нужно слышать! Это точно знак, знак и я это чувствую! Что-то приближается, точно!
2-Ура! Это она!
1-Ура!
5-Ура!
6-Уже почти рядом с нами! Скоро что-то…
(резко входит воспитатель)
4-Да вы что, озверели что ли? Вы чё как резаные орёте? Закрыли рты и угомонились!
(ушла)
3-(начинает громко смеяться), допрыгались? Пришёл?
1-Так ты что ошибся?
6-Да нет же, говорю, слышал…
2-Может показалось?
6-Нет, я уверен!
1-Ну может в другой раз получится…
6-Ну как же так? Я не мог ошибиться
5-Коля, а мама скоро придёт?
6-Да Катя, скоро…
5-Ну ты меня тогда разбуди, хорошо?
6-Хорошо…
(ребята расходятся все по своим местам, а Коля остаётся стоять у окошка, ЗТМ)

Сцена 8
(слышны голоса за дверьми, дети просыпаются)
(входит воспитатель и новый доктор Лариса Анатольевна)
4-Всем подъём, к вам гости!
1-Екатерина Семёновна!
4-Нет, и больше не будет её в этом детском доме! Никогда, она уволилась!  Это Лариса Анатольевна, теперь она будет занимать должность доктора.
2-Мы ведь были ей как дети…
4-Ты права, как дети, ей так же на вас всё равно, как и всем остальным в этом мире.
(дети замирают в ступоре, они выходят из группы, начинает мигать свет, они уплотняются друг к другу всё ближе и ближе)

Сцена 9
(открывается на распашку дверь, очень громко набирается музыка, в группу вбегает мама Коли и Кати, она бросается обнимать их остальные отходят в сторонку)
5-Мама!
6-Мама!
(вбегает воспитатель)
4-Да вы кто такая? Вы что себе позволяете?
5-Мамачка вернулась!
4-Мама?
6-А вы говорили! Она пришла за нами! Она заберёт нас!
4-Так значит… Просто случайность!
(уходит)
5-Ты заберёшь нас?
-Ну конечно! Конечно заберу!  Я вас больше ни на секундочку не брошу! Никогда! Не будет больше этого жуткого места! Теперь всё будет по-новому! Пошлите.
6-Мама, а это наши друзья, познакомься с ними! Это Соня, Ваня и Оля.
-Очень приятно. А знаете, что подсказывает мне сердце, что скоро вас заберут, у вас будет новая семья. Никаких серых стен, полная свобода!
(через быстрое ЗТМ, перестройка, мама и дети уходят, остаются только 3 ребёнка, и они через пластику, показывают, как они по одному уходят оттуда, первая уходит Оля с Соней) (Потом Ваня остаётся один, и по началу он ходит, потом меньше и меньше, и уже после он остаётся в центре сцены,  музыка громче и ЗТМ)


Рецензии
Воспитательница Алла Викторовна... Да... Странная женщина... Помню-помню ее.. Я хочу сказать, что воспоминания, хоть и не совсем свежие, однако пьеса была довольно-таки удачной. Нет, очень хорошо. Прорисованы определенные образы, понятные, на мой взгляд, всем и каждому. Могу сказать одно : "туда!" ПРодолжайте в том же духе.

Ксения Часова   11.01.2014 01:05     Заявить о нарушении
Спасибо Ксения. Думаю, что образы действительно отличаются друг от друга, и можно сказать имеют что-то своё.Алла Викторовна, это конечно же отдельный разговор. Продолжать будем, однозначно!

Алексей Пономарёвв   11.01.2014 01:10   Заявить о нарушении