Фрагмент 31

21.04.12
Темное Средневековье и Сигер Брабантский манят и будоражат воображение значительно больше, чем немецкое светило философской мысли – Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Сегодня попытаюсь найти в Интернет оригинальные тексты этого смелого философа XIII столетия. А Гегель – не убежит, всегда под рукой, как родимое пятно европейской культуры начала XIX века. Мысль, настигающая нас спустя 730 лет после физического исчезновения автора – это уникальный случай в нашей повседневности мышления. Ведь шансов затеряться и пройти мимо нас, у этой мысли, не один миллион.
А сколько мыслящих оригинальных современников для нас, увы, не достижимы!.. Они живут, творят, возможно, где-то рядом и даже физически доступны для живого общения. Но мы, либо не знаем, либо не думаем о них. И только увидев даты жизни в некрологе в какой-нибудь из газет или в интернет на новостной ленте, мы на мгновение осознаем, что ушел еще один живой мир, еще одна живая мыслящая личность, с которой нам не суждено в живую обменяться мнением по поводу познания окружающего нас мира, сотканного из неподвластных нашему мышлению сущностей… И в итоге, мы оказываемся обреченными на общение с мертвыми знаками, что составляют тексты – плоды познания исчезнувших персон. Но это – совсем другой мир.

Черт побери, до чего же обидно, когда поздно осознаешь некоторые важные вещи и смутно догадываешься о своих потерях… Но… есть еще возможность кое-что поправить. Если положить красивее более сильные краски, то ужасная картина юных лет исчезнет под ними, может не навсегда – отыщется какой-нибудь реставратор и вскроет твое бездумное пошлое прошлое. Пусть лишь отдельные, редкие штрихи этой пошлости, но они обезобразили картину юности непоправимо.
Сможешь ли, поняв все это, быть другим, с этого мига и до конца?.. Это твой долг, твой смысл.
14.08.12
Переход лета к осени свершается в природе нашей почти как неизбежность. Улетели стрижи – виртуозы летнего неба – это первое столь заметное предвестие.
Муравьи по-прежнему живут активной жизнью – подстраивают свои муравейники, добывают денно и нощно пропитание и общаются между собой, как на межличностном (межиндивидуальном) уровне, так и между муравейниками (между муравьиными социумами).
Разумность и интеллект – явление космическое, широко распространено в космосе (что нам пока неведомо) и на нашей планете-невеличке (что мы упорно отрицаем показывая только H.Sapiensов носителями постоянного разума, а всю иную земную живность мы называем заложниками инстинктов…).
«Детство» человечества подзатянулось. По-прежнему много любителей «играть в войны», коллекционировать «фантики» (дензнаки и ценные бумаги), обманывая ближних и себя, и утверждая, что по-иному жить нельзя. Такой вот человеческий совокупный разум и интеллект.
20.09.12
Повторно читаю А.Секацкого «Прикладная метафизика». Хорошее описание московских и питерских отстойных тусовок философской ориентации. в провинции тоже случаются подобные – в меньшем масштабе и с меньшими амбициями. Но мне кажется, что цель оных – больше красоваться и распускать павлинии хвосты, чем реально мыслить или порождать коллективную глубину мысли (если такое возможно).
Но про «позы мудрости», и «греческие залы» - очень верно подмечено. Сам же автор предстает в образе даоса-странника…
Ввиду неискоренимых житейских проблем (очередной переезд на съемную квартиру), а также в связи с отсутствием «высоких состояний» на работе, где платят все меньше и все грустнее, мысль моя стала более приземленной и более неповоротливой. Считаю дни до скончания едва начавшегося нового учебного года, вспоминая чудесное лето, что уже снова ускользает. Неизбежность круговорота вещества и времени в природе иногда навевает грусть. Но это – роскошь, в настоящий момент, когда время личной жизни «уже под гору». Будем растить позитив в сознании, бытийствуя конструктивно и с удовольствием.
21.11.12
Возвращение к письменным размышлениям. Устные – почти никогда не прекращаются. Сейчас подумал – необходимо постоянная систематическая работа, и письменная и устная (если можно так сказать) со всем багажом своих раздумий: прошлых, настоящих, и тех, что еще придут позднее…
22.11.12 21-20
Когда я философствую? Когда читаю умные книги философов или популярные книги о тех же философах, или же когда размышляю о бренности своих устремлений в повседневной гонке суеты, пожирающей время моего бытия?
Наверное, и в том, и в другом, и в третьем случае… А если еще изображаю на бумаге тексты, претендующие на самобытное мышление или рассуждаю вслух своими доморощенными афоризмами – то философствую вдвойне, за пределы себя, за пределы своего биологического существования.
А что после? Красивые «кирпичики» книжных томов философских эссе или рифмованных лирических текстов, порождающих (при благополучных вариантах развития истории) отзвуки мыслей и эмоций в головах других биологически бодрствующих и мыслящих существ, появившихся позднее меня в субстанции неостановимого времени?..
Последние месяцы часто читаю о войне Великой Отечественной, 1812, 1941-45 гг. Сколько ужасных жертв, сколько досрочно прерванных цветущих жизней…
Философия - красивый выдуманный мир идей и разнообразных текстов. История – печальная наша реальность.
25.11.12
Читаю серию «Мыслители прошлого». Точнее, перечитываю повторно. Все видится совершенно по-новому и кажется, что намного богаче, чем в первый раз!
Популярная серия философии (или история и биография отдельных философов) – весьма поучительное занятие. Полнее осознаются масштабы своих потерь и упущенных возможностей. Но появляется еще одна возможность – еще раз глянуть на мир и на процесс познания со стороны. Извне. И увидеть свежие контуры и линии свежих полузабытых построений мысли, что принадлежали весьма одаренным персонам. Набор персон случаен (на что упал взгляд) – Берон, Гегель, Декарт. Продолжение следует. Хочу составить древо мыслей и идей случайно собранных в одну компанию мыслителе й. Своеобразный калейдоскоп из осколков мыслей великих писателей.
2.12.12
Пребываю часто в сомнениях. Много думаю об ускользающем времени … Есть ли прок в таких назойливых сомнениях и думах об исчезновении времени твоего бытия?.. Первое – не лечит, а второе – не останавливает исчезновения.
То погружаюсь в «злобу дня», то стремлюсь «укрыться с головой» в мире абстракций и теоретических размышлений – всю сознательную жизнь…
Да… все те же «старые песни о главном». Мелькают иногда прозрения и порождают ощущение понимания. Будто бы что-то я в этой жизни понимаю.
16.12.12 21-28
Все суета сует. Зима. Мороз. И новая дата конца света, что истекает в ближайшие дни. Для кого-то это действительно окажется концом света. Индивидуальным. Конец каждой жизни, каждой уходящей в небытие личности человеческой – это маленький одиночный конец света. Хотя, всегда, а сейчас – особенно, человечество ходит по грани, за которой вполне зримая вероятность катастрофы. Но люди с упоением играют в футбол, и в другие, более опасные игры – в политику и в войну. Азарт и жажда власти всегда выше разума и рационального отношения к миру и нашей общей реальности…
17.12.12 22-09
Поднять руку, чтобы случайно занести в тетрадь один случайный афоризм: разница между философским текстом и обычным повествовательным не имеет качественного значения. В первом, как правило, больше редких слов, доступных понимаю единиц, а во втором -  количество слов, понятных для большинства людей составляет не менее 90%...
Многоточие, как индекс многозначной мысли, искусственно прерванной автором.
«Монады» Лейбница и «вечное возвращение» Ницше – идеи-фикс, часто овладевающие педантичными или предельно страстными философами. Они похожи на вирус, проникающий в сознание мыслителя из космоса, а может, из давно забытых прочтенных текстов.
В век расточительного потребления, философия почти окончательно вышла из моды. Она возродится в эпоху нового кризиса.
7.01.13 22-13
Снова погряз в суете обыденной жизни – и нет времени для погружения в философствование. Такой вот парадокс – чем больше событий в реальной жизни, тем меньше мыслей в сфере идеальной жизни…
Подспудно, подсознательно – все равно происходит невидимый процесс осмысления стремительно утекающей реальности настоящего. Но нет отражения этого осмысления в виде идеальных конструкций, в виде текста, претендующего на отстраненность от захваченности «плазмой» бытия, «тканью» повседневного утилитарного существования. Может, и в этом свой особенный прок, что я часто живу не «текстами», а реальной (плотью во плоти) обыкновенной жизнью.
30.01.13 21-34
Мир на новом переломе или изломе очередном. Пока, еще верится многим, что мы не загремим в пучину новой мировой войны, несмотря на бесконечное вооружение и бряцание оружием, во имя устрашения соседей по планете.
В последнее время у меня чаще появляется мысль об утрате отчества и утрате веры – все труднее верить в былые идеалы родных мест, в единство соотечественников и в наш общий патриотизм – мы все такие разные. Только в беде мы будем вместе, тонуть в одной большой помойной яме, что создали сообща…
11.03.13 21-52
«И - времени в обрез
И – суеты захлест…»
Все тот же «замкнутый круг» из суеты обстоятельств, придуманных затей, постоянно исчезающих идей – и новое понимание: а ведь можно и не успеть! Не успеть многое: не отразить даже многие мысли, что успел не один раз подумать и удивиться им, как чему-то действительно оригинальному…
Вера моя похожа на пульсирующий очаг земной надежды : временами тлеет и даже иногда возгорается слабым пламенем. Но чаще - покрыта безмолвием серого пепла отчуждения – непонимания («Почему так?!»).
Все в нашей жизни общественной поставлено на службу политике, корыстным интересам  отдельных доминирующих особей, что правят бал в бессмысленно снующем человейнике… Особая форма паразитизма на теле земной биосферы.
И никаких уроков истории.
19.03.13 20-12
Какой кошмар: как я деградировал!,,
Чтобы родить свой стих, я уже давно читаю Бродского, а не Шекспира, и не Есенина или Пушкина… Бродский порождает в моем мозгу какие-то ассоциации, что выливаются в текст, подобный стихотворению. Что это? Неужели – «как бы» поэзия (квазипоэзия)? Во всяком ли ритмизированном тексте реально присутствует поэзия? Или её явление – особый дар мистического свойства и трансового вознесения?!
Какой в поэзии нам прок
Когда познать стремимся мы натуру?
Зачем ритмической игрой
Мы искажаем постижения культуру?
Когда поэзия претендует быть философичной или научно-энциклопедической  - она утрачивает изрядную долю своего дара чисто поэтического звучания?
Где, чем и кем определяются границы исчерпания поэтического дара? Или все дело во вкусе, моде, идеологии или во внушенном кем-то культурном восприятии?
Вчера прочитал в «Студенческом меридиане», что какой-то профессор лит.института сравнивает Хемингуэя и Ремарка, и утверждает, что Хемингуэй намного «круче» (в несколько раз) как романист… Выдрать бы этого профессора ремнем… Но это ведь не этично! К тому же, говорят, что философия (как мысль, как учение, как образ жизни) должна быть серьезной, абстрактно-логичной и научно-строгой. В ней не должно быть поэзии, юмора, иронии, гротеска, гиперболы и просто веселого жизнерадостного настроения. Вроде, тогда она девальвирует, опошляется и вульгаризирует свое истинное звучание и свое бессмертное содержание…
Трагичность философии, как отражение трагичности человеческой истории.
Если жизнь похожа на замкнутый круг, то тогда мы неизбежно возвращаемся к своим истокам. Но это не всякое возвращение. Это просто замкнутый круг одного человеческого кратковременного бытия.
Если Ницше и мечтал о сверхчеловеке, то скорее, на мой взгляд, это была мечта о «продвинутом» человеческом супермене-киборге, лишенном физиологических недостатков и болезней, чем о бесчеловечном герое-садисте и палаче более слабых , более человечных и сентиментальных. Бесчеловечного героя создала идеология, а не философия.
Иногда мне кажется, что я пишу ироничные тексты, а кто-то с полным убеждением будет говорить, что я злой человеконенавистник.
01.04.13 21-22
Совместить несовместимое – сверхзадача религии и философии. Религия преуспевает чаще на практике. А философия  - в недрах метафизической теории. У первой – свет в конце тоннеля, в виде блаженного постземного бытия. У второй – земная игра идеальными абстрактными образами во имя отражения – запечатления эфемерной истины…
А сущее, то бишь наша «самость», как чудо помещения разумной мысли в бренном теле – всегда висит над паутиной ловчей нити времени, между религией и метафизикой, как самой яркой философской голограммой. В итоге, все мы, живые и мыслящие, жертвы молчащего и бесплотного времени. Хронос порождает нас и пожирает. И где-то, в очень кратком промежутке, пока дух жизни нас не покинул, мы обретаем бытие. Как благодать, как иллюзию. И нередко этот миг, этот промежуток, преисполнен боли и страданья, исходящих от природы, от случая, но чаще – от устремлений и одержимости таких же мыслящих живых существ, опрометчиво окрещенных в человеческой науке Homo Sapiens.
02.04.13 21-23
Когда начинаю погружаться в содержание философских, либо научных, либо просто художественных текстов, и мысль моя творит идеально-абстрактные миры, возникает опасение, что я ухожу от реалий жизни, от «злобы дня»… Что надо бы решать практические социально-значимые проблемы или заниматься вопросами, дающими финансовый результат, для поддержания материальной стороны своего существования – это, пожалуй, одно из главных противоречий моего бытия. Постоянное блуждание то к теории, то к практике, и очередные попытки по созданию синтеза теории и практики («ничего нет практичней, чем хорошая теория») .
Одержимость поэзией вдруг теряет смысл и годы прежних устремлений – опять «коту под хвост».
Нередко я мечтал быть «чистым теоретиком», как говорили в «советские времена» (актуально и сейчас!) – «если доживу до пенсии»…
Грани и пределы теоретического оптимизма часто устанавливаем мы сами, как и потолок наших интеллектуальных достижений, ссылаясь при этом на недостаток времени, мотивации, одаренности и прочее «уважительные» обстоятельства.
18.04.13 21-55
В грохоте суеты потока обыденных обстоятельств иногда просыпается поразительная, почти неземная ясность мысли.
Катарсис уходящей жизни – когда бессознательное на мгновение становится осознаваемым и пронзительно понятным.
Мысль в сознании – не имеет ограничений, она стремится в беспредельность идеального мира. Мысль, запечатленная в тексте – это останки бывшей живой мысли, утратившей дух, дыхание и устремленность в беспредельность.
Наша жизнь, наше личное бытие, наш мир мыслей и чувств – это неповторимость, уникальность и единственность в мире материальной стужи и жары. Вечное противоречие, вечное возвращение – это метафора рожденная сменой ночи и дня, временем нашей планеты среди светил и космического пространства.


Рецензии
Здравствуйте, Анатолий! С уважением отношусь к Вашему труду. Хотелось бы поговорить, но что можно сделать в данном формате? Писать длинные письма? Я не занимаюсь философией, но ищу свой путь, тоже читаю интересные и нужные книги. В порядке обмена опытом: открыла для себя Алису Бейли, там есть ответы на прозвучавшие вопросы. "От интеллекта к интуиции", "Наваждение: Мировая Проблема"(объяснение,почему мы живём в иллюзии), "Телепатия и эфирный проводник", прекрасная компиляция "Проблема смерти" и др. Но для начала лучше "Две жизни" - это подготовит к восприятию Бейли (А.Б. есть в Инт., можно и книги купить. Толстые книги до 700 стр - очень сложные.)
Спасибо, Анатолий! Всего наилучшего!

Валентина Телепенина   29.05.2014 20:47     Заявить о нарушении
Спасибо за совет! Буду искать и покупать толстые книги)С уважением.

Анатолий Винобер   02.06.2014 01:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.