Мастер иллюзий

 
Я просто одинокий  мальчик,
Играть люблю, и веселиться,
Как солнечный, веселый зайчик
Как птичка, что в окно стучится.
Но не умею я дружить
Боюсь людей, от них я прячусь
Приходиться мне в сказке жить
Хочу, но не могу иначе
Есть в сказке правила игры,
Я их, когда хочу, меняю
Я создаю себе миры,
Людьми я словно куклами играю.
И знаю я про игры очень много,
А это, верьте мне, совсем не мало,
Я создаю иллюзии, дома, дороги,
Есть все…  и только нету мамы.

          Где-то там, за далекими лесами, за бескрайними морями есть волшебная страна, в которой возможно все. Но каждый, кто туда попадает, видит ее по-своему. Если для одних это тропический рай, с кокосовыми пальмами и лагуной, то для других это снежная зима. Попасть в это место не сложно, а вот выбраться, разогнав иллюзию, такое под силу только тем, кто шаг за шагом пройдет все испытания. Я и только я решаю, кому уготована такая участь. Кем я буду в этой истории,  пусть будет для вас загадкой, и возможно каждый прочитавший даст мне свое имя. Кто-то снимет маску со злодея, выискивая мои черты, или решит, что я тот, кто сделал доброе дело и помог нашим героям выбрать правильный путь.
        Робким шажками ступала на землю зимушка-зима, оглядывала свои владения, припорашивала снежком, рисовала узоры на окнах. У детей закончилась вторая учебная четверть, порадовав школьными утренниками, и честно заслуженными оценками. Собравшись за праздничным столом, люди провожали старый, 2013 год. Мигающая ёлка, канонады фейерверков оставляли в душе таинственное ощущение Новогоднего чуда. В эту ночь отменялось множество правил: не есть по ночам, ложиться спать в определенное время, не слушать громкую музыку. И только маленький Захарка сладко спал, живя по своему графику.  А после праздника, пронесшегося по всему миру, начались долгожданные каникулы.
***
         Смотрела мама старших сыновей и улыбалась: растут, как ясени.  Вроде бы казалось, ну что нового может быть? А нет, удивляют каждый день, такие похожие и в то же время разные.
- Рома, вылезай из-за компьютера, с вас на сегодня хватит!
- Ну, мам, еще совсем немножко посидим. Каникулы же.
- Александр, и ты туда же! Полчаса, и все! Поняли?
- Мы все поняли, мам, - ответили в унисон мальчики и тут же обо всем забыли.
Если вы на миг подумаете, что игра им была важнее маминой просьбы, то смею вас заверить, это совсем не так. Мама для Ромы и Саши была центром их  вселенной, и они старались ее не огорчать. И только любители компьютерных игр поймут, о чем идет речь.
- Мальчики! Вы же обещали! Уже час прошел! Дядя Женя Ваню привез.
- Мы, уже выключаем. Тебе нужно чем-нибудь помочь?
- Ром, хорошо, что ты спросил, присмотри за Захаркой, пока Санек наведет порядок на столе. А потом поиграйте с ним во что-нибудь. У меня совсем немного дел осталось.
- Мама, а можно Ваня сегодня у нас переночует?
- Теть Тань, я у папы разрешения на всякий случай спросил заранее.
- Вы это с самого начала придумали?
- Ну что ты, мама, само так вышло.
          А я, невидимый для них, наблюдал за весельем с огромного расстояния и обдумывал, стоит ли выбрать их? На первый взгляд эти мальчики мне показались очень дружным, но будут ли они такими, попав в непривычную им обстановку, встретившись с трудностями?
В этот вечер в доме витала особая атмосфера, все понимали друг друга с полуслова, тонко чувствуя настроение других.
Захарка, всеобщий любимец, с интересом наблюдал за играми старших братьев, а потом и сам присоединился к дружной компании. Никто не обижался, если он толкался или забирал игрушки, понимая, что он совсем  еще маленький. Даже его двоюродный брат Ваня, присматривал за ним и стойко терпел все его капризы.
***
Ну вот, пришло время мне прошептать особые слова:

Я навею сладкий сон,
Крошку Дрему к вам пришлю,
Унесет пусть в сказку он
Я проказничать люблю,
Я не добрый и не злой,
Не злодей и не герой,
Просто скучно мне порой.
Долой все правила,
Решаю только я что правильно!
Странный и одинаковый сон снился всем мальчикам. Снежный вихрь кружил их, вертел, снежинки, словно балерины кружили в причудливом танце, а потом опали в один миг.
***
          Я  с нетерпением сидел на балке под самой крышей и ждал, пока они проснутся. Лето стало для меня самого неожиданностью. Хотя, каждый видит свое, и все это только иллюзия.
Крик петуха прорвался сквозь сон. «Наверное, на мобильном телефоне у кого-то такой звук будильника» была первая Ромина мысль. И тут же услышал удивленный возглас Саши:
- Обалдеть! Ром, а мы где?
Из сена показалось заспанное Ванькино лицо, глаза тут же широко распахнулись, глядя на стойло с  лошадьми в двух метрах от него.
- Ребята, что происходит?
И  тут же, не давая прийти в себя, оценить ситуацию на них обрушился поток ледяной воды. Мальчики вскочили, мокрые, ошалелые…
- Ну как встаем! Быстро на кухню, вас там повариха покормит и работать. Скотина голодная, воды не натаскали, а  они спят! Барин увидит, велит выпороть, и тогда я вас шкодников жалеть не буду.
Дядька был широкий в плечах и грозный на вид, а мальчики продолжали стоять и смотреть, не понимая, что происходит. Роме эта ситуация казалась абсурдной, он попытался объяснить, что видимо произошла ошибка и их с кем-то путают, но  наткнувшись на суровый взгляд, и проследив за движением руки, потянувшейся за розгами висящими на стене, он дернул Саньку за рукав и пошел к выходу из конюшни. А уж Ване и подавно объяснять ничего не пришлось, куда братья, туда и он.
         Солнце ослепило. Выйдя с полумрака, мальчики протерли глаза и удивленно посмотрели на огромную усадьбу. У самого порога Ваню за руку дернула чумазая девочка лет 6, и потянула к стене. Там сбивчиво объяснила, что через парадный вход заходит только барин и его семья, а остальным за это полагается порка.
- Туда шагни – порка, сюда шагни – порка. Средневековье какое-то!
Девочка представилась Маней, завела их на кухню с заднего двора.
- Мама, они проспали.
Повариха потрепала их по волосам, улыбнулась и протянула кувшин с молоком и краюху хлеба.
- А ну, марш отсюда, сейчас барыня придет проверять, как я обед приготовила.
- Порка? – Спросил Санек.
- Она самая, хороший мой.
- А пить как? Кружки нет?
- Как всегда пили, так и пейте, с кувшина по очереди.
***
- Ром, она сказала, что мы тут всегда пили молоко с кувшина. Я понять не могу, что тут происходит.
Нас с кем-то путают. Скорее всего, нужно пойти к этому самому грозному барину, и объяснить, что это недоразумение.
- Ты мужика на конюшне видел? Он стал слушать? А он просто служит барину, теперь представь, какой у него хозяин.
Все тут же дружно представили, и идти, объяснять желание угасло.
К обеду, не привыкшие к изнурительному деревенскому труду мальчики, еле стояли на ногах.
Сколько ведер воды принесли, они уже сбились со счета. Вычищенная конюшня, выметенный двор.  И пока работали, пришли к соглашению, что как только пообедают, сразу нужно бежать куда подальше, а потом разбираться, как они сюда попали и главное как отсюда выбираться.
-Ребята, вас барин зовет. – Маня была взволнована и быстро убежала к своей маме на кухню.
Вопреки представлениям братьев, барин был не полный мужчина в возрасте, а мальчик лет 10.
Он важно прошелся, по двору, посмотрел на собравшуюся во дворе ребятню, а потом скомандовал:
- Через час, мы с вами отправляемся на войну! Лошадь я уже приказал оседлать! Живо обедать и не опаздывать!
Кушая вкусный наваристый борщ, очень похожий на мамин, Саша шепотом пытался выяснить у Мани, что за война такая? Им что, придется людей убивать?
Маня прыснула от смеха, и сказала, что  их хозяин объявил войну, барскому сыну с другого поместья. Договорились встретиться сегодня. Его маменька очень переживают за сына, но перечить ему не могут, потому что он громко визжит и топает ногами. Даже когда болеет, горькую микстуру пить отказывается. И не матушка ни нянюшка справится, не могут. А батюшка у него уже несколько лет как почил, земля ему пухом.  Если в «войне» победят соседские мальчишки, то проигравших естественно прикажут выпороть.
- А если откажемся, тоже выпорют?
- Угу, - уже откровенно хохоча, ответила веселушка.
- Манюня! Борщ расплескаешь! Если наелась, марш из кухни!
Смех резко прервался,  она даже хрюкнула и подпрыгнула от неожиданности, после чего уже хохотали все вместе, и мальчики, и повариха Марфа.
- Розги! Всем розги! – доносились со двора крики барина, - Степан, где они?
Степан сбивчиво пытался объяснить, что кушают мальчики, час еще не прошел. На что получил ответ, что час пройдет тогда, когда барин захочет. И после «войны» обязательно выпороть всех кто опоздал.
 Все, кто ел на кухне, побросали миски и деревянные ложки и побежали во двор. Не маленькая «армия» получилась, человек десять точно. И у всех были в руках деревянные мечи, у одного даже на голове красовалось ведро, с прорезанными глазницами.
Конюх Степан, протянул братьям их мечи и успел шепнуть, что если победят, барин могут и забыть о порке. И все дружно выдвинулись со двора, вслед за конным «атаманом»
Рома, Саша и Ваня незаметно перебрались в хвост отряда, и стали совещаться, что делать дальше.
- Мне кажется, что сейчас самый удобный момент, чтобы сбежать. Вернемся назад, в ту конюшню и постараемся найти что-нибудь, что нас сюда переместило. – Предложил Рома.
-   А почему ты всегда решаешь, что нам делать? Я хочу на речку. Слышал, как кто-то  с мальчиков говорил, что там, за лесочком есть неплохая отмель. Ром, а давай раков, наловим, костер разведем. Ты умеешь ловить раков?
- Я старше,  и за вас отвечаю, поэтому я и решаю, пойдем все назад. Не о том ты думаешь. Домой возвращаться нужно.
-   Решайте, что хотите, я пойду на «войну» Ни за что не пропущу такое событие! Подумаешь, старше он, раскомандовался.
- Ну, раз так, поступайте сами, как хотите!
Идя через поле, не сговариваясь, Рома с Саней  отстали от шагающей армии. Старший брат залег в траву,   подождал пока все уйдут подальше и тихим шагом направился в сторону барского двора. А Саша, отмахиваясь от комаров, пошел через рощицу искать пляж. Если кто и заметил их побег, то докладывать барину не стал.
***
       А я стоял и смотрел им в след, думая, как они поведут себя дальше. Пока все шло по плану.  Единственно о чем я сожалел, что  не могу посмотреть, как три брата стоят друг за друга. Ведь ради этого все и затевалось. Нужно срочно что-то предпринять. Вот с фантазией у меня все в порядке, но изменить все так, чтобы не заметили, очень сложно. Если не получится, то мальчики все сразу поймут, и конец моему веселью.
***
Рома проверил на конюшне все что смог. Лошади удивленно фыркали и с непониманием смотрели на него: пришел, а сахарок или яблочко не принес.
Он даже расспросил всю барскую обслугу, часто ли тут появляются новые дети, и что предшествует этому событию. На все вопросы люди пожимали плечами и  словно сговорившись, отвечали, что отродясь новых людей тут не видывали.
Когда он понял, что это бесполезное занятие не принесло никакого результата, побрел в сторону речки, чтобы поговорить с Саней. Как бы они не сердились друг на друга, а выбираться с беды нужно вместе.
Ваня, с подбитым глазом и довольной физиономией уже сидел на берегу и рассказывал, какая знатная вышла драка. Куча мала, кто кого достал, тот того и бил.  Только когда выскочил огромный пес и укусил мальчика, давшего в нос атаману с противоположной стороны, он понял, что самое время убираться подальше.
***
          Рома сначала посидел, послушал, потом искупался в речке, и только когда Саня сам завел разговор, стал отвечать на вопросы.
- Рома, что вообще происходит? И где мы?
- Сань,  ну мне, откуда знать? Я, как и ты дома спать лег, а проснулся уже в этом месте, в этой странной одежде и, так же как и ты не понимаю, что происходит. На конюшне ничего странного нет, и люди смотрели на меня как на дурачка, когда я задавал вопросы.
- А может это сон? Комары кусают по-настоящему. Смотри, какой  огромный на руке сидит.
- Вань,  я не думаю, что это сон! Вон, синяк под глазом выглядит как настоящий.
- И болит как настоящий, согласился Иван.
   Солнышко пригрело уже основательно, и ребята радовались возможности поплескаться.Хоть одна радость, среди этого непонятного мира.
И уже через несколько минут были забыты на время все ссоры и неприятности. Выбрав пологий спуск, и песчаный бережок Рома зашел в воду первый, а потом позвал Сашу и Ваню. Так, купаясь, и загорая на солнышке, они и не заметили, как пролетел остаток дня.  Уставшие, голодные, поглядывая на клонившееся к горизонту солнце, стали собираться. Как бы ни хотелось остаться здесь, но ночевать на улице было страшновато.
- Мы так и не решили, что будем делать, - напомнил Ваня.
- Мы ничего и не можем решить, не зная, где мы и как сюда попали.
***
- Выпороть! Выпороть! – кричал, топая ногами маленький барин.
А сконфуженный Степан стоял, не зная, что делать. Невооруженным взглядом было видно, что он понимает мальчиков, сочувствует, но ослушаться капризного барина не может.
- Что тут происходит? – спросила вышедшая из дома барыня.
- Мама, не вмешивайтесь, я тут барин! Степан, сначала вон того, здорового! – и он указал пальцем на Рому.
- Володя, сынок, они хорошо работают. За что ты их? Прекрати сейчас же!
 И тут неожиданно, маленький барин махнул рукой, и все замерли на месте.  Крик становился тоньше, Он топал ногами и кричал, что эту войнушку придумывал целый день, а они все испортили. А мальчики стояли и смотрели, широко открыв глаза, а он уменьшался в размерах, ноги и нос становились больше, голос писклявее…
- Вы все испортили! И будет весело! Вы должны были все забыть! Я сейчас исправлю!  – кричал малыш, продолжая топать ногами.
Я навею сладкий сон,
Крошку Дрему к вам пришлю,
Унесет пусть в сказку он.
Я проказничать люблю,
Я не добрый и не злой,
Не злодей и не герой,
Просто скучно мне порой.
Быстро засыпаем,
Все, что было, забываем.
***
- Сынуля, просыпайся, пора завтракать.
Мамин голос и запах свежего хлеба разбудили Сашу быстрее всякого будильника.
- Вставай, Рома с Ваней уже позавтракали и в поле помогают отцу. А ты сегодня до обеда мой помощник. Вот тебе кувшин с молоком и свежий хлеб.
- Это уже где-то было!
- Ну конечно было, ты уже пил утром молоко, вот и запомнил. Завтракай и наноси воды.
А   к вечеру должен дядя Женя приехать к нам. Он в городской управе работает. Вот Ваня обрадуется, соскучился уже по папе.
Саша стал расспрашивать маму обо всем, что казалось ему странным, но она или отмалчивалась или уходила от ответа. И не покидало ощущение, что кого-то не хватает.
Пока Саша носил с колодца воду, на него через забор поглядывала девочка, с тонкими, словно мышиные хвостики косичками.
- Ты кто?
- Соседка твоя, Маня. Мама меня Манюней называет. Ты меня не помнишь?
- Нет, не помню. Но где-то видел, точно.
- А вы на речку пойдете после обеда?  Макар с соседнего села там наших пацанов на «войну» вызывал. Сказал, чтобы все были. Он со своими ребятами  придет.
- Какое мне дело до их «войнушек»? Иди, занимайся своими делами и мне работать не мешай.
Что-то было совсем не так как обычно, а вот что, Саша понять не мог, и поэтому злился. Решил подождать Рому с Ваней и поговорить.
Рома с Ваней пришли уставшие и промокшие, от неожиданного ливня. Он настиг их на самом подходе к дому. Саша, подождал пока они переоденутся, поедят, а потом завел разговор о странностях сегодняшнего дня.
- Я где-то уже слышал, про кувшин с молоком. Точно! Дежавю какое-то.
- Тебе же мама сказала, что не первый раз так молоко в кувшин наливает.
- А почему я этого не помню? Не помню, откуда у нас корова, лошади, не помню, сколько мы здесь живем, и еще про дядю Женю мне показалось странным.
- А что с папой не так? – Спросил Ваня.
- Мама сказала, что он в управе городской работает, а когда я ее стал расспрашивать, на какой должности и как долго, она не смогла мне ничего ответить.
- Или не захотела. Как папа в поле. Я у него спросил, как он не устает без отдыха столько часов подряд махать косой, даже не попив и не сев отдохнуть хоть на минуточку. Он не ответил ничего, сразу положил косу и пошел пить и отдыхать. Ты же знаешь, какая духота бывает перед дождем, а он даже не вспотел.
- Соседская девочка Маня передала нам, что после обеда за речкой будет какой-то бой с мальчишками, и нам нужно туда обязательно пойти.
Их разговор прервала мама.
- Мальчики, смотрите какая радуга! Ливень закончился так же неожиданно, как и начался, а вы сидите в доме.
Огромная радуга, казалось, брала начало совсем рядом, только руку протянуть, а заканчивалась далеко за полем. Ярко светило солнце и моросил теплый «слепой дождик»
Рома поднял, голову щурясь от солнечных лучей, смотрел вверх. На какой-то миг ему показалось, что с неба кружась и танцуя, падают снежинки. 
- Мама, у меня такое странное ощущение, что все это не правда. Одежда какая-то не такая и все вокруг не реальное. И  кого-то не хватает!
- Рома, чем тебе не нравится одежда? Рубаху я сама вышивала, а штаны бабушка для вас шила.
Калитка распахнулась и во двор забежала соседская девочка.
- Мальчики, скорее, там наших бьют!
-Ты кто? И каких наших?
- Я соседка ваша, Маша! Потом все расскажу, побежали скорее.
- Я вспомнил! Захарка, маленький братик Захарка! Где он? мама с папой стояли и смотрели, улыбаясь на радугу, не обращая внимания на мальчиков.
- Стоп! Я все понял! Нет тут никаких наших! Мы переехали в свой дом зимой, и еще не успели обзавестись друзьями. Откуда лето? Сенокос? Рубахи вышитые? И не стали бы наши родители стоять и молчать, когда дети собираются идти драться неизвестно куда и неизвестно с кем! Они родного сына не помнят, это не наши родители, наши никогда бы в жизни не забыли, про родного ребенка.
- И я еще вспомнил, откуда мне все так знакомо! Эй, ты, карлик с большим носом, ты где?
И все вокруг начало таять и обтекать, словно акварельная картина под дождем.
- Никакой я не карлик! Я мальчик! – вопила Маня, превращаясь в маленького мальчика.
- А я тебя помню! Это ты нас выпороть грозился?
- Никто бы вас не порол, должны же вы были хоть чего-то бояться. Я сейчас все исправлю, вы снова все забудете, и на этот раз точно все получится.
- Ваня, держи этого умника, Сань, а ты за мешком в сарай, если еще и он не исчез.
***
Мешок не исчез. Я рассказал им, что когда-то давным-давно меня звали Янеком. Очень много-много лет назад,  я заметил, что большинство моих фантазий сбываются, а взрослые отказывались мне верить. Говорили, что я  еще малыш несмышленый. Большой нос и ноги это такая же иллюзия, как и все остальное, и если бы они не уснули первый раз, то обязательно увидели бы мой настоящий облик.
Мне становилось постепенно скучно в обычном мире, где никто не верил маленькому мальчику, и все чаще и чаще я погружался в мир фантазий, пока не остался в нем совсем. И когда я понял, что совсем один, мне стало страшно и скучно. Я стал наблюдать за другими детьми, и когда видел что-то очень и очень интересное, то забирал этих детей в свой мир, пока мне  новая игра не надоедала.
- А вы так хорошо играли в компьютер. Я решил, что вам нравится война. Эх, сглупил я, нужно было придумать какой-нибудь компьютерный турнир, и тогда бы вы точно застряли здесь надолго.
-А у тебя в придуманном мире вообще есть правила?
- А то, как же! Есть, конечно, но я их меняю тогда, когда мне надоест.
-Верни нас домой!
- Я не хочу! Вы же не захотели играть в мою игру « войнушки» и я не буду.
- Ну и сиди в мешке пока не надоест!
- Ну и посижу.
Через час из мешка донеслись отчетливые всхлипывания, переходящие в громкий плачь.
- Вылезай Янек, и вытри нос, мужчины не плачут.
- А я не мужчина, мне можно.
- Если ты такой фантазер, что же не придумаешь, как освободится?
- А я уже придумал, но для этого я должен произнести особые слова, они почему-то не работают, я проверил.
- Даже и не думай! Нехорошо так играть с живыми людьми. Ты почему домой не возвращаешься?
- Ты думаешь одно десятилетие прошло пока я здесь? Да и к тому же я не знаю, как мне в обычный мир вернуться.
- Мы тут вот что придумали, а что если тебе дарить волшебные сны тем детям, которым скучно или которые грустят. Представь только себе, вот простыл кто-то, все друзья гуляют, а ему нужно дома сидеть. Уснет он, а ты его в волшебную страну на одну ночь. Это же доброе дело будет.
- Это тоже скучно! Я не добрый и не злой, и мне все равно, если кто-то там болеет.
- Нет, Янек, ты все таки злой. Если ты играешься людьми и не хочешь помогать тем, кто в беде, только потому, что тебе скучно – это зло. Верни нас домой.
- А вы дома, только спите. В сказке  время идет совсем по-другому. Вы тут целую жизнь прожить можете, а в вашем мире пройдет лишь миг. Это я так придумал.
- Отпускать ты нас не хочешь, воевать ни с кем мы не будем, и что нам делать?
- Давайте в прядки поиграем? Или еще во что-нибудь.
- Нет, Янек, не поиграем. Домой нас верни, поиграли и хватит. Просто разрешай другим самим придумывать правила и во что играть, не решай за них и всем станет интересно.
- А как я услежу тогда за выполнением моих правил? Дети же все испортят.
- Не испортят, а сделают веселее. И постепенно ты научишься  играть с другими детьми.
- А зачем вам это нужно будет, если я вас домой верну?
- Если ты будешь поступать справедливо, и помогать другим, то найдешь много добрых друзей. Добро притягивает себе подобное. Пока ты  был «никаким» то и друзей завести не мог.
И если с кем-то играешь в игру, играй в открытую, позволяя другим тоже фантазировать.
- Вы не обманите?
- Честное слово.
Я зажмурился и произнес:
Разгадал все молодец,
Тут и сказочки конец!
***
- Рома просыпайся, мы дома!
- Саш, как ты думаешь, мы точно дома, или это опять Янек играется?
- Я думаю, что он все понял и исправился.
- А меня не покидает ощущение, что если он за столько лет ничего не понял, то за один раз вряд ли  исправиться.
-Эх, чует мое сердце, брат, что встретимся мы еще с Янеком…


Рецензии