Мир - добрый!

Ребенок недавно пришел в наш мир и только знакомится с ним. Нужно ли ему показывать все стороны, все грани нашего взрослого мира – в том числе и его изнанку? Или все-таки лучше начать с хорошего и привлекательного, а плохое оставить на потом?

В городском парке, зимой, дети катаются на санках и ледянках. Один спуск для подростков и детей постарше – довольно крутой. С него вихрем, с гиканьем и свистом, съезжают большие пацаны. А рядом копошатся маленькие детки, стоят мамы и бабушки. Тут горка пологая, подходящая для менее опытных саночников.
Один совсем крошечный мальчишечка вызывает улыбки взрослых тем, что санки у него довольно большие и сам он на них – вроде мухи на обеденном столе. Бабушка его стоит наверху и сталкивает внука вниз, а там мама – она помогает покорителю горных вершин взобраться по склону, так как сани у него тяжелые, для него самого неподъемные.
И вот произошла маленькая катастрофа. На середине пологой горы на нашего героя налетели другие санки. Тот, кто устроил аварию, не пострадал, а вот у Маленького Муха сани перевернулись, а, кроме того, веревка запуталась в полозьях. Он пытается столкнуть санки вниз, но силенок не хватает. К довершению несчастий, мама куда-то отошла и не видит, что происходит, а бабушке сверху никак не спуститься.
Тут малыш, безуспешно пытаясь найти глазами маму, видит проходящего совсем рядом незнакомого дядю в длинном пальто. Дядя этот очень смелый: он идет не внизу, а прямо по склону горы, по еле заметной тропке. Он не боится саночников, пулями несущихся вокруг него.
Малыш обращается к этому бесстрашному человеку:
- Дядя! А, дядя! А столкните меня, пожалуйста!
По его тону, по выражению лица понятно: он не сомневается в том, что дядя ему поможет. Что ему стоит? Надо только наклониться и чуть подпихнуть санки. Он же большой, сильный.
Однако героический дядя, мельком взглянув на просителя, недовольно хмурится, ничего не отвечает и проходит мимо.
Некоторое время малыш сидит, открыв рот от изумления. Он явно не понимает, что произошло. Потом начинает плакать. Сначала тихо, затем все громче и жалобнее. Плач его невольно напоминает о музыкальном термине «крещендо» (постепенное усиление звука).
Тут подбегает мама. Разумеется, она быстро справляется с последствиями катастрофы:  распутывает веревку, ставит сани в нормальное положение и вместе с Рыдающим Мушкой сталкивает их вниз. Однако наш герой безутешен. Он уже и кататься не хочет и отталкивает мамину руку, когда та собирается снова вести его наверх. Мама в недоумении: она не может понять, в чем дело.
А дело-то, наверное, в том, что поступок Героического Дяди нанес малышу психологическую травму. Подорвал его Веру В Человечество, ни более ни менее!
Правда, что-то серьезное нашему герою не грозит. Ведь так повел себя не кто-то из близких, а чужой дядя.
И действительно, скоро наш Маленький Мух утешился и снова стал кататься.

Тем не менее, этот пример показывает, насколько дети чувствительны к недоброму, несправедливому – с их точки зрения – поведению взрослых.
Разумеется, очень важно, кто этот взрослый. Как мы видим на примере Маленького Муха, чужой человек, к счастью, не в силах особенно сильно психологически травмировать ребенка. Хотя замечательно то, что малыш все же так болезненно отреагировал – даже не на какие-то действия, а на бездействие, на равнодушие взрослого. Которого он видел впервые в жизни!
Но я не был удивлен этим. Потому что маленьким детям очень свойственно идеализировать взрослых. Видеть в них Непогрешимый Образец Высокой Справедливости, Силы и Доброты.
Но мы-то люди трезвые, реалистичные: мы понимаем, что это не всегда так. Люди бывают разные. Даже один и тот же человек может вести себя по-разному.
Что же нам делать с нашими детьми? Сразу приучать их к трезвому, беспристрастному взгляду на мир и людей? Или все-таки пытаться и поступками своими, и словами убедить, что мир добрый и люди добрые?
Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте немного подумаем. Аналитические способности у маленьких детей пока еще не развиты. Поэтому дети воспринимают все не отдельными частями – а сразу целиком. То есть для ребенка или весь мир добрый и хороший, и люди тоже добрые и хорошие – или наоборот. Без всякой середины.
К тому же дети непосредственно эмоционально реагируют на все, что с ними происходит, - а не обдумывают это, как свойственно нам. И еще у детей отсутствует ощущение времени, которое есть у нас. Дети полностью погружены в настоящий момент, не предвидят будущего (даже того, что наступит через 2-3 дня), не улавливают связи прошлого, настоящего и будущего. Конкретное переживание захватывает все существо ребенка и может сильно на него влиять. Даже если с нашей точки зрения переживание это пустяковое.
Я знал когда-то девочку, которая в 15 лет сбежала из дому и почти год бродяжничала. Эта девочка – из благополучной семьи. Однако она с пяти лет начала лгать родителям, воровать. Как мы с папой и мамой вместе установили, это произошло после того, как отец обещал малышке купить первый в ее жизни велосипед. К этому она исключительно стремилась, потому что играла, в основном, с мальчиками. Однако в последний момент оказалось, что денег не хватает, и папа не выполнил свое обещание. Это так поразило ребенка, что она совершенно перестала считаться не только с папой, но и с мамой: стала неуправляемой и невоспитуемой.
Да, с нашей, взрослой, точки зрения такая впечатлительность представляется странной. Однако давайте встанем на точку зрения ребенка. Которому еще не приходилось сталкиваться с человеческой подлостью, ложью, жестокостью. Как влияет на него первый подобный опыт?
Вспомним: один из самых страшных злодеев, каких мы знаем, Иосиф Джугашвили (Сталин), очень рано столкнулся с изнанкой нашего взрослого мира. Его отец, пьяница-сапожник, постоянно бил сына. И вырос такой вот человечище.
Ведь не боль от ударов на него так повлияла, нет. Тут дело именно в утрате веры в доброту и справедливость мира, жизни, людей. Если ребенок сталкивается с подобным в очень раннем возрасте, это почти всегда непоправимо.
Правда, девочка, о которой я рассказал выше (та, что сбежала из дому), все-таки пошла на поправку. Родители нашли в себе силы признать свою ошибку, помирились с дочерью, и она их простила. Она преодолела свой негативизм, стала хорошим и полезным человеком.
Однако так бывает не всегда. Первое столкновение ребенка со злом, ложью, несправедливостью, если они исходят от близких людей и остаются безнаказанными (а кто накажет папу или маму за то, что они солгали своему совсем еще крошечному ребенку? Никто. Никто и не узнает), может РАЗРУШИТЬ ВЕРУ РЕБЕНКА В МИР И В ЛЮДЕЙ. Он не станет трезвым реалистом. Он просто разочаруется в жизни. Поймет, что мир зол и люди злы – и надо самому научиться рычать, кусаться и обманывать, чтобы не быть вечно искусанным и обманутым.
Нам трудно себе представить, какие сильные эмоции испытывает ребенок, которого обманули, несправедливо (с его точки зрения) обидели родители. Даже просто равнодушие, когда ребенка не замечают,  – может больно ранить.
Конечно, скрыть от малыша, что в мире есть зло, нельзя. Да и не нужно это скрывать от него. Однако до определенного возраста он должен быть уверен в том, что добро сильнее зла. Что добро всегда побеждает. Он не должен переживать опыт поражения добра.
Разумеется, родители вправе употреблять на деле свою власть, наказывать малыша, если он провинился. При этом, однако, учитывая его восприятие. Наказание должно пониматься ребенком как вынужденная мера, к которой папа и мама прибегли не со злости, не по несдержанности, а потому, что сочли нужным. Наказание должно быть осознанной воспитательной мерой, а не эмоциональным срывом.
Понятно, малыши в наших мотивах не разбираются, однако подсознание детей значительно «умнее» их сознания. Они почти всегда чувствуют, когда мы, взрослые, неправы. И это подрывает их веру в нас. А это очень опасно.
Есть даже такой термин – «кризис веры». В последние годы им стали широко пользоваться и педагоги, и детские психологи.
Взрослый человек может выйти из кризиса веры с новыми приобретениями, новым взглядом на жизнь. Но для маленького ребенка такой кризис всегда губителен. Внутренний мир малыша еще не сложился, он еще очень неустойчив, раним.
Представьте себе взрослое растение, которое столкнулось с неблагоприятными условиями существования: холодом, засухой, отравлением почвы. Оно может выдержать – и даже стать сильнее, жизнеспособнее, чем прежде. Но если мы посадим семя – и будем его вымораживать, не поливать и травить ядами, то оно неминуемо погибнет.
Так и всякий живой организм вначале нуждается в особых, более комфортных условиях. И мы это прекрасно понимаем, но только до тех пор, пока речь идет о здоровье ребенка, его физическом развитии. А вот когда о душе!..

Да, зло в мире по-прежнему весьма успешно противостоит добру и очень часто торжествует. Однако для того, чтобы наши дети, став взрослыми, могли активно бороться на стороне добра, не боясь, не пасуя перед злом, они должны в детстве зарядиться УВЕРЕННОСТЬЮ В ТОМ, ЧТО ДОБРО СИЛЬНЕЕ. Должны пропитаться верой в то, что мир добр и справедлив. Что среди людей преобладают люди хорошие, а плохих мало – и они слабее хороших людей.
В этом смысле образец – это детские сказки. Добро в них всегда побеждает. И это правильно.
У Астрид Линдгрен, которая прекрасно понимала психологию детей, есть повесть-сказка «Мио, мой Мио!» Ее герой, мальчик Боссе, сначала живет в приюте, потом его забирают оттуда плохие, злые люди. У них никогда не было детей, они не любят детей. Непонятно, почему они решили взять ребенка. Они не обращают внимания на мальчика, и он их терпеть не может. Но больше всего он ненавидит своих приемных родителей за то, что они говорят: «Неизвестно, кто был твой отец, но ясно, что это был проходимец». Мальчик уверен, что его отец – очень хороший человек.
А дальше начинается сказка. Боссе попадает в чудесную Страну Дальнюю, где находит своего отца-короля. Оказывается, малыша зовут вовсе не Боссе, а Мио, мой Мио. Отец его очень любит. Там, конечно, растут прекрасные сады – как в раю. И все такое прочее.
Вроде бы довольно примитивная фантазия. Однако сказочная страна, где цветут сказочные цветы, где папа – не кто-нибудь, а Король, где все любят друг друга, - ЭТО И ЕСТЬ САМЫЙ ЧТО НИ НА ЕСТЬ РЕАЛЬНЫЙ МИР ЛЮБОГО НОРМАЛЬНОГО РЕБЕНКА. Да, это именно так!
Именно такими маленькие дети хотят видеть нас, своих близких взрослых. Любой папа любого ребенка – это Сказочный Король. А мир, в который он пришел, в котором живет, - сказочная прекрасная страна.
Малыш хочет в это верить – и верит. И мы ни в коем случае не должны его разочаровывать.

Итак.
Если мы не хотим невольно спровоцировать у нашего малыша «кризис веры», нам не следует:
1) Часто злиться и раздражаться на самого ребенка и в его присутствии, то есть демонстрировать ему: «я, твоя мама, злая», «я недобрая и несправедливая»;
2) Дурно говорить ребенку или в присутствии ребенка о своем супруге («Ах, он подонок! Вот подлец! Ну и идиот!» - и т.п.), даже если у вас серьезный конфликт с ним;
3) Равнодушно проходить мимо явных проявлений зла и несправедливости (например, допускать, чтобы на ваших глазах большой мальчик бил маленького, не вашего сына, а чужого ребенка; или абсолютно равнодушно проходить мимо нищей женщины с маленьким ребенком), не пытаясь вмешаться и сделать что-то для торжества Добра;
4) Если вмешаться вы не можете, хотя бы прокомментируйте для ребенка то, что он увидел, скажите: «Этот мальчик плохой, его обязательно накажут». Ваше осуждение имеет для вашего малыша огромное значение: ведь родители – это Боги ребенка. Ему важно видеть, что вы неравнодушны, что вы не воспринимаете происходящее как само собой разумеющееся;
5) Рассказывать ребенку или в его присутствии о поступках взрослых, кем бы они ни были, которые будут восприниматься малышом как злые и подлые, если эти подлые поступки остались безнаказанными; напротив, если зло было наказано, даже полезно рассказать ребенку об этом;
6) Не пытайтесь сделать ребенка реалистом: это невозможно. Все дети стихийные фантасты и сюрреалисты. Вот только они разные фантасты. Нормальные здоровые дети – очень оптимистичные фантасты, можно сказать, Розовые Фантасты. Это абсолютно нормальное свойство детей. Но есть среди них и Черные Фантасты, Мрачные Фантасты. Это те дети, у которых взрослые подорвали веру в жизнь, в доброту мира и людей, причем подорвали еще в раннем детстве. Это будущие несчастные люди. Но они могут стать не только несчастными – но и очень страшными. И нам нужно постараться этого избежать.


Рецензии