Что важнее?

Ну вот он и приближается, этот момент, самый главный в жизни каждой женщины. У вас будет ребенок. О многом придется задуматься впервые. Раньше вы не разбирались в том, как заботиться о здоровье детей, как их кормить, одевать. Предстоит серьезная учеба.
Однако есть и особые знания, необходимые каждому человеку, у которого есть ребенок. Это педагогические знания: понимание основных закономерностей воспитания, развития ребенка.
Что важнее? О чем нужно думать в первую очередь? Многие молодые мамы дают такой ответ: здоровье ребенка, кормление – важнее. О воспитании я еще успею подумать, не к спеху: ведь малыш еще такой маленький.
Правы ли они?

Со Стеллой я впервые познакомился, когда ей исполнилось уже 15 лет. Мама привела ее ко мне на консультацию.
Проблемы со Стеллой вот какие: она постоянно врет, причем не хочет признавать свою ложь, даже будучи явно изобличенной прямо «на месте преступления». Не хочет ничего делать по дому. Не обращает внимания на маму, ее состояние, ее чувства, постоянно занята только собой, своими увлечениями. Плохо учится, хотя отличается многими способностями и весьма умна: Стеллу даже неоднократно обсуждали на педсоветах, оставляли на лето с годовыми «двойками», но ее отношение к учебе от этого не изменилось. Девочка не считается ни с кем из взрослых, в том числе и с мамой; все, что ей говорят, что называется «в одно ухо влетает – в другое вылетает». Стелла крайне своевольна, из-за чего постоянно попадает в неприятные ситуации, даже угрожающие ее жизни (например, она дважды тонула и спаслась чудом). Не принимает никакой критики, не хочет ничего менять в своем поведении.
Мама рассказывает обо всем этом, стараясь сдерживаться, но видно, что ей это нелегко: дочь ее буквально измучила. А отца у Стеллы нет, они с мамой давно в разводе. Вернее, даже не в разводе: это был т.н. «гражданский брак». Просто отец ушел, вот и все. Мама работает в магазине, продавцом. Это небольшой магазинчик, хозяин его старается экономить на своих работниках, так что трудятся они с утра до вечера, без всяких там смен; зарплаты скромные. Хозяин не любит, когда продавцы берут больничный.
Мама Стеллы (ее зовут Жанна) была когда-то художницей. Однако у нее родился ребенок, она рассталась с мужем. Девочку надо было как-то кормить. И Жанна фактически принесла себя в жертву ради дочери. Она забросила любимое дело, сейчас совсем не рисует, даже для себя. Она уже не рассчитывает устроить свою личную жизнь.
И поэтому ей особенно больно, что ее дочь – вот такая. Но почему же так вышло?
Все очень банально. Она не успела подумать о том, как будет воспитывать ребенка. Она была анархисткой. Даже, так сказать, официально (посещала собрания анархистов, числилась в каком-то их объединении, участвовала в акциях). И поэтому решила, что надо просто давать ребенку как можно больше свободы, ни в чем не стеснять, не шлепать, не наказывать. И так и делала, пока девочка была маленькой.
А девочка родилась очень энергичная, настырная, - похожая этим на маму. Красивая, жизнерадостная. Со многими талантами: Стелла артистична; как и мама, хорошо рисует, прекрасно читает стихи. Поэтому она быстро научилась нравиться и добиваться того, что ей нужно, а также не слушаться и не делать того, чего ей делать не хотелось. Благо, что мама ей это позволяла, так как в этом, по ее убеждению, и состоит «свобода», которая должна положительно влиять на ребенка.
Что получилось в итоге? Получилась эгоистка, уверенная, что всегда имеет право руководствоваться только своими интересами, своим удовольствием, не считающаяся с другими людьми. «Свободу» она понимает как своеволие, потому что ни к какой иной свободе ее не приучили. Что свобода связана с ответственностью за свои поступки, этого она не понимает или не хочет признавать.
Такой образ жизни, который она ведет, Стеллу вполне устраивает: ничего менять она не собирается. Она считает вполне естественным, что мама ради нее фактически отказалась от всех радостей жизни. К маме она весьма критична, и высказывается о ней порой резко и зло. Надо сказать, Стелла умна, наблюдательна, даже остроумна. Однако она не понимает, что все эти замечательные качества более применимы, когда она судит о чужих, притом не очень хороших, людях. Когда же она так высказывается о самом близком человеке, это производит, мягко говоря, неприятное впечатление.
При этом эта девочка очень красива, умеет держать себя, у нее прекрасная речь. Выражается она крайне самоуверенно и энергично, с полным сознанием своей правоты. Всякую критическую по отношению к самой себе информацию отвергает, при этом обнаруживает редкую изобретательность и гибкость, притом совершенно не считается с реальностью.
Например, мы обсудили с мамой и Стеллой один очень характерный для их взаимоотношений эпизод. Мама жалуется, что Стелла, если ей не хочется, отказывается с мамой разговаривать. То есть просто отворачивается и не отвечает, если разговор происходит дома. А если мама ей звонит, и дочери не хочется отвечать, она выключает телефон.
И вот как-то мама по очень важному делу звонила Стелле, которая была дома, а мама на работе. Стелла сначала просто не ответила. Потом отключилась. А когда мама вечером пришла домой, Стелла заявила, что она не могла разговаривать, потому что К НЕЙ ЗАШЛА ПОДРУГА. Мама без труда выяснила, что подруга заходила совсем не в то время, когда она звонила. Но главное даже не это: каким это образом подруга могла помешать ей ответить на звонок? Все же Стелла – не премьер-министр: если она и беседует с кем-то, а ей в это время звонит собственная мама, то что ей мешает ответить на звонок? Явно – только нежелание это делать.
Однако Стелла так и не признала своего подлинного мотива, а продолжала стоять на своем, вопреки всякой очевидности: она никак не могла разговаривать, потому что это обидело бы ее подругу. Ни на секунду она не утратила сознания своей правоты.
Я испытывал глубокое сочувствие к Жанне: еще довольно молодой, красивой и, видимо, способной и умной, но совершенно заблудившейся в жизни, зашедшей в жизненный тупик, из которого очень не просто выбраться. Ей нужна работа, которая была бы ей интересна: ведь она прирожденный творческий человек, художница. Ей нужен близкий мужчина: она же не старуха. Но дочь гирей висит у нее на шее, не давая ей ничего изменить в своей жизни. А ведь это дочь, кровиночка, любимая, единственная. Как можно не заботиться о ней, не кормить ее?
И в то же время эта дочь, ради которой Жанна только и живет, совершенно ее игнорирует, не считается с ее чувствами, ведет себя самым возмутительным образом по отношению к ней. И нет средств воздействовать на нее, потому что тут уже нужны средства исключительные, а современные родители ими не обладают.
Страшная жизненная ситуация. Жанна попала в нее по многим причинам, но одна из них – это ее анекдотическая безграмотность в вопросах воспитания.
Вместо того, чтобы приучать девочку с раннего детства заботиться о маме, что-то делать по дому, соблюдать элементарные нравственные нормы – что важно для любого ребенка, но для такой натуры, как Стелла, важно особенно, - мама дала ей полную дикую свободу, фактически поощряя эгоизм и самые несимпатичные инстинкты ребенка. Жанна не знала даже самого элементарного: например, того, что самое страшное в воспитании – это безнаказанность. Когда, что бы ребенок ни сделал, ему все сходит с рук, все прощается. Особенно это развращает как раз таких детей, как Стелла: энергичных и настырных. Именно такому ребенку нужнее всего внешние барьеры, и достаточно жесткие, чтобы он с ранних лет привык вести себя по-человечески.
Но ничего этого не было у Стеллы.
И вот Жанна имеет такой камень на шее, от которого не избавиться, пока Стелла не выйдет замуж или не закончит институт, а до этого еще очень далеко. А главное даже не это. Просто Жанне страшно обидно: она отдала годы жизни, искренне любит дочь – а какая ей награда?
Да, Стелла милая девочка. Она лидер молодежных компаний. Она веселая, жизнерадостная, обаятельная. У нее множество всяких способностей. Хорошие интеллект и речь.
В то же время ее нравственное развитие – как у годовалого ребенка. Вернее, его вообще нет – нравственного развития. 15-летняя девушка-подросток находится фактически в донравственном состоянии, действительно - как совсем крошечное дитя. Она уверена в своем праве жить только для себя, для своего удовольствия. Она не связана ничем, никакой душевной связью ни с кем, даже с мамой, - и ей это кажется очень удобным состоянием.
Ее тоже нужно пожалеть, хотя она и ведет себя возмутительно. Как будет жить эта девочка? Будет ли у нее семья? Интересная работа? Стелла способная, но любая творческая деятельность требует систематических усилий, это большой труд. Творческие люди любят свою работу и делает ее с удовольствием, они не тяготятся этим трудом. Но Стелла не привыкла делать усилий, она любит легко порхать по жизни, как Стрекоза из басни Крылова.
Увы, но шансы Стеллы на успешную и счастливую жизнь совсем невелики. И это тоже результат грубейших ошибок в воспитании, допущенных ее мамой, когда девочка была совсем маленькой.

Формально я обязан консультировать любого, кто ко мне обращается: если даже «проблемный ребенок» - уже студенческого возраста. Фактически же очень часто, когда речь идет о таких великовозрастных проблемных детях, как Стелла, помочь уже ничем нельзя. И это очень горько.
Я спросил Жанну, чего она ждала, почему так поздно обратилась к специалисту. Она опустила голову и сказала: «Мне было неудобно». Гордость мешала. Не хотелось признаваться в своих неудачах.
А время-то упущено. Конечно, какие-то советы я ей дал. Но вряд ли ей и Стелле еще можно помочь. Воспитывать ребенка надо тогда, когда ему еще нет 5 лет. Именно до 5 лет закладываются основы личности. Дальше уже идет «шлифовка» и «отделка» того, что было заложено в раннем детстве.
Перевоспитание же – это самое трудное, что есть в педагогике. Чаще всего в современных условиях, когда родители уже не имеют над подросшими детьми такой абсолютной власти, как это было когда-то, перевоспитание оказывается невозможным.
Человек уже создан. Таким и будет всю свою жизнь.

Конечно, я не собираюсь отрицать важности вопросов питания, медицинских и пр. Это очень важно.
Но прежде всего нужно подумать именно о воспитании. Это главное.
Воспитание – творческий процесс. Он не происходит по каким-то лекалам, по стандартным технологическим схемам. Наша индивидуальность, индивидуальность ребенка, наши убеждения – все это играет большую роль  в воспитании.
Однако есть и общие закономерности, которые нужно просто знать.
В.А.Сухомлинский, например, организовал «Родительскую школу»: что замечательно, - не только для родителей детей-школьников (а Сухомлинский был директором школы); более того, не только для тех, кто воспитывал детей-дошкольников. А вообще для всех! Даже для тех молодых пар, которые еще и не собирались заводить ребенка.
Увы, ничего подобного у нас нет. Значит, остается самообразование. И это не самый плохой выход. Зато вы можете двигаться в своем темпе, читать то, что сами выбрали.
Но не теряйте времени. Именно в детской завязываются многие проблемы и конфликты, которые потом отравляют нам жизнь. Многие из них вообще неразрешимы.
Это касается даже не только отдельных людей – но и общества в целом, и даже всего человечества. Именно запущенность воспитания, массовая воспитательная дикость приводит к такому качеству массового человека, что неизбежны становятся войны и всяческие катастрофы; возникают тысячи неразрешимых проблем, которые люди сами же себе создают.
Нормальные люди – то есть правильно воспитанные – этих проблем не создали бы. Зачем вредить самим себе? Но в душе человека, дурно воспитанного или вовсе развращенного и испорченного, бушуют такие стихийные силы, с которыми он сам не в состоянии сладить. Они вырываются из душ миллионов «недоделанных людей» - совершенно отравляя существование и им, и всем остальным.
Так что это глобальная проблема человечества. И ее вряд ли могут решить правительства и президенты.
Потому что то, что происходит на их уровне, это что-то вроде пены на супе. Пена – на поверхности, откроешь кастрюлю – и она сразу бросается в глаза. Но на самом деле она не имеет никакого значения. Главное – то, что там внутри, на дне кастрюльки.
Вот так и в человеческом обществе. Все главное решается в семьях, в детских. Остальное – только следствие.
Так что об этом стоит подумать серьезно и заранее.
К рождению ребенка всегда готовятся. Но внешняя материальная подготовка – не главное. Главное – решить для себя, что такое воспитание и как вы будете воспитывать. Остальное – приложится.


Рецензии