Слуга трёх господ

Желания – наши требовательные «хочу» – двигают нас по жизни. Двигают они нас и по новой информации, что рождает новые желания. Иногда они подстёгивают… Иногда же просто толкают. Для воплощения своих желаний нам обязательно нужна поддержка из прошлого: из него, как из чудесного ларца, мы достаём наработанные ранее навыки. Эти навыки тоже рождены информацией, которую мы смогли усвоить в своё время. Правда, они соответствуют не сегодняшнему дню, а тому, нашему прежнему состоянию. Соответствуют они нашим прежним представлениям, прежним желаниям, в том числе и желанию, приобрести эти навыки. Навыки – это наши великие «могу», которые идут вслед за нами по времени, делая возможным воплощение в жизнь наших «хочу».

Воплощение каждого желания требует вполне определённых навыков. Если они у нас есть, то мы достаточно легко превращаем желание в действительность. Вступая во взаимодействие с необходимой для этого информацией, осознавая её и приобретая новые навыки, мы непременно становимся другими. Ещё бы! Вооружённые навыками мы не зависим от желаний других людей. Став умелыми, мы всё можем сделать для себя сами. Не имея необходимых навыков, мы всегда находимся перед выбором: развиваться, осваивая навыки, тратя на это силы и время, или просить помощи у умелых людей.

Проситель всегда зависим. Он зависит не только от своих желаний. Он зависит и от желаний человека, на которого рассчитывает. Тот может откликнуться на его просьбу, а может и проигнорировать её, ведь желание «помочь» есть только одно из многих его желаний. Самый наглядный пример – это изменения в жизни человека, которые происходят вслед за приобретением навыков ходить и говорить. Не умея делать этого, человек беспомощен. Он находится в полной зависимости от желания окружающих общаться с ним. Освоив эти навыки, человек расширяет свои возможности. Применяя их, он реализует большое количество своих желаний. Со временем эти навыки настолько вплетаются в его естество, что он не замечает, как сам влияет ими на людей.

Желания, олицетворяют наши представления о будущем. Навыки отражают то, что мы представляли собой в прошлом.  Вместе они активно формируют наше настоящее, и это не удивительно, ведь только в настоящем происходит воплощение желаний. Так незаметно для себя мы вплетаем настоящее в канву прошлого.

Вполне естественное взаимодействие нашего прошлого и нашего настоящего не проходит бесследно и для нашего будущего. Воплощение прежних желаний расчищает место в нашем сознании для появления новых желаний. Эти желания вступают в противоречие с уже имеющимися желаниями. Между ними начинается борьба. В результате этой борьбы некоторые из желаний непременно гибнут: они исчезают из сознания, стираются в памяти.

Гибель желаний тесно связана с появлением у нас обязательств – наших личных «надо». Они ограничивают нас, помещая в определённые рамки. Парадокс, но рамки эти задаём мы себе сами: мы принимаем на себя обязательства. Приняв, мы следуем им. Обстоятельства, в которых мы находимся, могут помочь нам укрепить внешние барьеры обязательств. Сломать же эти барьеры, обстоятельства не могут. Это можем сделать только мы, осознавая, ради чего нужны нам те или иные обязательства.

Положительной стороной ограничений, которые накладывают на нас наши обязательства, является лишь то, что они сдерживают появление новых желаний, даже перед существующими желаниями они порой встают непреодолимой преградой. Нам приходится либо забывать о своём желании, либо отложить его воплощение на неопределённый срок. Постепенно наши обязательства выстраивают наши желания в очередь на воплощение.

Среди всевозможных «надо» главными для нас, безусловно, являются наши обязательства перед собой. Без исполнения этих обязательств мы не сможем выжить. Без соблюдения требований этих обязательств будет коротка жизнь и наших желаний: вспыхнув, они растворятся в ближайшем будущем. Без исполнения обязательств перед собой мы не сможем управлять своим настоящим. Без настоящего у нас не будет и будущего, которое мы себе наметили.

Безусловно, можно проигнорировать обязательства и жить по сиюминутным желаниям. Нет никаких сомнений в возможности такого способа существования. Только воплощать желания придётся тоже сиюминутными возможностями, подвернувшимися под руку. При такой жизни придётся забыть, что ты – существо разумное, способное управлять своей жизнью. При такой жизни мы превращаемся в существо, полностью зависимое от сиюминутных обстоятельств. Человек, одолеваемый желаниями, как кусок металла между молотом и наковальней: сверху по нему бьют «молоты-желанья», а снизу на него давит «наковальня» его возможностей.

Исполнение обязательств перед собой требует от нас вполне определённых навыков. Эти навыки регулируют наши отношения с желаниями. Ситуация была бы безвыходной, ни будь в нашем арсенале такого мощного оружия, как воля. Именно воля строит преграду из обязательств на пути потока желаний. Только волевым усилием мы можем погасить борьбу желаний между собой. Воля главенствует над нашими желаниями.

«Надо!» – говорим мы себе, осознавая обязательства. Чаще всего это обязательства перед своим телом. Именно его в первую очередь разрушают желания. – «Это я сделаю непременно, а вот этого делать не буду. Мне это не надо. Я не хочу делать этого».
Так или примерно так подталкиваем мы себя к действию. Одолеваемые желаниями мы осознаём ограниченность наших возможностей. В этом «не хочу» содержится некоторая неискренность по отношению к себе. Она прикрывает жестокость, которую мы проявляем к тем желаниям, которые не можем воплотить в жизнь: именно их мы стремимся разрушить, уничтожить. Сказав «не хочу», мы порождаем цепочку внутренних «надо». И первое в ней есть «надо погубить»: надо погубить одно желание, чтобы выжили остальные. Может быть, мы не хотим разрушать желание, но нам необходимо сделать это. «Надо» появляется всегда, когда гибнет «хочу», когда над поверженным желанием торжествует другое, более сильное. Сказав себе «надо», мы настраиваемся на воплощение победителя. Как и положено в природе, выжить должен сильнейший.

«Хочу спать» и «хочу получить деньги» – желания, которые борются в нас почти каждое утро. Наша воля способна защитить только одно из них. В пользу которого ни был бы сделан выбор, непременно родится «надо». «Хочу спать, значит, надо с головой зарыться в одеяло и забыть о ненавистной работе!» В противовес этому может родиться и другое «надо»: «Хочу получить деньги, значит, надо встать и вовремя успеть на работу».
«Хочу быть образованным, но не хочу учиться!» Опять мы перед выбором: либо развлекаться и забыть об образовании, либо учиться, забыв о развлечениях.

Будучи «человеком разумным», мы подвижны и телом, и сознанием. Мы склонны к компромиссам. Мы умудряемся служить двум богам. Мы выделяем «час» на развлечения, ублажая своё «хочу», и оставляем «время» для целенаправленных усилий, подчиняясь «надо». Каждый из нас сам формирует список своих «надо». Мы тесно увязываем его со своими желаниями. «Надо», как фонари на нашем жизненном пути: они подсвечивают путь к главной цели жизни, той цели, которую мы непременно хотим достичь ценой всех своих усилий.

Вполне естественно, что наши собственные «надо» значимы только для нас. Они не требуют присутствия рядом других людей. Они способны рождаться даже в одиночестве. Есть подобные «надо» у отшельников, замуровывавших себя в келье. Есть они у людей, поселившихся в мире компьютерных игр. Даже над жизнью аскета, выпестовавшего желание «не иметь желаний», довлеет одно большое «надо». Индивидуальные «надо» не вызывают в нас противления. Они являются следствием нашего свободного выбора. Такие «надо» – настолько легки, что даже не замечаются нами.

Основная масса людей считает, что именно обязательства мешают им жить. В действительности с обязательствами разобраться гораздо проще, чем с желаниями. Чтобы не множились обязательства, вполне достаточно в каждое мгновение жизни иметь только одно воплощаемое желание. Научиться этому трудно, но вполне возможно: нужно уметь концентрироваться на деле, которое делаешь. Тогда в каждый момент будет только одно «надо». Оно потребует от нас вполне конкретных и вполне естественных усилий.

Значительно болезненнее, чем обязательства перед собой, воспринимаются нами обязательства, навязываемые другими людьми. Они вызывают в нас активное противление. В этом нет ничего удивительного: эти обязательства не вытекают из наших желаний. Они приходят со стороны. О них нас информируют окружающие. В этом тоже нет ничего особенного: эти обязательства рождены их желаниями. Природа подобных обязательств ничем не отличается от индивидуальных «надо». Они тоже появляются на месте погибших желаний. Принципиальное отличие лишь в том, что победившее желание принадлежит другому человеку. В основе обязательств, навязываемых другими людьми, лежит своеобразный парадокс: желает один человек, а действовать, воплощать это желание – должен другой.

Когда нам навязывают чужое желание, мы возмущаемся. Всё в нас противится инородному вмешательству. И это естественно. Как существует несовместимость тканей разных людей, так существует и несовместимость их желаний.

Навязываемые нам желания влияют на условия, в которых находятся наши собственные желания. Это не удивительно, ведь эти желания вызывают внутри нас изменения, которые вынуждают нас действовать по ненужной нам программе. Эти изменения не характерны нам. Они вызывают отторжение, в том числе и навязываемого нам желания, а действия, связанные с ним воспринимаются как насилие.

Чужое желание под видом «надо» вносит в наше сознание изменения, которые порождают в нас новые желания. Первым и основным из них является желание противодействовать чужому влиянию. Мы приобретаем состояние, которое в обиходе называют «дух противоречия». Противление чужому желанию есть естественная реакция на чужое информационное внедрение. Его величина отражает силу интеллектуального иммунитета человека.

Победа в борьбе желаний разных людей иногда бывает полной. Происходит это тогда, когда у побеждённого не остаётся и намёка на противление чужому желанию. Он смиряется с ненужным ему чужеродным «надо». Правда, такая победа не всегда является окончательной. Мир динамичен. Условия, в которых мы находимся, непрерывно меняются. Меняется соотношение причин, вызывающих различные желания. Ситуация в любой момент может повернуть в обратную сторону, поэтому всегда остаётся вероятность того, что изменения возродят желание, канувшее в Лету. И тогда чужое «надо» ослабит хватку. Оно начнёт искать компромисс с возродившимся желанием. Этот компромисс обязательно нужен чужеродному «надо»: без него это обязательство непременно погибнет. Без подобного компромисса исполнитель забудет о нём.

Осознание происходящих перемен рождает в нас надежду. Вариантность развития событий питает её. Надежда умирает последней только потому, что она живёт до тех пор, пока мы живы. Надежда жива в нас, пока мы воспринимаем мир, в котором живём. Пока мы воспринимаем изменения вокруг и внутри нас, мы работаем с информацией. Мы осознаём её. Мы мыслим, а значит, способны рождать новые желания. Сила желания и сила воли дают нам силы на воплощение этих желаний.

Неуверенный в себе человек всю жизнь раскачивается на «качелях» невоплощённых желаний. Он не имеет навыков для того, чтобы реализовать их. Нет у него и воли, чтобы подавить их. То он хочет быть здоровым. То летит в потоке развлечений. Сегодня он ограничивает себя, разрывая отношения с приятелями. Завтра, не задумываясь, бросается в объятия пороков, становясь «душой» прежней компании. Такого человека всю жизнь бросает то к одному желанию, то к другому. В итоге он всю жизнь топчется на одном месте. Его активность иллюзорна.

Желание стать богатым в сочетании с желанием развлечений формируют в человеке компромисс «продать себя». Естественно, лучше сделать это подороже. Все решения человека подчинены этому желанию. Человек закручивает свою жизнь вокруг него, как вокруг оси. Он «крутится». Он настолько активен, что ему не хватает времени задуматься. Он даже не понимает того, что, покупая удовольствия, продаёт себя. Он продаётся… за эти самые удовольствия.

Желание быть любимым вкупе с желанием властвовать рождает компромисс обмена: деньги, драгоценности, дома и машины в обмен на чувства. Если не верящий в любовь человек ещё и ненасытен, то возможных пар «нежелаемых» желаний окажется предостаточно. Человек, неспособный разобраться в них, непременно ощутит, что одновременно хотеть многого очень вредно. Этот вывод ему подскажет боль, которую он рано или поздно испытает.

Хотеть, действительно, вредно, если не уметь делать этого. Жизнь «на разрыв» непременно приведёт к потере здоровья. Только ощутив дискомфорт и боль, человек поймёт, что свобода выбора «главного желания» есть его единственная свобода. Только свобода выбора существует реально. Все остальные «свободы» мнимые. Их образ появляется в сознании человека только вследствие ограниченности его представлений о мире.

Любой человек, каким бы амбициозным он ни был, всего лишь слуга трёх господ. «Хочу», «могу» и «надо» поочерёдно властвуют над нами. Каждый стремится подчинить нас только себе. Каждый стремится, затащить нас в своё состояние: то состояние, при котором этот «господин» будет главным. Чтобы чувствовать себя комфортно, нам приходится согласовывать их притязания. Мы просим каждого смилостивиться, хотя бы на время. Для того чтобы это произошло одновременно, требуется много сноровки. Требуются для этого те навыки общения со своими «хочу», «могу» и «надо», фактически с самим собой, которые мы сумели к этому моменту наработать.

Действовать, «как хочу, так и ворочу», мы можем только в границах наших возможностей до появления очередного желания. При этом не важно, кому оно принадлежит, нам или другому человеку. Дальше свои условия начнёт диктовать «надо», разрастающееся на останках прежних желаний. Абсолютная свобода как область неограниченных желаний – это фикция, обман, придуманный ненасытными эгоистичными людьми, не умеющими жить в ладу с желаниями. Абсолютная свобода – это их виртуальный идол.


Рецензии