А можно нарисовать Крюгера?
Школа переживает сейчас нелёгкие времена. Количество первоклассников несколько сократилось, да и духовный уровень учащихся оставляет желать лучшего.
Преподаю изобразительное искусство почти 30 лет, и грустно наблюдать, как изменился за эти годы ученик с карандашом и кисточкой в руках. Судите сами: идет урок в начальной школе, говорим о выражении характера человека средствами изобразительного искусства, вспоминаем известных персонажей русских народных сказок, и вдруг вопрос:
-А можно нарисовать Крюгера?
Такие ситуации на уроке - далеко не редкость. Однако в основе преподавания сейчас лежит не авторитарный подход - нельзя просто запретить. Современные образовательные технологии предполагают обучение на личностно-ориентированной основе. Для того, чтобы ребенок предпочел образ Бабы Яги образу кровавого Крюгера и ему подобных, нужно самой посмотреть все эти малоприятные фильмы-страшилки и найти убедительные аргументы в пользу русских народных сказок. Порой приходится рассказывать их прямо на уроке, выбирая самое увлекательное, чтобы заинтересовать, опираясь на знания совсем немногих, кто в классе читал, а чаще - видел «мультик» на основе той или иной сказки. Ведь большинство детей не читали совсем! А сказка - это и богатство языка, и развитие воображения, и мораль.
Может быть, дети стали более агрессивны? На занятиях рисованием этот вопрос не случаен. Например, к теме «Выражение намерений и характера через украшения» рисуем добрый и злой флот. Половина класса выберет злой, если эмоционально не преподнести, до чего радостно изобразить яркие флажки и изящные фонарики, как приятно положить желтый, оранжевый мазок кистью! Из года в год на вопрос о том, кто такой Леонардо да Винчи, кто-то из детей обязательно выкрикнет: «Черепашка Ниндзя!» Обидно, что не величайший художник, инженер, ученый, а примитивный персонаж из мультика, которому присвоили великое имя.
Учителю приходится быть очень осторожным в формулировках вопросов, очень убедительным в доказательствах, чтобы пробудить интерес к народной культуре, к настоящему искусству. Очень многое зависит от взрослых, которые рядом с ними. Родители частенько ругают школу, забывая о своей роли в воспитании своего же ребёнка. И не только в воспитании!
Однажды в начале урока меня вызывают на вахту. Пятиклассник из моего класса сидит на лавочке в полуобморочном состоянии. Звоню ему домой, рассказываю маме о самочувствии её сына и слышу спокойный ответ: «Вы знаете, он просто не завтракал, покормите его чем-нибудь!»
Родители часто не придают значения своим поступкам в глазах ребенка, и уж куда чаще - тому, что он смотрит, читает ли, с кем проводит свободное время! Не удивительно, что учителю иногда приходится выступать в роли психотерапевта, ведь дети очень искренни, они рисуют то, что чувствуют.
Так шестиклассник при изучении темы «Автопортрет» изобразил мальчика, идущего по дорожке, которая обрывалась. Спрашиваю о том, что будет здесь нарисовано. Отвечает: «Ничего, ночь». После урока задерживаю его, интересуюсь, с кем живет. Оставшись наедине, охотно рассказывает, что живет с мамой и бабушкой, будущее его пугает. И все становится ясно. Не удивительно, если такой ребенок для передачи единства характера персонажа и его костюма выбирает не Пьеро, не Снежную королеву, а Человека-паука в его безликой маске. Может быть, подсознательно ему хочется, чтобы рядом с ним был кто-то надежный и сильный и неважно, какое у него лицо?
При таких колоссальных возможностях, которые открывает перед детьми Интернет, нельзя забывать о роли живого человеческого общения.
Семиклассникам в связи с военной тематикой интегрированного урока говорю о теме войны в изобразительном искусстве, музыке и поэзии, спрашиваю об Окуджаве. Никто не слышал! Читаю: «Ах, война, что ты сделала, подлая…» Абсолютная тишина. Потом голос: «Почитайте еще!»
Что делать, чтобы душа ребенка не очерствела еще в детстве, чтобы родное искусство было ближе школьнику, нежели искусство западное?
Необходимо и родителям, и учителям знакомить детей прежде всего с родным и близким - читать русские народные сказки, стихи настоящих поэтов, литературную классику, беречь народные традиции, знать и восхищаться искусством русских народных промыслов, помнить имена своих героев.
Наталья Коноваленко, публикация в газете "Молот" 2007г
Свидетельство о публикации №214010800135
Хорошая статья. Видна особая роль учителя в воспитании. Известны крылатые фразы, что учитель соприкасается с вечностью, потому что никто не знает когда кончается его влияние. Еще говорили, что Великую Отечественную войну выиграли советские учителя.
С другой стороны, не помню, кто из великих говорил, что просто учитель - объясняет, хороший - показывает, а великий - вдохновляет! А имеет ли возможность сегодня учитель вдохновлять? Или он просто вынужден "стоять у станка" и "гнать программу"? Платят маловато, нагрузка большая, дети сложные, семьи неблагополучные, программы стандартные, критерии оценки работы учителя формальные и неправильные и т.д.
А общество? Социум? Вроде, на словах, воспитание и обучение предполагает личностно-ориентированный подход. А на деле? Массовая поп-культура. Массовая мода. Стандартные безликие "звезды". Стандартные мечты. Стандартные увлечения. И это все навязано не случайно.
Сейчас нужны люди-муравьи, а не личности. Люди-функции, а не мыслители.
Еще дистанционное обучение. Там учителя вообще нет. Все безлико. С кого пример брать? Кто поймет, терпеливо подправит?
Я считаю, что наше образование за эти годы превратилось в Макдональдс, а высшее, вообще в профанацию! Вы так не думаете?
С уважением.
Королёв Михаил 19.02.2015 20:40 Заявить о нарушении
Наталья Коноваленко 20.02.2015 19:32 Заявить о нарушении