Экскурсия в каменный век

Можем ли мы чему-то научиться у людей каменного века? Странный вопрос! Мы же ужасно цивилизованные, а они дикари!
Однако это заблуждение. Люди каменного века – тоже люди. В чем-то они были даже лучше нас. Они были другими, и их образ жизни имеет свои преимущества. Во всяком случае – в воспитательном смысле.
Так почему бы нам не перенять их ценный педагогический опыт?

1) В первобытном обществе дети начинали работать очень рано. Они собирали хворост для очага. Искали в лесу, недалеко от своего селения, съедобные растения, ягоды. Ловили мелкую рыбешку. Собирали птичьи яйца. Носили воду в жилища. Выполняли различные мелкие поручения взрослых.
Современные дети, как правило, не работают. То есть они не делают ничего полезного для других. Поэтому, как это ни странно, современные дети БОЛЕЕ ДЕТИ: они инфантильнее, беспомощнее. Между тем, интеллектуальное развитие (а в этом смысле между нами и людьми каменного века дистанция огромного размера – и, надо признать, в нашу пользу) – это далеко не главное. Главное – личностное развитие. Так вот, в этом смысле первобытные дети опережали наших заласканных вундер-киндеров. Они были самостоятельнее, инициативнее.
Первобытному малышу никто не объяснял: иди туда-то и там накопай съедобных корешков. Никто ничего не показывал. Всё надо было найти самому. И это в лесу, где нет никаких дорог! Где нужно уметь ориентироваться, чтобы не заблудиться. А работу свою надо было выполнить обязательно: за результат спрашивали так же строго, как и со взрослых.
При этом нельзя сказать, что дети каменного века были уж совсем такими крошечными старичками, озабоченными только своими рабочими обязанностями. Нет, они тоже бегали, шалили, играли. Игры у них были примитивные, похожие на самые простые подвижные игры современных детей (догонялки, салочки, ловитки и т.п.). У маленьких мальчиков, как правило, были небольшие луки и стрелы, копья (без наконечников): они учились владеть ими, играя. Девочки могли играть «в куклы» (в роли куклы выступал какой-нибудь сучок).
Они были детьми, хотя их детство кончалось гораздо раньше, чем у современных великовозрастных инфантилов. Однако у них было одно существенное преимущество: они жили со взрослыми общей жизнью, общими заботами. И, что очень важно, их взрослая жизнь не начиналась вдруг: закончил институт, начал работать – и к 22-летнему человеку предъявляют сразу серьезные требования, а он к этому не привык, потому что никогда прежде не работал. А первобытные мальчики и девочки ПОСТЕПЕННО ВРАСТАЛИ ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ, во взрослые обязанности.
И поэтому к своим 15-16 годам они уже были психологически готовы ко взрослой жизни. Не только в том смысле, что все знали и умели, что им полагалось. Немало, кстати. 15-летний мальчик уже умел выслеживать зверя, свежевать, снимать шкуру, разделывать мясо. Умел строить жилище (этим обычно занимались подростки и женщины). Знал множество примет, знал повадки всех зверей и птиц. Девочки умели уже делать горшки из глины, шить костяными иглами, варить и коптить мясо.
Но главное, это были уже самостоятельные, уверенные в себе, ответственные люди, которые хотели поскорее пройти обряд Посвящения в Охотники (мальчики) или перейти в свою землянку (девушки) - и стать Настоящими Взрослыми.
Феномен инфантильности – нежелание взрослеть, страх перед ответственностью за свою жизнь – открыла цивилизация. В нецивилизованном обществе этого не было.
Какой урок мы можем отсюда извлечь?
Видимо, такой: мы должны так организовать жизнь наших малышей, чтобы они не только играли, развлекались и учились – НО И РАБОТАЛИ. Работали для своих близких, причем, серьезно: за результат с них надо строго спрашивать. И работа постепенно должна занимать в их жизни всё большее место. И это должна быть работа не из-под палки, а вполне добровольная, поощряемая только уважением и благодарностью взрослых.
Тогда ребенок будет ПОСТЕПЕННО ВРАСТАТЬ во взрослую жизнь, и ответственность и обязанности взрослого человека не испугают его, ему не захочется прятаться за мамину юбку до старости – как, к сожалению, нередко случается в наше прогрессивное время.

2) Хочу задать вам, мои дорогие читательницы, странный вопрос: какая цель в жизни есть у вашего малыша (или малышей)? Я имею в виду ИМ САМИМ ОСОЗНАВАЕМУЮ ЦЕЛЬ.
Может, вы считаете, что ему еще рано иметь какие-то там цели? Он же еще такой маленький! Тогда должен вам сказать, что вы ошибаетесь.
Цель в жизни – это главное, что нужно абсолютно каждому человеку. Просто потому, что он человек.
И вот современная жизнь так устроена, что у малышей могут быть какие-то локальные цели (добиться, чтобы мама купила велосипед, например), но ЦЕЛИ ЖИЗНИ они не знают. Такие цели у них появляются довольно поздно, как правило, после 10 или даже 12-13 лет, а у многих еще позже.
В этом смысле наших детей можно пожалеть.
В особенности, если сравнить их довольно унылое бесцельное существование с жизнью их первобытных сверстников.
У ребенка каменного века – причем, абсолютно любого – была совершенно четкая цель в жизни. Каждый мальчик знал, что он станет охотником. И каждая девочка знала, что она станет женой охотника и матерью его детей. И они знали, что им предстоит пройти особый обряд Посвящения. Посвящения во Взрослые – так можно его назвать. Сейчас этот обряд называют «инициацией».
И каждый ребенок с нетерпением ждал этого, мечтал об этом. А потом, в старости, об этом вспоминал как о главном моменте своей жизни.
Между прочим, обряд инициации вовсе не был приятным. И это еще мягко говоря. У многих племен принято было сурово испытывать подростков, посвящаемых во взрослые, - особенно юношей. Их заставляли публично демонстрировать свою готовность без единого звука переносить боль – и притом сильную боль. Они должны были прыгать через огромный костер, чтобы доказать свою храбрость. Это было непросто: посложнее, чем сдать ЕГЭ в современной школе.
Но, повторяю, об этом моменте мечтали, ждали его с нетерпением, и когда эта кульминация жизни каждого человека наступала, это была такая радость! Ведь ее ждали всё своё детство!
А что есть у наших детей? Ничего. Они нищие – по сравнению с первобытными мальчиками и девочками. У них нет цели. Их ничего такого не ждет: никакого такого радостного момента.
А ведь величайший мировой авторитет в области воспитания, А.С.Макаренко, говорил, что настоящим стимулом человеческой жизни является ЗАВТРАШНЯЯ РАДОСТЬ. Именно не сегодняшняя, а завтрашняя. Причем, это «завтра» не стоит понимать буквально. Гораздо лучше, когда радость отстоит во времени довольно далеко и достичь ее непросто. И чем дольше к ней идёт человек, чем труднее она достается – тем больше эта радость, тем сильнее ее жаждет человек, тем дольше помнит потом.
Мы обокрали наших детей.
Правда, взамен они получили внешнюю свободу: они могут стать и тем, и тем, выбрать и ту, и другую область деятельности. Ничего подобного в каменном веке не было. Тогда каждый человек, даже 3-4 лет, уже точно знал, кем он будет всю свою жизнь. Всё было заранее известно.
Однако, что-то приобретя, мы что-то и потеряли.
Но так ли безвозвратна эта потеря? Почему бы нам не возродить обряд инициации – Посвящения во Взрослые? Возродить в наших семьях.
Разумеется, мы не будем заставлять наших детей прыгать через костер – и пр., и т.п. Да и не в этом суть. А в том, чтобы ребенок, еще совсем маленький, уже знал, что когда-нибудь, очень-очень нескоро, его ждет нечто радостное, очень важное, торжественное. Чтобы у него была цель.
А как будет это выглядеть – не так важно. Это можно придумать. И это нетрудно и интересно.
Важно дать малышу этот маяк, эту цель впереди, к которой нужно идти, стремиться – очень долго, всё свое детство.
Бесцельное существование не воспитывает. Только тогда, когда у человека есть цель, он может расти как личность.

3) Когда-то – собственно, не так уж и давно, примерно 5-6 тыс. лет тому назад всего лишь – люди не имели сетей и не ловили рыбу в море. Просто из жил животных большую сеть не сделаешь: на это ушла бы вся жизнь множества людей – ведь плести ее пришлось бы вручную. Больших судов тоже не было: лодки делали, выжигая огнем сердцевину толстого дерева. Нетрудно представить, какие это были лодки.
Так что сельдь или треску первобытные люди не добывали. Да и не было особой необходимости: тогда людей на Земле было очень мало. По нашим представлениям, во всяком случае.
Однако рыбу, конечно, они ели. Например, сёмгу. И других лососевых, которые заходят в реки на нерест. Эту рыбу били острогами и даже просто копьями. За время хода рыбы: дня за 3-4 – нужно было сделать запасы на зиму.
Как это примерно происходило? Давайте попробуем себе представить.
Итак, наступила весна. Между прочим, весной первобытные люди часто голодали: особенно, на Севере. А сёмга – северная рыба. Добывали ее жители побережья Белого моря, например. И вот представьте себе, с каким нетерпением изголодавшиеся люди, давно уже варившие кору и старые обглоданные кости, ждали хода рыбы на нерест.
Загодя выставлялись дозоры на реке: дежурили там круглые сутки. Ночью жгли костры. Но, конечно, не взрослые – а подростки и даже довольно маленькие дети там дежурили. И все переживали: придет ли рыба? когда она придет? Одинаково – и взрослые, и дети. И каждый дозорный мечтал первым заметить первых рыб.
И вот рыба появилась. Сёмгу ждать удобно у порогов. В таких местах она выпрыгивает из воды на сушу и скачками, сжимаясь и разжимаясь, преодолевает пороги по берегу. Именно поэтому у этих рыб такая форма тела (изогнутая, как лук: есть ведь красная рыба, которая так и называется – «горбуша»). И тогда, когда рыба выпрыгивает на берег, видно, что она идет на нерест.
И вот первый подросток замечает самую первую выбросившуюся на берег сёмгу. Он громко кричит – и все бегут в селение. У взрослых уже всё готово, все бросаются к реке.
Начинается лихорадочный, азартный лов. Рыбы очень много: чтобы она не испортилась, ее нужно сразу потрошить и коптить. Всем этим занимаются женщины и девочки, маленькие мальчики им помогают. Работа кипит круглые сутки. Всем нелегко – но все страшно рады, что рыба пришла, и ее много.
Для чего я обо всем этом рассказал? Чтобы вам легче было себе представить, как много было у первобытных детей ОБЩИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ СО ВЗРОСЛЫМИ. Причем, переживаний интересных, даже захватывающих, - и радостных.
А какие есть у наших детей общие переживания с нами? Совместные походы в магазин, где чадо клянчит у нас «сникерс», а мы недовольно объясняем, что кушать шоколад вредно? А что еще?
Так вот: любому человеку необходимы СОВМЕСТНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ с близкими людьми. Пусть не со всем «племенем» (народом?) сразу, пусть только со своей семьей. Но они очень нужны.
Такие переживания делают ребенка эмоционально устойчивым: дают ему почву под ногами. Они очень помогают тому психологическому процессу, который современные ученые называют «самоидентификацией». Это путь к пониманию себя, того, кто я такой в этой жизни.
Первобытный ребенок точно знал, кто он такой. Потому что у него была общая жизнь со всем племенем.
Правда, индивидуальное было тогда в людях развито гораздо слабее, чем сейчас. Но не слишком ли велика плата, которую мы отдаем за возможность индивидуальной жизни? Не слишком ли мы одиноки?
Человек – общественное существо по своей природе.
И нам нужно бы извлечь из этого урок. Опять-таки, очень простой: нашим детям нужны совместные с нами, их родителями, интересные, радостные переживания. Что это будет: совместная прогулка в лес? Какая-то совместная работа? Это не так важно. Надо искать, а кто ищет, тот всегда найдет. Ничего сложного тут не нужно изобретать.
Вот я привел пример: ловля рыбы – что тут сложного? Если вы любите рыбную ловлю, то и это сойдет. Даже совместный просмотр фильма – и это уже что-то.
Но это нужно обязательно, и не раз в год, а хотя бы раз в 2-3 недели, регулярно. Без общей жизни, без совместных переживаний с близкими взрослыми ребенок не может нормально развиваться как личность.

4) А какие у нас есть обряды?
Ну, допустим, мы украшаем елку в Новый год. Что еще? Что-то негусто получается.
Между тем, вся жизнь первобытного человека: и ребенка, и взрослого – была буквально пронизана обрядами.
Скажем, перед тем, как идти на охоту, мужчины одевали особые одежды, раскрашивали лица (чтобы звери их не узнали и не догадались, что это охотники), потом исполняли особый ритуальный танец вокруг нарисованного животного, на которого они собирались охотиться, и каждый должен быть символически «проткнуть» его копьем. Все это способствовало удаче на охоте: правда, не в том смысле, как это понимали сами первобытные люди, - а в смысле психологическом: так они укрепляли уверенность в себе, убеждали себя, что обязательно поймают зверя.
Строительство новой землянки, инициация, похороны, выбор невест, приход весны – всё это сопровождалось особыми обрядами. Были обряды таинственные, которых не могли видеть непосвященные.
В общем, это было и интересно, и придавало жизни особый – высший – смысл.
У нас обрядов нет: мы люди рациональные. Ну разве что если папа пьет чай всегда из особой чашки, а ребенок – тоже из особой, своей. И то уже хорошо.
Однако детям обряды очень нужны. Не могу сказать, что нам, взрослым, они не нужны: мы же тоже очень любим Новый год, правда? А это единственный праздник в году, который у нас сопровождается какие-то обрядами. Но детям они нужно как воздух.
Почему? Зачем им это? Потому что для ребенка мир – ЭТО ТАЙНА. До поры до времени тайну эту нельзя разоблачать. Именно понимание трепетно-таинственной природы мира, в котором мы живем, ощущение неких таинственных сил, которые стоят за всем и всем управляют, позволяло первобытным людям С УВАЖЕНИЕМ ОТНОСИТЬСЯ К ПРИРОДЕ. Они никогда намеренно не вредили деревьям, рекам, животным. Они брали только то, что им было нужно для жизни.
Да, у них не было и возможности так вредить, как это делаем мы. Однако дело не только в этом. Они, даже имея возможность, не стали бы калечить Землю, как мы, цивилизованные жители Общества Потребления.
Конечно, современный человек научно образован, он многое знает и понимает, он рационалист. Но этот рационализм отдает явным безумием. Ведь шизофреник тоже может быть в каком-то смысле рационалистом, но только в области средств, не целей. И мы – именно такие рационалисты.
Обряды и ритуалы помогают ребенку ощущать таинственность мира – и в то же время «приручать» эту таинственность, дружить с миром, вступать с ним в интимную связь. Без обрядов и ритуалов маленький ребенок этого сделать не может. В результате он ощущает мир как враждебный и чуждый. Наверное, излишне объяснять, насколько это вредно и даже опасно для личностного развития ребенка.

Итак.
Если вы хотите, чтобы ваш малыш полноценно развивался как личность,
1) дайте возможность своему ребенку не только играть, но и работать – и не понарошку, а вполне серьезно, причем его обязанности должны вознаграждаться только вашим признанием и уважением, и еще они должны становиться со временем все более трудными, работа должна занимать всё большее место в жизни вашего ребенка;
2) поставьте перед вашим малышом очень далекую и очень привлекательную цель, к которой он мог бы и хотел стремиться на протяжении всего своего детства; придумайте какой-то обряд посвящения во Взрослые для своей семьи – расскажите ребенку о нем, о том, как вы посвятите его во Взрослые, как вы его будете уважать, когда это произойдет. Да, со временем, живя в обществе скептиков, он забудет об этом и даже, возможно, станет смеяться над вашей выдумкой. Что ж, посмейтесь с ним вместе. Но пока он маленький, ваша фантазия сыграет свою роль;
3) ребенку нужны регулярные совместные переживания с вами и другими близкими людьми, нужна общая жизнь, совместная деятельность со взрослыми: обязательно подумайте, что вы могли бы делать вместе с малышом, какие у вас могут быть общие радости;
4) придумайте для своей семьи несложные обряды на разные случаи жизни: когда вы садитесь за стол, когда выходите на прогулку, когда празднуете свой или ребенка день рожденья или какие-то другие праздники; объясните малышу смысл этих обрядов, расскажите, что это обряды именно вашей семьи, о них нельзя никому рассказывать; еще лучше, если вы вспомните о каких-то традициях, действительно существовавших в вашей семье, или узнаете о них от своих родителей, бабушек или каких-то дальних родственников;
5) старайтесь искать и учиться, потому что воспитание ребенка – творческий процесс; а научиться проще всего у того, кто на нас максимально не похож – то есть как раз у первобытных людей!


Рецензии