Готовимся к школе

Разумеется, мы все хотим, чтобы наши дети были успешными в школе. Но что для этого нужно делать? Как подготовить ребенка к школе, чтобы всё у него там было хорошо?

Вениамин (по-домашнему – Веня) – тощенький, бледненький, болезненного вида семилетний мальчик. У Вени огромные глазищи, голубые, как два озера. И еще более огромные уши, розовые и прозрачные, к тому же еще оттопыренные. Из-за своих ушей Веня немного похож на стрекозу: тощее длинное тельце – и ушки, как крылышки.
Веня – очень умный мальчик. Он начал читать в три с половиной года: учили его по кубикам Зайцева, потом мама до самой школы каждый вечер читала с ним, в 6 лет уже и он читал маме. Однако нельзя сказать, что Веня очень любит читать.
Целый год до поступления в школу мальчик занимался на подготовительных курсах при той же школе, куда его решили отдать. Вернее, это не школа, а языковая гимназия, очень престижная. Любого и каждого туда не возьмут, так что поступить в такое серьёзное учебное заведение не легче, чем в иной институт. Веня поступил: благодаря основательной подготовке. Он сдал все тесты, и был зачислен в 1-й «Д» класс.
Однако учится Веня средне: не плохо, но и не так уж хорошо. А самое главное – в школе он чувствует себя не в своей тарелке, не любит ходить в школу. У него нет там друзей, он боится учительницу. Школа для него – тяжкая повинность, хотя он только в 1-м классе. Он даже иногда по утрам плачет, отправляясь в школу.
Из-за всех этих непонятных для мамы мальчика симптомов он и попал ко мне на консультацию. Выяснилось, что общение мамы с сыном, в основном, сводится к «надзору и контролю». Мама – научный работник, она погружена в свои интеллектуальные интересы– даже дома. Веня с самого рождения много болел, мало играл с другими детьми, физически пассивен. Очень зажат и застенчив. Боится новых, незнакомых людей и ситуаций.
На вопрос, что же мальчик любит, мама долго не могла ответить. У нее даже вырвалось:
- Признаться, даже не задумывалась об этом!
Выяснилось все-таки, что Веня любит марки: он их пытался собирать с 4-х лет – но мама этого увлечения не поощрила, и оно заглохло. Вроде бы он любит животных, но никакого домашнего животного у него нет.
На вопрос, а наказывает ли она сына, бывают ли у них конфликты, мама с возмущением ответила, что у них в семье это невозможно: сын всегда безоговорочно слушается ее.

В одном классе с Вениамином учится моя давняя знакомая Арина. Я знаю Аришу с 3-х лет. Ее дошкольное детство было разительно не похоже на детство Вени.
И мама, и папа Арины увлекаются туризмом, постоянно (даже зимой) ходят в походы. Арину они начали брать с собой с 3 лет (летом), а уже с 5-ти лет она принимала участие абсолютно во всех походах, даже на байдарке сплавлялась по реке.
Арина – крупная, сильная, красивая и очень активная девочка. Она смуглая, внешне похожа на татарку. Обожает всяческую беготню, шумные игры с другими детьми. Заводила во всех компаниях – и в то же время еще с младшей группы детского сада – первая помощница взрослых. Очень серьезно относится ко всяким правилам и всегда их выполняет, если признаёт их полезность.
В то же время в свои 8 лет Ариша критична, даже к взрослым: если поведение взрослого вызывает у нее неуважение, она тут же становится в оппозицию к нему (что не раз бывало в детском саду). В этом случае она готова и похулиганить: например, в 5 лет ей однажды не понравилось, что воспитательница раньше времени решила их забрать с прогулки (накрапывал дождик), - Арина влезла на дерево и сидела там, пока ей не сказали, что уже пора обедать.
Арина любознательна, задает кучу вопросов, спорщица, очень упряма. С мамой они иногда ссорятся, мама ее шлепает, даже наказывает (сажает на диван: такое у нее наказание – сидеть на диване, не вставая, определенное время).
В то же время Арина уже умеет чистить картошку, пылесосить, играть в футбол и баскетбол, кататься на двухколесном велосипеде и на коньках, играть в бадминтон. Хозяйственная, обожает участвовать во всех домашних делах.
В 6 лет Арина еще не умела читать и даже не знала многих букв. Разумеется, ее никак специально к школе не готовили, что не помешало ей успешно пройти тестирование. Она быстро научилась читать  и учится не хуже Вени. Но и не лучше, пожалуй. Разница между ними в том, что в школе Арина себя чувствует как рыба в воде: она самый популярный человек в своем классе (учительница ее называет «атаманшей»). На уроки она тратит в два раза меньше времени, чем Веня, - и вообще все у нее хорошо.

Наверное, нет смысла спрашивать, кто же из этих двух детей оказался лучше готов к школе: это слишком очевидно.
Но почему же это так?
Кстати, такой вопрос: если бы Веня учился на одни «пятерки» (а он очень способный, и этому мешает только его зажатость и постоянное эмоционально угнетенное состояние), значило бы это, что он БОЛЕЕ УСПЕШЕН В ШКОЛЕ, чем Арина?
На мой взгляд, нет. Потому что важнейшие составляющие успешности любого человека – это его САМОЧУВСТВИЕ и его отношения с другими людьми. Чисто внешний успех ни к чему, если ученик себя чувствует плохо, если он одинок в своем классе.
На самом деле ничего странного в успешности Арины и неуспешности (пока, по крайней мере) Вениамина нет. Странным это может показаться только тому, кто думает, что ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ – это, главным образом, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ плюс НЕКОТОРЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ (чтение, устный счет). А так по-прежнему считают очень многие родители. Отсюда – популярность всяческих курсов по подготовке детей к школе. Курсы эти – очень прибыльное дело для их организаторов, но прямого отношения к «готовности к школе» они на самом деле не имеют.

Давайте попробуем взглянуть на обучение в школе глазами ребенка. Что с ним происходит, когда он приходит в первый класс? Как он все это воспринимает?
1) Он должен в течение достаточно длительного времени сидеть неподвижно за партой: нельзя бегать, ходить, разговаривать - его физическая активность жестко ограничивается – а это для детей очень серьезное испытание, так как их «аппетиты» в этом смысле гораздо больше наших.
Кто благополучно выдерживает это испытание? Ответ многим покажется парадоксальным: именно такие дети, как Арина, - обожающие побегать и «побеситься».
Казалось бы, должно быть наоборот. Вот Веня – он и дома постоянно сидит на месте, привык. Почему же он хуже переносит школу?
Дело в том, что у детей душевное состояние непосредственно зависит от физического. Активный, деятельный, сильный и поэтому уверенный в себе ребенок ГОРАЗДО ЛУЧШЕ ПЕРЕНОСИТ ВЫНУЖДЕННОЕ СИДЕНИЕ ЗА ПАРТОЙ.
И никакого парадокса тут нет. Кто легче выдержит голодовку: тот, кто и раньше постоянно голодал, - или тот, кто хорошо питался? Ответ очевиден.
Притом, физически пассивные и застенчивые дети и в школе на переменах очень часто сидят за партами, - а такие, как Арина, используют перемены по полной программе: носятся как угорелые. И тем восполняют недостаток физического движения во время уроков.
2) Ребенок в школе попадает в новую, совершенно необычную для него, обстановку. Он должен находиться с другими, ранее не знакомыми ему детьми, в присутствии учительницы, взрослой женщины, тоже прежде ему не знакомой. При этом учительница наделена большой властью: она вправе многое запретить, задает вопросы, на которые нужно отвечать, и эти ответы оцениваются.
Почему в этой ситуации Веня оказался несостоятелен? Потому что его жизнь до поступления в школу была предсказуемой, она не содержала элементов нового. И он не привык к неожиданностям. В его прежней жизни не было испытаний: слушайся только маму – и всё. Притом он не сталкивался с тем, что его может оценивать чужой человек (раньше это делала только мама) и не привык находиться в коллективе сверстников (мальчик почти не ходил в детский сад из-за постоянных недомоганий: им, в основном, занималась бабушка). Притом Веню никогда прежде не наказывали, у него не было никаких конфликтов. А в школе невозможно избежать наказаний (плохих отметок, которые дети воспринимают как наказание) и обойтись без ссор.
Почему Арина прекрасно себя чувствует в классе? Потому что она привыкла к постоянным испытаниям и неожиданностям: к этому ее приучила походная жизнь. Для нее не проблема – новые люди (участники походов все время менялись). Она совершенно спокойно общается со взрослыми, но и в коллективе детей чувствует себя отлично. Она любопытна ко всему новому, не пугается его. Она не боится неудач, психологически устойчива.

Какие же выводы мы можем сделать из истории адаптации к школьной жизни этих двух детей?
1. Чтобы ребенок был готов к школе, он должен постоянно участвовать в играх с другими детьми. И чем более сложными они будут, тем лучше. Наиболее полезны подвижные игры и ролевые игры с правилами. Именно участие в таких играх дает малышу опыт подчинения правилам: он убеждается, что в большом коллективе нельзя делать всегда то, что хочется, а надо соблюдать правила. В то же время ребенок почувствует прелесть детского коллектива, поймет, как это здорово: играть, дружить. Коллектив сверстников станет для него привлекательным.
То, что для ребенка коллектив сверстников ПРИВЛЕКАТЕЛЕН, - ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ.
2. Готов к школе только тот, кто любит физическую активность, любит бегать и играть в подвижные игры. Физическая пассивность вообще не дает детям дошкольного и младшего школьного возраста нормально развиваться, так как эмоциональное состояние человека в этом возрасте прямо зависит от физической активности. Если потребность в ней не удовлетворяется, ребенок эмоционально угнетен – и это сказывается на всех сторонах его развития. Любовь к физической активности, привычка к ней позволяет в значительной мере компенсировать негативное влияние школы беготней на переменах и играми после уроков. Если же такой привычки нет, ребенок страдает и не может нормально развиваться.
3. Готов к школе тот ребенок, который уверен, что отношение к нему мамы не зависит от его успехов и неудач в школе. Мама все равно его ценит и любит, несмотря ни на какие неудачи. Если же мама, причем, еще до поступления в школу, явно связывает свое отношение к ребенку с его учебными успехами (с тем, как быстро он учится читать, считать и пр.), то малыш лишается «якоря психологической устойчивости», позволяющего ему спокойно воспринимать любые неудачи. Ведь из-за проблем в школе он лишается расположения мамы! Такой ребенок начинает бояться школьных неудач – тем самым неизбежно вызывая их на свою голову.
4. Готов к школе тот ребенок, который привык общаться со взрослыми и активно участвовать в их жизни. Ведь в школе – по крайней мере, на уроках – придется постоянно контактировать с учителем, а это чужой взрослый человек. Если родители отделяют свою жизнь от жизни ребенка, беседуют с ним только «на воспитательные темы», никогда не включают его в свои дела, свою жизнь, они делают ребенка уязвимым, так как у него нет опыта совместной деятельности и общения со взрослым. Общение со старшим, кроме того, приучает малыша внятно и логично излагать свои мысли, чего, разговаривая друг с другом, маленькие дети не делают. А это важно при ответе на уроке.
5. Готов к школе тот ребенок, который не боится неожиданностей и трудностей и уверен, что сможет их преодолеть. Это тоже связано с физической активностью, так как в раннем детстве дети именно таким образом учатся преодолевать трудности и заряжаются верой в себя. Так что научить малыша кататься с ледяной или снежной горки – именно в смысле подготовки к школе – важнее, чем обучить его читать в 3 года или писать в 4 года.
6. Важно также, чтобы ребенок не боялся неудач, то есть у него должен быть опыт неудач и их успешного преодоления: это тоже легко достигается, если ребенок любит бегать, играть и лазить.
7. Готов к школе тот, кто способен хотя бы 15 минут сосредоточенно заниматься каким-то делом, доводя его до нужного результата. Чтобы приучить к этому детей, достаточно включать их (разумеется, на добровольной основе) в домашние дела и заботы. Если малыш с 3-4 лет помогает маме мыть посуду, убирать в квартире и пр. – причем кое-что мама ему поручает сделать самостоятельно, а потом благодарит за результат, - то проблема будет успешно решена.
8. Ребенок, который готов к школе, отличается любознательностью. Ему нравится узнавать новое, он хочет знать все больше, становиться более умелым. Это опять-таки зависит от его общения с мамой, от качества этого общения. Если маме интересно разговаривать с малышом, если темы их бесед разнообразны, если они вместе читают, смотрят фильмы и обсуждают прочитанное и увиденное, то все будет в порядке.
9. Ребенок, хорошо подготовленный к школе, положительно относится к книгам. Возможно, еще не умея их читать. Он именно так относится к книгам потому, что много раз видел, как мама (и другие близкие взрослые) с удовольствием читает книгу; и потому, что дома достаточно много книг и к ним все относятся положительно; и еще, несомненно, потому, что мама не раз читала ему интересные книги. Сама же по себе техника чтения особого значения не имеет.

Разумеется, от интеллектуального развития вашего малыша, от того, умеет ли он уже читать, считать и писать, - тоже кое-что может зависеть. Но очень немногое.
Так что специальные курсы по подготовке к школе, в сущности, не могут подготовить ребенка к школе. Они этого не в состоянии сделать. Сделать это способны только вы - мать ребенка.
Надо избавиться от иллюзии, что кто-то может воспитать вашего малыша ЗА ВАС. Это невозможно. Вся ответственности лежит на вас, всё зависит от вас.
Готовить ребенка к школе – это, прежде всего, значит правильно воспитывать его. И, разумеется, не в «предшкольном возрасте» только, а прямо начиная с рождения. И еще – просто физическое здоровье, физическое развитие имеют большое значение. Правильно воспитанный и физически развитый ребенок всегда готов к школе. Даже если он еще не умеет читать и писать.

Чтобы ваш ребенок был готов к школе:
1) поощряйте его физическую активность, желание преодолевать препятствия (например, научиться лазить по деревьям, кататься на санках с горы и т.п.),
2) также поощряйте его стремление играть с другими детьми, общаться, дружить, быть в коллективе, пусть даже этот коллектив с вашей точки зрения далеко не идеален;
3) не отделяйте ребенка от своей жизни, своих взрослых дел и забот: рассказывайте ему о своей работе, охотно принимайте его помощь (даже если она очень неловкая и скорее создает дополнительные трудности) и сами просите о ней, чаще берите ребенка с собой, когда идете куда-то;
4) общайтесь со своим малышом на самые разные темы: обсуждайте знакомых и родственников, фильмы и книги, рассказывайте о растениях и животных, читайте ребенку, старайтесь серьезно и обстоятельно отвечать на все его вопросы;
5) никак не связывайте свое отношение к ребенку с его учебными успехами: он должен ясно понимать, что «с двойками» или «с пятёрками» он одинаково дорог маме;
6) не оберегайте ребенка от конфликтов – в том числе и с вами – и неудач, а учите их преодолевать;
7) внушите ребенку, что его статус школьника даст ему уважение со стороны близких взрослых, что это почетно – быть школьником;
8) с самого раннего возраста поощряйте самостоятельность и увлечения детей, так как человек полноценно развивается только тогда, когда он занят любимым делом, когда он чем-то увлечён.


Рецензии