В стране Вообразилии

Что такое воображение? Какую роль оно играет в нашей жизни? Должны ли родители что-то делать для развития воображения ребенка – или это дело профессионалов?

Дэвик с раннего детства часто болел. Одних только воспалений легких у него было 6 – и это за первые 7 лет жизни. Кроме того, еще ветрянка и множество болезней попроще.
При этом мальчик научился читать в 4 года, причем – сам! Читал запоем, особенно в больницах, где постоянно лежал.
Дэвик совершенно беспомощен в житейском смысле: не умеет ничего делать, боится незнакомых людей – особенно, девочек; очень неуверенный в себе и стеснительный. В то же время он хорошо умеет рассказывать книги и большой фантазёр.
Правда, о самых заветных своих фантазиях мальчик никому не рассказывает. В них он сильный и красивый, у него замечательные друзья, он совершает множество смелых поступков – как герои тех приключенческих книг, которые он глотает десятками.
Фактически по-настоящему живет он только в воображении, которое у него развито прекрасно. Однако это пока не помогает ему быть успешным в реальной жизни.

Бывают, хотя и довольно редко, дети, совсем лишенные воображения. Об одной такой девочке рассказывает писатель Рувим Фраерман в книге «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». Есть там такая девочка, Женя, - автор постоянно замечает, что у нее нет никакой фантазии. Вот как, например, она рассказывает о своей первой любви:
- А ты любила когда-нибудь? – спросила Таня.
- Любила, - ответила Женя, - только это было давно, еще в третьем классе.
- Но как же ты узнала об этом?
- Очень просто. Он просит, бывало: «Женя, покажи мне задачу». А я знаю, что показывать нельзя. «Не буду,»- говорю себе. Но он скажет: «Женя, я больше не буду дразнить». Ну и покажешь. Ничего со своим сердцем поделать не могла. А теперь прошло. Увидела, что плохо стала заниматься, и бросила.
Как видите, первая любовь Жени умерла… от недостатка воображения! Женя просто не могла себе представить какого-то дальнейшего приятного развития отношений со своим «возлюбленным», - а ведь на этом строится любовь: сначала мы мечтаем о ней – а потом она возникает на самом деле. Жене же представлялся как итог их нежных чувств только выговор учительницы – за то, что дала списать задание. А что в этом хорошего?
Тут уже видно, что в нашем человеческом мире мечта СОЗДАЕТ РЕАЛЬНОСТЬ, причем именно ту, которая нам особенно нужна, без которой мы жить не можем: любовь, дружбу, творчество. А у кого нет воображения – тот и любить не способен!

Гарик родился в Баку, во дворе, где жили армяне, азербайджанцы, евреи, грузины и даже одна курдская семья. Компания у них была веселая: одного мальчика звали Кемаль, другого – Алмас, а третьего – почему-то Вольдемар, хотя он армянин и все его звали «Волик».
Сначала они увлекались футболом, но играть было негде: двор маленький, мощеный крупными камнями – бегать по ним невозможно. Тогда придумали новую игру: натянули веревку посреди двора  - нужно было перебить мячом через нее, а там – поймать мяч по-футбольному: на грудь, на голову или на ногу  - и, не опуская на землю, выбить на половину противника. Такой «футбольный волейбол».
Потом это надоело, стали запускать змеев. Гарик сделал самого большого змея, но он никак не хотел взлетать: был слишком тяжелым. Но делать маленького змея Гарик посчитал ниже своего достоинства. Он прочел две толстых книжки о строительстве планеров, приделал змею закрылки – и змей-таки полетел. Правда, улетел недалеко – в соседний двор. Там он сел прямо на печную трубу, откуда его доставали все взрослые мужчины обоих дворов. После чего Гарик, приделав змею еще и длинный хвост, запустил его над городским оврагом. Змей полетел, как реактивный самолет, и вырвал веревку из рук Гарика. Теперь, наверное, этот змей уже в Америке и американцы не могут понять, что это такое: может быть, даже они испугались и просят директора ЦРУ разобраться, не русские ли шпионы к ним прилетели.
Потом у них во дворе появился собственный театр, и Гарика назначили заведующим гримировальным и костюмерным цехом. Пришлось составлять краски, искать кисточки и костюмы: Гарик даже научился шить и вязать. Понадобилось опять читать всякие книжки.
В общем, с воображением у Гарика дела обстояли неплохо. Оно у него было развито не хуже, чем у Дэвика. А в то же время он совсем не отличался склонностью уходить от реальности в мир своих фантазий: все его фантазии служили реальной жизни. Впоследствии Гарик стал изобретателем и писателем, а кроме того, просто прожил насыщенную и счастливую жизнь, у него было много друзей.

Как складывается жизнь человека, во многом, зависит от того, как у него развито воображение – а также от того, как и для чего он свое воображение использует.
У Дэвика, например, с развитием воображения все в порядке, но с использованием - не в порядке: он фактически подменил реальную жизнь воображаемой, что, конечно, неестественно и вредно.
У Жени воображение блистательно отсутствует, - а такие бедолаги не могут ничего изменить в своей жизни самостоятельно и не умеют строить отношения с людьми. Жизнь у них однообразная, скучная, счастья они не знают, хотя сами могут и не догадываться об этом. Они непродуктивны, способны только на простейший труд, которым занимаются без радости.
Наконец, есть и такие, как Гарик: у них и воображение развивается, и используют они его правильно: это самые счастливые и интересные люди.
Как же получаются вот такие Дэвики, Жени и Гарики?
«Дэвики» – то есть дети, уходящие от реальности в воображаемый мир – это, как правило, интеллигентные, книжные дети, которых родители чрезмерно опекают. Они не чувствуют себя уверенно в реальном мире – а воображение, мышление, память у них отлично развиты. Поэтому им проще не жить, а представлять, фантазировать – чем они и занимаются.
Чтобы получилась такая Женя, нужно избавить  ребенка от самостоятельной активности, как можно меньше с ним общаться, лишить разнообразных впечатлений и не читать ему книг.
А Гарики получаются тогда, когда, с одной стороны, родители рано приобщают ребенка к книгам, много читают и рассказывают, а с другой – ребенок включен в разнообразную интересную ему деятельность, требующую постоянного поиска нестандартных решений.

Что такое ВООБРАЖЕНИЕ? Это проективная способность (способность проектировать), благодаря которой мы можем ЧТО-ТО МЕНЯТЬ: в материальном мире, окружающем нас; в отношениях с людьми; в самих себе. Это чисто человеческая способность: у животных нет воображения (хотя у них есть и мышление, и память). Воображение – главная составляющая творчества.
Вся человеческая культура – это продукт воображения и творчества. Если бы у людей не было воображения, они даже не смогли бы научиться шить одежду и строить простейшие жилища (землянки), не говоря о чем-то другом.
В стандартной, привычной ситуации, где работают стереотипы поведения, не нужно воображение. Поэтому ребенок, постоянно находящийся только в таких ситуациях, рискует стать человеком без фантазии.
Когда «включается» воображение, мы представляем себе то, чего пока еще нет (у нас нет – или вообще нет), составляя это новое из каких-то деталей и кусков старого: того, что уже есть.
Так что воображение развивается вовсе не за счет чистого фантазирования, максимального отхода от реальности. Многим кажется, что только у писателей-фантастов богатое воображение, а у реалистов нет – но это не так. Скорее, наоборот: представить себе что-то максимально правдоподобное – значительно труднее, чем придумать нечто абсолютно нереальное, фантастическое.
Воображение служит реальности и питается реальностью. Так что без активного интереса к реальной жизни воображение не развивается: равнодушным и пассивным не нужно воображение.

Попробую перечислить наиболее типичные предрассудки, связанные с воображением и его развитием.
1) Развитие воображения происходит, в основном, в школьном возрасте, и это дело школы. Это неправда: воображение свое можно развивать всю жизнь – но импульс, толчок такому развитию обязательно должен быть дан до 7 лет, потому что школа, такая, какая есть, скорее ПРЕПЯТСТВУЕТ развитию воображения.
2) Воображение – что-то очень сложное, обычному человеку малопонятное, поэтому, опять-таки, развивать его могут только специалисты (педагоги и психологи). Это тоже неверно: во-первых, чтобы помочь своему ребенку нормально развиваться, совсем не надо быть академиком; а во-вторых, в условиях современного общества только родители и могут помочь ребенку развить свое воображение, потому что каких-то специальных занятий для этого недостаточно (сколько может заниматься ребенок? 2-3 часа в неделю, - а воображение надо развивать ПОСТОЯННО, и не в искусственных, а в естественных жизненных ситуациях).
3) Воображение не очень-то нужно «обыкновенным людям», оно необходимо только деятелям искусства и ученым. Это тоже ошибка: как мы уже видели, любые человеческие отношения, чтобы быть успешными, должны включать в себя элемент воображения. Любовь и дружба невозможны без воображения. Так что жизненный успех и счастье АБСОЛЮТНО ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА зависят от развития воображения и умения его правильно использовать.
4) «Воображать» - значит уходить от действительности; «воображуля» - это плохое качество, от этого нужно отучать. Разумеется, это не так: только отдельные фантазии могут быть действительно вредными – но не само по себе фантазирование.
5) Развить воображение, научить фантазировать – это самоцель: примерно как развитие мускулатуры у спортсмена. Конечно, то, насколько развито воображение (насколько «накачаны мускулы воображения») – это очень важно, но не главное. Главное же – как и для чего воображение используется. Главное – приучить ребенка пользоваться воображением для достижения каких-то интересных реальных целей. Нужна увлекательная и полезная деятельность, в которой требуется «работать воображением».

Что нужно делать родителям, если они хотят, чтобы у их малыша воображение развивалось хорошо?
1) Как можно раньше приучать ребенка к книгам: прежде всего, художественной литературе и энциклопедиям с картинками. Читать, обсуждать прочитанное. Как можно больше общаться с ребенком на самые разные темы.
2) Не решать за ребенка все его проблемы. Пусть он сам научится завязывать какой-нибудь хитрый шнурок на ботинках или перелезать через толстое бревно.. Пусть сам залезет на ледяную горку, чтобы скатиться оттуда: пусть придумает способ, как это сделать.
3) Особенно важно, чтобы перед растущим человеком все время стояли задачи, требующие нестандартного решения С ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ОБДУМЫВАНИЕМ. Скажем, залезть на ледяную горку малыш, наверное, сможет и без обдумывания: просто методом проб и ошибок. А вот  достать что-то с высокого шкафа – без обдумывания того, как же это сделать – не получится. Вот именно такие задачи нужны малышу, и не раз в год – а постоянно.
4) Эта проблема легко решится, если ребенок увлечётся каким-то интересным делом, пусть самым простым: вырезанием фигурок из бумаги, лепкой, строительством пирамид из кубиков, - а еще лучше, чтобы это было не детское, а сугубо взрослое занятие: вязание, например, или выращивание растений в горшках. Только малыш должен не выполнять указания взрослых, а делать всё сам.
5) Не смеяться над ребенком, когда у него наступает «период фантазий» (у нормально развивающегося малыша он начинается обычно в 3 года, иногда и раньше).
Вот, например, что пишет о своем сыне Ване (тогда ему было 2,5 года) мой постоянный соавтор Катерина Гарелина:
Давно замечаю - вот уже несколько месяцев - что сын говорит, бывает, о том, чего нет, попросту говоря, выдумывает, фантазирует. Прибегает ко мне в комнату, возбужденный такой, и зовёт: "Мама, пойдем покажу!" Ведет меня на кухню.
- Моки (смотри), мама, ЗМЕЯ!
 И показывает на пол.
Кроме светлых квадратиков линолеума я, конечно, ничего не увидела, но все же сказала:
- Да, Ванюш, большая! А какая это змея?
- Коба (кобра)! Моки, ползет!
Или подходит ко мне и держит пальцы, сложенные в щепотку:
- Мама, я ыбку (рыбку) поймал!
- Да ты что, правда? А что это за рыбка такая красивая?
- Моинезия (молинезия).
Или показывает мне свою пустую ладошку и говорит:
- Моки, мама, это комар!

Повторяю, любой нормальный ребенок, открыв такое свое замечательное свойство, начинает им усиленно пользоваться: это нормальный этап его развития. Не только не нужно смеяться, но и отмахиваться от детей нельзя: выслушайте спокойно и внимательно повествование юного сказочника – и не подвергайте сомнению его правдивость (хотя и подтверждать, что вы во все это свято поверили, необязательно).
6) В то же время постепенно учите малыша отличать воображаемое от реального, вводя критерий «это может быть – этого не может быть».
7) Учите ребенка наблюдать: замечать, какого цвета небо, цветы, листья; какой формы облака; рассматривайте с ним интересные фотографии и картинки, учите видеть сходство и различия разных животных и людей, характерные детали их внешности.
8) Главное для развития воображения – стремление преобразовывать действительность, что-то менять вокруг себя и в себе. Поэтому очень важно ставить перед ребенком, даже самым маленьким, задачи «по преобразованию реальности»: что-то построить, что-то сделать, - а также задачи,  решение которых требует изобретательности (достать игрушку из-под дивана, залезть под который не может и кошка) – и найти решение должен сам малыш. Причем, не ждать, пока проблема возникнет сама (игрушка завалится под диван), а придумать какие-то игры «на смекалку», в которые можно играть с ребенком постоянно. Кстати, обычные прятки – именно такая игра. Есть вариант этой игры, когда водящий не прячется сам, а прячет какой-то предмет, и его полагается найти.
9) Поощряйте общительность и активность малыша, его стремление играть с другими детьми, даже если они вам не очень нравятся. Именно общение с людьми можно назвать самой сложной и нестандартной задачей для человека, именно в таком взаимодействии постоянно требуется воображение.

Специально для тех, кто думает, что воображение – штука практически бесполезная, расскажу одну любопытную историю. В 1950 г. КГБ арестовало замечательного изобретателя Генриха Альтшуллера, впоследствии – создателя ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и известного писателя-фантаста. Он увлекался изобретательством с детства, в 17 лет имел уже несколько патентов. В момент ареста ему было 23 года.
У КГБ был беспроигрышный метод: не давать заключенному спать. Ночью вызывали на допросы, а днем ложиться нельзя было и даже сидя закрывать глаза тоже нельзя было: охранник поминутно заглядывал в глазок, тут же заходил и будил. И на этом все ломались, потому что человек не спать не может – и всё подписывали. Альтшуллер же придумал вот что: он нарисовал на кусочках газеты глаза, потом засыпал, опершись головой на руку, а его напарник приклеивал слюной эти бумажки ему на закрытые веки. После чего с ним довольно громко разговаривал – а тот в это время спал. Напарник ходил по камере, размахивал руками, читал стихи. И охранник видел, что заключенный не спит, глаза у него открыты, он слушает. И так Альтшуллер обманул следователя и ничего не подписал.
Конечно, это пример экстремальный, однако он показывает, что богатая фантазия иногда бывает очень даже практически полезна. Там, где человек, лишенный выдумки, терпит неизбежное поражение, фантазер – в ситуации, казалось бы, абсолютно безнадежной – выигрывает.

Мы сами создаем свою жизнь. И наша жизнь – это творчество. А творчество невозможно без воображения.
Всё то, что нам больше всего нужно: любовь, дружба, любимая работа – не может появиться без воображения. Всё лучшее, всё самое главное – мы сначала воображаем, а уже потом создаем в реальности.
Не надо думать, что уметь мечтать – непрактично. Возможно, в школах будущего введут даже такой предмет - «Мечтатика». А пока его нет, нам самим нужно учить детей мечтать, фантазировать, изобретать. Без этого не может быть Человека.


Рецензии