Воспитание собой

Разные люди по-разному понимают, что это значит – воспитывать ребенка. Некоторые – и их по-прежнему очень много – искренне полагают, что главное в воспитании – слова, словесные воздействия. Ругать, хвалить, поучать – это воспитание. Другие уверены, что основное – это развитие и т.н. «успешность»: чтобы ребенок учился в престижной школе, поступил в престижный вуз. Третьи думают, что самое важное – это организовать жизнь ребенка так, чтобы она была наполнена интересными и осмысленными делами. Четвертые убеждены: главное – чтобы наш малыш вырос хорошим, нравственным человеком, - поэтому у них на первом плане нравственная требовательность. Пятые считают, что ребенка просто нужно любить – остальное приложится.
Все это в порядке вещей: сколько людей – столько мнений. Однако есть и объективные закономерности воспитания и личностного развития человека, и они говорят нам о том, что всё вышеперечисленное имеет определенное значение, часто очень большое, - и всё же это не главное.
Но что же это – то самое главное, от чего почти всегда зависит, какими мы становимся и как складывается наша жизнь?

История 1. Моя мама.
Многие считают, что я хороший педагог. По правде говоря, я и сам так думаю. Кое-кому кажется, что я еще и пишу неплохо. Наверное, это действительно так.
Почему я такой? Потому что у меня такая мама.
Моя мама родилась в 1928 г. Жили очень трудно: с сестрой и родителями в маленькой комнатке без кухни, без «удобств». Один стол, кровать, где спали мать и отец, и кушетка, где спали сестры. Между двумя дверями, выходившими прямо во двор, стоял примус. Однако мама всегда с удовольствием вспоминает свое детство. Во дворе они, дети, организовали свой театр, и Лея (так ее тогда звали) была одним из главных его деятелей. Пьесы писали, ставили, оформляли – сами, и играли сами. Зрители – всё взрослое население двора. Сцены не было, играли прямо во дворе, зрители выносили свои стулья. Пьеса, которая маме больше всего запомнилась, называлась «Фея – золотая звёздочка» (у них была девочка по имени Фея, очень красивая: она играла саму себя).
Мама вспоминает о дружбе, которая была и во дворе, и в классе. Дворовая компания: три девочки и два мальчика. Всюду: в парк, на реку, в кино – ходили вместе. Всё, что имели, делили поровну.
Такая же дружба была и в классе: когда они переезжали в другой город, Лею задарили игрушками, книгами – весь класс вместе с учительницей пришел провожать ее на вокзал.
Потом была война, эвакуация. Опять трудности, болезни, тяжёлые условия жизни. Но опять друзья, любимые учителя.
Потом она закончила университет, стала учительницей русского языка и литературы. Чуть не единственная с курса поехала работать по распределению, в село. И там у нее были прекрасные отношения с учениками, она любила свою работу, увлекалась ею, играла в спектаклях в местном клубе, вела драмкружок.
В 1979 и 1984 гг. у нее состоялись встречи с выпускниками той первой ее школы: к 25-ти и 30-тилетию выпуска. Пожилые уже люди, но как хорошо они встретились, какие прекрасные, светлые у них были отношения.
Я был на этих встречах. В 1979 г. мне исполнилось 17 лет. Именно тогда я твердо и окончательно решил стать педагогом.
Моя мама прекрасно читает стихи, очень любит художественную литературу – и я этим заразился от нее. У нас раньше была такая игра: мы читали на два голоса «Евгения Онегина» (например, когда мыли посуду на кухне) – строфу она, строфу я. Читали с любого места наизусть. Она и в классе никогда не читала стихи по книге: только на память.
Всегда жилось ей трудно, тяжело – но она оставалась внутренне светлой, жизнерадостной, никогда не жаловалась.
И я тоже стал таким.
Нет, мама меня не учила: «Ты должен радоваться жизни!» Или: «Ты должен стать учителем!» Наоборот, она не хотела, чтобы я работал в школе, потому что это тяжёлая работа. И все-таки я стал педагогом, очень люблю свою профессию, рад, что ее выбрал. Правда, давно уже работаю не в школе – но я все-таки остался ее сыном, таким, как она.
Она была всегда очень занята: школа, драмкружок, домашние дела. И когда мы были вместе, просто радовались этому. Не помню, чтобы мама пыталась меня как-то «воспитывать», да и вряд ли при моём характере это было возможно. Она не «воспитывала» - она просто была такой, что и мне хотелось таким стать. Хотелось – подсознательно.
И я действительно стал. Она была прекрасным педагогом – и я стал хорошим педагогом, хотя и в другом роде. Она очень любит литературу, книги, обладает безошибочным вкусом – и я очень люблю книги и даже сам пишу. Она всегда была талантлива в дружбе, и у меня много замечательных друзей. Она умела, живя в трудных условиях, находить радость, смысл, счастье – и я это умею.
Я стал таким – потому что она такая. Она не «слепила», не «сформировала» меня: она просто такая, так прожила жизнь.
Как-то мама сказала мне: «Не словами человек влияет на человека, а всем своим существом». Она так и повлияла на меня: всем своим существом.

История 2. Выход из безвыходности.
Эту историю я узнал от своего друга, ученого-психофизиолога Вадима Ротенберга. Он всемирно известен своей Концепцией поисковой активности. Он не только способный, но и очень боевитый человек, никогда не сдающийся перед трудностями и препятствиями. Собственно, его Концепция – именно об этом: о влиянии поиска, стремления найти выход из любого положения на наше психическое и физическое здоровье.
Так вот, Вадим Ротенберг рассказывает следующий эпизод – о своей маме. В начале 50-х гг. арестовали его отца. Маму – жену врага народа – уволили с работы. Найти другую работу было невозможно: она попала в черный список. Она поняла, в какой опасности находится ее сын: эти события могли подорвать его веру в жизнь, в себя.
Тогда она стала каждое утро уходить – как будто на службу. Сидела в Ленинской библиотеке, читала, конспектировала. Собранная, уверенная в себе, бодрая возвращалась домой «с работы». И сын не знал, что маму уволили. А потом умер Сталин, и ее восстановили.
Можно так сказать, что эта замечательная женщина вдохновила своего сына на создание Концепции поисковой активности, согласно которой продолжать бороться в любой, даже, казалось бы, безнадежной, ситуации – важнее, чем одержать победу во внешнем смысле этого слова. А, между прочим, эта Концепция преподается почти во всех крупнейших университетах Европы и Америки.
Конечно, не мама Вадима Ротенберга , а сам Вадим Ротерберг создал свою Концепцию. Но он это сделал потому, что у него была такая мама.
Она не учила его, не наставляла: «Сынок, борись всегда, борись везде, борись – и никаких гвоздей!» Она просто так жила, сама была такой.

История 3. Александр Сергеевич Не-Пушкин.
Моего хорошего знакомого зовут Александр Сергеевич. Правда, он не поэт, а столяр, плотник, отделочник – вообще универсальный специалист по всякого рода квартирным работам. Ни с какой организацией не связан, трудится сам по себе.
У меня в квартире Александр Сергеевич произвел целую революцию. Я только его всегда приглашаю: если он занят, жду, пока освободится. Он замечательный мастер: все делает быстро, с шуточками – и работу свою любит. К тому же берет в два раза меньше других. Как-то у меня сломался дверной замок, он приехал, починил, но денег не взял, а на мой вопрос, почему же он не берет плату за честный, добросовестный труд, ответил: «Да так, вы мне понравились, Вадим Ильич».
Александр Сергеевич пользуется допотопной метровой линейкой, стертой до того, что на ней не видно ни одного деления. Как-то я спросил, почему он не купит новую. Он, улыбаясь, объяснил, что это линейка его отца. Оказывается, его отец тоже был мастером на все руки. И вот эта линейка – память об отце. Поэтому он не хочет ее менять на новую.
- Ну если только напополам сломается, - сказал он мне с улыбкой. – Но я ее все равно буду с собой возить, как талисман, - добавил он.

История 4. Доктор Аня.
Когда-то училась у меня девочка – Аня Барвихина. Крупная, статная, с белым лицом. Довольно замкнутая, но очень внимательная, собранная, волевая, умная.
Аня – дочь врачей: и папа, и мама у нее медики. И сама Аня уже в 6 классе сильно смахивала на зав отделением больницы, только белого халата не хватало. Как-то даже сомнения не возникало, что она станет врачом, и очень хорошим.
Аня училась у меня 13 лет назад. Недавно я случайно встретил ее в одной из городских больниц. В белом халате. Она ничуть не изменилась: такая же серьезная, сосредоточенная и в то же время милая и добрая. Оказывается, она работает в этой больнице. Я видел, как  здоровались с ней больные, все одинаково улыбаясь. С каким уважением обращались к ней медсестры. С каким достоинством, с какой спокойной уверенностью она им отвечала.
Не очень люблю болеть, но если придётся, хотел бы лечиться в той больнице и в том отделении, где работает Аня.
Я знаю ее родителей. Аня внешне похожа на маму, внутренне – и на маму, и на папу. Хотя они вряд ли говорили ей: «Аня, ты должна стать врачом и только врачом! Аня, ты должна быть такой-то и сякой-то!»

История 5. Про яблочко Сашу и яблоньку Соню.
А вот пример с противоположным знаком.
Соня в детстве была талантливой, яркой, красивой девочкой, но очень непостоянной, какой-то бесшабашной. С мамой они часто ссорились, в 18 лет она уехала (по сути – сбежала) из дому. Была анархисткой.
Соня великолепно рисовала, училась в художественной школе, но бросила ее. Почему, объяснить не может. Потом, после школы, недолго работала на предприятии, производившем «изделия народного творчества»: их надо было раскрашивать по шаблону. Правда, поработав так некоторое время, года 2-3, зарекомендовав себя, можно было рассчитывать на другую работу, более творческую. Но Соня этих 2-3 лет не выдержала, ушла.
Сейчас она продавец в магазине, трудится без смен, пропадает там с утра до вечера. У нее есть дочь, но замужем она никогда не была.
Дочь ее, Саша, - очень талантливая, яркая девочка. Одарена она разносторонне: пишет стихи, рисует, у нее прекрасные актерские способности. Но она ничего не делает систематически: возьмется за одно – бросит, займется другим. Была в театральном кружке – ушла. Писала стихи, печаталась, успешно участвовала в литературных конкурсах – бросила. Она постоянно ссорится с мамой, на редкость бесшабашна. Очень эгоистична, никогда не считается с людьми. Как и мама, склонна ко лжи, часто не держит слова.
Что ждёт эту яркую, талантливую девочку? Увы, ничего хорошего. Творческой работой она заниматься не сможет, потому что любая творческая деятельность требует систематического каждодневного труда, а Саша не хочет трудиться. Нетворческий же труд – это не её, ей это будет тяжело и противно. А ведь, наверное, именно чем-то рутинным и скучным ей и придется заниматься.
Семьи у нее тоже не будет, хотя может быть множество романов. Увлечь мужчину для нее не проблема, а вот удержать… Саша привыкла не замечать других людей, их желаний, потребностей, чувств, совершенно ни с кем не считаться. А этого ни один мужчина долго выдержать не сможет.
Так что у нее может быть ребенок, но мужа не будет – как у мамы. И этот будущий ребенок, наверное, тоже повторит ее судьбу.

Всё сказанное выше не отрицает ценности того, что мы говорим своим детям, делаем по отношению к ним и для них, того, как мы организуем их жизнь. Конечно, все это может иметь очень большое значение.
Но главное все-таки то, КАКИЕ МЫ САМИ.
Какой-нибудь аморальный, но не совсем еще потерявший совесть приспособленец может думать: я люблю своих детей, учу их правильным вещам. Они же не видят, как я подлизываюсь к начальнику. Значит, все в порядке: я на них положительно влияю.
Нет. Совершенно ничего не зная о некрасивых поступках родителей, дети все равно вырастут такими, как их мамы и папы.
Почему так происходит? Что это – гены? Нет. Гены определяют только биологический облик человека, но не нравственный и человеческий. Тут работает психологический механизм ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ со своими родителями.
Что это такое?
Каждый ребенок считает своих родителей самыми лучшими, они для него – Идеал Человека. И он стремится соответствовать этому Идеалу. Происходит это подсознательно, начинаясь в самом раннем детстве. И поэтому определяет нашу глубинную суть. И c этим, как правило, ничего уже нельзя поделать.
Так что самые заботливые и внимательные, но человечески ничтожные, не состоявшиеся как люди родители мало что способны дать своим детям. В то же время я знаю множество примеров, когда один из родителей долго не может быть со своей семьей, дети его почти не видят – и тем не менее этот физически отсутствующий человек, сильный и достойный, оказывает на них, на их развитие самое серьезное и благотворное влияние.
Я уверен, что Михаил Ходорковский, Платон Лебедев, Алексей Пичугин и сейчас во многом влияют на своих детей. Влияют собой: своей стойкостью, порядочностью, благородством, но и своей наивностью тоже.
Так что те, кого писатель Иван Ефремов назвал «предателями собственной души», предают не только себя – но и своих детей.
Именно о себе нужно прежде всего заботиться: о том, чтобы стать достойным, состоявшимся человеком. И не только ради себя – но и ради своих, быть может, еще не родившихся, детей.
Именно от того, какие мы сами – не напоказ, а на самом деле – зависит и то, какими будут наши дети. Всё остальное вторично.


Рецензии