Быть недоступной

Любая женщина знает, что в отношениях с мужчинами – или каким-то одним мужчиной – нужно уметь быть немножко недоступной. Прекрасной и труднодостижимой. Иначе ее просто не будут уважать и ценить.
Однако далеко не все знают, что та же закономерность проявляется и в отношениях матери со своими детьми.

История 1. Марина рано вышла замуж. Она красивая, умная, отлично училась в школе. Институт, правда, закончила по такой специальности, которая считалась очень престижной в советские времена, а сейчас уже не нужна. Так что основное занятие Марины сейчас – это вязание. Она вяжет на дому и преподает машинную вязку в женском клубе. В общем, она – домохозяйка.
Живет Марина в прекрасной большой квартире, в новом доме. Муж ее, Виктор, - довольно успешный бизнесмен. Он энергичный, деловой, работящий, умный, добрый. И только один изъян есть у этого во всех отношениях достойного человека: он не умеет любить. Не способен любить женщину – бывают такие мужчины.
Как-то Виктор купил роскошнейшую посудомоечную машину, дико дорогую. Вообще он обожает делать жене дорогие подарки. Машина эта, когда ее установили и я пришел к ним в гости, произвела на меня не менее сильное впечатление, чем Колизей. Величественная штука! Виктор, очень довольный, хлопотал, нажимая какие-то кнопки. А потом сказал жене: мол, видишь, как я стараюсь для тебя – хоть бы оценила. И Марина ответила – с глубокой горечью в голосе:
- Наверное, и любить меня тоже эта машина будет.
Почему Виктор такой? У него распространенная проблема: он инфантильный. Как подросток. Хороший, добрый – но подросток. А как может подросток по-настоящему любить взрослую женщину?
У них двое мальчишек: Сева, старший, и младший Кирилл. Сева темный, с татарскими холодными глазами, очень заносчивого вида. Кирилл в отца, светлый, живой и шкодливый.
Вот сценка из их домашней жизни. Марина зовет всех ужинать. На столе – какой-то необыкновенный салат, в котором чего только нет: и дольки ананасов и бананов, и киви, и цветная капуста – бог знает что. Сыр, печенье, ветчина, хлеб. Какой-то сок.
Мальчишки, услышав голос мамы, весело бросаются к столу и залазят за него, отталкивая один другого, при этом вазочка с печеньем опрокидывается. Мама делает Кириллу замечание, но тот даже не поворачивает головы. Дети накладывают себе на тарелки суперсалат, едят без хлеба, половину не съедают, разбрасывают еду по столу и даже по полу. Потом, забыв поблагодарить маму, так же энергично вылезают из-за стола и бегут заниматься своими делами. А Марина берет тряпку и начинает убирать.
Передо мной – я хоть и друг семьи, а все же гость – ей неудобно, поэтому она говорит:
- Они меня считают чем-то вроде прислуги. Мама нужна, чтобы приготовить, подать и убрать.
И это тоже – с горечью в голосе.
Потом на кухню заходит Сева, берет без спросу печенье из вазочки и собирается выйти. Все это с видом юного графа, не замечающего прислуги. Мама ему что-то сказала: мол, я же тебе запретила есть не на кухне – и вдруг сынок ей ответил с такой злостью, да еще таким хамским тоном, что я чуть не вскочил и не прикрикнул на него прямо при Марине. А она отвернулась, ничего не ответила сыну-барину. Но я увидел на ее глазах слезинки. Она отошла к окну и украдкой вытерла их уголком передника.
К сожалению, с Севой и Кириллом проблемы не только у родителей. В школе они хулиганят, учатся плохо, особенно Сева, хотя оба способные. Сева, кроме того, отличается злобным и надменным нравом, ни с кем не дружит. Оба часто и жестоко дерутся.
Что получится из этих детей? Ведь родители фактически не имеют на них влияния.

История 2. Наверное, очень многие посмотрели фильм Олега Дормана «Подстрочник»: 15 серий, в которых переводчица Лилианна Лунгина рассказывает о своей жизни.
Лилианна Зиновьевна – пример мамы, совершенно противоположного Марине типа. Она никогда не занималась домашней работой: у них с мужем, режиссером Семеном Лунгиным, была домработница. Эту домработницу, Мотю, простую крестьянскую женщину, можно назвать  тем не менее яркой и интересной личностью. У нее не было своей семьи, и детям Лунгиных (кстати, тоже двум мальчикам) она была предана и любила их как своих родных. Все, что нужно делать для детей: кормить, стирать и пр. – делала она.
А мама – она была для общения и развития. Мама ввела детей в мир книг и интеллектуальных интересов, в мир творчества.
Между этими двумя женщинами: настоящей мамой и «мамой Мотей» - существовала даже какая-то женская конкуренция, какая-то ревность. Лилианна Зиновьевна даже как-то отказала Моте, пыталась ее пристроить в другую семью – но все-таки не смогла пересилить себя, когда увидела, как та страдает без «своих» - то есть её – детей.
Фактически в этих двух женщинах странным образом воплотились две составляющих  Образа Матери: бесконечно преданной и заботливой, готовой на любые жертвы ради детей – Моти, и Матери-Учительницы, Матери-Идеала – Лилианны Зиновьевны. Те две стороны, которые мы обычно не разделяем, потому что видим их вместе, в одной и той же женщине.
Конечно, Лилианна Лунгина – немножко барыня. Прямо брать с нее пример затруднительно: не всякая семья может нанимать домработниц – да и не нужно: все-таки именно мать должна все делать для своих детей – и это для большинства женщин не в тягость, а для многих даже в радость.
Однако что-то рациональное в образе жизни Лилианны Зиновьевны тоже есть. Она всегда представлялась детям прекрасной и немного недоступной – человеком из особого творческого мира, мира Избранных, - такой Женщиной-Звездой. Пусть это было достигнуто немного искусственным способом – но по-своему работало: делало ее привлекательной в глазах сыновей, вызывало желание подражать, тоже быть такими.

История 3. В качестве примера, среднего между первыми двумя, приведу мою маму. Она тоже творческий человек: была прекрасной учительницей, самодеятельной актрисой и режиссером школьного драмкружка, неизменно побеждавшего на всех конкурсах. И действительно у них были прекрасные спектакли. И в то же время – очень преданная мама. Она соединяла в себе Мотю и Лилианну Зиновьевну.
И хотя мама делала всё для меня, хотя она и заботилась, и обслуживала – всегда она была в моих глазах необыкновенной и немного непонятной, человеком из прекрасного мира. Она приходила из школы, такая красивая, значительная, рассказывала смешные или грустные истории о своих учениках. А как она читала стихи! Никогда я такого чтения больше не слышал.
У нас была такая игра: мы читали на два голоса «Евгения Онегина» - строфу она, строфу я. С любого места. Оба знали текст романа наизусть.
Я помню, как мама читала мне стихи: своего любимого Блока, например, - зачастую прямо на кухне. Как рассказывала прочитанные книги или истории из своей жизни: она была прекрасной рассказчицей. И совершенно не помню ее какой-то усталой, замученной домашней работой, хотя она всегда жила тяжело, без мужа, без поддержки – и, конечно, уставала. Но любовь к творчеству, к своей профессии помогала эту усталость преодолевать.
У меня в душе сохранился именно этот образ: творческого человека – да, моей мамы, самой близкой и преданной мне, - но в то же время Прекрасной и Недоступной, к которой надо стремиться, тянуться, делать усилия, чтобы войти в Ее Прекрасный Мир.

Мне кажется, пример моей мамы показывает, что дело не в ОТКАЗЕ от чего-то: от рутинных домашних дел, например. Все-таки женщина это должна делать, это тоже ее жизнь. Но важно при этом иметь какую-то еще жизнь, кроме домашней, что-то, что делает маму немного непонятной, недоступной и таинственной.
Да, не только в глазах мужа – но и ребенка.
Если же вся жизнь женщины состоит в обслуживании детей и мужа, если она вся у детей на глазах – то такая женщина рискует потерять влияние на собственных чад, утратить авторитет.
Да, такова особенность Женщины: она должна быть немного загадочной и недоступной – чтобы быть не только желанной и любимой, но и уважаемой – как своим мужем, так и детьми. Особенно чувствительны к этому мальчики. Хотя и достаточно амбициозная, энергичная девочка тоже может не считаться с мамой, если та не умеет себя поставить с ней.

Что мы взрослые, а они дети – этого еще недостаточно, чтобы воспитывать и влиять. Нужно, чтобы было в нас что-то такое, очень привлекательное для ребенка: какое-то особое качество, какая-то «медаль». Вот как у моей мамы – ее любовь к своей работе, к детям, к театральному искусству и литературе; как у Лилианны Лунгиной – ее приобщенность к европейской культуре и образованность. А вот у Марины не оказалось такой «медали» - и потому она упустила своих сыновей.
Поэтому стоит заранее подумать над тем, как организовать свою жизнь, чтобы не просто родить, кормить и растить ребенка – но и воспитывать. Воспитание невозможно без авторитета, без того, чтобы Взрослый представлялся ребенку – пусть и близким другом, тем, кто заботится и поддерживает – но в то же время и Прекрасным и Недоступным Незнакомцем, которого так хочется понять, которому так сладко подражать, заслужить уважение которого трудно – и к этому стоит стремиться.
Поэтому не только возлюбленная и жена, но и мать – должна быть чуть-чуть Прекрасной Незнакомкой для своих собственных детей. Своя особая жизнь, свой особый внутренний мир – это и резерв воспитания тоже. Но и следить за своей внешностью, и выглядеть хорошо – даже в домашней обстановке – это тоже важно.
Именно найти баланс между обычной домашней работой: готовкой, стиркой, уборкой – и ролью Прекрасной Незнакомки – это самое, может быть, сложное в домашней жизни женщины. Но сложные задачи интересны. И если мы их успешно решаем, нам это многое дает. Мы сами растем – и тем самым помогаем человечески расти нашим детям.


Рецензии