Мещанский бал. Рассказ 2

http://www.proza.ru/2013/12/06/2100 Здесь вы найдёте начало. Рассказ 1


Весь следующий день я ждала вечернего бабушкиного рассказа про бал во дворце. И что же произошло там, какая трагедия приключилась тогда с ней?

И наступил вечер.  И бабуля опять зажгла свой картофельный светильничек. Я лежала в полумраке комнаты, живо представляя всё то, о чём рассказывала  бабушка.

Ну хорошо, деточка, расскажу тебе сегодня о том июльском дне.

А, вот, при Николашке.....Утро было просто прекрасным! Солнышко! Нежнейшей голубизны небо! Лишь кое-где линии облаков, словно ребёнок начиркал на голубом листе бумаги белым карандашом смешные каракули.

Я надела новое бальное платье, сшитое знакомой портнихой к этому случаю. Как жаль, что нельзя было сделать юбку со шлейфом. Ведь нам нужно было ещё добираться до Екатериненского дворца, а он находится в Царском селе. На ногах у меня были новые туфельки. Их изготовил для меня сапожник Петя, хороший приятель Абраши. Петя не взял с нас денег за туфельки. Он смеялся, говоря:" За что же тут брать? 32 размер, тут и кожи-то пошло совсем крупица. Пусть эти туфельки сходят на бал. Словно я сам там побываю."

Абраша был совершенно неотразим в своём новом тёмно-синем костюме.

До Царскосельского вокзала мы ехали на электрическом трамвае по Царскосельской дороге - так назывался в то время Московский проспект.
Мы ехали, представляя, что нас ожидает на балу.

На вокзале Абраша взял билеты в вагон первого класса. "Эээх! Гулять, так гулять!"-сказал он.
Проводник, стоящий на платформе, предложил нам войти в любое купе, двери которого были ещё распахнуты настежь. Раньше, Аллочка, вход в каждое купе поезда был прямо с платформы. Представляешь, - сколько купе - столько  и дверей в вагоне.

Мы чудеснейшим образом доехали до Царского села.
Там, на привокзальной площади, было очень многолюдно. В основном это были красиво одетые люди, приехавшие, как и мы, на бал. Люди стояли в ожидании свободных извозчиков, которые подлетали к вокзалу и уносились вновь, увозя с собой очередных седоков. Мы не стали дожидаться свободного экипажа, а решили прогуляться немного пешком. Вот уже и Гостиный двор. А там....А там, на площади перед колоннадой Гостиного двора, был устроен весёлый праздник с каруселями, с лавками торговцев всякими вкусностями. Там веселился простой народ. Для тех, кто не мог попасть на бал во дворец, сделали здесь в этот день развесёлый праздник. Время уже подходило к полудню и мы решили поспешить и взяли свободную пролётку. Ах! Как было приятно услышать вопрос кучера, на который он, наверняка-то, и сам знал ответ: "Куда Вас, господа, доставить?" Абраша, эдак разухабисто: "Во дворец, милейший!" Я не смогла сдержаться и громко рассмеялась.

В пять минут домчались до дворца.

Войдя в большой, вытянутой формы зал, мы остановились, поражённые роскошью золочёного орнамента на стенах, росписью потолка, блеском паркета. Звучала музыка. Одна стена зала вся из зеркал, другая  полностью состояла, во всю высоту стены, из окон, выходящих в парк перед дворцом. У противоположной входной двери стены - оркестр. Музыканты, одетые в чёрные фраки, играли вальс.

Мы закружились в танце. Твой дедушка был замечательным танцором. У него был идеальный музыкальный слух. Абраша ведь даже пел в хоре Большой Хоральной Синагоги, что на Большой Мастерской улице. Гостей на балу собралось превеликое множество, но никто не мешал друг-другу. Кто-то танцевал, кто-то сидел в креслах, стоящих вдоль зеркальной стены, наблюдая за танцующими, а кто-то угощался различными сладостями и напитками в буфетной комнате, находящейся рядом с танцевальным залом.

Всё в буфете можно было получить бесплатно, но рядом с буфетной стойкой, на небольшом столике, стоял сундучок-копилка для пожертвований в пользу благотворительного приюта для детей калек-паралитиков. Симпатичный молодой буфетчик предложил мне клюквенный напиток и шоколадное печенье. Абраша взял фужер шипучего вина. Все столы, стоящие в буфетной комнате, были заняты парами, а подсаживаться к уже сидящим людям, даже если остальные места за столиком оставались свободными, было неприлично. Мы решили остановиться для еды у высокой стойки. Но столешница была так высоко приделана, что мне, с моим полутораметровым ростом, она доходила, как раз, до носа. Я даже растерялась, увидев такой пассаж. Но тут нас окликнула одна милая пара, сидящая за столиком у окна. Женщина махала нам рукой, приглашая сесть за их столик.
Мы с радостью воспользовались приглашением. Когда мы подошли, люди, пригласившие нас, поднялись с кресел в знак приветствия. Женщина, обращаясь ко мне, произнесла на польском языке: " ПрОшу, пани". Я обрадовалась вновь услышать язык, на котором я говорила в детстве и в тон женщине ответила: "Дзякуе пани!" Мы познакомились. Женщину звали Марта, а её мужа Ганс. Они были немцы, но самое-то главное, что они, как и я, приехали в Петербург из Латгалии, восточной Латвии. Они родились в Двинске, сегодня его называют Даугавпилс. В то время это был очень многонациональный город. Там жили и немцы, и латыши, и русские, но всё же основное население составляли поляки. Марта и Ганс не так давно переехали в Петербург и у них ещё были большие проблемы с русским языком. И мы с удовольствием перешли на польский, перемежая наш разговор русскими словами, чтобы Абраша тоже понимал нашу трескотню.
Ганс был часовых дел мастер и немножко увлекался изготовлением ювелирных украшений. У них был свой домик в Царском селе, совсем рядом с дворцовым парком. В доме же была устроена и часовая мастерская.

После окончания бала новые знакомые пошли нас провожать на вокзал. А на вокзале толчея. Народ, разогретый весельем бала, штурмовал двери общих вагонов. Там уж было не до первого класса, лишь бы попасть в вагон. Нам уже почти удалось достигнуть двери одного из них, когда раздался паровозный гудок и толпа ещё больше усилила свой нажим. Тут я почувствовала пустоту под ногами. В следующее мгновение я почувствовала, что проваливаюсь в щель между вагоном и платформой. Дальше удар, резкая боль и темнота...

Очнулась я в незнакомой комнате, резкий запах нашатырного спирта ударил в нос. Передо мной стоял незнакомый мужчина с бородкой и что-то говорил. Первое, что я поняла, были слова этого человека: "Ну вот, барышня, и чудненько, вот Вы и вернулись к нам. Но, пожалуйста, лежите. Я доктор из приюта для детей. Ваши друзья Вам всё объяснят, а я должен бежать к другому пациенту. Вы уж, пожалуйста, больше нас так не пугайте, душечка".

Когда доктор откланялся, в комнату вошла Марта и сказала, чтобы я не беспокоилась и что я нахожусь сейчас в их доме. Поскольку мне придётся некоторое время полежать и меня нельзя пока перевозить в Питер.

Тут вошёл Абраша, его глаза были красные от слёз.
"Сонечка, золотце мое, моя голубушка, моя милая, моя голубушка" - только и повторял он всё время.
Я лишь смогла прошептать: "Что со мной произошло?"
Абраша рассказал, как он увидел меня, падающую под вагон поезда: "Когда тебя смогли вытащили из под платформы, то твоё лицо было всё в крови. Хорошо, что наши друзья ещё не уехали. Они помогли привести тебя сюда, в их дом. Они же пригласили доктора. Доктор даже зашивал большую рану на твоей голове. Но возможно, как выразился доктор, что у тебя concussione, это сотрясение мозга и тебе надо оставаться в постели и не трогай, пожалуйста, свою голову, она сейчас забинтована."

Так я пролежала у Марты и Ганса в доме больше месяца. Головные боли уменьшились, но не прошли совсем. Любое движение головой вызывали новые приступы боли.

Когда мы прощались с милыми нашими друзьями, уезжая в Петербург, -  Марта одела мне на палец золотое колечко с бриллиантиком. При этом она сказала, что это колечко для меня изготовил из золотых полтинников Ганс и оно наверняка принесёт мне счастье.

И ведь она не ошиблась. Это колечко поддерживало нас во время блокады Ленинграда. Да, это то колечко, которое ты видела у меня.

"Когда тебе исполнится 16 лет, -  это колечко я подарю тебя, моя девочка. "

"Бабуленька, а как оно могло поддержать вас во время войны?

А где теперь Марта и Ганс?

Бабуля, а где же ты научилась так хорошо танцевать? "

"Ах, Аллочка! Это был не первый бал в моей жизни!

Сегодня уже поздно. Спокойной ночи! Расскажу тебе об этом в следующий вечер. "


Продолжение повествования о годах войны, вы найдёте здесь:
http://www.proza.ru/2020/01/10/1587

Фото из интернета. Спасибо автору.


Рецензии
Рассказ интересный, и тем более, что его содержание связано с моим любимым Екатерининским дворцом. Но хочу внести поправку.

В качестве иллюстрации вы показали Тронный зал.
"Мы остановились, поражённые роскошью золочёной лепки на стенах..."

Борис, на стенах Тронного зала не золочёная лепка, а золочёная резьба - также, как и в других залах Золотой анфилады.

Если вам интересно, почитайте о процессе золочения деревянной резьбы.

http://proza.ru/2021/06/20/1609

Светлана Шаляпина   21.06.2023 13:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана, обязательно исправлю. Хотя, если честно, то людям, далёким от царских приёмов позолоченная резьба по дереву, вполне могла показаться лепниной.
Хотя один из главных героев рассказа бывал во дворце другом и там получил билеты на этот бал из рук самой императрицы. (Об этом в предыдущей части того повествования.)
Обязательно пройду по Вашей сноске. Ещё раз благодарю!

Эгрант   21.06.2023 14:01   Заявить о нарушении
Да, могла показаться пришедшим... Но автору нужно быть точным.

Светлана Шаляпина   21.06.2023 16:29   Заявить о нарушении
jain. Мне кажется, что автор должен войти в образ человека, от лица которого он рассказывает(если это художественное произведение).
Но, скорее всего, что правы Вы, а я не прав.

Благодарю Вас искренне, за ваше общение.

Эгрант   21.06.2023 16:40   Заявить о нарушении
Уважаемая Светлана, воспользовавшись Вашим советом, я внёс корректировку в свой рассказ.
Спасибо Вам за внимательно прочтение.
Жаааара!

Эгрант   22.06.2023 08:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.