иРоНиЯ
Схожу с ума от шуток про падение лицом в лохань с салатом оливье. Трепещу всем организмом от астрологических прогнозов, на разные ладу говорящие одно и то же расплывчатое «Луна войдет в прецессию Водолея». /Достав с полки прогнозы для России в исполнении Тамары и Павла Глоба образца 1990 года, умиляюсь: из предсказаний этого звездного дуэта для нашей страны не сбылось НИЧЕГО. И сам этот дуэт развался, после чего Тамара Глоба пошла в газету «Правда» и пожаловалась на мужа, ушедшего из семьи к молоденькой студентке и бросившего детей на произвол судьбы).
Люблю доведенную до автоматизма идиотическую критику рязановского шедевра. От большого ума новогодние песни с сказки инвективами не обсыпают.
Кстати, а что точно означает выражение «ирония судьбы»? Про судьбу мы все знаем, потому как родились в России. А вот про иронию у каждого свое суждение.
На радио «Эхо Венедиктова» вечно юная Оксана Баршева твердо убеждена, что квинтэссенция иронии сводится к слову из четырех букв, начинающееся на «ж». «Ж—а» лежит в основе иронического аппарата у Моти Ганапольского. «Апож» --- главное слово, бонмо и аргумент у великой болотной иронистки Лазаревой-Шац.
Великая писательница земли русской Юлия Латынина уверена, что высшими проявлениями иронии являются такие фразеологизмы, как «врезать по яйцам» или «отсосать досуха». Упоминавшаяся выше златоустка Баршева причисляет к иронии свой любимый афоризм «Россия --- родина козлов!». Иронией считает публицистка Новодворская термин «скотомогильник» в применении к местам последнего упокоения космонавта Гагарина и конструктора Королева. Потрясающие по убогости нецензурные ярлыки и эпитеты продемонстрировал будущий президент России Б. Немцов, заявивший что обнародованные его телефонные маты следует понимать не в прямом смсле, а как бы иронически.
То есть, в смысле понимания иронии имеется определенный перекос, недопонимание и сумбур вместо гармонии.
Но, может, прежнее содержание иронии исчерпано и упомянутые выше витии демонстрируют некую «новую иронию», иронию, так сказать, 21-го века…
Хорошо. «Пойдем дальше, для чего вернемся назад», как говорил в одной миниатюре Аркадий Райкин.
Владимир Маяковский, мастерски владевший всеми смешными жанрами эпатировал дореволюционных идиотов посвящением «Себе, любимому». Идиоты 21-го века до мозолей на языке восприняли это как индульгенцию на тупой и безбрежный, циничный и акефальный эгоизм. В таком же ироническом ключе Достоевский раньше Маяковского высмеял кретинизм себялюбия, доведя его до абсурда: «Свету ли провалиться или вот мне чаю не пить?».
Мишель Монтень заметил по этому поводу: «Я цитирую других только для того, чтобы лучше выразить себя».
«Никто не расскажет, как я страдаю. Так уж всегда ведется. Если не пожалуешься, тебя никто и не пожалеет». Джей Остин.
«С каждой совершенной ошибкой мы углубляем свои познания». Джордж Харрисон.
«Как я отношусь к Бетховену? Я его очень люблю. Особенно его стихи». Ринго Старр.
«Если ты считаешь плохой эту Вселенную, поищи себе какую-нибудь другую». Филип К. Дик
«Лучший способ преодолеть соблазн --- это поддаться ему». О. Уайлд.
«Мода --- настолько отвратительная вещь, что ее приходится менять каждые полгода». О. Уайлд.
Виртуозами иронии были Ильф и Петров, изумительные биографы О.И. Бендера, живописатели советского бытия.
«Нас никто не любит, кроме уголовного кодекса. Который нас тоже не любит».
В числе свидетелей оказалась баба с таким огромным бюстом, что присутствующим становилось неловко при одном взгляде на нее».
«На сарае висели замки, покрытые то ли ржавчиной, то ли гречневой кашей».
«Ещё ни один пешеход не задавил автомобиля, тем не менее недовольны почему-то автомобилисты».
«Был тот час воскресного дня, когда счастливцы везут по Арбату со Смоленского рынка матрацы и комодики».
« Киса! Я давно хотел вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете?»
«Время, которое мы имеем, — это деньги, которых мы не имеем».
А Швейк? Главный солдат Первой мировой войны разве не сопротивлялся режиму с помощью убийственной иронии?
Оптимистичного, покладистого, не умеющего никому отказывать Швейка в очередной раз бросают за решетку. Перешагнув порог узилища и оглянувшись по сторонам, бравый солдат восклицает:
--- А здесь неплохо --- нары из струганого дерева!
Даже поручик Лукаш долго не способный постигнуть «метод Швейка», в конце концов, кажется ловит своего денщика за руку.
- Знаете, Швейк,-- ответил поручик Лукаш,-- чем чаще я вас слушаю, тем более убеждаюсь, что вы не уважаете своих начальников. Солдат и много лет спустя должен говорить о своих начальниках только хорошее.
Видно было, что этот разговор поручика Лукаша начинает забавлять.
- Осмелюсь доложить, господин обер-лейтенант,-- как бы оправдываясь, перебил его Швейк,-- ведь он, господин полковник Флидлер, давно умер, но если вы, господин обер-лейтенант, желаете,-- я буду говорить о нем только самое хорошее. Он, господин обер-лейтенант, был для солдат ангел во плоти. Такой добрый, прямо что твой святой Мартин, который раздавал гусей бедным и голодным. Он мог поделиться своим офицерским обедом с первым встречным солдатом, а когда нам всем приелись кнедлики с повидлом, дал распоряжение приготовить к обеду свинину с тушеной картошкой. Но по-настоящему он показал свою доброту во время маневров. Когда мы пришли в Нижние Краловицы, он приказал за его счет выпить все пиво в нижнекраловицком пивоваренном заводе. На свои именины и дни рождения полковник разрешал на весь полк готовить зайцев в сметане с сухарными кнедликами. Он был так добр к своим солдатам, что как-то раз, господин обер-лейтенант...
Поручик Лукаш нежно потрепал Швейка за ухо и дружелюбно сказал:
- Ну уж ладно, иди, каналья, оставь его!
- Zum Befehl, Herr Oberleutnant / Слушаюсь, господин обер-лейтенант! (нем.)/ -
Фельдкурат Отто Кац в пьяной проповеди среди арестантов восклицает:
--- Помните, скоты, что вы --- люди!»
.
Свидетельство о публикации №214010802133