Рецензия на роман Чака Паланика Колыбельная

Особенность данного романа заключается не в сюжете, а именно в стиле повествования, ведь если поразмыслить, то фабула произведения окажется весьма и весьма проста: несколько эксцентричных персонажей объединяются целью найти загадочный Гримуар.

Сюжетов подобных сотни и сотни миллионов. Между тем, назвать "Колыбельную" банальной просто невозможно. И все благодаря неповторимому языку Чака Паланика – он пишет с легкой небрежностью и шершавостью, будто бы у него нет времени что-то прилизывать и подправлять. Создается ощущение, что мы проникли в голову героя и читаем его мысли: они также разбросаны и неряшливы, но зато истины и правдивы. Как писал Тютчев: "Мысль изреченная есть ложь". И в этом заключается главное обаяние книги!

Однако стоит заметить, что "Колыбельная" – это не столько мистическое произведение, сколько социальное. Невооруженным глазом видны обращения автора к разжиревшему и разомлевшему обществу, главной целью которого стало бездумное потреблению, не имеющее под собой никакой другой основы, кроме как жадности и тупого желания: "БОЛЬШЕ".

"Просто нам нужно  больше: больше  каналов, шире экран, громче звук" – таков гимн современного цивилизованного мира. Исключением не стала и Россия: сбросив в 90-ые оковы дефицита на заграничные товары, мы кинулись на все сверкающее и блестящее, как кидается на конфеты оставшийся без присмотра диатезный ребенок, которому родители запрещают есть сладкое. И так же как этот ребенок потом покрывается прыщами, мы покрылись неудержимой жаждой потреблятсва, ставшей сегодня у обывателей образом жизни.

"Джордж Оруэлл ошибался.
Большой  Брат не следит за тобой. Большой Брат поет  и пляшет... Все время, пока ты не спишь, Большой Брат развлекает тебя, отвлекая внимание. Он делает все, чтобы  не дать тебе время задуматься. Он делает все, чтобы тебя занять".

Можно ли сказать лучше? Мы читаем о "звездах", лелеющих суррогатных детей, а в это время в стране взрывают автобусы и вокзалы; мы смотрим до безумия тупые, идиотские сериалы и ржем как кони над людьми, ходящими в театр и оперу; мы требуем жизнь лучше, мы требуем всего-всего-всего, но при этом гордимся своей ленью, прославляем ее и возводим в культ.

Конечно, нельзя всю жизнь себя гнобить тяжелыми думами, так можно и свихнуться, однако минуты банального просветления стали шокирующей редкостью. Основное наше времяпрепровождение: смех и музыка. Веселье!

"Смех и музыка разъедают  мысли" – сегодня чрезвычайно популярно быть с музыкой на "ты". Мы одеваем наушники, чтобы отгородиться от мира, и в итоге разучиваемся видеть этот мир, воспринимать его обыкновенные красоты. Только Пирамиды могут нас удивить! Только Сфинкс! Только что-то далекое, что-то общепризнанное. Нам безразличны леса, поля и горы, мы попросту их не замечаем – ведь мы в наушниках, мы слушаем музыку.

Актуальность романа Чака Паланика не подлежит сомнению. Читать его нужно не только любителям ужаса и страха, но и вообще более-менее здравомыслящему человеку, который между ржаньем и хаваньем, найдет время, чтобы немного подумать. И даже не важно о чем: хотя бы просто подумать. Этого нам сейчас как раз очень и очень не хватает.


Рецензии