Село Гагино Сергачского уезда. Часть I

                Село Гагино Сергачского уезда

   

   Гагино отстоит от Нижнего Новгорода во 150 верстах, от Сергача в 40, почтовая же станция находится в самом селе. Граничит Гагино на севере  с. Юрьевым деревней Тяпиным, на юге с. Субботиным и Пановым –Осановым, на востоке деревней Ломакиным прихода с. Покрова, на западе – с. Какиным.

   Расположено Гагино в углу, образуемом устьем реки Ежати с одной стороны, а с другой- причудливым течением реки Пьяны, которая, прияв в себя с юга Ежать в своем западном направлении прежде чем устремиться к северу к своему устью, описывает под Гагиным подковообразную дугу.

Местоположение села ровное и только северная часть его находиться на скате к Пьянее; одинаково ровная местность и в окрестности села и только на востоке переходит в холмистую, покрытую лесом по обоим берегам Пьяны. Из отдаленных возвышенностей на востоке замечательна гора Леквасна, по правую сторону Пьяны, тянущаяся с юг на северо-восток против выхода из пьянской подковы.  Среди холмов в восточной стороне лежит немало оврагов,  из которых замечательны в народной памяти: Воровской, в котором, по преданию, жили воры-разбойники; Горелая щель, ГД, по преданию, спасались отшельники; Пила-в-Поле, в нем по преданию зарыты клады.

   По ту и другую сторону Пьянской пдковы находится несколько озер; из них замечательны: на правой стороне, внутри самой подковы, Круглое и Кривое, а по левую Большой и Малый Мерлек и Ветла; из Большого Мерлека и Ветлы, кроме Пьяны, сельчане берут воду. Далее на запад от Мерлеков и Ветлы идет ряд провалов, или круглых (бездонных по народному верованию) ям, наполненных водой.

   В расстоянии верст пяти от Гагина в поле, по дороге к селу Юрьеву, находятся две куполообразные насыпи, известные у народа под названием Мааров. В окрестности в народе ходит рассказ, что эти маары насыпаны были по приказанию царя Иоанна Грозного его воинами так, что идя на войну под Казань, они бросали земли по горсти, на обратном пути по фуражке и оба маара вышли ровные. ( на сколько емкостью фуражка больше горсти, на столько меньше возвращалось из под Казани войска).

   Почва земли в окрестности Гагина черноземная и только местами песчанно-глинистая. Климат не отличается особой резкостью и не способствует особым болезням.

О начале и названии села Гагина в народе передается следующий анекдот. Гагино и Какино основаны одновременно родными братьями; когда один из братьев, положивший основание Гагину, раздумывал как назвать селение, пролетела над ним стая гусей и своим криком : «Га-га-га» дала ему повод назвать село Гагиным, тогда он обратился к брату, сказал « Мое назову Гагиным, а ты назови свое как иное ( т.е. как-нибудь иначе) отсюда – Какино.

   Более достоверное народное сказание о начале образования Гагина ссыльно поселенцами, или же беглыми во главе с неким Гаем (Гаий- христианское имя), по именно которого назван и сам поселок Гаин, нынешнее село Гаино или Гагино.

   Последнее сказание отвечает и действительности. Известно, что Гагино, вместе с окрестными селами и деревнями  и даже самым город Сергачем, расположено в районе так называемого « Медвежьего угла», а этот угол с самого основания Василь-Сурска служил границей между Московским и Казанским царствами. Сюда, как на крайний о опасный пункт, Московское правительство ссылало по суду преступников в работы  на устроенные здесь, благодаря изобилию почти непочатого леса, казенные поташные заводы на известное число лет с правом водворения потом в этой же местности на постоянное местожительство. А когда состоялась отмена перехода крестьян в осенний Юрьев день и последовало окончательное закрепощение их за боярами в царствование Федора Иоанновича в конце XVI века при правителе Борисе Годунове, тогда выступило на сцену и беглянство, продолжавшееся во всю смутную эпоху и до переписи народной при царе Михаиле Федоровиче, учиненной по мысли Патриарха Филарета Никитича.

   Многие из смердов и холопей с уничтожением Юрьева дня, не стерпя кабалы, бежала туда, где было подальше от правительственного глаза Таким укромным местом для укрывательства был и Медвежий угол с его Сурскими Запьянскими лесами. В этом углу беглецы находили вольное житье и селились тут. С годами поселенцы-ссыльные и беглые прибывали в числе, размножались и начали соединяться для совместного жительства в поселки. Так явились в Медвежьем углу поселки Ключево, Кладбищи, Анда и другие и во главе их Сергачево, как административный центр Казенной поташной волости. Тогда же и так же возник в этой местности и поселок Гаин – Гагино.

   Указывает в подтверждение образования поселка Гагина ссыльными на то, что и в настоящее время в состав Гагинского поселения многие крестьяне носят фамилии по тем городам или областям, откуда их прадеды и прапрадеды происходили до ссылки в Медвежий угол, как то: Калугины – из Калуги или Калужской области, Тулаевы – из Тулы или Тульской области,  Курсковы – из Курска или Курской области, Казанцевы – из Казани или Казанской области, Питеровы – из Петербург или его округа – неосновательно, как это делает гагинский священник о. Николай Виноградов. Неосновательно потому, между прочим, бьющему по глазам факту, что Петербург, например, основался тогда, когда Медвежий угол давно уже перестал быть местом ссылки с приобретением неизменимой Сибири, а население Перербургской окружности русскими, среди которых могли бы уже оказаться и кандидаты на Медвежий угол, совершалось и того позднее, т.е. спустя довольно времени от основания Петербурга, да и Казань едва ли могла могла быть поставщицей своих «сирот» на Медвежий угол по своему особому положению в тогдашнее время в семье области Московского Государства.

   Скорее в этих Гагинских, Питеровых, Казанцевых, Калугиных, Тулаевых, Курсковых и т.д. надобно видеть переведенцев, в лице родоначальников этих фамилий, из тех областей, или губерний, из которых они были переведены посемейно или даже водиночку по покупке их в тех местах разными гагинскими помещиками, которых до уничтожения крепостного права сменилось в Гагине несколько поколений гг. Ахматовых, Загряжских, Мелиссино, кн. Долгоруковых и Карачаровых. А покупка людей водиночку и посемейно у нас между помещиками практиковалась до самого XIX века, несмотря на запретительный закон Петра I, последовавший вскоре за первой ревизией 1719 года.

   В Гагинских, Питеровых, Казанцевых, Тулаевых, Курсковых, Калугиных и проч. Нельзя видеть и беглых, потому что, если и ныне при крайней гуманности наказаний за беглянство, ни один беглый без крайней нужды не оказывает себя, а сказывается Иваном, непомнящем родства, то о XVI и XVII веках, когда практиковались самые страшные и лютые наказания, в этом случае и говорить нечего. Таким образом, эти Тулаевы, Калугины и проч. Составляют в Гагине позднейшее наслоение, современное крепостничеству, которое проникло туда много времени спустя, по основании поселка.

   То, что  гагинцами удержаны за некоторыми урочищами названия нерусского происхождения, как например за горой Леквасна, за двумя озерами Мерлек и равно и то, что вблизи Гагина имеются два кургана – Маара, показывает, что дружина, или артель, шайка Гая, до основания поселка, вытеснила отсюда какое-то финское племя, или поработило его и потом слилась с ним в великорусский тип гагинца. Курганы у финнов – это место их мольбищ и тризновых праздников.

   Обосновавшиеся в живописном уголку, при слиянии Ежати и Пьяны, гагинцы недолго оставались без храма Божия. Как скоро поулеглось смутное время, гагинцы в Патриаршество Филарета Никитича строят уже себе храм (деревянный) в честь Рождества пресвятой Богородицы.  Что сталось с этим первым гагинским храмом через 90 лет его существования, обветшал ли он или сгорел, неизвестно, но известно то, по церковной описи села Гагина, что к 1709 году, при Митрополите Нижегородском Сильвестре, с благословления его последнего, в селе Гагине срублена вновь деревянная церковь и освящена в прежнее наименование в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

   Это вторая по времени церковь существовала в Гагине до 19 июля 1821 года, когда вместе со всем селом, за исключением пяти обывательских домов, сделалась жертвой пожара. Пожар этот называется «Пожаром Разумея», потому что начался с построек крестьянина Разумника, в просторечии зовомого  Разумеем.

   В этот истребительный пожар сгорело не только все здание церкви дотла, но и вся церковная утварь и документы, которые бы если остались в целостности, могли бы многое что сказать нам  о прожитой церковно-приходской и бытовой жизни гагинцев. Единственно, что осталось от прежней церкви, это икона Скорбящей Божией Матери, особенно чтимая гагинцами, помещающаяся ныне в междуалтарьи пределов Рождества Богородицы и  Святителя Николая теперешней гагинской церкви и резное изображение Спасителя в терновом венце в темнице, стоящее доныне в каменной часовне на юго-западном углу церковной ограды. Вокруг темницы имеется следующая надпись: « сия темница совершися 1780 года июня 20 села Гагина священником Мануилом Гавриловым Григорьевым».


Аполлон Можаровский

"Нижегородские губернские ведомости" №№ 13, 17, 19, 20, 1893г.


Рецензии