Театр Домовёнка Чудесные лапоточки

Вступительная часть.
Театр Домовёнка - это новая форма работы со зрителем.
В театре живёт сказочный персонаж - Домовёнок Капитошка.Вместе со своим другом Петрушкой они будут показывать детям театрализованное представление, в конце которого артисты играют спектакль, по времени не превышающий 30 минут.
Перед каждым новым спектаклем - новое театрализованное представление.

ЧАСТЬ I. Театрализованное представление

Действующие лица:
Домовенок Капитошка
Петрушка

В конце I части театрализованного представления выходит один из действующих персонажей спектакля, который и начинает спектакль.

Декорации: кубики или кустики, полянка. За кубиком термос.
Петрушка: (выходит крадучись) Ой, ребята, что сейчас случилось…Иду я значит, к вам, иду…Вдруг как из-за кустов собаки залаяли! Му-у-у…Нет, кажется, не так, громче. Ку-ка-ре-ку… Что вы смеетесь? Ну, вот вы же слышали, как собаки лают, «ква-ква-ква».  (Сел на кубик) Все, обиделся я на вас. Не буду с вами играть. Помогли бы лучше.  (Обращается к детям) Вот ты знаешь, как собаки лают? А ты? …(дети лают) А давайте вместе! Громче, громче! Здорово!
(Слышит голос Домовенка, прячется за кубики. Выходит Домовенок.)
Домовенок:  Здравствуйте, ребята! А вы Петрушку не видели? Видели? А где он? (замечает Петрушку) Петрушка, а ты чего это спрятался от ребят?
Петрушка:  Я не от ребят, я от собак спрятался.
Домовенок:  А где же здесь собаки? Странно. Не вижу я никаких собак.
Петрушка: Да вот только сейчас, здесь – ав-ав-ав!
Домовенок: Ты чего детей пугаешь?
Петрушка: Никого я не пугаю, что я болотина кикиморная…детей пугать! Ой, надо говорить кикимора болотная. (повторяет) Что я кикимора болотная -  детей пугать. Я это…воспитанный.
Домовенок: Да уж, воспитанный! А не знаешь, что надо при встрече говорить.
Петрушка: Я не знаю? Да я всё знаю!
Домовенок: Знаешь, так говори.
Петрушка: (детям) О, ребята! А чего пришли-то? Чего вам дома не сидится?
Домовенок: Подожди, Петрушка. Пока ты все не испортил, я тебя учить буду. Вначале надо поздороваться.
Петрушка: Точно! Здравствуйте, ребята!
(ребята здороваются)
Домовенок: А пришли ребята потому, что мы их сами пригласили! Ну, что, ребята, давайте знакомиться.
Петрушка: Чур, я первый!
Домовёнок: Петрушка, как некрасиво ты себя ведёшь.
Петрушка: А чего сразу – некрасиво? Я, может, хотел не про себя, а про тебя  рассказать. Познакомьтесь, ребята. Это – Домовёнок Капитошка. Он уже 6 лет живёт в нашем театре. Правда, он редко выходит к ребятам. Наверное, потому, что он скромный.
Домовёнок: И ничего я не скромный. Просто я воспитанный. И без причины не бегаю туда-сюда, (Показывает на Петрушку.) как некоторые.
Петрушка: А я, значит, невоспитанный, да?
Домовёнок: Ладно, Петрушка, не обижайся. Давай теперь я ребятам про тебя расскажу.
Петрушка: А чего про меня рассказывать, меня и так все знают. Правда, ребята?
ДЕТИ:
Домовёнок: Ну, они же не знают, что ты мой друг. Ребята, Петрушка мой самый лучший друг. И мы с ним теперь всегда вместе будем к вам приходить.
Петрушка: Правда? Меня так давно никто никуда не приглашал. Я как узнал, что ребята к нам пришли, хотел первый с ними познакомиться. Так бежал, аж запыхался. Даже жарко стало, даже пить захотел. Я бы и сейчас попил ледяной водички из холодильника. Плохо, что не весна. Так бы сосульку пососал. Холодненькую!!!
Домовенок: Вот-вот…ледяной водички, сосульки, а потом горло заболит. Подожди, я вот тебя сейчас горяченьким чаем угощу.
(Наливает из термоса чай в кружку.)
Петрушка: О, и правда, горяченький. (Начинает дуть мимо чашки на Домовенка)
(музыка ветра, домовенка «сдувает», он кружится)
Домовенок: Эй, стой! Стой! Остановись! Да ты не на меня дуй, а на чай.
Петрушка: (Опять дует мимо) Да не получается у меня на чай дуть, хоть бы ребята помогли. Чего сидите, дуйте давайте. Сильнее! Сильнее! (Дуют. Домовенка ещё больше кружит)
Домовенок: Все, хватит.
Петрушка: Ну, хватит, дак хватит.
Домовенок: Да как-то это и не очень красиво. И некультурно.
Петрушка: Красиво, не красиво. Мне уже и самому дуть расхотелось. Ой, ребята, я же самое главное забыл вам рассказать. Мы же не просто так к вам пришли, мы вам сегодня сказку новую покажем.
Домовенок: Подожди, Петрушка, во-первых, показывать будем не мы, а артисты.
Петрушка: А я тогда расскажу, про что сказка. В общем так…
Домовенок: Да подожди ты. Зачем же раньше времени рассказывать, ребята и сами все увидят.
Петрушка: Ну, я так не играю. (Садится на кубик и отворачивается от Домовенка)
Домовенок: Ладно, не дуйся.
Петрушка: Я и не дуюсь. (с усмешкой) А где твои артисты? Где? Чего они не выходят?
Домовенок: Так еще третьего звонка не было.
Петрушка: А какая разница, третьего, четвертого.
Домовенок: Ты, Петрушка, как будто первый раз в театре. Четыре звонка не бывает. Бывает только три. Вот сразу же после третьего звонка и начнется спектакль.
Петрушка: О-о, еще долго ждать. А сейчас что делать?
Домовенок: Как что делать? Усаживаться поудобнее.
Петрушка: А, знаю, знаю! А еще надо поскорей шоколадки доесть, а то золотинка шуршать будет. А мороженое тоже надо скорей доедать?
Домовенок: А мороженое лучше вообще в театр не брать.
Петрушка достает сотовый телефон, начинает набирать номер.
Домовенок: А ты кому собираешься звонить?
Петрушка: Как это кому? Всем. Я же должен всем рассказать, что я в театре. Домовенок: А вот звонить нужно было раньше. Сейчас лучше отключить телефоны.
Петрушка: Как это отключить? А зачем?
Домовенок: Ребята, может, вы ему объясните, зачем в театре нужно телефоны отключать.
ДЕТИ:
Петрушка: Ясно. (Обиженно) И вы меня учить будете.
Домовенок: А еще в театре нужно громко хлопать.
Петрушка: (перебивает его) Знаю, знаю! Это чтобы артисты поняли, что ребята их уже ждут.Услышат и сразу выйдут.
Домовенок: Ну.., выйдут они не сразу, а как прозвенит третий звонок.
Звенит третий звонок.
Петрушка: Ура! Наконец-то. Давайте скорее хлопать! Громче, громче!
(Выходит Старичок)

ЧАСТЬ II. Спектакль

Чудесные лапоточки

Литературный жанр: Драматургия
Драматический жанр: Сказка
Роли: женские: 1; мужские: 4; детские: нет; другие (животные, предметы и т.п.); массовка: нет
Оригинальный язык произведения: русский; период написания: XXI век, 2013 г.
Формат файла: doc (Microsoft Word); размер 36,0 КБ.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

ИВАН, мужик
СТАРИЧОК
АКИМ, брат Ивана
МАРФА, жена Акима
БАРИН

СТАРИЧОК: Здравствуйте, ребята! (дети отвечают). Расскажу я вам историю про «Чудесные лапоточки». Нанялся я в одной деревне в пастухи. Зорька, куда пошла? Стадо большое, уследить за ним трудно, хлопотно. Коровы в рожь да в овес бегут, овцы в трясину лезут да в лес заходят. Куда, куда родимые? Надо всех собрать да в одно место согнать. Совсем замучился... Вот и надумал: " Дай-ка сплету себе лапти-скороходы". Принялся мастерить лапти. Надрал с лип лыка. Ребята, вы знаете, что такое лыко? (дети отвечают). Лыко – это, стало быть, кора молодого дерева. Достал кочетык- крючок, чем лапти плетут, и принялся за дело. Долго трудился и сплел себе лапти, да не простые, а "чудесные". Шагну раз - и уже на другом конце поля, шагну еще раз - глядь, широко поле позади. Зимой лапти  ноги согревают, летом пятки охлаждают. Заскучаю, так лапти  в пляс идут. Что ребятки, не верите? (зовет лапоточки)  Ну, лапоточки, пляшите! (Лапти начинают плясать)

Хоть мастак я небольшой,
Лапоточки плёл с душой,
Носил липы ко двору,
Кочетыком драл кору.
Плёл подошву и бока,
А вот пятка нелегка:
Лыки в петельки сводил,
Чтоб мой лапоть не кривил.
Вышли чудо-лапотки.
Не малы, не велики.
В благодарность за мой труд,
Лапти сами побегут.

СТАРИЧОК:  Ой, умаялся я, ребятки. Легче стало стадо пасти. О чём это я? Ах, да! Легче стадо стало пасти. Малышка, куда пошла?
(Появляется Иван).
ПЕСНЯ ИВАНА
Разгуляйся день погожий.
Не пыли, дороженька.
Дома мне сидеть негоже -
В путь- дорогу, ноженьки!

Сто дорог смогу пройти,
Выдержат обуточки.
Помогайте мне в пути,
Песни-прибауточки!

Эх, ты доля мужика
Тяжела ты иль легка,
Нам не стоит унывать,
Лучше петь да подпевать!

СТАРИЧОК:   Здорово, мил человек.
ИВАН:  Здравствуй, дедушка.
СТАРИЧОК: Далеко ли путь держишь?
ИВАН: Да вот, к брату иду. А ты дед, пастух что ли?
СТАРИК: Ну, пастух.
ИВАН: Дык, чего ты отдыхаешь?.. Стадо твое разбежится, как потом собирать будешь?
СТАРИЧОК: А у меня лапти чудесные есть!
ИВАН: Что в них чудесного?
СТАРИЧОК: Зимой ноги согревают, летом пятки охлаждают. Заскучаю, так лапти в пляс идут. По семи лесам ходил, лыко драл; да из того лыка - семь ночей лапти плел. Так плел, как другие не плетут. Эти лапти никогда не износятся, через широкие реки и дремучие леса перенесут...
ИВАН: Так уж перенесут?
СТАРИЧОК: А куда им деваться- то. Так не серчай, мил человек,  я вздремну. Притомился.
ИВАН:  Ну, давай, дедуля, отдыхай. С виду лапти как лапти, а старик говорит чудесные. А вы, ребята, верите, что лапти волшебные? А я не верю! Обыкновенные лапти.  (Обувается) Ноги вы куда? Стойте! Ой, конец мне! Стойте же вы, остановитесь! Нога моя правая стой! Левая нога, да стой же ты! Ой, горе мне! Ой, пропал!
(интермедия)
СТАРИЧОК: Ваня, Ваня! Вот, ребятки, что бывает с любопытными-то людьми. А у нас в народе говорят: Любопытством не проживешь. И не корысти ради Иван лапти эти взял, ан видите,  как случилось. Скрипнули чудо - лапти и понесли Ивана. Через поле понесли, понесли по дороге. Он и не заметил, как промчался мимо деревни, где брат жил. Пришлось обратно возвращаться. Вот и деревня, вот и братов двор, а остановиться он не может. Лапти- то не останавливаются, дальше несут. Свернул Иван к воротам своего брата, да с разбегу стукнется об столб, что искры из глаз посыпались! Упал перед воротами, поднял ноги вверх, а ноги в воздухе так и шагают, так и шагают - и не ухватишься за них.
ИВАН: Ой, не могу! Аким, выручай! Братец, лапти сними с меня быстрей! Сил нет!  Акимушка, спаси. Ой, беда! (Выбегает Аким) Помоги, братка, разуй меня, ой пропаду, ни за грош. (Снимает лапти). Будь они совсем неладны, эти лапти скороходы! Надо уметь ими править, а я не умею, вот и шлепнулся! Хорошо,  что ты, Аким меня разул, а то кто их знает, куда бы они меня занесли! А всё мое любопытство. Вот уж правду народ говорит: "Любопытной Варваре на базаре нос оторвали". А я из - за этих лаптей, чуть ног не лишился.
АКИМ: Здорово, братец! Где же ты такие чудо лапти взял?
ИВАН: Да, у одного пастуха. Взял, а вот теперь сам их боюсь. (Пауза) Слушай, Акимушка, плохо я сделал, чужое добро без спросу взял. Надо бы их вернуть поскорее.
АКИМ: Да ты, Иван, не волнуйся, отдышись, умойся, водицы попей. Лапти- то чай сами не убегут. (Иван уходит). Эх, правду люди говорят, что "дуракам везет". Достались ведь чудо - лапти Ивану, а чем я хуже? Я и старше, и умнее, и работящей. А Иван только песни петь мастак. Возьму- ка я лапти себе, они мне как раз впору будут. Столько дел я с ними сделать смогу. Эх, лапти, лапоточки. (надевает). Ой, что это? Ноги, Ноги. А-а горят! Иван, Марфа!
(Появляется старичок)
СТАРИЧОК: Вот, ребята что бывает с завистливыми людьми. В народе говорят: " Кто чужого желает, свое потеряет". Позавидовал Аким брату, что лапти у него чудесные есть, ан вот что произошло. Одел Аким лапти и не успел глазом моргнуть, как закружили они его по двору. Куры с перепугу взлетают, гуси в корыто попрятались. А лапоточки еще и ноги жечь стали, недаром сказано " на воре и шапка горит". Аким во дворе все вверх дном перевернул, домой забежал, чуть избу не спалил. Благо, жена его Марфа вовремя подоспела и помогла.
МАРФА: Аким, ты что с ума сошел, чуть избу не спалил.
АКИМ: Ой, Марфа, спаси меня. Неси скорей воды, пока весь дух из меня не вышел.
МАРФА: А теперича, отвечай мне окаянный, как это, ты чуть избу не спалил.
АКИМ: Ой, плохо я сделал: чужое добро без спросу взял, позавидовал брату.
МАРФА: Какое добро? О чем ты, Аким? Ты мне зубы не заговаривай. Отвечай, зачем избу хотел спалить?
АКИМ: Марфуша, милая, это не я. Это всё лапти проклятущие.
МАРФА: Ты долго будешь из себя дурака корчить? Давай выкладывай, что это с тобой было?
АКИМ: Да, Иван к нам в этих лаптях пришел. Сказал, что они "Чудесные", мол вмиг доставят, куда надо. А я и позарился на чужое... позавидовал брату. Надо бы их вернуть, пусть отнесет, где взял. (уходит)
МАРФА: Если Ваньке и Акиму не надо, мне сгодятся. Нет, вы слыхали, что муж-то у меня удумал? Да в кои-то веки повезло, таки лапти нам достались! А муж мой раззява, вместе с братцем своим хочет их вернуть. Вот уж правду люди говорят " у других дураки- любо каки, а наши дураки - вона каки". Вернуть?... Как бы не так. Станем мы обратно отдавать то, что даром досталось. (Засунула руки в лапти. Лапти начинают ее мутузить). Ой, что это? Ой, кто это? Ой, Аким, Акимушка спаси родной. Пропадаю. Помогите.
АКИМ: Вот дура - баба. Говорил ведь, что отдать надо лапти, что чужое добро радости не приносит.
МАРФА: Аким спаси, помоги!  Караул!
АКИМ: Да стой ты! Что как коза лупленая копытами бьешь. Угомонись, тебе говорю. (Снимает лапти).
(Появляется старичок. Говорит фразу и исчезает)
СТАРИЧОК: Вот ведь лапти и Марфу наказали. Потому что нечего на чужое зариться. Как у нас в народе сказывают: "Не до жиру, быть бы живу". Поколотили Марфу лапти. Вот они от страху-то и решили лапти вернуть по добру по здорову. Но, как говорится: " Скоро сказка сказывается, да не скоро делается" (уходит).
МАРФA: Аким, и правда, эти лапти бешеные какие-то.
АКИМ: Так я тебе говорил, а ты... У, бестолочь! Мучайся вот теперь.
МАРФА: Вань, ты где эти лапти взял?
ИВАН: Да, я... Случайно... Из любопытства взял у старика одного. Он стадо пасет, а лапти ему помогают. Мол: "Раз шагнет, верста позади".  Ребята, подскажите, что делать с лаптями будем? 
МАРФА: Так, Аким, Иван, сейчас же собирайтесь.
ИВАН и АКИМ: Куда?
МАРФА: На кудыкину гору. К Пастуху пойдем. Надо от этих лаптей срочно избавляться, а то они еще каку беду в наш дом принесут.
АКИМ: Погодь, Марфуточка. У меня ноги до сих пор горят. Вот отдохну маленько и пойдем.
МАРФА: Я кому сказала! А ну живо подскочили. Хватит, отдохнули уже. Уж так отдохнули, век помнить будем.
АКИМ: А не надо было жадничать.
МАРФА: А не надо было завидовать.
АКИМ и МАРФА (Ивану): Все из-за твоего любопытства.
ИВАН: Так кто знал-то?
МАРФА: Кто-кто? Дед Пихто. Живо за мной!

Говорит молва людская
Брать чужое- это грех.
Я и сама об этом знаю:
Не принесёт чужое успех.
Ну, вот зачем нам лапти эти
Есть ведь свои, не хуже тех,
Вот мы попались, словно дети.
Да, брать чужое- это грех.
Грех! Грех! Грех!

ИВАН:  Надо скорее пастуха найти, да отдать эти лапти, пока они нам новой беды не принесли.
АКИМ: А как же нам старику эти лапти-то вернуть? (Ивану) Где ты с ним повстречался?
ИВАН: Да вот недалеко отсюда и повстречался. Стыдно. Нехорошо получилось. А старичок тот прилег отдохнуть. Может, спит еще.
АКИМ: Так пойдем, разбудим его да лапти и отдадим.
МАРФА: А зачем будить? Давайте ему лапти эти тихонько назад вернем, он и не заметит пропажу.
АКИМ: Ай да Марфа, ну... голова!
ИВАН: Нехорошо это, признаться бы надо.
МАРФА: А зачем признаваться-то, главное, что вернем. Иван, иди и отдавай старику лапти.
ИВАН: Почему я? Вместе и пойдем.
МАРФА: Ты первый взял, тебе и возвращать. Ни к чему нам лапти-то эти.
(Не заметили, как подошел Барин)
БАРИН: Ну, если вам лапти ни к чему, так мне отдайте.
МАРФА: И с какого такого перепугу мы должны тебе лапти отдать? Ты кто такой?
БАРИН: Барин я.
АКИМ: И откуда ты взялся, Барин? В нашем селе таких нету.
БАРИН: С дороги. У колеса телега отвалилась.
ИВАН: Что, говоришь у колеса отвалилось?
БАРИН: Телега.
ИВАН: Телега отвалилась?
БАРИН: Ну, отвалилась. А что здесь такого?
МАРФА: Да не может у колеса телега отвалиться.
БАРИН: Как не может? Мне так кучер сказал.
МАРФА: Знаешь что, Барин иди-ка ты своей дорогой, у нас дело поважнее твоего.
БАРИН: А что за дело?
ИВАН: Да лапти одному старику вернуть. Лапти непростые, Чудесные.
БАРИН: Какие-какие лапти?
АКИМ: Чудесные.
БАРИН: Так давайте я отнесу, мне все равно ждать, пока кучер телегу к колесу приделает.
МАРФА: Вот дурак-дураком, а соображает! Правильно, вот и отнеси. Во-он там старичок должен быть.
БАРИН: (взял лапти) Ну... Чего стоите? Отдали лапти и идите своей дорогой.
АКИМ: Так мы и идем.
БАРИН: Вот и идите.
(Марфа, Аким и Иван уходят)
БАРИН: Чего придумали: стану, я Барин, какому- то старику лапти возвращать, да еще и Чудесные. Мне может такие и самому нужны. Волшебные! Да я с этими лаптями… Хы, Чудесные...

А я барин Никодим
На земле такой один
Самый умный, толстый самый
Очень хитрый и упрямый.

Как надену лапти я,
Не узнаете меня.
Вместо батюшки царя
Нынче править стану я!

Лапти, лапти, лапотки
Не малы, не велики
Никому вас не отдам,
Вас носить я буду сам!

(обращается к лаптям) Вот так-то, теперь мне служить будете да все мои просьбы исполнять. А доставьте-ка меня к царю! Разговор у меня к нему особый есть. Побыл он царем, и хватит. Теперь я, барин Никодим, царём стану!

(потом, когда лапти его несут, можно кричать: Лапти, правее берите! Правее! Не видите, река впереди! Оглохли что ли? Правее, говорю…

(интермедия)
(Выходят Иван, Аким и Марфа)
ИВАН: А я говорю надо. Вдруг Барин нас обманул. Заберет их себе, а старичку их не вернет.
МАРФА: И пусть заберет, нам-то они все равно ни к чему.
ИВАН: Нам ни к чему, а старику нужны. Как он будет без них стадо пасти?(выходит старичок)
СТАРИЧОК: А, Иван, что вернулся? Забыл что ли  чего?
ИВАН: Да повиниться я пришел. Лапти-то я у тебя, получается, украл.
СТАРИЧОК: Лапти-то... получается, украл...
МАРФА: Дедушка, а Барин тебе лапти не возвращал?
СТАРИЧОК: Барин-то... нет, не возвращал.
АКИМ: Что же делать-то?
СТАРИЧОК: Что делать? Ничего не делать. Каждому свое.
ИВАН: Что ты, дедушка, сказал?
СТАРИЧОК: Каждому, говорю, свое.
АКИМ: И как это понимать?
СТАРИЧОK: Так и понимать.
ИВАН: Прости ты уж нас, дедушка!
АКИМ: Пойдём мы. Ты уж на нас зла не держи. Прощай, дедушка!
СТАРИЧОK: И вы прощайте! Вот мои лапоточки и снова ко мне вернулись. Глупые люди, разве чужое добро счастье принесёт?

Хоть мастак я небольшой
Лапоточки плел с душой.
Чтобы вечно мне служили.
Да других уму учили.
Эх, вы лапти-лапотки…
Не малы, не велики…

Ну, и вы прощайте. Да лихом не поминайте. И помните: чужое добро счастье не принеёт.

ЧАСТЬ III. Театрализованное представление. Заключение..

Выходят Домовенок и Петрушка.

Петрушка: Ух ты, интересная история. Я такую и не слышал.
Домовенок: А ты понял, Петрушка, что чужое брать нехорошо?
Петрушка: Понял. Только я и не беру ничего чужого.
Домовенок: Вот и молодец. А вам, ребята, понравилась история про чудесные лапоточки?
Дети отвечают.
Петрушка: А вы в другой раз еще приходите. Мы вам новую историю расскажем. Придёте?  Ну, тогда давайте прощаться.
Домовенок: До свидания, ребята.
Петрушка: До свидания. Приходите ещё!

Конец.
tatjana-kmylina@rambler.ru


Рецензии