Пожары

  Пожары.
     Раз   уж начала рассказывать про пожарную лестницу,  то вспоминаются  мне  пожары, которые  дети школы-интерната наблюдали в своей  восьмилетней жизни внутри школы и за пределами её.
     Самый  первый пожар случился в 1962 или 1964 году.
      При въезде  на территорию  школы-интерната  стоял маленький домик. В нём жил сторож - пожилой человек. Для нас он был дедушка. У него  обитало  несколько собак. Вероятно, он приютил их, потому что и сам был почти бездомный.  Мы, маленькие, учащиеся 1-го, 2-го класса, часто ходили к нему - помогали убирать  комнатку,  носили ему что-то из " интернатовской "  еды, а он нас угощал конфетами  взамен, да и просто что-нибудь рассказывал из своей жизни. Словом, был дедушкой.   Помню, мы, октябрята, взяли шефство над ним: приглашали его на встречу с ветеранами Великой Отечественной войны. Он так радовался, когда дети прибежали к нему и позвали:
- Дедушка, пойдёмте к нам на утренник, посвящённый Дню Советской армии… Вы нам расскажете что-нибудь о войне.
И он , в окружении детишек, идёт в наш актовый зал. Добрые морщинки у глаз  его  разгладились. Улыбка счастья озарила его немолодое лицо…
Почему она запал в моей памяти особенно? Однажды он погладил меня по голове и сказал:  «Вот эта девочка очень хозяйственная  и умная…»
      Но однажды ночью он уснул , а печь ещё топилась. Вероятно, угольки выпали из печки, может, он  курил - не знаю.  Но мы в эту ночь проснулись от  зарева  пожара. Горел этот домик. Слышался  сначала лай собак, потом смолк. К дому подойти было  нельзя. Всё   ближайшее пространство было объято пламенем.  Горел и сам хозяин... Я этого не могу и теперь забыть...
Когда на  утро пожар после обильного полива водой из шлангов утих, и на  месте  происшествия ещё дымились головёшки, наши мальчики ( мы, девочки, боялись идти   туда)  побежали  туда и потом, потрясённые, рассказывали:
- Там лежат обгорелые трупы собак, их было много, он всех жалел и кормил.
-Говорят, что он не закрыл тщательно печь, уголёк выпал. А он  умер ещё раньше, угорел , рано закрыл трубу печи.
С тех именно пор я и узнала, как страшен сам угарный газ. Позже, в Макарове, когда я уже уехала из интерната, в бараке я старалась долго не спать , пока, труба была открыта, ждала, чтобы синенького огонька в печи не было.
      А в 1967 году  дети нашего интерната наблюдали пожар, который объял зимой  школу № 1,  находившуюся недалеко от нашей школы, по улице Красноармейской. Сама я на пожаре не присутствовала, прибежала уже позже, когда уже всё было сожжено.
    В первую школу мы , интернатовцы, ходили только несколько раз, на смотры художественной самодеятельности и на медосмотр, который проходил в городе для детей.
      Широченные  коридоры с высокими широкими окнами создавали устрашающее впечатление. Вот где японцы не только побывали, но и жили, вероятно  . Мы не раз проходили мимо неё, когда шли в баню или кино.  Парадный вход находился посередине. Справа и слева , асимметрично ему распростирались два крыла.  Правое , в свою очередь,  делилось  на несколько частей,  выдающиеся вперёд полупортиков, сверху завершались треугольными  карнизами, в виде маленьких будочек. Карнизы были обрамлены  белокаменными узорами, напоминающими японские орнаменты, какие мы видели, когда ходили на экскурсию  к японскому храму. Левое же крыло нарушало  симметрию рисунка, оно было с большим количеством окон. Изнутри окна представлялись  сплошными высоченными решётками из множества оконец, составляющих собой  огромное окно. По сравнению с нашей уютной деревянной школой, это  был грозный зверь…  ассоциацию со зверем  создавал   парадный портик, опирающийся на два  , в виде  призм,   столба. А столбы эти держались на каменных основах, тоже обрамлённых  японским узором . Они оказались настолько крепкими, что современный житель Углегорска до сих пор , проходя по улице Красноармейской, может созерцать их. Несведущий прохожий даже и не поймёт, откуда эти два тяжёлых  полустолба, поросшие летом  травой и прячущиеся в тени  деревьев. Лишь  те, кому довелось  захватить те годы учёбы в Углегорске, и  умудриться не уехать их этого, теперь ставшего захолустьем городка, сразу вспоминаются те дни…
     А в тот день , говорят, из-за неосторожного обогрева батарей электролампой загорелись стены, а потом пошло пламя быстро  дальше. На зимних каникулах ( мы тогда учились в 7 классе) наши мальчишки побежали на пожарище и приносили в школу шоколадки, оставшиеся , вероятно, от праздничных подарков, не  розданных ученикам или оставшихся  на  будущее. От наших мальчиков пахло гарью, как будто они тушили этот пожар. Они приносили полусгоревшие   книги, какие-то карандаши, линейки… а для нас это все вещицы имели смысл.
     После этого пожара в  деревянном  одноэтажном здании, в котором проживали семьи учителей , работающих в нашей  школе, потом мы учились в пятом, шестом классах  в первую смену, теперь учились  взрослые из вечерней школы. А где-то на БУМе , ещё  была школа корейская. Туда отправили учиться во вторую и в третью смены учащихся, которые обучались в бывшей первой школе. Вот как менялась  история нашей школы из-за происходящего   вокруг.


Рецензии
Страшное дело...
Видимо врезалось в память так, что захотелось рассказать.
Так бывает... Тоже сначала вспоминала, а после стала сочинять.
С уважением и удачи Вам!

Светлана Рассказова   11.01.2014 20:09     Заявить о нарушении
Нет, Светлана. мне всё особенное врезалось в память с 2-х, трёх лет. Есть такое понятие - эйдетическая память. У некоторых она очень сильная. Если Вы читали все остальные рассказы мои, то могли бы понять,как долго я это держала в голове, зачастую помня почти все фамилии персонажей моих произведений. И как теперь мне всё это хочется рассказать. Спасибо за внимание.

Алла Орлова   12.01.2014 04:49   Заявить о нарушении