О России с Ребеккой Оллард часть 7

Следующую встречу фрау Оллард довольно неожиданно назначила мне в одном из больших московских книжных магазинов.
Я увидел Ребекку у полки с рядами учебников истории для разных классов, разного объёма и цвета обложек. Вынимая из плотного ряда одну книжку, Ребекка наугад раскрывала её, пробегала глазами несколько строчек, закрывала и ставила на место, беря в руки соседнюю.
Почему-то я сразу догадался, что разговор сегодня у нас будет о новом едином учебнике истории России, столь шумно рождающемся в середине второго десятилетия XXI-го века в до сих пор неприкаянной стране. Сказать точнее – он ещё и не зачат даже, не то что не родился, но уже и стар и млад, и начальник и подчинённый мусолят эту тему.
Фрау Оллард протянула мне газету Die Welt. Я с любовью всмотрелся в знакомые буквы, но, к глубочайшему сожалению, на прочтение и понимание статьи у меня ушло бы значительное время.
Ребекка пришла на помощь.
«Учебники истории на вкус Владимира Путина» – так называлась статья в газете. Небезосновательно эксперты и историки, в том числе и трезвомыслящие российские опасаются, что в России история совсем скоро станет таким же инструментом пропаганды и агитации, каким была в бывшем Советском Союзе. И даже ещё более жёстким и жестоким.
Достаточно вспомнить слова, сказанные президентом три года назад на встрече с ветеранами Великой Отечественной в Новороссийске:
«Надо посмотреть, что у нас в учебниках пишут и кто это делает, на чьи деньги, с какой целью».
Уже тогда, до очередных выборов – в кавычках – в голове лидера – тоже в кавычках – сидела эта мысль.
История в новой концепции будет отстаивать идею сильного государства, для которого отдельно взятые люди не имеют никакой ценности – пушечное мясо и простой материал, пустая порода.
Пугает дружно взятое «под козырёк» всем подобострастным окружением Кремля, вплоть до уважаемых учёных, не могущих твёрдо сказать «нет» бесовскому укреплению авторитаризма в России».
Фрау Оллард плавно перешла на опыт преподавания истории в Австрии.
«Специальная государственная комиссия определяет список рекомендуемых учебников. Учебников – именно во множественном числе. Окончательный выбор делают преподаватели и даже ученики, влияющие на выбор того или иного пособия через свой интерес к книгам.
Недавно в Дуйсбурге я имела честь беседовать с доктором Маркусом Бернхардом. В Германии ученики могут самостоятельно работать с историей, конструировать свой собственный способ повествования исторического прошлого.
Но это повествование легко может быть используемо и с манипулятивными целями. И немецкие ученики должны научиться критически оценивать историческую информации.
Существующие в Германии учебные планы не содержат строгих предписаний – историю надо обязательно трактовать так-то и так-то, а не сяк-то и сяк-то.
Чего не скажешь о ситуации в России.
Американский социолог, профессор Герберт Шиллер – к сожалению, его уже нет, но я была с ним знакома – говорил о том, что конечной целью манипуляции является пассивность,  состояние инертности. А подобные состояния предотвращают активные действия, ввергая человека в апатию и депрессию.
Сокращение умственной деятельности – ещё один эффективный способ и метод развития пассивности у людей. Этому способствуют и телевидение с радио, усыпляющие своим бредовым наполнением обеспокоенность социальной и экономической действительностью.
Всё это – Россия.
За 75 лет Советской власти и за последнее двадцатилетие так называемой новой России сознанием у вас в стране научились манипулировать архипрофессионально. И должна заметить, что манипуляторы учатся – прилежно, настойчиво, постоянно. Штудируют труды того же Герберта Шиллера. Чего стоят потрясающие по своему беспримерному хамству логико-психологические уловки – утверждение делается с высокой трибуны безо всякого доказательства, якобы, само собой разумеющееся – истина, а в возражения оппонента ничтоже сумняшеся впихивают порой совершенно противоположный смысл, искажая исходную идею оппонирования.
Ювелирная работа!
Примеров – на каждом шагу и каждый день. А люди лишь согласно кивают головой. Поистине – Единая Россия!
Нужны ещё доказательства?
Российский историк Вардан Багдасарян:
«… обеспечение позитивного позиционирования страны на международной арене составляет одну из государственных функций истории. Понимание этого выгодно отличает авторов нового учебника от историков-«общечеловеков», о которых говорил В. В. Путин как о когорте западных грантополучателей. Преднамеренная негативизация российского исторического прошлого является одним из приёмов борьбы против России. На эти провокации должен быть дан соответствующий ответ со стороны отечественной науки».
Я бы добавила, что более заботятся такие историки – в кавычках – о негативизации настоящего. Именно это вызывает у них особое опасение.
А вообще – это страшные слова, поистине страшные, не оставляющие ни малейшей надежды трезво и насколько это возможно объективно оценить происходящие события и в сегодняшней России, и в России, например, последнего двадцатилетия. А оценить их насколько это возможно объективно ох, как надо.
Вам надо! В первую очередь вам!»
Мне стало очень и очень грустно, и я даже не нашёлся, что ответить фрау Оллард.
Мы лишь смогли договориться о ближайшей встрече.


Рецензии