Рыбалка как рыбалка

Вот она, Волга!
Наконец-то я поймаю здесь свою РЫБУ!
Примерно так думал я, подъезжая к Астрахани, общепризнанному рыболовному раю России.

Это была не просто поездка, это была командировка, но кой-какие снасти я прихватил, надеясь на благоприятные обстоятельства. И эти обстоятельства состоялись.

Так уж случилось, что на ночлег мы с приятелем остановились в загородном домике давнего знакомца.  Двухэтажный уютный домик стоял на самом берегу Волги.

Был почти вечер, гостеприимные хозяева приглашали к столу, но я, извинившись, вытащил из багажника машины чехол с удилищами, ящик с рыболовными причиндалами, маленький ящичек с причиндальчиками и отправился к реке.
 
Хозяин дома, астраханский казак Николай, увидев моё непреклонное желание порыбачить, вышел вместе со мной на берег, громко свистнул и призывно замахал руками.

К берегу причалила моторная лодка. Это была узкая «Казанка» без булей, но с японским двадцатисильным мотором.
 
В лодке находились двое подростков. Это был сын Николая, учащийся Новочеркасского казачьего кадетского корпуса Сергей и его товарищ, тоже Сергей.

Не без хлопот погрузив в лодку всё моё рыболовное имущество, мы отчалили. Мотор негромко бурчал, погода была прекрасной, летали чайки.
    
Перешли стремнину, подошли к противоположному берегу. Не то чтобы к самому берегу, а туда, где почти начинались заросли подводной травы, но было вполне приличное ещё течение.

Казачата ориентировались по немногим лодкам других рыболовов, стоявшим на якорях. Заякорились и мы. Причём верёвку якоря ребята привязали за уключину весла. Так что лодка стала лагом к течению.
 
Один из Серёг достал удочку. Это был недорогой спиннинг с недорогой катушкой. Я внимательно наблюдал. Давно уже заметил, что если хочешь поймать хорошую рыбу в незнакомом месте, посмотри, как это делают местные рыболовы.

К нетолстой леске был привязан кусок крученого капронового шнура с несколькими поводками и обычной гайкой на двадцать два. Поплавка, к моему удивлению, не было. Серёга насадил на крючки червей и забросил снасть в воду.

Прикинув, что из похожего было у меня в рыболовном ящике,  достал одну из оснасток. Эту оснастку я применяю обычно для донок. Она в наибольшей степени соответствовала тому, что было привязано к леске юных казаков. Гайки не было, поэтому пришлось воспользоваться достаточно тяжёлым свинцовым грузилом, опять же от доночной снасти.

То, что поплавок не нужен, я понял сразу. Течение довольно плотно натягивало леску, поэтому поклёвка прекрасно видна была по кончику удилища.
 
Если оно лежало на борту лодки. А если держать удилище в руках, то и смотреть не надо, поклёвка отдаётся во всём теле. Рыболовы поймут.

Оснастку пристегнул карабинчиком к достаточно прочной леске, намотанной на катушку отличного универсального спиннинга с большим тестом, привезённого из Германии друзьями мне в подарок.

Хорошо, что пристегнул карабинчиком. Потому как после первой же поклёвки, начав выбирать леску, почувствовал, что добыча серьёзная. Даже очень серьёзная. Когда мои фантазии о размерах возможной добычи  зашкалили за грань возможного, понял, что это зацеп.

Серёги объяснили, что, скорее всего я поймал сеть, которых здесь превеликое множество. Можно конечно попытаться сеть вытащить. Тогда рыбы будет валом. Но сеть чужая. И если её вытащить, то проблем может быть больше чем рыбы.

Чужие сети и чужая рыба меня интересовали столько же, сколько и чужие проблемы. Но, к счастью или нет, слабенький карабинчик  разогнулся от очередного плавного, но мощного рывка моего надёжного спиннинга. 

Вымотав пустую леску, огорчился не очень. Запас грузил и поводков позволял ещё парочку зацепов. К счастью этого больше не произошло.

Быстренько перецепив поводки и грузило, сделал новый заброс.
Уверенная, чёткая поклёвка, подсечка, быстро выбираю леску и первая таранка уже в лодке.
Потом вполне приличная вобла. Потом ещё одна. Потом таранка. Потом полосатый небольшой окунёк. Потом сразу две таранки. И пошло-поехало.

Между насаживанием червей, забросами, вываживанием, сниманием рыбы с крючка и новым забросом, я узнал, что на моей снасти слишком много крючков. Целых пять вместо положенных трёх.

Должен сказать, что кроме правил, это имеет ещё и практическое значение. Когда идёт клёв, насадить пять червей на пять крючков – это очень долго.
Дольше насаживаешь червей, чем собственно рыбачишь. Правда, бывает, и сразу три таранки вытаскиваешь. Но редко. А три крючка - в самый раз.

Половили изрядно и с удовольствием. Перед самым заходом солнца клёв прекратился. В сумерках вернулись на берег.

Поджаренные насухо, покарбованные таранушки и особенно вобла – это незабываемо. Жареный окунь так себе, не идёт ни в какое сравнение, но тоже вкусно.

Хозяйка усадьбы, жарившая свежачок, довольно лестно отозвалась обо мне: «Надо же, не пообедав, не переодевшись, не снимая галстука,  отправился на рыбалку, да ещё и рыбы наловил!». Мелочь, а приятно. Тем более, что галстук я не ношу.

Следующий день выдался сложным. Встречи, разговоры-переговоры, совещания-заседания, словом – командировочные хлопоты.
Освободились в шестом часу вечера - и быстренько по спортивно-рыболовным магазинам.

А они уже закрыты. Пятница. Вечер. А нам срочно нужна катушка.
Товарищ по командировке, воодушевлённый моими вчерашними подвигами, решил непременно порыбалить и чего-нибудь этакого поймать. И непременно на свою собственную снасть.  И непременно с катушкой.

Поколесили по городу, нашли  единственный открытый магазин. Вполне приличный, большой. Тут тебе и лодки с плотами и байдарками, и рыболовные принадлежности, и даже снаряжение для дайвинга. Дайвинг нас не интересовал.

Продавец предложил недорогую, но надёжную японскую катушку. Здесь же приобрели недорогое телескопическое удилище, червей навозных и, к моей радости, коробку великолепных червяков зелёных.
 
Дело в том, что мои вчерашние компаньоны по рыбалке между делом обмолвились, что здесь и сомы водятся и во-о-о-от такие сазаны. А какой же сазан без зелёного червя или выползка? Про сома не знаю, а сазан – никак.
И поехали мы опять на Волгу.

С лодкой на этот раз не повезло. Не было лодки. Пришлось как-то приспосабливаться к рыбалке береговой.

Только-только пришед на песчаный бережок, мы увидели, как один из ранее пришедших рыболовов выволакивает на берег вполне приличных размеров леща.
 
Это воодушевило, но не очень. Целый день мечтал половить с лодки, а лодки нет. А как здесь ловят лещей, я тоже не осведомлён. И подсмотреть не у кого.  Ну да ладно, лиха беда начало.

Для начала – донки. За ними особого присмотра вроде как не надо. Леска для донок у меня на пластмассовых больших зелёных катушках. Очень удобно. И забрасывать, и выбирать. При некотором навыке, конечно.

Быстренько цепляю к одной катушке вчерашнюю снасть. Крючки большие, но, к сожалению, с коротким цевьём. Для гранул и макушных кубиков. Да строить новую снасть некогда, того и гляди солнце сядет.
 
Наживляю толстых, зелёных, крепких червей. По половинке на крючок. Первый пошёл! Леску в прорезь прутика, на леску колокольчик. Вполне бесполезный по причине лёгкой волны и шуршащей гальки. Но поклёвку должно бы быть видно. Должно бы. Но как показала практика – абсолютно не видно.

Заряжаю вторую донку и туда же, в Волгу, да подальше.

Строю новую снасть для спиннинга. Грузило средних размеров и три крючка. Причём разных моделей и размеров. Тот,  что поближе к грузилу, а значит ближе ко дну – побольше, примерно № 8,  с длинным цевьём. Те, что повыше – поменьше, примерно № 6.  Цепляю оснастку к леске спиннинга и бросаю опять же подальше.

Устанавливаю новую катушку на новое удилище, наматываю леску, оснастку устанавливаю аналогичную первой – три крючка и грузило. Заброс по привычке как можно дальше. Это удочка для моего товарища.

А вот и он с бутылкой пива. Поинтересовался уловом. Узнав о его отсутствии, уселся в моё любимое раскладное кресло и занялся пивом с вяленой таранкой.
 
Ни поклёвки. Выбираю спиннинг. Черви аккуратно обгрызены, даже самые крупные. Мелочь балуется? Или, быть может, раки? Интересно, раки здесь водятся? Перезаряжаю и опять – как можно дальше.

От скуки выбираю одну из донок и, к своему удивлению, обнаруживаю на крючке небольшую таранушку. Ну, с почином!
 
Мой товарищ, сидящий в кресле, ненадолго оживляется, даже пытается вымотать и перезабросить предназначенную для него удочку. Вымотать-то у него получается, а вот насадить червяков и перезабросить – не очень.

Пару раз уколов палец крючком, запутав леску, оборвав грузило, он смиряется с участью наблюдателя и снова усаживается в кресло. 
Приведя в порядок снасть, от души размахнулся и запулил грузило чуть ли не на середину Волги.

Уже скоро стемнеет, а клёва нет, рыбалка скучная получается. Выбираю одну из донок. Черви опять обгрызены. Ах так! Насаживаю на каждый крючок сразу по три больших червяка. Получаются большие шевелящиеся комки из зелёных червей.
 
Раскручиваю снасть над головой и очень неудачно забрасываю. Как-то косо. И совсем недалеко. Почти к самым прибрежным водорослям. Там наверняка мелко и рыбы нет

Но перезабрасывать не хочется.  Да и некогда. Солнце почти село, клёва нет, пора сматывать удочки. В прямом и переносном смыслах. Я их и сматываю.

Безо всякой надежды на успех, забросил ещё раз спиннинг. Тоже неудачно. Недалеко и в ту же траву.  Вдруг чувствую рывок. Что-то есть. Быстро вращаю рукоятку катушки. Идёт с трудом. И как-то рывками. Как будто срывающиеся зацепы.

Ну, думаю, вытяну пук водорослей. И в самом деле, показывается длинный шлейф водной растительности. Но между длинными крепкими стеблями травы, мелькает что-то серебристое. Таранка! И вполне приличная! Ну, думаю, случайная удача улыбнулась напоследок.
 
Не спеша разбираю снасть, укладываю в чехол удилище. Выбираю вторую удочку.  Ту, что забросил рекордно далеко. Пусто. Разбираю и её. Выбираю донку. Ожидаемо пусто. Надо бы и вторую выбрать. А может быть на ночь оставить?
Товарищ не советует. Говорит, что жалко будет, если украдут. Кому воровать-то? Берег уже пустой, да и на воде ни одной лодки. Все рыбаки закончили свои упражнения в удачливости и везучести, уже почти темно.

Решил выбрать последнюю донку, тем более, что и закинул её неудачно, в траву практически. Тяну. Идёт легко, ожидаемых зацепов нет. Вот и первый крючок с нетронутыми червями показался из воды.

А на третьем, последнем – лещ! Вполне приличных размеров. Очень красивый. Идёт без малейшего сопротивления, повернувшись на бок как камбала. Очень скоро рыба оказывается на прибрежном песочке.

Восторгу моего приятеля нет предела. Он обзывает меня лучшим рыбаком из всех, которых он знал. Просит сфотографировать его с лещём. Потом фотографирует меня с ним же.

Я тоже рад. Теперь знаю, как ловить лещей на Волге. Или думаю, что знаю. Завтра попробую проверить мои догадки.
               
Наступило завтра. То есть уже сегодня. Утро субботы. Никакой работы, только рыбалка. До обеда. Потом нужно уезжать.
 
Возвестил о том, что утро уже наступило и пора на воду, большой палец моей правой ноги, за который осторожно дёргал один из Серёг.  «Лодка уже на воде, черви накопаны», - сообщил он.
 
Рыбаку собраться – только удочки прихватить. Отчалили без приключений. Перешли на другой берег Волги, чуть дальше от стрежня, чем в прошлый раз, поближе к траве. Закинули. Поймали.

Поймали сразу трёх небольших окуней. По одному на каждого рыболова. Потом трёх таранок. Потом трёх воблушек. Потом везло по-разному, но клёв был постоянным и неизменным. Одолевал окунь. Иногда очень даже приличный.
 
Уже как следует половив, решили сменить место. Перебрались через водоросли, отмечающие косу, идущую от острова, остановились на мелком месте. Нужно заметить, что «мелкое место» на Волге, это глубина три - четыре метра.
 
Сразу после первого заброса – зацеп. Опять сеть. Сплавились немного ниже по течению, встали на якорь и опять начали таскать некрупную таранку. Иногда попадалась вобла.
Через некоторое время мои молодые спутники решили опять переместиться. Ориентируясь на чаек и лодки рыбаков, встали поближе к стрежню. Это оправдалось. Клевать стало пореже, но рыба пошла покрупнее.

Однажды пришлось даже применить подсачек, когда Серёга подтянул к лодке вполне приличного подлещика. Мы некоторое время поспорили даже, лещ это или подлещик.

Мои соседи по лодке пытались убедить меня, что сегодняшний подлещик вполне сопоставим по размерам с тем лещём, которого  поймал вчера я. С  этим утверждением категорически нельзя было согшласиться. Как можно сравнивать!

Стало солнышко припекать. Серёги разомлели и прикорнули. Один свернувшись калачиком в кокпите лодки, второй – обняв тёплый мотор.
Я их понимал. Ночь коротка в их  возрасте. Мало ли какие дела ночью у молодых казаков? А выспаться можно и днём.
 
Ребята спали, а я всё таскал и таскал таранок, воблу и окуней. Даже утомился слегка. Постепенно клёв сошёл на нет, а затем и вовсе прекратился.
 
Смотав удочки и собрав рыболовные причиндалы, разбудил Серёг, они выбрали якорь, завели мотор и мы отправились к берегу.

Впоследствии оказалось, что одного из Серёг звали вовсе не Серёга, а Дима.
Он просто стеснялся поправить важного гостя с Дона, когда  его Серёгой величали.


Рецензии