Рецензия на фильм 4 месяца, 3 недели, 2 дня Кристи

Ведущая тема фильма «4 месяца, 3 недели, 2 дня» - тема взросления. Причем взрослеет не девушка (Габби), которая перенесла страшное событие и физически и морально, а её подруга (Отилия), которая помогала в преступлении. Так в какой же момент Отилия переоценила свои ценности, свою жизнь? Сам процесс аборта в ней не вызвал  резкого резонанса – она к этому действу была подготовлена, она знала, что это случится. Мы видим, как она разрывается – девушку ждут на празднике, ведь никто не знает о  том, что она пережила унижение из-за безалаберности и инфантильности подруги.
Отилия, обещая отзваниваться, бежит на день рождения матери своего парня. Она  молча наблюдает за родителями,  даже пробует блюда, дабы не обижать хозяйку. Хотя на данный момент её больше волнует не вкусная праздничная еда,  а состояние Габби. Ведь пока никого нет рядом может произойти все, что угодно. От беспокойных мыслей Отилию отвлекают праздные разговоры гостей. Её внимание переключается.   
Родители говорят: «Ничего.  Из простых семей бывают тоже хорошие люди». При этом  родители не стесняются Отилию – девушку как раз из простой семьи, которая ведет себя более воспитанно и сдержанно, чем эта интеллигенция.  Отилия понимает, в каких условиях рос Ади – её молодой человек. Обстановка на празднике ей чужда. Она позволяет себе закурить, дабы немного оправиться от пережитого шока. Этот поступок сразу же подвергается осуждению со стороны дедушки. Конечно, он не знает её сегодняшних «приключений», но  воспитанный интеллигентный человек, которым он себя мнит, не станет заниматься нравоучениями в  присутствии посторонних, да еще и во время праздника.

           «Что бы ты сделал?» - открыто спрашивает Отилия Ади. Парень начинает запинаться, мямлить, находить общие фразы для ответа. Он бы бросил беременную девушку, также как бросил некий молодой человек Габби. Ади задумался о такой ситуации очевидно впервые.  «Конечно, это же не твоя забота» -  язвительно отмечает Отилия.  Если бы он призвал на помощь своих родителей врачей, никто бы не стал связываться с простушкой из деревни, подвергая себя риску быть арестованным. Его мама, которая заботливо приносит мороженое в комнату взрослому сыну, посоветовала бы найти себе «приличную девушку». Конечно, мы не знаем наверняка, как мог бы развиваться такой сюжет, но спрогнозировать, исходя из поведения родственников за столом,  можем.
Эпизод, в котором родители Ади отмечают праздник, становится одним из ключевых в фильме. Он заостряет то, что зритель понял интуитивно. Здесь также прослеживается политический мотив. Недаром события картины поставлены в предреволюционные исторические условия, когда режим Чаушеску терпит крах. Народ Румынии чувствует себя как инфантильная Габби – беспомощно. Страна погрязла во внешних долгах, и это напрямую сказывалось на простых людях. Власти буквально перекрывали воздух народу: для экономии средств, подолгу отключалась горячая вода и  электричество – факторы необходимые для жизни. Отилия – сильная молодая женщина, именно такие как она и принесут на своих плечах  революцию спустя год после событий фильма. 
Отилия переживает несколько этапов взросления по ходу фильма.  Ищет деньги, пытается снять номер, договаривается с врачом, «оплачивает» его услуги из-за нехватки наличных – как будто она, а не Габби переносит аборт.  Ступень выше – осознание того, что помощи ждать не придется от своего партнера. Дальше – Больше. Отилия едет с плодом в сумке, небрежно завернутым в окровавленное полотенце. Она выбрасывает его уже не как физическую улику. В этом плоде осталась и её дружба с Габби, и любовь к парню и беспечность молодости.  Отилию тошнит на улице, а беззаботная Габби спокойно спит, затем заказывает в ресторане блюда, состав которых невольно вызывает дрожь (мозги, обилие мяса). «Давай не будем никогда вспоминать об этом»  - предлагает Отилия. Габби в ответ с аппетитом жует пищу.


Рецензии