минирецензия на фильм Киры Муратовой Чеховские мот
Фильм представляет собой смесь всевозможных временных пластов. Когда мы наблюдаем за семьей в первой половине фильме, то создается полная уверенность того, что герои – современники Антона Павловича. Но потом на экране появляется телевизор - признак зажиточной современной деревенской семьи, а по телевизору транслируется балет – Анна Павлова в образе умирающего лебедя. Когда начинается часть с венчанием в церкви, Муратова четко воссоздает стереотипный образ «новых русских» постперестроечного времени. Причем, на контрасте с этими новыми русскими в церкви находятся невеста, загримированная под актрису немого кино и вневременные хрестоматийные священники. Несмотря на разносторонность временных образов, все герои органично вписаны в контекст картины. Такой прием Муратовой лишний раз доказывает актуальность чеховских персонажей, чеховских проблем и чеховских мотивов.
Кроме явного художественного и культурного богатства, фильм наполнен эмоционально. Некоторые сцены вызывают смех, а фарсовые герои недоумение, местами раздражение.
Если же Чехов изобличал пороки общества, то Муратова сквозь призму проблематики его произведений, показывает, как эти пороки эволюционировали и превратились в серьезные нравственные проблемы. Духовное обнищание людей проникает и в равнодушие отца, нежелающего отпускать сына на учебу, и в гостей свадьбы, для которых церковь не более чем анахронизм.
Муратова в своем фильме в очередной раз показала нас самих, не желающих слушать друг друга и стремящихся к форме, а не к смыслу, при этом она не сводит идею фильма к локальным проблемам, а возвышает её, скрещивает с идеей потери человеком своего «я», своего морального облика, своего бога.
Свидетельство о публикации №214010901634